Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Строка 185: Строка 185:  
# '''Отсутствие критики'''. Не нужно портить впечатление от комплимента последующей критикой: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой!» или «Мне нравится в тебе твоя удивительная способность располагать к себе всех. Но вот друзей себе ты выбирать не умеешь».
 
# '''Отсутствие критики'''. Не нужно портить впечатление от комплимента последующей критикой: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой!» или «Мне нравится в тебе твоя удивительная способность располагать к себе всех. Но вот друзей себе ты выбирать не умеешь».
 
# '''Отсутствие поучений'''. Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендаций или практических советов по ее улучшению: «Мне понравилось, как быстро ты все сделал. Теперь тебе нужно …».
 
# '''Отсутствие поучений'''. Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендаций или практических советов по ее улучшению: «Мне понравилось, как быстро ты все сделал. Теперь тебе нужно …».
 +
 +
== Почему нельзя приводить в пример других детей ==
 +
 +
У взрослых так мало методов давления на детей — рукоприкладство ужасно, кричать нельзя, — так что ревность и конкуренция кажется меньшим из зол. Но фраза «Посмотри, какой Петя молодец, не то что ты» может настолько навредить ребенку, что он вырастет убежденным лузером, не готовым к взрослой жизни. Почему же сравнивать детей нельзя?
 +
 +
Когда мы взрослые, мы имеем выбор, вступать в конкурентные отношения с другими работниками или не вступать. В конце концов, можно найти себе такую работу, где ты вообще не будешь ни с кем пересекаться. Сидишь себе, программируешь, или строчишь на машинке полотнища, или делаешь торты на заказ. Да, на рынке, безусловно, ты конкурируешь с другими производителями, но это не так заметно. Борешься не за любовь, а за деньги. Отчасти, еще и за признание в сообществе, если оно есть. А может, и нет никакого сообщества, просто трудишься — и все.
 +
 +
В то время, как в в лагере детям приходится сражаться за жизнеобразующий ресурс — вожатская любовь.
 +
 +
Да, одного ребенка эти подначки подстегнут, заставят поднапрячься, приложить больше усилий, подтянуть, наконец, эту чертову математику и заодно научиться подтягиваться на турнике. Другого навсегда отвратит от любых соревнований — «все равно я лузер». Девочкам вообще больше хочется находить общее и сплачиваться вокруг интересной задачи, чем участвовать в гонках.
 +
 +
Если уж вам так хочется стимулировать детей на достижения, попробуйте ставить индивидуальные цели: выучить сложное стихотворение. Лично тебе выучить, потому что это добавит очков в рейтинге. И получить награду. А не наперегонки с соседкой, которая и так одарена памятью и языковыми талантами сверх меры, поэтому запоминает прочитанное с одного раза. Зато она не умеет рисовать. Можно устроить конкурс рисунков — для баланса. Опять натравим детей друг на друга. Понятно же, что никакой братской любви и помощи в таких условиях не получится?
 +
 +
Для детей ваши сравнения могут обернуться глубокими внутренними, скрытными от глаз людских (и ваших родительских глаз в том числе!) душевными терзаниями и страданиями. Не надо никаких сравнений! Не надо никаких примеров! Каждый ребёнок уникален и неповторим. Его условия и обстоятельства жизни могут разительно отличаться от других детей. Поэтому, пожалуйста, не травмируйте психику ребёнка своими некорректными сравнениями, постановкой примеров и установкой идеалов. Не надо никаких сравнений! И не надо никого ставить в пример! А чтобы замерять личные успехи ребёнка, феноменальные педагоги сравнивают ребёнка с ним самим, непременно начиная сравнения словом "молодец", или "умница".
 +
 +
Примеры сравнений феноменальных педагогов:
 +
*"Какой ты молодец! В прошлом году ты пробегал на лыжах один круг, а в этом году — уже два круга".
 +
*"Умница! В прошлый раз в твоём диктанте было четыре ошибки, а сегодня — только две".
 +
*"Молодчина! Помнишь, два года назад ты говорил всего пять предложений на английском языке, пересказывая текс, а сегодня в твоём пересказе я чуть не сбился со счёта. Я насчитал 30 предложений!"
 +
*"Вот молодчина! В первой четверти ты собирал свой портфель, готовясь к следующему учебному дню, целый час, а теперь ты делаешь это минут за 20-30".
 +
*"Умница! Раньше мне приходилось тебе напоминать несколько раз, что после еды посуду за собой надо помыть. А теперь я вовсе об этом не говорю. Ты это делаешь сама без всяких напоминаний".
 +
*"Какой ты молодец у меня! Помнишь, как в начальной школе ты боялся выступать перед всем классом, ты очень сильно волновался и нервничал. А вчера выступил с докладом перед своими одноклассниками без всяких волнений".
 +
 +
Приучайте ребёнка с детства сравнивать себя с самим собой вчерашним!
 +
 +
    
== Как похвалить ребенка ==
 
== Как похвалить ребенка ==
    
[[Image:Pic0023.jpg |right]]
 
[[Image:Pic0023.jpg |right]]
"Я прихожу к страшному выводу. Я решающий элемент для детей.
+
Я прихожу к страшному выводу. Я решающий элемент для детей.
 
Это мой личный подход создает климат. Мое настроение делает  
 
Это мой личный подход создает климат. Мое настроение делает  
 
погоду. Как педагог, я распроостраняю огромную силу, которая
 
погоду. Как педагог, я распроостраняю огромную силу, которая
Строка 196: Строка 222:  
или уничтожать, причинить боль или утешить. Во ввсех ситуациях,
 
или уничтожать, причинить боль или утешить. Во ввсех ситуациях,
 
это мое право решать: кризис развивать или потушить и ребенка
 
это мое право решать: кризис развивать или потушить и ребенка
хвалить или ругать."
+
хвалить или ругать.
 
  −
Хейли Джинот "Между педагогом и ребенком"
       

Навигация