Строка 185: |
Строка 185: |
| # '''Отсутствие критики'''. Не нужно портить впечатление от комплимента последующей критикой: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой!» или «Мне нравится в тебе твоя удивительная способность располагать к себе всех. Но вот друзей себе ты выбирать не умеешь». | | # '''Отсутствие критики'''. Не нужно портить впечатление от комплимента последующей критикой: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой!» или «Мне нравится в тебе твоя удивительная способность располагать к себе всех. Но вот друзей себе ты выбирать не умеешь». |
| # '''Отсутствие поучений'''. Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендаций или практических советов по ее улучшению: «Мне понравилось, как быстро ты все сделал. Теперь тебе нужно …». | | # '''Отсутствие поучений'''. Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендаций или практических советов по ее улучшению: «Мне понравилось, как быстро ты все сделал. Теперь тебе нужно …». |
| + | |
| + | == Почему нельзя приводить в пример других детей == |
| + | |
| + | У взрослых так мало методов давления на детей — рукоприкладство ужасно, кричать нельзя, — так что ревность и конкуренция кажется меньшим из зол. Но фраза «Посмотри, какой Петя молодец, не то что ты» может настолько навредить ребенку, что он вырастет убежденным лузером, не готовым к взрослой жизни. Почему же сравнивать детей нельзя? |
| + | |
| + | Когда мы взрослые, мы имеем выбор, вступать в конкурентные отношения с другими работниками или не вступать. В конце концов, можно найти себе такую работу, где ты вообще не будешь ни с кем пересекаться. Сидишь себе, программируешь, или строчишь на машинке полотнища, или делаешь торты на заказ. Да, на рынке, безусловно, ты конкурируешь с другими производителями, но это не так заметно. Борешься не за любовь, а за деньги. Отчасти, еще и за признание в сообществе, если оно есть. А может, и нет никакого сообщества, просто трудишься — и все. |
| + | |
| + | В то время, как в в лагере детям приходится сражаться за жизнеобразующий ресурс — вожатская любовь. |
| + | |
| + | Да, одного ребенка эти подначки подстегнут, заставят поднапрячься, приложить больше усилий, подтянуть, наконец, эту чертову математику и заодно научиться подтягиваться на турнике. Другого навсегда отвратит от любых соревнований — «все равно я лузер». Девочкам вообще больше хочется находить общее и сплачиваться вокруг интересной задачи, чем участвовать в гонках. |
| + | |
| + | Если уж вам так хочется стимулировать детей на достижения, попробуйте ставить индивидуальные цели: выучить сложное стихотворение. Лично тебе выучить, потому что это добавит очков в рейтинге. И получить награду. А не наперегонки с соседкой, которая и так одарена памятью и языковыми талантами сверх меры, поэтому запоминает прочитанное с одного раза. Зато она не умеет рисовать. Можно устроить конкурс рисунков — для баланса. Опять натравим детей друг на друга. Понятно же, что никакой братской любви и помощи в таких условиях не получится? |
| + | |
| + | Для детей ваши сравнения могут обернуться глубокими внутренними, скрытными от глаз людских (и ваших родительских глаз в том числе!) душевными терзаниями и страданиями. Не надо никаких сравнений! Не надо никаких примеров! Каждый ребёнок уникален и неповторим. Его условия и обстоятельства жизни могут разительно отличаться от других детей. Поэтому, пожалуйста, не травмируйте психику ребёнка своими некорректными сравнениями, постановкой примеров и установкой идеалов. Не надо никаких сравнений! И не надо никого ставить в пример! А чтобы замерять личные успехи ребёнка, феноменальные педагоги сравнивают ребёнка с ним самим, непременно начиная сравнения словом "молодец", или "умница". |
| + | |
| + | Примеры сравнений феноменальных педагогов: |
| + | *"Какой ты молодец! В прошлом году ты пробегал на лыжах один круг, а в этом году — уже два круга". |
| + | *"Умница! В прошлый раз в твоём диктанте было четыре ошибки, а сегодня — только две". |
| + | *"Молодчина! Помнишь, два года назад ты говорил всего пять предложений на английском языке, пересказывая текс, а сегодня в твоём пересказе я чуть не сбился со счёта. Я насчитал 30 предложений!" |
| + | *"Вот молодчина! В первой четверти ты собирал свой портфель, готовясь к следующему учебному дню, целый час, а теперь ты делаешь это минут за 20-30". |
| + | *"Умница! Раньше мне приходилось тебе напоминать несколько раз, что после еды посуду за собой надо помыть. А теперь я вовсе об этом не говорю. Ты это делаешь сама без всяких напоминаний". |
| + | *"Какой ты молодец у меня! Помнишь, как в начальной школе ты боялся выступать перед всем классом, ты очень сильно волновался и нервничал. А вчера выступил с докладом перед своими одноклассниками без всяких волнений". |
| + | |
| + | Приучайте ребёнка с детства сравнивать себя с самим собой вчерашним! |
| + | |
| + | |
| | | |
| == Как похвалить ребенка == | | == Как похвалить ребенка == |
| | | |
| [[Image:Pic0023.jpg |right]] | | [[Image:Pic0023.jpg |right]] |
− | "Я прихожу к страшному выводу. Я решающий элемент для детей.
| + | Я прихожу к страшному выводу. Я решающий элемент для детей. |
| Это мой личный подход создает климат. Мое настроение делает | | Это мой личный подход создает климат. Мое настроение делает |
| погоду. Как педагог, я распроостраняю огромную силу, которая | | погоду. Как педагог, я распроостраняю огромную силу, которая |
Строка 196: |
Строка 222: |
| или уничтожать, причинить боль или утешить. Во ввсех ситуациях, | | или уничтожать, причинить боль или утешить. Во ввсех ситуациях, |
| это мое право решать: кризис развивать или потушить и ребенка | | это мое право решать: кризис развивать или потушить и ребенка |
− | хвалить или ругать." | + | хвалить или ругать. |
− | | |
− | Хейли Джинот "Между педагогом и ребенком"
| |
| | | |
| | | |