Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Строка 77: Строка 77:     
Когда комплимент пришелся по душе собеседнику, лицо его озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться собеседнику. И вы также непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и ваше настроение улучшилось. Так что польза от комплиментов всем. Остается только пожелать вам успеха в этом благом деле!
 
Когда комплимент пришелся по душе собеседнику, лицо его озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться собеседнику. И вы также непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и ваше настроение улучшилось. Так что польза от комплиментов всем. Остается только пожелать вам успеха в этом благом деле!
 +
 +
 +
 +
== 6 стратегий похвалы ==
 +
 +
Существуют шесть стратегий приумножения силы похвалы, которые работают и в компаниях, и в обществе, и в семье.
 +
 +
СТРАТЕГИЯ № 1: '''Прекратите сравнивать'''.
 +
 +
Самая плохая похвала, которую можно получить после выступления: «Сегодня ты выступал лучше всех». Что же в ней плохого, спросите вы. Ну, прежде всего, она обесценивает выступления всех остальных. К тому же она напоминает мне о том, что далеко не всегда я буду лучшим выступающим, поэтому я чувствую себя неловко. Вместо того чтобы воодушевить, подобная оценка лишает душевного равновесия.
 +
 +
Ведь на самом деле вы сравниваете, а не хвалите.
 +
 +
Вы пытаетесь поднять кого-то в чужих глазах, пихая остальных вниз! Истинная похвала — сказать человеку: «Ты сделал изумительный гол» или «Ты так вовремя и к месту пошутил», не говоря ни слова о том, что гол или шутка были лучше, чем у других. Когда вы говорите кому-нибудь, что он «лучше» кого-то другого, по определению это означает, что есть кто-то третий, кто «хуже» второго и первого.
 +
 +
Если вы хотите воодушевить других, не сравнивайте их ни с кем. По правде говоря, это самый трудный урок. Не важно, какие хорошие намерения вами движут, когда вы говорите коллеге или ребенку «Ты был там самым лучшим!», но этим вы показываете, что ваше восхищение зависит от его результатов на фоне других. Ничто не губит потенциал так, как похвала через сравнение. Хотя она и самая распространенная.
 +
 +
 +
СТРАТЕГИЯ № 2: '''Хорошее — в центр внимания'''.
 +
 +
Британский поэт и драматург XIX века Оскар Уайльд писал: «Когда люди перестают говорить, что это очаровательно, они перестают думать, что это очаровательно». Это идеальный способ описать нейробиологический процесс, являющийся базой для стратегии «Хорошее — в центр внимания». Наш мозг фокусируется на том, что мы говорим и делаем.
 +
 +
Если вы не ищете, за что похвалить, ваш мозг этого и не заметит.
 +
 +
Точно так же то, на чем мы сосредоточены, диктует нашему мозгу: «Это надо повторить». Так же, как похвала фокусирует наш мозг на позитивном поведении, критика переключает его на негатив. Если повторяется именно то, на чем мы сосредоточены, почему же мы уделяем так много внимания плохому, а не хорошему?
 +
 +
По этой же причине большинство технологий оценки достижений на самом деле снижают результаты. Слишком часто вожатый сначала обозначает слабые места подопечного, которые надо улучшать, и только потом уделяет внимание его положительным сторонам. В этом случае мозг подопечного говорит ему, что вожатому интересны не сильные, а только его слабые стороны; не его личностный рост, а недостатки. Потому он понимает, что его позитивное поведение не имеет значения.
 +
 +
Это не означает, что вожатые не должны давать честную обратную связь или указывать на зоны развития и роста. Мы должны быть реалистами, говоря о слабостях и проблемах, которые надо преодолеть. Но мы также должны осознавать: для улучшения наших слабостей и недостатков требуется не их игнорирование, а умственные способности, сила и энергия. Доступ к этим ресурсам обеспечивается похвалой. Именно она является топливом для нашего развития и роста.
 +
 +
 +
СТРАТЕГИЯ № 3: '''Хвалите базу'''.
 +
 +
Мы тратим так много времени и энергии на расхваливание высокорезультативных личностей, что игнорируем коллективный дух команды. Когда мы чествуем победу, нам необходимо также признать заслуги «ассистирующих» игроков, которые сделали ее возможной. Это не значит прекратить хвалить ребят, достигших наивысших результатов, или хвалить только тех, кто добился малого.
 +
 +
Нужно больше света проливать на игрока, который сделал голевую передачу, а не только забившего победный гол.
 +
 +
Последнего и так обожает толпа болельщиков и переполняет адреналин. Поэтому надо убедиться, что мы поощряем тех, кто вносит менее заметный, но не менее ценный вклад в командный успех. Постоянно направляйте свет на базу, и он отразится и вверх, и вниз, так что верхушка заблестит еще ярче.
 +
 +
 +
СТРАТЕГИЯ № 4: '''Демократизируйте похвалу'''.
 +
 +
Хороший вожатый хвалит ребят, которые привели к успеху. Великий лидер не просто хвалит, он скорее превращает других людей в провайдеров похвалы. Во времена, когда многие чувствуют себя переутомленными и недооцененными, как вы можете трансформировать инертность в похвалу? Вспомните призму: для преломления и отражения света необходимо множество поверхностей. То же самое верно и в наших летних лагерях.
 +
 +
Необходимо создать культуру, в которой каждый, независимо от занимаемого места, может излучать похвалу, не дожидаясь, когда ее спустят сверху. Другими словами, нам надо демократизировать похвалу. Представьте это как стыковку двух путей к большому потенциалу: мы должны распространить свою силу, чтобы усилить других.
 +
 +
Нам надо превратить ребят в провайдеров, а не скряг похвалы.
 +
 +
Если ребенок получал больше одобрений в течение смены, то своих ровесников он хвалил с удвоенной частотой. Те, кого хвалят свыше четырех раз, становятся провайдерами похвалы. Таким образом возникает добродетельный цикл, в котором коллективная признательность заслуг непрерывно приумножается.
 +
 +
 +
СТРАТЕГИЯ № 5: '''Используйте скрытые 31'''.
 +
 +
Итак, если мы хотим создать добродетельный цикл похвалы, необходимо найти способ превратить других людей в ее провайдеров. Для этого надо активировать особый пласт изначально позитивных людей. В межотраслевом исследовании было обнаружено, что 31% опрошенных отвечают, что они «позитивны, но не проявляют это в жизни». Таких людей называют «скрытыми 31%», и они считаются ключевыми для запуска цепной реакции похвалы. Эти люди в шаге от того, чтобы стать чемпионами позитива на работе.
 +
 +
Они уже оптимисты; осталось только воодушевить их.
 +
 +
Кто сильнее влияет на общий настрой экосистемы — позитивные или негативные люди? Сильнее влияет тот, кто активнее выражает свою ментальную установку, позитивную или негативную. Проблема в том, что в большинстве систем есть этот огромный пласт — 31% — увлеченных и позитивных людей, которые никак себя не проявляют. А значит, социальный сценарий «пишут» те, кто озвучивает свое недовольство. Поэтому главное — вывести этот скрытый 31% из тени.
 +
 +
 +
СТРАТЕГИЯ № 6: '''Хвалите не столько результаты, сколько для результата'''.
 +
 +
Пытаясь кого-то подбодрить, мы слишком часто концентрируемся на прошлых результатах и успехах. А похвала может быть топливом и для будущего, так как она помогает поверить в наш потенциал. Другими словами, нам надо хвалить не только былые заслуги, но и те, которых мы стремимся достичь.
 +
 +
Присваивайте людям качества — предвестники их потенциала в будущем.
 +
 +
Например: «Вы стали бы великолепным вожатым, ведь вы так заботитесь о подопечных ребятах». Или: «Вы очень пригодились бы команде, вы выглядите таким сильным и спортивным». Подобная похвала особенно действенна, если она правдива, но даже если это не так, все равно в итоге люди добавляют себе в копилку новые качества, тем самым укрепляя те, которые помогут им стать эффективнее.
      Строка 118: Строка 185:  
# '''Отсутствие критики'''. Не нужно портить впечатление от комплимента последующей критикой: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой!» или «Мне нравится в тебе твоя удивительная способность располагать к себе всех. Но вот друзей себе ты выбирать не умеешь».
 
# '''Отсутствие критики'''. Не нужно портить впечатление от комплимента последующей критикой: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой!» или «Мне нравится в тебе твоя удивительная способность располагать к себе всех. Но вот друзей себе ты выбирать не умеешь».
 
# '''Отсутствие поучений'''. Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендаций или практических советов по ее улучшению: «Мне понравилось, как быстро ты все сделал. Теперь тебе нужно …».
 
# '''Отсутствие поучений'''. Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендаций или практических советов по ее улучшению: «Мне понравилось, как быстро ты все сделал. Теперь тебе нужно …».
 +
 +
== Почему нельзя приводить в пример других детей ==
 +
 +
У взрослых так мало методов давления на детей — рукоприкладство ужасно, кричать нельзя, — так что ревность и конкуренция кажется меньшим из зол. Но фраза «Посмотри, какой Петя молодец, не то что ты» может настолько навредить ребенку, что он вырастет убежденным лузером, не готовым к взрослой жизни. Почему же сравнивать детей нельзя?
 +
 +
Когда мы взрослые, мы имеем выбор, вступать в конкурентные отношения с другими работниками или не вступать. В конце концов, можно найти себе такую работу, где ты вообще не будешь ни с кем пересекаться. Сидишь себе, программируешь, или строчишь на машинке полотнища, или делаешь торты на заказ. Да, на рынке, безусловно, ты конкурируешь с другими производителями, но это не так заметно. Борешься не за любовь, а за деньги. Отчасти, еще и за признание в сообществе, если оно есть. А может, и нет никакого сообщества, просто трудишься — и все.
 +
 +
В то время, как в в лагере детям приходится сражаться за жизнеобразующий ресурс — вожатская любовь.
 +
 +
Да, одного ребенка эти подначки подстегнут, заставят поднапрячься, приложить больше усилий, подтянуть, наконец, эту чертову математику и заодно научиться подтягиваться на турнике. Другого навсегда отвратит от любых соревнований — «все равно я лузер». Девочкам вообще больше хочется находить общее и сплачиваться вокруг интересной задачи, чем участвовать в гонках.
 +
 +
Если уж вам так хочется стимулировать детей на достижения, попробуйте ставить индивидуальные цели: выучить сложное стихотворение. Лично тебе выучить, потому что это добавит очков в рейтинге. И получить награду. А не наперегонки с соседкой, которая и так одарена памятью и языковыми талантами сверх меры, поэтому запоминает прочитанное с одного раза. Зато она не умеет рисовать. Можно устроить конкурс рисунков — для баланса. Опять натравим детей друг на друга. Понятно же, что никакой братской любви и помощи в таких условиях не получится?
 +
 +
Для детей ваши сравнения могут обернуться глубокими внутренними, скрытными от глаз людских (и ваших родительских глаз в том числе!) душевными терзаниями и страданиями. Не надо никаких сравнений! Не надо никаких примеров! Каждый ребёнок уникален и неповторим. Его условия и обстоятельства жизни могут разительно отличаться от других детей. Поэтому, пожалуйста, не травмируйте психику ребёнка своими некорректными сравнениями, постановкой примеров и установкой идеалов. Не надо никаких сравнений! И не надо никого ставить в пример! А чтобы замерять личные успехи ребёнка, феноменальные педагоги сравнивают ребёнка с ним самим, непременно начиная сравнения словом "молодец", или "умница".
 +
 +
Примеры сравнений феноменальных педагогов:
 +
*"Какой ты молодец! В прошлом году ты пробегал на лыжах один круг, а в этом году — уже два круга".
 +
*"Умница! В прошлый раз в твоём диктанте было четыре ошибки, а сегодня — только две".
 +
*"Молодчина! Помнишь, два года назад ты говорил всего пять предложений на английском языке, пересказывая текс, а сегодня в твоём пересказе я чуть не сбился со счёта. Я насчитал 30 предложений!"
 +
*"Вот молодчина! В первой четверти ты собирал свой портфель, готовясь к следующему учебному дню, целый час, а теперь ты делаешь это минут за 20-30".
 +
*"Умница! Раньше мне приходилось тебе напоминать несколько раз, что после еды посуду за собой надо помыть. А теперь я вовсе об этом не говорю. Ты это делаешь сама без всяких напоминаний".
 +
*"Какой ты молодец у меня! Помнишь, как в начальной школе ты боялся выступать перед всем классом, ты очень сильно волновался и нервничал. А вчера выступил с докладом перед своими одноклассниками без всяких волнений".
 +
 +
Приучайте ребёнка с детства сравнивать себя с самим собой вчерашним!
      Строка 124: Строка 215:     
[[Image:Pic0023.jpg |right]]
 
[[Image:Pic0023.jpg |right]]
"Я прихожу к страшному выводу. Я решающий элемент для детей.
+
Я прихожу к страшному выводу. Я решающий элемент для детей.
 
Это мой личный подход создает климат. Мое настроение делает  
 
Это мой личный подход создает климат. Мое настроение делает  
 
погоду. Как педагог, я распроостраняю огромную силу, которая
 
погоду. Как педагог, я распроостраняю огромную силу, которая
Строка 131: Строка 222:  
или уничтожать, причинить боль или утешить. Во ввсех ситуациях,
 
или уничтожать, причинить боль или утешить. Во ввсех ситуациях,
 
это мое право решать: кризис развивать или потушить и ребенка
 
это мое право решать: кризис развивать или потушить и ребенка
хвалить или ругать."
+
хвалить или ругать.
 
  −
Хейли Джинот "Между педагогом и ребенком"
       

Навигация