Инструктив по командообразованию
Версия от 14:40, 9 февраля 2009; Vvk (обсуждение | вклад)
Программа подготовки вожатого, как инструктора по командообразованию
- Базовые знания, необходимые вожатому для работы по формированию команды:
- отличие понятия «команда» от понятий «группа», «коллектив»;
- этапы развития команд;
- делегирование полномочий;
- лидерство и принятие решений в команде;
- оценка эффективности командной деятельности.
- Личность вожатого:
- основные роли ведущего детских групп;
- работа с собственными эмоциями;
- осознание вожатской позиции.
- Логика построения и формирования команды:
- Проблематизация и самопознание:
- исследование существующих механизмов общения;
- как меня видят другие, как я себя представляю;
- развитие доверия.
- Соперничество:
- исследование механизмов соперничества, конкуренции, соревнования;
- управление конфликтами.
- Развитие навыков кооперации:
- активное слушание;
- ранжирование ценностей;
- распределение ролей и делегирование полномочий в команде.
- Сотрудничество:
- творческое решение командных проблем;
- искусство взаимопомощи в команде;
- групповая скульптура.
- Проблематизация и самопознание:
- Инструменты и процедуры:
- Управление групповой динамикой:
- структурирование и подача информации;
- владение инициативой и резюмирование;
- мотивирование;
- работа с психологическими защитными механизмами;
- способы творческого решения проблем и развития идей;
- мобилизация энергии группы.
- Деловые игры:
- организация, цели, задачи, специфика проведения, результаты;
- имитационные, ролевые иные игры.
- Дискуссии:
- организация, темы, правила проведения;
- способы получения конструктивной обратной связи.
- Управление групповой динамикой:
Темы:
- Оценка эффективности работы в команде. Особенности процесса формирования команды. Прояснение и пересмотр ролей внутри команды.
- Разница между конкурирующим и взаимодействующим поведением в команде.
- Отработка навыков командной работы. Факторы, влияющие на степень позитивного отождествления себя с командой и с её задачей.
- Выявление членами команды навыков, способствующих эффективной работе.
- Предоставление каждому члену команды обратной связи.
- Внутренняя конкуренция. Разработка плана по разрешению конфликта. Типы поведения, мешающие эффективной работе в команде. Специальные техники для взаимодействия с проблемными людьми в команде.
- Постановка чётких общекомандных целей.
- Процессы обновления в команде.
- Техники межкомандного взаимодействия.
- Составление плана по совершенствованию команды.
На инструктиве можно использовать интерактивные методы обучения, способствующие установлению межличностных отношений в группе, интенсивному усвоению материала и активному участию. Среди этих методов:
- Мозговая атака
- Работа в малых группах
- Смысловые и игровые роли
- Изучение отдельного случая (кейс стади)
- Коммуникативные игры
- Игры -переключение внимания
- Игры разминки (энерджайзеры)
- Упражнение с обратной связью
- Дискуссия
- Управляемое обсуждение
- Вопросы и ответы
- Презентация
- ...
Задачи Инструктива:
- - умение быстро ориентироваться в различных ситуации и умение принимать ответственные решения;
- - умение четко становить педагогические цели и добиваться их достижения;
- - понимание того, как отразится на детях все то, что происходит в лагере и какой отклик это будет иметь за его пределами;
- - умение самостоятельно анализировать психологическое состояние группы, разрабатывать игры и тренинги для разрешения выявленных проблем;
- - умение организовывать большие массовые мероприятия;
- - умение организовывать с детьми обсуждения на мировоззренческие и нравственные темы.