Иллюзии командообразования

Материал из Летний лагеря
Версия от 15:45, 1 октября 2013; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
- s3CYB7X10m.jpg

«Не имей иллюзий, не будет разочарований»


Понятно желание вожатых решить если не все, то уж большую часть проблем организаций и взаимоотношений в детском коллективе через командообразование и направленные на это тренинги. Однако выбор тренингов командообразования сковывают стереотипы, затрудняющие продвижение действительно инновационного подхода в этой области. Анализируя практику проведения тренингов командообразования, можно констатировать о возникновении устойчивых иллюзий в этой области у вожатых.


Иллюзия №1. Любой тренинг, имеющий в названии «командообразование», направлен на формирование команды.

Часто, используя в своей речи некоторые «штампы», мы не задумываемся об истинном значении этих слов. Для нас привычно звучит фраза «детская команда», «спортивная команда», «команда подростков» и т.п. При этом не возникает никаких сомнений в том, что те, кого мы называем «командой» на самом деле ею являются. Создается впечатление, что название группы ребят «командой» уже делает их причастными к этому процессу. Но действительно ли любую группу людей можно назвать «командой»?

Одно из классических определений «команды» гласит - «детская команда – это детский коллектив с высоким уровнем сплоченности, приверженности всех ребят общим целям и ценностям детского лагеря».

«Команда» - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и формальным представителем детской этой группы»

«Команда» - группа психологически совместимых ребят, объединенных общими целями и взаимодействующих по определенным правилам.

«Команда» - небольшое количество ребят (чаще всего 5-7, может 15-20, реже больше), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие, взаимозаменяющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутригрупповые роли), устанавливают принадлежность как свою, так и партнеров к данной общности.

В русском языке слово «команда» («team» в английском) имеет два базовых значения: приказ и специфичная группа. Обратите внимание – «специфичная группа», т.е. группа, не похожая на все остальные!

Теперь рассмотрим другие термины, определяющие объединение ребят и общепринятые в нашей терминологии, такие как «коллектив», «малая группа» и «рабочая группа».

«Коллектив» – относительно компактная социальная группа ребят, объединённых единым видом общественной деятельности, общностью интересов, ценностных ориентаций, установок и норм поведения и воплощающих отношения сотрудничества, взаимной ответственности и помощи друг другу. В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для которых характерны:

  • высокая сплоченность;
  • самоопределение коллективное - в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития;
  • идентификация коллективная;
  • социально ценный характер мотивации выборов межличностных;
  • высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;
  • объективность в возложении и принятии ответственности за результаты деятельности совместной. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы.


В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива:

  • не уменьшается вклад, вносимый его членами;
  • не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации;
  • не ослабевает мотивация деятельности совместной;
  • отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами;
  • имеется положительная связь между эффективностью деятельности совместной и благоприятным климатом психологическим;
  • создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, но в коллективе этот эффект отсутствует. Групповые процессы в коллективе иерархизованы и образуют многоуровневую структуру, ядром которой является деятельность совместная, обусловленная социально значимыми целями:
  • первый уровень структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность;
  • второй уровень - отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной;
  • третий уровень - отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с деятельностью совместной. Закономерности, действующие на этом уровне структуры коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и коллектива в целом. Это ориентирует вожатого, диагностирующего развитость детского коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим сущностные, а не случайные, поверхностные качества.

«Малая группа» – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

«Рабочая группа» - двое или более ребят:

- работающих совместно и согласованно для достижения целей по выполнению конкретного задания;
- несущих общую ответственность за результаты своей деятельности.

Исходя из всех приведённых определений возникает вопрос – а что, собственно, собирается сформировать вожатый, проводящий тренинг командообразования? И чем будет отличаться уже имеющиеся объединение ребят от того, будущего, который назовут «командой» после тренинга командообразования? Если провести простое сравнительное исследование через определение понятий, то, в большинстве случаев - ничем. Имеющиеся объединение подростков, будет лучше соответствовать одному из трех определений – коллективу, малой группе или рабочей группе. По сути, детском лагере мало что изменится.

Если именно это и нужно вожатому, то можно смело проводить двухдневные тренинги командообразования, часто называемые тим-билдингом.

Если необходимо качественное изменение, которое соответствует определению термина «команда», то за два дня это сделать не удастся. Заблуждение, что построить команду можно за короткий срок при минимально затрачиваемых ресурсах, связано со следующей иллюзией.


Иллюзия № 2 - Можно изменить поведение подопечных ребят, не меняя моделей мышления вожатых в педотряде и, связанных с этим, норм, правил и законов поведения.

Одним из важнейших ограничений эффективности деятельности в детском лагере является подход к управлению подопечными ребятами как к простому явлению, не требующему предварительной подготовки вожатых. Можно сколько угодно рассуждать о том, что нужно изменить в работе с детьми, чтобы она приносила больший эффект педагогического воздействия детского лагеря на ребят. Но, без изменения модели мышления самих вожатых и вожатского отряда в целом, а, следовательно, и его поведения, реализовать эти изменения на качественном уровне будет крайне сложно. Можно до бесконечности проводить лагерные мероприятия по объединению детей, выработке их лояльности детскому лагерю, включая в них краткосрочные тим-билдинги. Но от этого структура эффективности деятельности лагеря качественно не изменятся. Это будет линейный процесс незначительных улучшений. Системных изменений, влияющих на все сферы работы летнего лагеря, не произойдет. А соответственно и качественного изменения, перехода на другой уровень деятельности в детском лагере. Практика показывает, что наиболее эффективный способ преодоления данного ограничения – это построение команды вожатых, которая находится в состоянии непрерывного обучения и запускает этот процесс в детском лагере в целом. Процесс этот сложен и занимает гораздо больше времени, чем два дня.

Хотя - это реальный шанс начать процесс качественных изменений в системе управления детьми в летнем лагере. При этом созданные детские объединения будут отвечать требованиям определения «команды». А также включать в себя и элементы определений коллектива и рабочей группы.

Данный процесс будет затрагивать следующие аспекты деятельности вожатых: распределение ответственности, атмосфера внутри вожатской команды, принятие коллег друг другом, взаимопонимание, отношение к ошибкам, отношение к конфликтам, принятие решений, отношение к критике, роль и место вожатого, соотношение личных и общественных целей.

Все перечисленные аспекты деятельности в детском лагере в результате создания эффективной вожатской команды начнут меняться. В результате этих изменений будет создана система, при которой детский лагерь начнет функционировать по-другому. Это приведет к новому механизму определения миссии летнего лагеря, которая будет создаваться и, как следствие, разделяться членами педагогической команды. Исходя из нового понимания миссии, изменится приоритетность целей и процессов детском лагере.

Изменится организационная структура дружины детского лагеря. Не имеется в виду организационная схема с «квадратиками» или «кружочками». Мы имеем в виду существующую в организации структуру взаимодействия ребят в процессе решения стоящих задач. Структура включает то, как дети принимают решения, которые переводят цели, правила и нормы в действие. И совершенно очевидным для нас является убеждение, что невозможно создать новое качество деятельности в детском лагере, не изменив структуры взаимодействия вожатых и детей, в ней участвующих.

Появится сильная команда вожатых, способная передать импульс для личностного развития и совершенствования своим подопечным.


Иллюзия № 3 – Можно проводить тренинги командообразования, основываясь только на процессе, а не на методологии.

Большинство вожатых при командообразовании методологическую основу подменяют описанием игр и заданий, которые составляют содержание тренинга командообразования. Они не могут внятно объяснять, почему именно так проводят свой тренинг и какая теоретическая база лежит в основе его. А это обуславливает мало контролируемые и прогнозируемые последствия подобных тренингов.

Приведем некоторые высказывания вожатых по поводу их понимания тренингов командообразования, построенных на основе этих убеждений:

  • «Мы показываем, что задание эффективнее выполнять всем вместе, чем поодиночке». В результате подобного тренинга дети начинают много времени выделять на регулярное и обильное взаимодействие всех со всеми. Пытаются создать чувства всеобщей любви и привязанности. Наступает момент, когда коллективное общение всем надоедает и реальные ситуации оказывается эффективнее выполнять поодиночке, чем всем вместе.
  • «Мы создаем команду, направленную на достижение общей цели». Это существенный признак командой деятельности, однако, только в том случае, если цель находится за пределами группы (цель летнего лагеря, детского отряда и т.д.). Если целью группы является «улучшение взаимоотношений», «нахождение общих интересов», «интересно заполненное время отдыха» и т.п., то в это случае формируется не детская команда, а детская компания. Компания – тоже неплохо, если ее цели не начинают противоречить целям детского лагеря. Чаще созданная детская компания начинает работать на свои личные цели, а не на цели детского лагеря. Важен и еще один момент в подобной работе по созданию групп, направленный на достижение общей цели. Группа не должна быть «закрытой». Иначе, выйдя на общелагерные мероприятия, члены детской группы начнут обособляться от остальных сверстников, которые тренинг командообразования не проходили. В результате мы получим отдельную от дружины летнего лагеря детскую группу, направленную на достижение целей. Такая группа может начать действовать на себя в ущерб целям детского лагеря.
  • «Мы подбираем команду по принципу «психологической совместимости». Но в команде важнее цель и совместная деятельность, чем психологические особенности ее членов. Группа, подобранная только по принципу совместимости, не обязательно становится командой. Есть яркие примеры хорошо подобранных сверстников в детском коллективе, которые действуют на достижение собственных целей, противоречащих целям летней смены.
  • «Мы создаем теплый психологический климат и избегаем конфликтов». Конфликт – неотъемлемая часть развития взаимоотношений к любой группе. Группы проходят различные стадии конфликтов – от конфликтов, связанных с личными амбициями, до конструктивно проводимых конфликтов, связанных с нахождением оптимальных решений. Избегание конфликтов может привести к различным последствия. В одних случаях конфликты могут перейти в разряд скрытых – они не проговариваются, но общее напряжение в коллективе растет. В этом случае все делают вид, что все хорошо. Общение поверхностное, при решении задач стараются «не высовываться», избегая наказания за инакомыслие. В других случаях в детской группе подбираются сверстники, рьяно старающиеся показать, что у них все отлично и они все любят друг друга. При этом поддерживание этого мифа отрицательно влияет на их совместную деятельность. Они не идут на конфликты, связанные с обсуждением решений и поиском лучших вариантов. Для подобных коллективов характерно обезличенное голосование – показатель формальных отношений и ухода от личной ответственности за результат.
  • «Мы создаем команду, лояльную вожатому». В этом случае некоторые вожатые начинают работать с командой без детских лидеров. Создается группа, скорее напоминающая «свиту», чем команду. Вожатый при этом выступает в роли монарха, который может не выполнять законов, созданных для членов его «свиты». Лояльность правилам детского лагеря и детской группы отходит на второй план. Важнее – лояльность вожатому.


В этой статье обращено внимание на чаще других, встречающиеся и накапливающиеся в сознании вожатых стереотипы, которые порождают неоправданные ожидания и иллюзии в концептуальных подходах к командообразованию. Но существуют также стереотипы, касающиеся содержания и методов проведения тренингов командообразования. Они напрямую связаны с вышеперечисленными иллюзиями.