Игры тренинговые (набор 35)

X 5f39b87bm.jpg

Упражнение «Знакомство»

Цель: анализ прошедшего дня, проговаривание возникших проблем, осознание положительных моментов прошедшего отрезка дня, информирование других членов группы о своей реакции на те или иные события.

Проводится вначале тренинга. Каждый участник называет одно положительное и одно отрицательное событие, которое произошло с ним за день.


Упражнение «Глаза в глаза»

Цель: Установление межличностного контакта участников тренинга, получение обратной связи, возвращение к детским воспоминаниям, некоторые из которых могли стать причиной затруднений в настоящий момент.

Участники разбиваются на пары и в течение 3-5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки.


Упражнение «Здравствуйте!»

Ведущий: «Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Пусть каждый по кругу произнесет слово «здравствуйте» по своему». Обсуждение: оценка участниками подтекста, который каждый вкладывал в приветствие.


Упражнение «Дамы и кавалеры»

Цель: осознание своих внутренних качеств через ассоциацию, формирование позитивного мышления, изменение излишне критичности по отношению к себе. Участники сидят в кругу. Каждый выбирает себе «псевдоним», например, название животного. По очереди участники сообщают свой псевдоним соседу, должен объяснить этот выбор, сделав комплимент.


Упражнение «Положительный и отрицательный герой»

Цель: анализ своих ценностных ориентиров, информирование об этом других членов группы. Каждый участник называет одного положительного и одного отрицательного, с его точки зрения, героя.


Упражнение «Восхищение и возмущение»

Цель: анализ собственный впечатлений от пережитого, информирование других членов группы о своих ценностных установках. Каждый участник рассказывает об одном событии, которое его возмутило, и об одном, которое вызвало восхищение.


Упражнение «Установление контакта»

Из группы выбираем 2х участников (1 рассказчик, 1 слушатель). По желанию рассказчик выбирает тему для разговора. Слушателю тренер дает вводную по «слушанию» – например: если не интересно – сворачивайте беседу; будьте резким и грубите, если собеседник неудачно выразился – перебивайте. Ваше мнение самое правильное; делайте вид, что внимательно слушаете, а сами думайте о другом; меняйте тему разговора, если тема Вам не интересна; поправляйте его, если он неправильно произносит слова; не смотрите в глаза собеседнику; станьте к нему как можно ближе; используйте закрытые позы.

На беседу отводится 3 минуты. По окончанию беседы все участники кроме Слушателя обсуждают беседу, отвечая на вопросы: «Как прошла беседа?», «Что помогало рассказчику?», «Что мешало?». Тренер записывает полученную информацию на Флип Чарт, предварительно разделив лист на две части: +/–.

Часть 2. Выбираем еще 1 пару и даем слушателю другую вводную: «Поддерживайте беседу, даже если ее тема не интересна Вам; не поправляйте собеседника, не перебивайте его; не меняйте тему разговора; используем открытые позы, улыбку, контакт глаз». На разговор те же 3 минуты и затем обсуждение в группе с записью на «ФЧ». Начать обсуждения нужно с мнения Рассказчика. В итоге у нас на «ФЧ» есть критерии правильного и неправильного поведения при установлении контакта.


Упражнение «Рассказ по кругу»

Каждый из присутствующих по кругу рассказывает о своем представлении об идеале в некоторой области. Темы могут быть в таком стиле: Как бы я потратил 1000000 долларов? Как я представляю себе рай? Какой бы я хотел иметь дом? Что бы я сделал, если бы был всемогущим? Что бы я сделал, если бы был главой государства?


Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»

Цель: Восстановление в памяти имен участников группы и создание рабочей атмосферы (это упражнение лучше проводить на второй день семинара). Ход упражнения: Участники стоят по кругу. Каждый поочередно говорит две фразы: «Меня зовут...» и «Я люблю себя за то, что...» Не отвлекайтесь на споры и обсуждение ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.


Упражнение «Я – это...»

Эту игру рекомендуется проводить, когда между участниками установились доверительные отношения. Цель: Помочь участникам лучше познакомиться, рассказать о себе. Материалы: Небольшие листочки бумаги, ручки и английские булавки для каждого участника. Ход упражнения: Всем раздаются листочки и ручки. Каждый участник в течение 5 минут придумывает десять слов или фраз, которые его характеризуют; записывает эти характеристики и прикрепляет листочек на грудь. Затем участники начинают перемещаться по аудитории и читать друг у друга характеристики. После того как надписи прочитаны, все садятся в круг и начинают обсуждать: что больше всего запомнилось в каждом, что вызвало удивление, смех...


Упражнение «Знакомство с группой»

Цель: Знакомство с группой. Тренер представляется и говорит о целях тренинга. Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, а потому мы должны познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге у нас есть прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Вам дается 30 секунд для того, чтобы выбрать себе игровое имя и написать его на бейдже. Остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так: каждый, по очереди, надевает бейдж, называет свое имя и объясняет, чем оно ему нравится. Все хором повторяют за ним его имя».


Упражнение «Познакомимся»

Цель: Знакомство участников друг с другом. Дать возможность участникам лучше узнать друг друга перед совместной работой. Членам группы предлагается представиться. Каждый участник, представляясь, перечисляет те качества, которые способствуют или мешают эффективному общению, называет свое хобби, девиз жизни. Представление проходит по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.


Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.


Упражнение «Лучшее приветствие»

Цель: Проанализировать, как мы приветствуем друг друга, чтобы добиться лучшего взаимопонимания при общении. Возраст: подростковый, юношеский. Материалы: Приз для победителя (это может быть ручка, небольшая яркая игрушка и т.д.). Ход упражнения: Группа разбивается на пары; внутри каждой пары люди приветствуют друг друга. По сигналу один партнер из каждой пары переходит в другую (чтобы избежать хаоса, можно предложить порядок перехода, например – по часовой стрелке), и приветствия продолжаются с новыми партнерами. Чтобы разнообразить приветствия, можно проиграть различные ситуации и роли: например, вы неожиданно встретили давнего друга; вы приходите к начальнику; встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, просто с первым встречным; попадаете в деревню и т.п.

После окончания игры по сигналу начинается обмен мнениями. Проводится конкурс на лучшее приветствие. Победителя выбирают по наибольшему количеству положительных отзывов о его манере поведения и речи, по количеству желающих перенять у него хорошие манеры.


Упражнение «Для приветствия»

Цель: Развитие в течение второго и последующих дней семинара доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел». Можно вспомнить ту индивидуальную черту человека, которую он сам выделил при первом знакомстве. Можно обращаться не только к конкретному человеку, но и ко всем сразу. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обратить внимание на способы установления контактов и в завершение упражнения разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, а также продемонстрировать наиболее продуктивные способы приветствий.


Упражнение «Меня зовут»

Цель: Подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой. Материалы: Лист ватмана и разноцветные маркеры. Ход упражнения: Группа располагается кругом. Первый участник пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, с именем связанное. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом». Каждый следующий участник делает то же самое. После того как последний напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там на протяжении всего занятия.


Упражнение «Самый – самый мой плакат»

Цель: Знакомство, создание доверительной атмосферы. Ход упражнения: Участникам предлагают создать плакат, на основании которого можно будет узнать: Имя. Возраст. Вес. Рост. Любимый цвет. В дополнение к вышеназванному набору участники, по своему выбору, добавляют в плакат еще минимум два изображения, рассказывающие о том: а) чем они любят заниматься; б) кто их друзья; в) как они выглядят, когда счастливы (автопортрет); г) их семья; д) если бы можно было загадать одно желание, которое немедленно исполнилось бы, они загадали бы...; е) место, в котором они любят проводить время, и другое. Участники прикрепляют плакаты на грудь и в произвольном порядке ходят по комнате в течение 15 минут, знакомясь друг с другом. Затем рисунки можно до конца дня (или до конца семинара) разместить на стене в рабочей комнате.


Упражнение «Снежный ком»

Цель: Познакомиться друг с другом, разрядить обстановку. Ход упражнения: Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку. Пример: Сергей строгий. Сергей строгий, Петр прилежный. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.


Упражнение «Поздоровайся локтями»

Участники здороваются, соприкоснувшись локтями. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. Попросите участников встать в круг. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:

каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и, коснувшись друг друга локтями.

Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.


Упражнение «Рукопожатие»

Ход упражнения: Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно передвигаться по помещению. Предложите детям свободно ходить по комнате и приветствовать каждого встречного рукопожатием. В это время они должны произнести только свое имя. Проследите за тем, чтобы все дети поздоровались со всеми.

Действие повторяется, но теперь каждый должен назвать своего партнера по имени. Если кто-то не может вспомнить имени другого, тот подсказывает. Вы можете придать игре интересный дополнительный акцент, предложив отряду образовать круг. Один из детей выходит на середину круга и обращается к кому-либо: «Костя, как меня зовут?» Тот, кто не может вспомнить имени стоящего в центре, меняется с ним местами.


Упражнение «Кроссворд»

Материалы: Бумага и ручки по количеству детей. Выполняя это упражнение, участники смогут проявить инициативу, организаторский талант и силу воображения, а заодно выучить имена друг друга. Ход упражнения: Пусть каждый из детей напишет на бумаге свое имя печатными буквами – в середине листа и сверху вниз (вертикально). После этого участники начинают ходить по комнате, знакомятся с другими и пытаются связать их имена с буквами собственного имени в виде кроссворда. Участники, чьи имена очень коротки, могут написать свою фамилию. Ниже дан пример кроссворда, где базовым было имя КАТЯ. Костя Анастасия Татьяна Яна Тот, кто за 5 минут сумеет включить максимальное количество имен в свой кроссворд, символически награждается группой: все становятся вокруг победителя и в течение 10 секунд с энтузиазмом аплодируют ему.


Игра «Выдуманные истории»

Время: 30 минут. Каждый член группы придумывает героя, который будет носить его имя, и рассказывает его историю. Предложите участникам разбиться на пары. Дайте парам 5 минут для предварительного знакомства. Партнеры представляются по имени и обсуждают следующие вопросы: От кого я получил свое имя? Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя? Есть ли мои тезки среди известных людей? Знаю ли я литературных или киногероев, носящих то же имя? Как имя влияет на мое поведение в жизни? Теперь объясните членам отряда само задание: каждый должен выдумать историю и рассказать ее своему партнеру. Герой истории носит имя рассказчика. Партнер должен молча и заинтересованно слушать историю и одновременно пытаться понять, каким человеком является рассказчик, как он воспринимает жизнь. После завершения рассказа слушавший задает вопросы говорившему. На общение в парах отводится 10 минут. В конце игры все участники собираются вместе и садятся в круг. Каждый участник представляет своего партнера и пытается охарактеризовать его личность. Цель представления — не поведать еще раз уже рассказанную историю, а представить личность партнера с разных, порой неожиданных, сторон.


Упражнение «Ритуалы приветствия»

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т.д. Варианты приветствия:

 легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
 объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
 легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
 рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
 легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
 поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
 простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
 мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
 потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).


Упражнение «Четыре угла – четыре выбора»

Время проведения: 30 минут. Подготовка: Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат АЗ) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах. Участники становятся на середину комнаты. Объявите детям, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в этом же углу (3 минуты). Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времени года. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

В конце игры подведите итоги, задав участникам следующие вопросы:

 Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?
 Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?
 Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?

Возможные варианты записей:

 инструменты: молоток, пила, клещи, игла;
 города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;
 напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;
 животные: лев, антилопа, змея, орел;
 здания: вилла, бунгало, замок, храм;
 знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс.


Разминка «Поздороваемся»

Цель: Разминка, взаимное приветствие. Ход упражнения: Участникам предлагают образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцы», «японцы» и «африканцы». Затем каждый идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Это упражнение обычно проходит весело и эмоционально. Его лучше всего проводить в начале занятия, чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.


Упражнение «Мяч»

Цель: Запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе. Материалы: Мячик. Ход упражнения: Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из них, называя при этом свое имя и имя того, кому мячик адресован. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имена и не начнут быстро передавать мяч.


Упражнение «Привет»

Дети подходят к плакату с нарисованными ладошками «приветик» и находят свою ладошку по цвету. Ведущий помогает детям найти свою ладошку. Затем ведущий обращает внимание детей на большого плюшевого льва, который сидит в обруче, и предлагает с ним поздороваться. Каждый ребенок жмет лапу льву и называет свое имя ласково.


Упражнение «Знакомство с эпитетами»

Ведущий предлагает участникам представиться. Назвать свое имя и два эпитета к нему. Эпитеты должны начинаться с той же буквы, что и имя. Но прежде необходимо назвать имя предыдущего и его эпитеты.


Упражнение «Уши мои локаторы»

Возраст: подростковый. Ведущий: «Я источник энергии и подзаряжаю сидящего со мной справа и слева человека. Поднимаю руку к ушам, и соседи поднимают руку к своему уху. Уши мои локаторы, вызываю Таню! Теперь Таня поднимает руки к ушам и вызывает кого-то другого». Комментарий: Упражнение помогает участникам запомнить имена, снимает напряжение комизмом ситуации.


Упражнение «Мои черты характера»

Цель: упражнение на знакомство. Нужно назвать свое имя и две черты характера. Участники сначала называют предыдущего и его черты характера, а потом себя. Разогревающие упражнения:


Упражнение «Найти пару»

Цель: развитие чувствительности к невербальным средствам общения; творческое взаимодействие с другими членами группы; развитие у членов группы установки на взаимопонимание; развитие умений выразить себя невербальными средствами. Время: 10 минут. Материалы: полоски бумаги с названиями животных. Играющим раздаются полоски бумаги, на которых написаны названия животных. Не разговаривая, каждый должен найти свою «пару»: такое же животное. Пары становятся в круг. Каждая пара изображает свое животное, остальные должны отгадать, что это за животное.


Упражнение «Предмет – ассоциация»

Ведущий называет или показывает какой-либо предмет, нужно по кругу называть ассоциации, какие вызывает этот предмет. Например, блокнот – бумага, дерево, ветка, лист, письмо, ручка и т.д.


Упражнение «Цветовая ассоциация»

Ведущий называет цвет, нужно вспомнить и назвать по кругу то, что этот цвет имеет. Например: красный – клубника, помидор, светофор, ягода, кровь, пожарная машина, мухомор и т.д.


Упражнение «Буква – знаменитость»

Ведущий показывает карточку с какой-либо буквой, нужно по кругу называть фамилии знаменитостей, которые начинались бы с данной буквы.

 Пример: буква «Г» – Горький, Грибоедов, Галкин и т.д.


Упражнение-ледокол «Счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения. Ход проведения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.


Упражнение «Карусель»

Цель: освоение умений адекватной коммуникации, отработка эффективных средств общения, развитие умений вести себя в соответствии с принципом «здесь и теперь». Время проведения: 30 минут. Группа делится пополам, образуя два круга: внешний и внутренний. По сигналу руководителя группы участники внешнего круга движутся по часовой стрелке, а внутреннего – против часовой стрелки. По сигналу руководителя участники останавливаются и поворачиваются лицом к соответствующему партнеру в другом круге. Находящиеся во внешнем круге играют роли полицейских, дающих указания по движению своим партнерам во внутреннем круге, которые играют ради автомобилистов. Участники спонтанно продолжают игру в течение трех минут. По сигналу руководителя группа опять начинает движение, затем по сигналу останавливается и повторяет процедуру выбора партнеров. На этот раз участники во внутреннем круге играют роли продавцов, старающихся что-то продать предполагаемым покупателям из внутреннего круга. Через три минуты участники прекращают игру и делятся впечатлениями. В этом упражнении могут быть выбраны еще роли:

 родственники, которые долгое время не видели друг друга:
 детей, получивших новую игрушку.


Упражнение «Апельсин»

Упражнение для «разогрева» аудитории. Цель: развитие коммуникативных навыков. Передавая апельсин по цепочке, сказать соседнему участнику «добрый день», не повторяя интонацию и манеру всех предыдущих «звеньев цепочки».


Игра «Отдай честь»

Цель: для разогрева участников. Инструкция для участников: «Отдайте честь правой рукой, а левую одновременно вытяните вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: "Во!". Затем хлопните в ладоши и проделайте то же самое, но быстро сменив руки». Для ведущего: Для разнообразия к движениям рук можно добавить и движения ног – притопывая в такт музыке. Проводить игру можно сидя, стоя и в движении. Игру можно проводить под ритмичную музыку, а лучше всего подойдет для этой цели марш.


Упражнение «Покажи»

Цель: снятие мышечных зажимов, упражнение-ледокол. Необходимо изобразить, используя всех участников тренинга:

 крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;
 оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;
 болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди за колбасой, пациентов из палаты перед операцией;
 Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой;
 букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»;
 картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п.


Игра «Козлятушки – ребятушки»

Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия и невербального общения, расширение репертуара средств воздействия в процессе общения. Одна группа участников отгораживается от остальных, например, стульями. Это «козлятушки», которые сидят в «домике». Другая группа делится на «волков» и «коз». У них одинаковая задача: попасть в дом, для чего они могут использовать все способы убеждения. «козлятушки» пускают в «дом» своих «соплеменников» и не пускают «волков».


Упражнение «Веселый счет»

Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников. Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.


Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…» Пример:

 Меня зовут Никита, меня любят москиты!
 Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
 Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
 Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
 Меня зовут Рита, в огороде все полито!


Упражнение «Шеренга»

Цель: сплочение коллектива. Инструкция: Построиться в шеренгу по:

 росту;
 цвету волос;
 алфавиту имен;
 размеру ноги;
 знаку зодиака.


Упражнение «Сочинитель»

Цель: развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых. Ход проведения: Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.


Упражнение «Апчхи»

Цель: для общей релаксации, поднятия настроения и жизненного тонуса. Особенно если отмечается некоторое напряжение между участниками или остался какой-то нехороший осадок от предыдущего упражнения, высказывания. Ход проведения: Участники разбиваются на три группы. Для каждой группы дается свое задание:

 1-я группа должны громко прокричать «Ачи»
 2-я группа громко кричит «Ячи»
 3-я группа громко кричит «Ящики»

Одновременно все три группы громко кричат каждая свою фразу. Получается очень красивый и смачный ЧИХ!


Упражнение «15 слов»

Ведущий предлагает участнику назвать 15 слов, начинающихся на определенную букву, с условием, если пауза между словами составляет более 5 секунд, то участник делает одно приседание. Подразумевается, что участник находится перед своей группой.


Упражнение «Хромая обезьяна»

Длительность 3 минуты. Все встают и начинают хаотично ходить. Тренер (ведущий) дает установку: «Только не думайте о хромой обезьяне. Кто подумает - должен хлопнуть в ладоши». Получаются, как правило, бурные аплодисменты. Установки можно давать самые разные.


Упражнение «Пожалуйста»

Возраст: для детей 7-8 лет.

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.


Упражнение «Запретный номер»

Возраст: для детей 6-7 лет. Ход игры: Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер — пять. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок, молча, хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть», и т.д.


Упражнение «Кто тормоз?»

Цель: баланс механизмов возбуждения и торможения. Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий называет различные числа. Когда называется четное число, нужно схватить предмет.


Упражнение «Муха в квадрате»

Цель: направлено на групповое взаимодействие. Мысленно представим поле для крестиков-ноликов, состоящее из девяти квадратов. В центральном квадрате сидит муха.

Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх-вниз, вправо-влево. Участники делают последовательно по одному ходу. Запрещено делать челночные ходы (туда-сюда). Нельзя вылетать за границы поля. Упражнение может использоваться и как разогревающая методика. Со временем можно усложнить задачу, модернизировав плоское поле в объемное (куб).


Упражнение «Фраза по кругу»

Выбирается какая-нибудь простая фраза, например: «В саду падали яблоки». По удару гонга, начиная с первого игрока, все по очереди произносят эту фразу. Каждый участник игры должен произнести ее с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если человек не может придумать ничего нового, он выбывает из игры – повторять интонацию нельзя. Так продолжается, пока не останется несколько победителей (три-четыре), но если никто не в состоянии ничего придумать, игра может закончиться и раньше.


Упражнение «Пожелание на сегодня»

Работа начинается с того, что все высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Они должны быть короткими, желательно в одно слово. Один из участников бросает мяч тому, кому адресует пожелание, и одновременно произносит его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодня. Надо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараться никого не пропустить.


Упражнение «Карлики и великаны»

Образующие круг участники должны выполнять команды ведущего. Если он говорит «великаны», то все встают на цыпочки и поднимают руки вверх; если – «карлики», то все приседают. В ходе игры ведущий пытается запутать участников, например, приседает, говоря «великаны».


Упражнение «Ураган»

Участники садятся в круг. Ведущий выходит в центр и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белая рубашка, почищенные утром зубы, черные глаза и т.д.). Все обладающие названным признаком обязательно должны поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым сам на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-нибудь место. Оставшийся без стула человек становится ведущим. Если ему долго не удается сесть в круг, он может сказать: «Ураган» – и тогда все сидящие по кругу должны поменяться местами.


Упражнение «Пустой стул»

Все рассчитываются на первый-второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» – встают за их стульями. Один стул остается свободным. Задача участника, стоящего за свободным стулом, – взглядом пригласить на него кого-нибудь из сидящих. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Партнер, стоящий за ним, – должен его задержать.


Упражнение «Бабушка из Бразилии»

Все участники встают лицом в круг. Ведущий показывает движения и произносит определенные фразы. Задача участников – все за ним повторить.

1. Стоя прямо, держа руки по швам, бодро: «У меня в Бразилии есть бабушка!»
2. Повторить позицию 1, затем выставить вперед правую ногу, повернув стопу внутрь: «У нее вот такая нога!»
3. Повторить позиции 1 и 2, затем повернуть корпус так, чтобы левое (правое) плечо выдвинулось вперед, и выставить вперед локоть левой (правой) руки, спрятав кисть под мышку: «У нее вот такая рука!»
4. Повторить позиции 1, 2 и 3, затем наклонить голову на плечо и скривить рот: «У нее голова набок и рот кривой!»
5. Повторить позиции 1, 2, 3 и 4, затем, подпрыгивая в получившейся позе, громко: «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка в Бразилии!!!»


Упражнение «Прорвись в круг»

Цель: Сплочение группы, снятие эмоционального напряжения. Ход упражнения: Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий (по итогам прошедших занятий) определяет, кто из участников чувствует себя менее всего включенным в группу. Он предлагает ему первым исполнить упражнение: разорвать круг и проникнуть в него. То же самое могут проделать остальные.


Упражнение «Печатная машинка»

Цель: Разминка, выработка навыков сплоченных действий. Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы – ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.


Упражнение «Шарики в воздухе»

Цель упражнения: Разминка, обучение координации совместных действий, уверенному поведению при необходимости адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. Описание упражнения: Участники объединяются в команды по 3-4 человека и встают в круги, взявшись за руки. Каждая команда получает по 5 надутых резиновых шариков. Нужно удержать их в воздухе в течение 5 минут, не расцепляя рук. При этом нельзя просто положить их на что-либо или зажать между телами, они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побеждает команда, которая сумеет удержать больше шаров. Обсуждение: Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?


Упражнение «Путаница»

Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников. Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.


Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их. Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет. Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.


Упражнение «Круг знакомств»

Цель: Сплотить и раскрепостить участников тренинга. Ход упражнения: Участники встают в круг. По очереди один участник делает шаг в середину, называет свое имя, показывает какое-нибудь движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается на прежнее место. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Если с первого раза не получается верно повторить жест или звук, следует повторить попытку. Далее другой участник выходит в круг, называет свое имя, предлагает свои движения и/или звуки, и все стараются максимально точно их повторить, и так далее, пока каждый из участников не предложит что-то и остальные не повторят это как можно точнее.


Упражнение «Две шеренги»

Цель: Разминка, развитие ловкости, уверенности в своей реакции на быстро меняющиеся обстоятельства. Участники делятся на две команды, которые выстраиваются в шеренги напротив друг друга на расстоянии 6-7 метров (для участников с хорошей физической подготовленностью – до 10 метров), интервал между соседями 50-60 см. Водящий от каждой из команд встает в противоположную шеренгу. Тот водящий, чьей команде досталось право первого хода (это определяется жеребьевкой), бросает мяч любому члену своей команды, стоящему в противоположной шеренге. Если участник ловит мяч, то он переходит вместе с ним в противоположную шеренгу, бросает его другому члену своей команды и т.д.


Упражнение «Сова»

Цель: Тренировка быстроты реакции, наблюдательности, умения действовать в соответствии с быстро меняющейся ситуацией. Описание упражнения: Один из участников – водящий – изображает «сову», которая в дневное время охраняет свою добычу. Но, будучи птицей ночной, на ярком солнечном свету она ничего не видит (глаза водящего закрыты или завязаны) и поэтому не может летать (запрещено сходить со своего места). «Добыча», которую изображают 10-15 смятых листов бумаги, лежит у ног водящего. Остальные участники располагаются вокруг, изображая стаю «дневных птиц», и по сигналу ведущего пытаются украсть у «совы» ее «добычу». Тот, кого поймала «сова», выбывает из игры. За одну попытку разрешается утащить только один кусок «добычи». Побеждает и награждается аплодисментами тот участник, который добудет больше всего таких кусков. Обсуждение:

 Какими качествами «совы» и «дневных птиц» определялся их успех в этой игре?
 Где в реальной жизни востребованы эти качества?


Упражнение «Поймать в круг»

Цель: Разминка, тренировка умения уверенно действовать в быстро меняющихся ситуациях, слаженно с партнерами. Описание упражнения: Два участника встают лицом друг к другу и берутся за руки, остальные свободно перемещаются вокруг них. Их задача – поймать кого-нибудь из оставшихся (не расцепляя руки, «окружить» другого участника сверху). Пойманный встраивается между первыми двумя, берется с ними за руки так, чтобы образовался круг из трех человек. Следующего участника они ловят уже втроем, пойманный становится очередным сектором круга и т.д. Задача – выловить, таким образом всех участников. Если остались 1-2 участника, изловить которых никак не удается, игра может быть завершена и раньше. Обсуждение:

 Как изменялась специфика «ловли» участников по мере увеличения количества людей, находящихся в кругу?
 Какие качества, кроме ловкости, позволили участникам, которых дольше всего не поймали, уворачиваться успешнее других?


Упражнение «Хвостоглаз»

Цель: Сплочение, разминка, тренировка умения управлять другими людьми и выполнять указания того, кто управляет. Описание упражнения: Участники встают в колонну, каждый кладет руки на плечи стоящего впереди. Ведущий поясняет, что участники – это загадочная сороконожка, глаза которой расположены не на голове, а на хвосте. Все, кроме стоящего последним, закрывают глаза, а тот, кто оказался в хвосте, управляет движениями всей «сороконожки», отдавая голосом команды тому, кто находится впереди, а при необходимости и другим участникам. Задача – перемещаться таким образом по заданной ведущим траектории (обойти по периметру помещение, пройти «змейкой» между несколькими стульями и т.п.). Если ведущий замечает, что кто-то, кроме находящегося в хвосте, открывает глаза, «сороконожка» начинает путь сначала. Игра продолжается 3-5 мин, каждую минуту порядок расстановки участников в колонне меняется. Обсуждение:

 В чем сложность задачи управлять движениями «сороконожки», какие качества позволяют успешно ее решить?
 Как изменялось впечатление от игры, когда участники оказывались в разных местах колонны (например, были в начале, а потом перестроились ближе к хвосту)?


Упражнение «Многоножка»

Цель: Разминка, сплочение, тренировка уверенного поведения при необходимости координировать свои действия с действиями других. Описание упражнения: Участники делятся на 2-3 команды и выстраиваются в колонны. Каждый из них сгибает левую ногу и берется двумя руками за согнутую ногу стоящего впереди участника (в области голеностопного сустава). По команде ведущего колонны в таком виде начинают двигаться, между ними организуется соревнование на скорость перемещения. Обсуждение: Участники обмениваются своими впечатлениями от игры и соображениями насчет того, кто внес наибольший вклад в победу


Упражнение «Рак-отшельник»

Цель: Разминка, мобилизация внимания участников, тренировка умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. Описание упражнения: Участники разбиваются на тройки. Два человека из каждой тройки встают лицом друг к другу, берутся за руки и изображают морскую раковину — «домик» для рака-отшельника. Третий участник встает между ними и изображает «жильца» — рака-отшельника. Водящий дает команды:

— «Жильцы ищут домики».

По этой команде «раки-отшельники» выходят из своих убежищ и стремятся занять новые, а «раковины» остаются на месте.

— «Домики ищут жильцов».

«Раки-отшельники» остаются на месте, а «раковины», не разжимая рук, перемещаются в поиске новых жильцов.

— «Буря».

По этой команде все покидают свои места, «раки-отшельники» начинают искать себе новые убежища, а «раковины» – новых жильцов.

Игра проходит интереснее, если количество участников таково, что кто-то один каждый раз остается «бездомным» (он и становится очередным водящим). Обсуждение

 Какая роль больше понравилась каждому из игроков, чем именно?
 Что за умения развивает эта игра, в каких реальных жизненных ситуациях они востребованы?


Упражнение «Посылка»

Участники садятся в круг, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Какой-либо игрок «отправляет посылку», слегка хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное их количество или разные виды движений).


Упражнение «Ревущий мотор»

Ведущий говорит: «Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля. Один из вас начинает: «Рррмм!» – и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к сидящему рядом соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?»


Игра «Жонглирование в группе»

Время проведения: 5 минут. Подготовка: Отодвиньте в сторону столы и стулья, Вам понадобится шесть-десять мягких пенопластовых мячей (подойдут также клубки шерсти). Объясните детям, что они будут тренироваться в метании и приеме мячей, и что постепенно в игру будет вводиться все больше и больше мячей. Скажите, что каждый должен бросать мяч очень аккуратно, чтобы его легко можно было поймать. В противном случае игры не получится. Все игроки становятся в круг, и каждый запоминает, от кого он получает мяч и кому перебрасывает. Чтобы легче было заметить это, в начале действия все играющие поднимают одну руку вверх и опускают ее только после того, как поймают брошенный им мяч. Начните игру, назвав имя какого-либо игрока и бросив ему мяч. Игрок ловит мяч и, называя по имени другого участника игры, перекидывает мяч ему. Продолжайте игру до тех пор, пока все поднятые руки не опустятся, следовательно, пока каждый игрок не поймает и не передаст мяч дальше. Повторите игру еще раз. Теперь введите в игру дополнительный мяч, так чтобы группа работала по тем же правилам одновременно с двумя мячами. Когда группа закончит игру с двумя мячами, можно добавить третий мяч... затем четвертый... пятый... Чем больше мячей, тем заметнее эффект жонглирования. В конце игры участники аплодируют друг другу.


Игра «Бег рук»

Время проведения: 5 минут. Участники разбиваются на команды по шесть человек. Каждая команда образует круг. Все игроки вытягивают правые руки к центру и кладут ладони одна на другую.

Теперь участники перекладывают ладони: самая нижняя рука начинает путешествие наверх, за ней следует рука второго игрока, которая теперь оказалась снизу, и т.п. Руки должны перемещаться строго по очереди, причем в один и тот же момент двигать рукой может только один игрок. После того как члены команд научатся работать быстро и слаженно, начинается соревнование между командами: кто быстрее изменит расположение рук. Как только команда успешно завершит перегруп¬пировку, все ее игроки должны будут закричать в один голос: «Готово!» Сыграйте в эту игру два или три раза и в заключение спросите, изменились ли у играющих ощущения от рук партнеров.

В пылу соревнования часто бывает трудно определить момент окончания состязания, поэтому для удобства можно пометить руку первого игрока, например, крестиком. Если у Вас достаточно времени, проведите соревнование с левыми руками и, что довольно трудно, с обеими. В последнем случае руки одного и того же участника не должны лежать одна на другой. Успех игры во многом зависит от того, насколько развиты у игроков способность к сосредоточению и координация движений.


Упражнение «Жонглеры»

Цель упражнения: Развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Описание упражнения: Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3 – 5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов). Задача – одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше. Обсуждение: Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре?


Игра «Японская бабочка»

Цель: вовлечение участников в групповую работу. Время проведения: 10 минут. Подготовка: Отставьте столы и стулья в сторону. Выберите участник, который будет играть роль «тори». «Тори» – это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в центр круга, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна Бабочка. Эта Бабочка становится новым Тори во втором раунде, но Вы можете закончить игру и на этом. В таком случае Бабочка описывает еще один круг вокруг группы и приветствует каждого Тори на японский манер (легкий поклон, руки по бокам).


Разминка «Поздороваемся»

Цель: Разминка, взаимное приветствие. Ход упражнения: Участникам предлагают образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцы», «японцы» и «африканцы». Затем каждый идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Это упражнение обычно проходит весело и эмоционально. Его лучше всего проводить в начале занятия, чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.


Упражнение «А я еду...»

Цель: разогрев участников. Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.


Кто сказал «Гав»

Цель: разогревающее упражнение, развитие внимания. Возраст: дошкольный, младший школьный. Ведущий предлагает детям превратиться в собачек (кошечек, лягушат, гусят и т.д.). Один ребенок встает спиной к группе и угадывает, кто из детей сказал «гав».


Игра «Киллер»

Участникам раздаются карточки с названием роли; одному из игроков достается роль киллера. Ему предстоит «перестрелять» всех жителей мирного города, делает он это с помощью подмигивания. Кому он подмигнет одним глазом (незаметно для остальных), тот считается убитым, после этого «труп» складывает руки «крестом» на своей груди. Игрокам «мирным жителям» предстоит найти киллера. При этом должны соблюдаться условия:

1. Обнаружив «киллера» свидетель поднимает руку, заявляя: «Я свидетель», после чего ждет следующего свидетеля.

2. Обвинение возможно при двух и более свидетелях

3. После на счет ведущего, на счет три свидетели не сговариваясь должны показать на одного человека.

А) оба игрока называют одного и того же человека-киллера, т.е. версии оказались верными. В этом случае киллер «умирает», побеждают жители.

Б) оба игрока показывают на разных людей. В этом случае умирают (складывая руки) сами правдоискатели, даже если один из названных действительно был киллером (о чем знает и сам ведущий).

В) любое воздействие на игру «умерших», должно строго пресекаться. Информация к обсуждению:

 какие чувства испытывает человек, делающий признание и не уверенный до конца в своей правоте?
 что испытывает изобличаемый?
 как чувствует себя невинный человек, которого обвинили в убийстве?
 что он ощущает, когда видит, что стал невольной причиной гибели других людей? и т.д.

После разоблачения город «засыпает», а бывший «киллер» выбирает себе приемника, два раза дотронувшись до плеча. Сам он на следующую игру становится ведущим.


Игра «Комиссар Каттани»

Игроки садятся в круг лицом к центру. Ведущий раздает участникам по одной игральной карте (или специальной карточке), оговорив заранее, какие карты будут обозначать «мафиози». Их количество зависит от размеров группы и не должно превышать трети участников. Например, на группу из 15-16 человек это 3-4 мафиози. Одна из карт или карточек обозначает народного мстителя, который имеет право в одиночку вершить суд.

Игроки смотрят карты, никому их не показывая, после чего их собирают. Мафиози никак не должны показывать свою принадлежность. Ведущий говорит: «В город приходит ночь. Все жители спят» Все закрывают глаза, и спустя какое-то время, когда ведущий убедится, что никто не подглядывает, он дает знак мафии, например: «Только мафия не спит. Она выходит на охоту». Люди мафии открывают глаза, выбирают жертву, взглядами договариваются и показывают ее ведущему, после чего вновь закрывают глаза. «Наступило утро! - объявляет ведущий. - Город проснулся, и его жители узнали страшное сообщение. Этой ночью был убит мирный житель: - ведущий показывает на того участника, которого выбрали мафиози. - Кто же преступник?»

После того, как свой ход делает мафия, ведущий объявляет, например, следующее: «Пришло время расплаты! Комиссар Каттани вершит правосудие». После этих слов игрок, которому досталась соответствующая карта, открывает глаза и указывает на того, кого он считает мафиози. Обычно в этом случае неверные ходы не засчитываются, то есть если комиссар укажет на «честного человека», то ход просто оказывается холостым и из игры никто не выбывает.


Игра «Мафия»

Цель: разминка, разогрев участников. Игроки садятся в круг лицом к центру. Ведущий раздает участникам по одной игральной карте (или специальной карточке), оговорив заранее, какие карты будут обозначать «мафиози». Их количество зависит от размеров группы и не должно превышать трети участников. Например, на группу из 15 - 16 человек это 3 - 4 мафиози. Игроки смотрят карты, никому их не показывая, после чего их собирают. Мафиози никак не должны показывать свою принадлежность, а «честные люди» должны обнаружить их по особенностям поведения и, образно говоря, «поставить к стенке»: «На город опускается ночь. Жители спят, – говорит ведущий, все участники закрывают глаза, а ведущий продолжает: – мафия знакомится!».

Мафиози открывают глаза и находят взглядами друг друга. После этого ведущий предлагает им закрыть глаза и говорит: «Наступило утро. По городу пронеслась весть о том, что появилась мафия. Жители обсуждают это сообщение и пытаются угадать, кто же преступник». Группа открывает глаза и ведет обсуждение, анализируя поведение каждого участника. Для упрощения работы каждый может просто назвать своих кандидатов. (Обычно за один ход игрок называет количество подозреваемых, равное количеству мафиози, но за каждый круг игры приговор выносится только одному.) Тот, кто набрал большинство голосов, считается «приговоренным». Если группа угадала верно, то ведущий говорит: «Поздравляю! Вы убили мафиози», и группа продолжает обсуждение. Если же участники указывают неверно, ведущий объявляет: «Увы! Вы убили честного человека!» Игрок, на которого указывает группа, выбывает из дальнейшей игры. Ведущий говорит: «В город приходит ночь. Все жители спят» Все закрывают глаза, и спустя какое-то время, когда ведущий убедится, что никто не подглядывает, он дает знак мафии, например: «Только мафия не спит. Она выходит на охоту». Люди мафии открывают глаза, выбирают жертву, взглядами договариваются и показывают ее ведущему, после чего вновь закрывают глаза. «Наступило утро! – объявляет ведущий. – Город проснулся, и его жители узнали страшное сообщение. Этой ночью был убит мирный житель: – ведущий показывает на того участника, которого выбрали мафиози. – Кто же преступник?»

Группа возобновляет обсуждение. Игра продолжается до тех пор, пока не будут обнаружены и устранены все мафиози или число мирных жителей не станет меньше числа бандитов (в этой ситуации игра теряет смысл). Если игра прошла быстро, то можно провести ее в несколько кругов. Для того чтобы придать игре большую драматичность и дать волю актерским талантам и фантазии, можно предложить каждому участнику выбрать для себя определенную роль: мэр, торговец, пенсионер и т.п. Очень часть на игру проецируются стереотипы поведения, присущие участникам в жизни. Это бывает полезно обсудить в тренинге личностного роста.

В процессе обсуждения кандидатов в приговоренные вы можете давать им последнее слово, с том, чтобы они попытались отвести от себя подозрение (при этом приводятся любые аргументы), сделав игровой акцент именно на том, чтобы любой ценой «остаться в живых». При окончательном голосовании участники могут поменять свою точку зрения, могут и вообще оправдать подозреваемого. Это выводит игроков на осознание способности защищать себя, на понимание своей значимости, самоценности или наоборот: Можно сделать основной упор именно на обсуждении подозреваемых, выделить адвоката и прокурора, моделируя процесс принятия группового решения.


Игра «Испорченный телефон»

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий – четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.


Упражнение-игра «Тик-так»

Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» – означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи. Смысл упражнения: Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущего упражнения. Время проведения: 5 - 7 минут.


Упражнение «Ливень»

Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют по кругу эти движения. Так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять движение, и выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернется по кругу и не даст нового движения, то одно движение выполняется по нарастающей, а второе – по убывающей. Виды движений:

 1 круг – потирание ладоней;
 2 круг – щелканье пальцами;
 3 круг – похлопывание по бедрам;
 4 круг – похлопывание по бедрам, дополненное притопыванием.

И далее движения возвращаются назад (к потиранию ладоней). Смысл – упражнения:

 игра расковывает, расслабляет, помогает снять напряжение.
 игра активизирует внимание, стимулирует наблюдательность.

Время проведения – 5 минут.


Упражнение «Таиландский бокс»

Цель: коррекция агрессии у подростков, снятие напряжения. Два человека на ринге с завязанными глазами сражаются мешками, набитыми мягкими тряпками. Возможны и различны варианты: можно одному дать колокольчик, а другому мешок – он бьет на звук, человек с колокольчиком уклоняется, можно дать мешки обоим, и ввести двух посредников – они направляют своих игроков короткими командами.