Игры от Фопеля

Psy1.jpg

Фопель предлагает следующие задачи для организаторов, работающих с детьми:

Предлагая детям Вашего отряда интерактивные игры, Вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.

Поначалу предлагайте игры сами. Чем больше дети будут с Вами играть, тем чаще они будут просить Вас провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: "Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры" и т. п.

После окончания игры педагог помогает детям выразить и обсудить свои впечатления.

-Выражайте заинтересованность и с пониманием относитесь к ответам детей, побуждайте их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах. Для этого не нужны сложные теории или владение особыми методическими приемами. Важнее всего обычный здравый смысл, тактичность и Ваше умение, будучи взрослым, помогать детям.

-Понаблюдайте за тем, как дети сами приходят к продуктивным решениям или за тем, как они помогают друг другу при затруднениях.

-Помогите им понять, что их контролю неподвластно, а что они могут контролировать сами.

-Поддерживайте детей в формулировании доступных им конкретных целей и в активном стремлении к их достижению.

-Доходчиво объясните, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение.

-Побуждайте детей искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим.

Радуясь их искренности и умению следовать принятым правилам, Вы тем самым помогаете детям соединить воедино вчерашние и сегодняшние ценности. Прежде важным считалось лишь корректное поведение, и мало кого волновало, какие чувства испытывает ребенок. В девяностые годы стало приемлемым проявление любых чувств, но в то же время общество стало сквозь пальцы смотреть на проблематичные и не всегда соответствующие социальным нормам формы поведения. На самом же деле детям необходимо научиться связывать собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.

Сегодня у детей, подростков и взрослых больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего социального навыка, но хорошие педагоги могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Хорошо, если педагог предоставляет детям такое время. Конечно, это непросто, учитывая перегруженную программу. Для многих детей отряд может стать местом, где они могут спокойно поговорить о своей жизни. Возможность выговориться и послушать других, целебна уже сама по себе. У многих первобытных народов есть обычай организовывать так называемые "круги бесед", то есть места, где каждый член племени может изложить свое отношение к любому событию или проблеме, в то время как все остальные в это время внимательно слушают и пытаются понять говорящего. Мы следуем древней и мудрой традиции, приглашая детей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовав общность многих проблем и своеобразие каждого человека.

Особенно целебен такого рода опыт для "трудных" детей, поскольку благодаря этому они видят, что педагог и сверстники пытаются понять их и интересуются их жизнью. На это тоже требуется время. Никакой взрослый и никакой ребенок не в состоянии мгновенно понять жизнь другого. Нет простых детей и детей "таких, как все", поэтому для психосоциального обучения необходимы покой и время.

Педагог может помочь детям осознать ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям:

—проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не позволяя себя подгонять

— взаимоотношения людей — большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились

— не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь

— не обижай других людей и не давай им "потерять лицо"

— не нападай на других, когда тебе плохо.

Педагог может помочь детям найти смысл жизни. Он может помочь им ценить правду. Он может научить их простым жизненным принципам: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть, научись отдыхать, доводи начатое дело до конца.

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.


Еще одна игра К.Фопеля:Радуга

Цели: Это прекрасный коллективный ритуал — он освежает детей, улучшает настроение, укрепляет их уверенность в себе и стимулирует готовность к общению. Он оказывает на группу весьма благотворное тонизирующее воздействие, так необходимое перед каким-нибудь тестом или контрольной работой.

Инструкция: Конечно же, все вы не один раз видели радугу. Может ли кто-нибудь из вас назвать все цвета радуги? Запомните простое предложение, с помощью которого вы легко сможете назвать все цвета радуги и порядок их следования, потому что первые буквы слов этого предложения совпадают о первыми буквами названий Летяя радуга. Каждый Охотник Желает Знать. Где Сидит Фазан. Запомнить очень легко: Каждый — Красный, Охотник — Оранжевый, Желает — Желтый... Кто из вас может продолжить?

Замечательно! А может кто-нибудь мне сказать, как пахнет воздух в то время, когда на небе мы наблюдаем радугу?

Мы видим радугу после того, как небо освежило землю дождем. Прежде всего, дождь прибивает к земле и смывает всю пыль. Воздух свеж и прозрачен, и полосы радуги показывают нам как бы красоту в чистом виде. Сейчас мы воспользуемся цветами радуги для того, чтобы наш дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Встаньте и начните двигаться по комнате.

Сначала представьте себе, что вся комната наполнена красным воздухом. Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотронуться до этого чудесного красного сияния или почувствовать его чудный аромат... (15 секунд.)

Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд.)

Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему... (15 секунд.)

Цвет окружающего нас воздуха снова изменился... Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет первых весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну! Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15 секунд.)

Чудеса приближаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба!

Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве... (15 секунд.)

Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд! Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду... (15 секунд.)

И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину.

Вдыхайте цвет вечерней прохлады... (15 секунд.)

А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату.

Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете. Теперь медленно и спокойно идите к своему месту.


см. "Как научить детей сотрудничать?" Клаус Фопель Перевод с немецкого Москва «ГЕНЕЗИС» 1998г Электронная библиотека


Еще небольшая игра из Фопеля:Цели: Противоположности очаровывают человеческий дух. Они пробуждают нашу фантазию, наши желания, но вместе с тем — и наши опасения. И для детей, и для взрослых одинаково важно не избегать противоположностей, а исследовать их. Это открывает новые перспективы и дает людям внутреннюю уверенность и, возможно, даже большую терпимость. Сначала мы предлагаем детям телесно изобразить противоположности, затем дети смогут образно изобразить пары-противоположности.

•Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Поставьте все столы и стулья вместе, чтобы у нас было достаточно свободного места. И идите туда, где вам ничто не помешает двигаться. Я скажу вам сейчас два слова, обозначающих противоположные понятия. Изобразите мне с помощью тепа, что означает первое слово, и затем — что означает второе слово. Первая пара противоположностей — круглый и прямой. Можете ли вы мне своим телом показать, что такое "круглый"? Возможно, вы захотите это показать стоя, возможно — сидя или лежа...

Смотрите, как хорошо получается! Взгляните, как другие дети показывают: "Я — круглый".

Теперь покажите, что значит — быть прямым... Смотрите, как здорово выходит! Посмотрите, какие идеи пришли в голову другим ребятам.

Продолжайте, используя другие противоположности: сидеть — стоять, маленький — большой, замороженный — растопленный, придвинуть

— отодвинуть, широкий — узкий, лево — право, холодный — горячий, быстро — медленно, близко — далеко, верх — низ, да — нет, длинный — короткий, громкий — тихий.

Теперь выберите из только что показанных вами пар-противоположностей ту, что особенно вам понравилась. Возьмите бумагу и нарисуйте к ней картинку. Подумайте, каким образом можно изобразить противоположности, чтобы это было красиво и интересно.

—Анализ упражнения:

— Какие противоположности тебе было трудно изобразить?

— Какие противоположности ты выбрал для рисунка?

— Чьи рисунки тебе особенно понравились?

—Доволен ли ты своим собственным рисунком?

— Почему в нашем языке используются слова-антонимы?

— Можешь ли ты себе представить, как выглядит нечто среднее между круглым и прямым, между "да" и "нет"?


Из книги Клауса Фопеля "Энергия паузы"

Трудно, почти невозможно

Ведущий. Правила этой игры внешне кажутся очень простыми. Но я должен вас предупредить: то, что вы должны делать, очень легко описать, но сделать это почти невозможно. Тем не менее, вы можете попробовать, а вдруг у вас получится.

Начало очень простое, и с ним справится каждый: сделайте правой рукой круговое движение – большое или маленькое, как хотите. Остановитесь. Теперь я хотел бы, чтобы левой рукой вы нарисовали в воздухе крест. Это еще легче. Это у всех получилось. А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы выполнили эти два движения одновременно: правой рукой нарисовали бы в воздухе круг, а левой – крест. Кто с этим справится, должен послать мне «победный клич индейца».

Мы можем попытаться решить и другие задачи такого рода. Сидя на стуле, сделайте круговое движение правой ступней. Повторяйте это упражнение примерно минуту, а теперь к этому кое-что добавится. Продолжая совершать правой ногой круговые движения, напишите в воздухе правой рукой ваше имя. Эта задача тоже очень трудна, поскольку ваша ступня и ваша рука – хорошие друзья, а это значит, что нога, как и рука, захочет написать ваше имя!

Выполнить задание будет несколько легче, если вы задействуете обе стороны тела: делайте круговые движения левой ногой, а нарисовать в воздухе ваше имя попытайтесь правой рукой. Получается? Можно потренироваться в такого рода действиях. Если вы будете делать это регулярно, то со временем вам удастся их выполнять.

Комментарии для ведущего. Это игра мобилизует внимание и создает внутреннее напряжение благодаря противоречивым сигналам, посылаемым в мозг. С другой стороны, она еще и активизирует любопытство членов группы и может побудить их потренировать свои двигательно-координационные способности на аналогичных сложных задачах. В конце игры группа взбадривается, становится более внимательной и мотивированной на преодоление трудностей.


Сороконожка

Ведущий. Разбейтесь на команды по 10–12 человек. Каждая команда берет себе стул. Один из вас должен сесть на этот стул, плотно вдвинув при этом колени и ступни. Второй участник садится на колени первому, тот крепко держит его за бедра. И так далее – до тех пор, пока каждый из вас не окажется сидящим на коленях у другого, держащего его за бедра. При этом ноги всех участников должны касаться пола.

Теперь я хочу рассказать дальнейшие правила игры. Вся команда хором должна произносить: «Влево, вправо, влево, вправо...» Естественно, делать это надо в общем ритме. Сначала все вместе повторяем медленно: «Влево, вправо, влево, вправо...» У вас хорошо получилось. А теперь я скажу вам, что еще вы должны делать. При слове «влево» вы все должны выставить вперед левую ногу, при слове «вправо» – правую. Если вы будете делать это синхронно, то вы пойдете медленно вперед, как своего рода сороконожка. Я уберу стул, и «голова сороконожки» попытается дотянуться до самого первого участника и пристроиться за ним так, чтобы тот тоже оказался сидящим у него на коленях. Когда круг замкнется, вы можете перестать держать того, кто «сидит на вас», и оставаться так, поскольку каждый из вас будет удобно располагаться на коленях человека, находящегося сзади. Особенно трудно бывает сделать первый шаг. Лучше всего, если вы до начала игры договоритесь о том, куда вы будете двигаться и с какой ноги начнете (3 мин.).

Комментарии для ведущего. Это упражнение воспринимается участниками как весьма необычное. Дело в том, что в нормальной жизни, когда мы сидим, мы никуда не идем. В результате у участников возникает когнитивный диссонанс, создающий поначалу внутреннее напряжение и неуверенность, которые очень быстро разряжаются смехом, а когда «сороконожка» распадается, смех усиливается. В этом случае «сороконожка» может начать все сначала. «Сороконожка» – это замечательная метафорическая игра, которая демонстрирует всем участникам, что именно необходимо для слаженной групповой работы: доверие, согласие, самодисциплина, готовность к риску и наличие в команде лидера, который в критических ситуациях берет на себя управление. Эту игру можно повторять довольно часто.

Вариант игры. Участники образуют правильный круг и становятся в затылок друг другу. По команде «Раз, два, три!» каждый медленно опускается на колени тому, кто стоит сзади, затем все начинают медленно двигаться по кругу.


Сильные руки

Ведущий. Обхвати обеими руками край стула, на котором ты сидишь, обопрись на него и теперь высоко приподнимись, оторвав ноги от пола – так, чтобы руки несли на себе весь твой вес. Пока ты так висишь на своем стуле, сделай пару глубоких вдохов (15 сек.). Теперь ты снова можешь медленно опуститься на стул. Отдохни мгновение и повтори все еще два раза (30 сек.).

Комментарии для ведущего. Это простое упражнение снимает напряжение спины и рук. Кроме того, оно улучшает дыхание.


Источник энергии

Ведущий. Я хочу показать тебе упражнение, с помощью которого ты сможешь время от времени взбодриться и почувствовать себя более свежим. Положи руки на стол перед собой. Выдохни и позволь своей голове медленно опуститься вниз, чтобы подбородок коснулся груди. Почувствуй, как мускулы твоего затылка растянулись, полностью расслабь плечи.

Теперь снова медленно подними голову и при этом сделай вдох. Дай голове полностью откинуться назад, пока тебе не покажется, что твоя грудная клетка распахнулась и заполнилась воздухом. Когда ты сейчас снова будешь выдыхать, делай это медленно и снова опусти голову вниз, пока подбородок вновь не ляжет на грудь. Подари себе три таких особенных освежающих вдоха...

Комментарии для ведущего. Это простое классическое упражнение. Оно расслабляет затылочную и плечевую мускулатуру и улучшает дыхание. В головной мозг поступает много кислорода, за счет чего улучшается еще и слух, и зрение. После долгой сидячей работы, а особенно после долгой работы за компьютером «Источник энергии» наполняет участников новой энергией и помогает им снова сконцентрировать свое внимание.


Сила дыхания

Ведущий. Иногда, когда тебе хочется усилить какие-то свои качества или собраться с силами, чтобы решить какую-нибудь проблему, можно особым образом использовать возможности своего дыхания. Например, тебе надо сосредоточиться перед контрольной. Дай себе возможность совершенно отчетливо почувствовать это желание и при каждом вдохе говори себе: «Я хочу быть собранным». Секрет – в одновременности вдоха и пожелания. Что бы ты себе пожелал? Может быть, силы... облегчения... любви... тишины... сосредоточенности... бодрости... покоя... вдохновения... энергии... Иногда мы хотим противоположного – иметь, например, одновременно энергию и покой. В таких случаях ты можешь утешать себя тем, что дыхание твое тоже сочетает в себе противоположности: ты вдыхаешь свежий воздух и энергию, и одновременно ты выдыхаешь ненужный воздух и напряжение. Дыхание можно использовать и для других целей: если ты хочешь от чего-либо отделаться – от определенных чувств или мыслей, – то сосредоточься на этом при выдохе. Представь себе, что это «что-то ненужное» вытекает из тебя вместе с воздухом. А когда ты себе желаешь чего-нибудь, то концентрируйся на этом при вдохе и представь себе, что это втекает в тебя. И еще кое-что: лучше, если это чувство или качество ты в себе уже ощущаешь. Недостаточно, если ты об этом только думаешь. Это чувство ты можешь ощутить телом, но ты можешь и увидеть его образно, а некоторые люди слышат его, как музыку.

А теперь у тебя есть одна минута времени, чтобы с помощью своего дыхания чего-нибудь себе пожелать или от чего-нибудь избавиться.


Радость полета

Ведущий. Встань и слегка расставь ноги. Подними руки вверх, положи правую руку на правое плечо, а левую руку – на левое плечо, чтобы кончики пальцев только чуть-чуть касались плеча. Теперь представь, пожалуйста, что твои руки – это крылья. Помаши руками вверх-вниз, как будто ты птица. Подумай о том, что ты за птица. Может быть, ты какая-нибудь особенная птица, например – большой альбатрос, который летает высоко над океаном; или сокол, который мчится в погоне за добычей; а может быть, ты хочешь стать жаворонком, звенящим трелью высоко в небесах; или ты решишь стать экзотическим кондором, спускающимся с высокой горы к морю.

Во время своего «полета» ты можешь представить себе какую угодно птицу. При этом ты можешь «лететь» то быстрее (тогда движения рук становятся интенсивнее), то медленнее. При этом постарайся почувствовать все мышцы, которые работают у тебя во время твоего полета (1 мин.).

Комментарии для ведущего. Это простое упражнение улучшает циркуляцию крови в верхней части туловища, заставляет работать мышцы рук и плеч и углубляет дыхание. Вхождение в образ птицы создает ощущение свободы и простора.


Слон

Ведущий. Встань и слегка расставь ноги. Мягко наклони голову влево так, чтобы твое левое ухо коснулось плеча. Может быть, тебе понадобится немного приподнять левое плечо. Подними левую руку полностью вверх и вытяни ее. Расслабь колени, слегка согнув их. Теперь начни левой рукой писать в воздухе большую лежащую «восьмерку». Постарайся, чтобы «восьмерка» была как можно больше, а составляющие ее круги были совершенной формы. Делай это совсем медленно. Следи глазами за кончиками пальцев, когда они рисуют в воздухе эту «восьмерку». Сделай это пять раз (1 мин.). Теперь наступила очередь другой руки. Положи правое ухо на правое плечо, немного приподняв его вверх и вытянув правую руку таким же способом. Теперь рисуй правой рукой огромную и прекрасную «спящую» «восьмерку». Проследи взглядом за кончиками пальцев. Рисовать «восьмерку» надо очень-очень медленно. Сделай это пять раз (1 мин.).

Комментарии для ведущего. Считается, что это упражнение хорошо активизирует мозжечок, но при этом и другие части мозга активизируются и координируются друг с другом. Все это влияет на развитие слуха, зрения, памяти и на способность работать с вербальной информацией. Особенно эффективно это упражнение при работе с гиперактивными детьми.


Хула-хуп

Ведущий. В конце 50-х гг. в Германию пришел рок-н-ролл. Тогда родители подростков всполошились из-за того, что певцы – прежде всего, Элвис Пресли – демонстративно вращали бедрами на сцене. Это считалось неприличным и вызывающим. Сегодня, к счастью, уже никто не волнуется по этому поводу. Раскрепощенные бедра помогают человеку разгрузить позвоночник и снять излишнее напряжение с мышц спины.

Встаньте так, чтобы ваши ноги были примерно на ширине плеч. Расслабьте колени, слегка согнув их; затем пару раз глубоко вдохните и выдохните. Теперь представьте себе, что ритмичными движениями вы крутите хула-хуп. Следите за тем, чтобы при этом также могли двигаться ваши колени. Пусть этот воображаемый обруч некоторое время вращается вокруг вашей талии по часовой стрелке (15 сек.).

А теперь смените направление и вращайте обруч против часовой стрелки (15 сек.).

А теперь некоторое время двигайте бедрами так, чтобы они при этом выписывали лежащую восьмерку (15 сек.).

Комментарии для ведущего. Для многих европейцев эти, в общем-то, простые движения сложны. Именно поэтому совершать их необходимо. Можно заметить, что часто мышцы спины и таза находятся в постоянном напряжении, и это мешает нам двигаться эластично, легко и ловко. Это упражнение можно повторять довольно часто, пока участники не будут делать его свободно.


Топни ножкой!

Ведущий. Вероятно, все вы когда-нибудь видели, как маленькие дети топают ногами. Этими движениями они вовсе не хотят провоцировать или обижать своих родителей (как, к сожалению, часто думают последние), они просто таким образом освобождаются от болезненного для них умственного или физического перенапряжения.

В любом возрасте топание ногами дает хорошую возможность снять стресс, углубить дыхание и создать ощущение жизненной силы. Просто идите через всю комнату и при этом сильно топайте обеими ногами... Когда вы привыкнете к этой деятельности, начните слегка приподнимать колени или, если хотите, можете попрыгать или станцевать польку (1 мин.).

Комментарии для ведущего. После продолжительной сидячей деятельности, а также после пережитого неуспеха или разочарования это упражнение предоставляет удобный случай почувствовать твердую почву под ногами, утвердить собственную силу и активизировать дыхание и кровообращение.


Прочистка мозгов

Ведущий. Пожалуйста, встаньте и потянитесь. Нам надо приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа.

Встаньте прочно, ноги слегка расставьте, одну руку держите справа от головы на расстоянии примерно 20 см от нее, другую – точно так же слева. Представьте себе, что вы держите в руках нить цветной шерсти. Представьте теперь, что вы тянете эту нить туда и обратно – через одно ухо, сквозь всю голову, через другое ухо. Оглянитесь вокруг – вы видите, что все остальные делают то же самое. Постарайтесь подстроиться к общей работе так, чтобы вы все тянули нить в едином ритме. Если теперь к нам кто-нибудь заглянет, мы объясним ему, что мы тут делаем: мы чистим мозги! Мы хотим ясно соображать, хотим, чтобы наши таланты могли раскрываться совершенно свободно. И вот теперь, когда наши мозги прочищены до блеска, мы готовы к новым учебным приключениям.

Комментарии для ведущего. Этот ритуал настраивает группу на освоение нового учебного материала. Важно, чтобы в этой процедуре принимали участие все присутствующие. Эффект достигается не только за счет суггестии, но и за счет единого ритма движений. Это подчеркивает единство всех в группе. Поэтому очень важно, чтобы Вы как руководитель тоже участвовали в этой процедуре.

Подобные смешные ритуалы имеют свойство «приедаться». Поэтому через пару месяцев Вы можете призвать группу придумать какой-нибудь новый ритуал такого рода.

Подобные процедуры помогают: активизировать память и повысить креативность участников; успокоить беспокойную группу; повысить самоуважение всех участников.

Особенно эффективны ритуалы, которые придумывает сама группа.


Ритуал приветствия

Ведущий. Мне всегда интересно смотреть, как люди приветствуют друг друга. Сейчас мне нужны два добровольца, которые покажут, как выглядит типичное русское рукопожатие... Кто видел другие формы приветствия? Может быть, мы можем продемонстрировать их друг другу?

Сейчас вы должны придумать новый забавный способ того, как мы могли бы приветствовать друг друга в этой группе. Тогда на следующей неделе мы будем здороваться именно таким способом.

Сначала каждый выбирает себе партнера. Это первый шаг к успеху. Теперь у вас есть три минуты, чтобы изобрести новую и необычную форму приветствия для всех нас. Она должна быть достаточно простой, чтобы мы могли ее запомнить и использовать в повседневном общении, но она должна и приносить удовольствие.

Конечно, вы можете использовать детали других приветствий, которые знаете; вы можете их изменять или добавлять что-нибудь совсем новое. Я напишу ваши имена на листочках, и мы будем тянуть жребий. Тот вариант, который вытянем, мы будем использовать для приветствия на следующей неделе. Вы готовы? Тогда вы можете приступать к творчеству. У вас 3 минуты.

(Пусть все пары покажут свои «изобретения». Вытяните жребий и объявите имена победителей.) Если я крикну: «Новое приветствие!», то у вас будет ровно 30 секунд, чтобы поприветствовать максимальное число членов группы выбранным нами способом. Поэтому попробуйте сейчас пару раз поздороваться именно таким образом. Походите по комнате, поупражняйтесь и хорошенько запомните его, чтобы начать приветствовать друг друга сразу, как только я скажу.

Комментарии для ведущего. Вы можете сами приветствовать участников группы именно таким образом. Также используйте это приветствие для мини-пауз, чтобы члены группы немного отдохнули и получили удовольствие. Придумайте сами новые смешные ритуалы. Установите смешную пятиминутку: выделите каждые 2 дня по 5 минут, в течение которых каждый может рассказать смешной случай, анекдот, привести какую-нибудь смешную абсурдную цитату или принести веселую картинку.





Дополнительно

  1. "Как научить детей сотрудничать?" Клаус Фопель
  2. Этапы развития группы - (Глава из книги К.Фопеля "Технология ведения тренинга")
  3. "Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего." Клаус Фопель
  4. "Создание команды. Психологические игры и упражнения." Клаус Фопель
  5. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения
  6. "Игры для детских вечеринок" Клаус Фопель
  7. Эффективный воркшоп. Всё о психологической группе (К.Фопель)
  8. Технология ведения тренинга: теория и практика (К.Фопель)
  9. Тренинг. Коучинг. Саморазвитие (К.Фопель)