Игры на формирование микрогрупп

Материал из Летний лагеря
Версия от 00:38, 20 февраля 2012; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right В целях педагогической успешности предстоящей смены удобнее строить работу вожат...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
25582201RzBm.jpg

В целях педагогической успешности предстоящей смены удобнее строить работу вожатого, разбив подростков по микрогруппам (оптимальный состав — 5–6 человек). Это позволяет каждому подростку высказать свое мнение, понять другого участника, активно включаться в ситуации, задаваемые вожатым. Для меня важно формирование таких микрогрупп, в которых подросток будет чувствовать себя комфортно и у него появится желание активно действовать в составе микрогруппы. Вариантов формирования микрогрупп сегодня очень много. Ващему вниманию предлагаются те, которые на практике дали хорошие результаты.


1-й вариант. «Воздушные шары». На доске (листе ватмана) нарисовано четыре воздушных шара.

Инструкция вожатого. «Мы уже познакомились, немного узнали друг друга. Наступило время сформировать экипажи, в составе которых мы отправимся на этих воздушных шарах в исследовательскую экспедицию. Нас ждут приключения, испытания, поиск и принятие решений. Всё это потребует от экипажа сплочённости, совместимости, понимания. В составе экипажа: командир экспедиции, штурман, ответственный за техническую часть и хозяйство, 2–3 научных сотрудника (набор экипажа зависит от количества ребят в группе; может меняться и легенда инструкции вожатого). Формировать экипажи мы будем так. Я приглашаю выйти сюда (называются ребята, которых руководитель увидел на предыдущих занятиях как наиболее открытых, активных, умеющих организовать несколько ребят, т.е. проявивших некоторые лидерские качества). Эти ребята выбирают себе штурманов (идёт выбор); штурманы выбирают бортмехаников, те, в свою очередь, одного научного сотрудника и т.д. Если вдруг кого-то не выбрали, он входит в любой экипаж по желанию».

Такое формирование микрогруппы по симпатиям частично обеспечивает основу сплочённости микрогруппы: меня выбрали, я выбрал — значит, несу ответственность за себя и свой выбор.


2-й вариант. Используются те же рисунки с шарами. Вариант предназначен для реализации принципа добровольности в формировании микрогруппы, но не ограничивает количество детей в группе, и потому требует от вожатого высокого профессионализма.

Инструкция вожатого. «Посмотрите внимательно на этот рисунок. Представьте, что видите эти воздушные шары не на плоскости, не на рисунке, а в воздушном пространстве. Обратите внимание на направление полета шаров, сосредоточьтесь на рисунке и выберите тот шар, который вам больше всего понравился, в котором вам хотелось бы отправиться в путешествие.

Если вы сделали выбор, запишите свою фамилию под корзиной этого шарика. Приступайте».

Распределение ребят по шарикам будет неравномерным. При этом для вожатого отряда эта технология распределения является диагностической. По нашим наблюдениям, подростки, выбравшие 1-й шарик, — экстраверсивны (социально открыты, стремятся к работе в организованной группе сверстников), выбравшие 2-й — интраверты (более закрыты, но с удовольствием работают в микрогруппе, если предмет деятельности совпадает с их интересами и возможностями), выбравшие 3-й — повышенно экстраверсированы (активны, стремятся к любым видам организованной деятельности, не всегда соотносят свои возможности с задачами микрогруппы, как бы завышая их), выбравшие 4-й — наиболее закрытые ребята (не любят и не умеют организовывать других, но прекрасно разбираются с проблемами и с удовольствием выдвигают конструктивные идеи, правда, не знают, как их можно реализовать). Этот вариант даёт возможность вожатому использовать субъективные особенности подростков в дальнейшей работе отряда.

Приведённые варианты формирования микрогрупп, естественно, не исчерпывают современного арсенала методов этой работы. Важно помнить, что любой из имеющихся в вашем опыте методов должен поддерживать ребёнка в его желании быть и участвовать в групповом взаимодействии, должен быть привлекательным для него.

Микрогруппы сформированы. Необходим комплекс игровых действий, которые позволят ребятам снять напряжение нахождения в микрогруппе. Он должен длиться 10–15 минут. Приведу возможную последовательность этих игровых упражнений.


Упражнение «Восковая палочка» или «Колокол»

Один участник группы становится в центр круга, закрывает глаза, ноги расположены вместе, руки — вдоль туловища. Его задача — зафиксировать своё тело и позволить остальным участникам положить руки на его плечи, спину, руки и покачать его по часовой стрелке в кругу. Остальные участники кладут ладони на плечи, спину, руки стоящего в центре, принимая тяжесть на несколько мгновений на себя, передают из рук в руки своего товарища, перемещая тело по кругу. Группа должна обеспечить полную безопасность находящегося в центре круга. Через испытание проходит каждый член группы.


Упражнение «Восковые фигуры»

Группа решает, кто станет экскурсоводом по небольшой экспозиции музея восковых фигур. Остальные участники должны будут по команде экскурсовода застыть в позах, каждая из которых по смыслу будет изображать отдельный фрагмент экспозиции по теме, которую вы обсудите и примете все вместе. Даётся 5 минут на обсуждение темы и репетицию экспозиции и 1 минута на представление остальным группам. Далее идёт демонстрация экспозиций микрогрупп.

Этого набора игровых упражнений вполне достаточно для дальнейшей работы с ребятами по смыслам и пониманию предстоящей деятельности. Для этого вожатый должен заранее, исходя из целей предстоящей смены, выделить ключевые слова или фразы, понимание которых позволит ребятам обозначить проблемы, связанные с этими ключевыми словами. Например, при проектировании жизни в детском объединении ключевыми словами-понятиями становятся: «интерес», «желание», «самоуправление», «возможности», «сотрудничество» и т.д. Для ребят я их обозначаю: «От интересов каждого к общему делу», «Моё желание — наши возможности», «Сами или за нас», «Я и мы вместе» и т.д., то есть, показывая в микрогруппе свое понимание ключевого слова, каждый сразу ставит себя в позицию «Я — Мы», тем самым осваивая нравственный опыт взаимодействия.

Обсуждение в микрогруппе проводится по каждому ключевому слову отдельно, вырабатывается позиция «Мы считаем» и докладывается всему отряду без обсуждения. Мнение группы фиксируется на доске. Возможны индивидуальные доклады подростков, если они не согласны с позицией микрогруппы.

Вожатый по ходу обсуждения уточняет высказывания ребят, вычленяет те идеи, которые звучат в высказывании групп, и фиксирует их на доске. Во время дискуссии необходимо обращаться к правилам группового взаимодействия, напоминать ребятам их смысл и в случае возникновения какого-то напряжения снимать его игровыми приемами. Чаще всего дискуссия на понимание длится 45–50 минут и не вызывает у подростков негативной реакции. Убедившись, что смысл ключевых слов усвоен подростками, что они пришли к общему пониманию, вожатый ставит перед подростками задачу попытаться выделить те проблемы, которые связаны со смыслами ключевых слов. Он предлагает им при этом ответить на ряд вопросов: «Зачем? Почему? Как?» Это вопросы-помощники для вычленения проблем. Вожатый показывает на примере, как выделяется проблема. Она возникает всегда при противоречии индивидуального и коллективного подхода, и понимание этого тоже помогает подростку увидеть свое место и роль в выдвигаемой проблеме и ставит его в позицию «Мы».

Проблематизация — самый сложный этап в планировании работы отряда. Этап проблематизации, выдвижение идей идёт в форме «мозгового штурма», модификации которого сейчас широко описаны в специальной литературе.

Последний этап планирования — конкретизация выдвинутых идей, их планирование и реализация в жизни детского коллектива. Для удобства понимания идея облекается в какую-то интересную форму. Набор форм позволяет распределить их в определённом временном периоде по мере их усложнения или возможности для подростков, тут же датся ответ на вопрос: «Когда, кто и как станет организатором и проводником наших идей?»

На этом групповая деятельность исчерпана, материалы передаются органам самоуправления, инициативным и творческим группам, советам дела и т.д.

Заключительным фрагментом работы отряда становится рефлексия собственных достижений. Разговор должен затронуть те вопросы, которые позволяют подростку оценить приобретенный им опыт в эмоционально-чувственной, волевой, прикладной сферах человеческих отношений и взаимодействия. Вожатый направляет разговор и помогает каждому разобраться в достигнутом, поощряет успехи ребят и обращает их внимание на успехи других. В конце разговора я предлагаю ребятам подарить свою визитную карточку тому человеку, который стал для него другом или поддерживал в работе. Смысл этого акта в том, что я, доверяя свои символы другому, делаю свой нравственный выбор и даю высшую оценку другому.