Игры на развитие театральных и творческих способностей

X 9f95b33am.jpg

Некоторые из родителей считают, что театральные способности нужны только будущим актёрам. Это совсем не так. Сказал ведь Шекспир, что жизнь - это просто большой театр и все мы в нём актёры на сцене. Социологи скажут вам без всякой философии (ибо это установленный наукой факт), что человек всю жизнь играет вполне определённые роли, постоянно их меняя. Например, утром мы просыпаемся, начинаем играть роль «проснувшихся родителей», затем играем разные профессиональные роли, потом, скажем, приходим в театр и играем роль... зрителя (это тоже роль!). Без умения разыгрывать роли общение может быть затруднено, потому что окружающие вас и вашего ребенка люди ориентируются на определённый тип стандартов поведения, задаваемый ролью. Итак, совершенно необходимо, чтобы ваш ребёнок в какой-то мере овладел навыками профессионального актёра. Тут лучше всего подойдут те игры, которые используются в преподавании в актёрских студиях, училищах. Здесь приведены некоторые из них. Конечно, главной ролью вашего ребёнка, пока он ещё не вырос, будет роль «ребёнок». И пусть это будет лучше роль «хороший ребёнок», чем роль «плохой ребёнок»!

Живая скульптура

  • Развивает художественный вкус, умение двигаться, снимает зажатость. Участие в игре родителей сближает их с детьми.
  • Играют под музыку. Перед началом игры дети делятся на пары. В каждой паре один - Скульптор, второй - Глина. Глина садится на корточки и расслабляется.
  • Скульптор начинает «лепить» скульптуру. Глина поддаётся любому его движению и застывает в том положении, которое придаёт ей Скульптор.
  • Когда музыка кончается, скульптура считается готовой. Все оглядываются друг на друга, смотрят, что кто «слепил». Потом Скульптор и Глина меняются ролями.

Насос и мяч

  • Играют двое, остальные смотрят. Потом может «выступить» другая пара.
  • Один - «большой надувной мяч», другой - «насосом надувает» этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки висят. («Мяч не наполнен воздухом».) Товарищ его начинает надувать, сопровождая движения рук (качающих воздух насосом) звуком «с-с-с». С каждой «подачи воздуха» Мяч надувается всё сильнее....
  • Но вот «насос» перестал «накачивать». «Шланг выдёргивают» и... из Мяча с силой «выходит воздух» со звуком «ш-ш-ш-ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное состояние.
  • Можно образовать жюри из ребят, которое и определит победителя.

Тень.

  • Игра развивает умение сосредоточиваться, умение копировать движения (основу любой учёбы).
  • Участвуют два ребёнка (и взрослый). Играют под музыку.
  • Играющие представляют, что один ребёнок идёт по полю, срывает цветок на обочине, подбирает красивый камушек, прячется от ветра, может быть, скачет на одной ноге и пр. Второй ребёнок играет его тень. Он должен повторять за ним все его движения.
  • Затем играющие меняются местами.

Деревня.

  • Игра развивает внимание, способность к перевоплощению, слух.
  • Взрослый играет с компанией маленьких друзей. Нужно фортепиано, на котором не обязательно уметь играть.
  • По команде «Шагом марш!» дети начинают маршировать.
  • Ведущий нажимает клавиши.

Если звучит нота нижнего регистра, дети превращаются в «плакучую иву» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к плечу). Если зазвучала нота верхнего регистра, дети становятся тополем пятки вместе, носки врозь, руки подняты вверх, смотреть на пальцы). Если звучит нота в среднем регистре, дети превращаются в ёлку (ноги вместе, руки вниз и в стороны под углом).

Зеркальное королевство.

  • Игра на имитацию движений со многими участниками.

Проводится под музыку.

  • Все дети (кроме одного - водящего) стоят в разных местах комнаты и повёрнуты в разные стороны. Это — «зеркала».
  • Водящий ходит по комнате, и если он оказывается перед теми или иными «зеркалами», они должны отразить его движения (не сдвигаясь с места).
  • Если это кому-то не удалось или он зазевался, то «волшебница» берёт его в «плен» и он помещается в «Зазеркалье»...
  • Игра кончается вместе с музыкой.

Слепой ворон.

  • Этот вариант жмурок, который учит звукоподражанию.
  • Одному из играющих завязывают глаза, он становится Слепым вороном. Он ходит и машет руками-крыльями. Кроме того, он поёт: «Если я тебя поймаю, станешь вороном слепым».
  • Играющие вокруг него кричат разными птичьими голосами.
  • Если Слепой ворон заденет кого-нибудь «крыльями», то тот становится новым Слепым вороном.

Ты - мое зеркало.

  • Эта увлекательная игра развивает представление о симметрии и навыки подражания.
  • Двое играющих садятся один напротив другого.
  • Один совершает движения руками - поднимает, опускает, чешет за ухом и пр. Второй играет роль зеркала и повторяет все движения первого.
  • Он проигрывает, если сделает неправильное движение. После этого играющие меняются ролями.

Мимика и жесты.

  • Игра развивает способности к выразительному жестикулированию.
  • Все играющие делятся на две команды.
  • Задумывают какие-нибудь пословицы. Затем пытаются передать их друг другу с помощью жестов.
  • Если играют четверо, игра может быть организована так: первая пара задумывает пословицу, записывает и передаёт одному игроку из второй пары. Тот пытается передать её жестами второму игроку своей пары. Затем пары меняются ролями

. Живые картины.

  • Развивает актёрские навыки.
  • Играющие делятся на две команды. Должно быть жюри. Для игры нужен также альбом произведений русской или мировой живописи.
  • Каждая из групп выбирает себе картину, которую она будет «оживлять». Группы удаляются на репетицию.
  • Затем каждая группа представляет оживление картины. Персонажи «оживают», что-то говорят, затем «застывают».
  • Оценку даёт жюри.


Передай жестами.

  • Игра развивает способность жестикуляции
  • Играющие разбиваются на пары (передающий - принимающий). Команды задумывают какие-то понятия (слово) для команд-соперников и сообщают их передающим этих команд (втайне от принимающих).
  • Передающие должны по очереди пытаться передать это понятие (слово) своим принимающим. Но при этом они могут воспользоваться только жестами. Ни одного слова сказать нельзя.
  • Побеждает та команда, которая первой угадала задуманное соперниками слово.


Творческие задания.

Предлагаемые варианты творческих заданий вы можете использовать по своему усмотрению в игре в "фанты", в импровизированных концертах или в таких играх, которые пока еще никто не придумал. 1. Пофантазируйте и изобразите:

 
- горячий утюг;
- будильник;
- чайник;
- телефон;
- кофемолку.

или другие предметы, окружающие вас в квартирах, а лучше угадают, что изображено.

2. Попробуйте изобразить походку:

 
- человека, который только что хорошо пообедал;
- человека, у которого жмут ботинки;
- человека, который неудачно пнул кирпич;
- человека, у которого начался острый приступ радикулита;
- человека, оказавшегося ночью в лесу.

3. Представьте и изобразите (мимикой, походкой, звуками):

 
- встревоженного кота;
- грустного пингвина; 
- восторженного кролика;
- хмурого орла;
- разгневанного поросенка.

4. Вспомните, как выглядит, и изобразите архитектурные сооружения "визитные карточки" некоторых стран:

 
- египетские пирамиды;
- Эйфелеву башню;
- статую Свободы;
- Пизанскую башню;
- Великую китайскую стену.

5. Представьте, что вы животные, которые любят музыку, но не могут говорить по-человечески. Представили? А теперь песню "Подмосковные вечера" хором:

 
- промяукайте;
- промычите;
- прокудахтайте и прокукарекайте;
- прокрякайте;
- прогавкайте.

Если понравилось, исполните еще какую-нибудь песню.

6. Нарисуйте растение или существо, которое никогда не существовало. Можно рисовать по частям, не глядя, что нарисовали до тебя,

 
- первый рисует голову;
- второй - до пояса;
- третий - от пояса до колен;
- четвертый - ноги;
- пятый придумывает название и биографию тому существу, что получилось.

7. Прочитайте одно из детских стихотворений А. Барто (например "Идет бычок качается"), но не так, как вы обычно читаете - с выражением, а словно:

 
- вы оправдываетесь перед товарищем;
- вы обиделись на бабушку;
- вы хвастаетесь перед кем-то;
- вы рассердились на маленького братишку;
- вы испугались собаку,
- шепотом, словно кто-то спит;
- как робот;
- со скоростью улитки;
- с пулеметной скоростью;
- как пятилетний ребенок;
- с максимальной громкостью, как на митинге;
- как будто вы страшно замерзли;
- как лошадь, только что научившаяся говорить;
- как будто у вас во рту горячая картошка;
- словно вы говорите "последнее слово" на суде.

8. Какую-нибудь простую фразу, например "В саду падали яблоки" произнесите по очереди. Каждый новый участник говорит с новой интонацией, повторяться нельзя. Интонации могут быть как в предыдущем задании или такие: злобно, кратко, заикаясь, нежно, скорбно, задумчиво, утвердительно, как "нет", удивленно, вызывающе, разочарованно, как начало таинственной истории и т.д.

9. Исполните песню "В лесу родилась елочка" или "Во поле береза стояла", как будто вы:

 
- африканские аборигены;
- индийские йоги; 
- горцы Кавказа;
- оленеводы Чукотки;
- индейцы племени Апачи;
- хор детского сада;
- ансамбль песни и пляски им. Александрова;
- казачий кубанский хор;
- хор духовной семинарии.

10. Нарисуйте пословицу:

 
- "На чужой каравай рот не разевай";
- "За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь";
- "Дареному коню в зубы не смотрят";
- "Одна голова хорошо, а две лучше";
- "Доброе слово и кошке приятно".

11. Придумайте как можно больше новых применений старому, никому не нужному предмету:

 
- пустой консервной банке;
- дырявому носку;	
- лопнувшему воздушному шарику;
- перегоревшей лампочке;
- пустому стержню от ручки.	

12. Сядьте на стул. А теперь, не сходя со стула, посидите, как сидит:

 
- председатель экзаменационной комиссии;
- обезьяна, копирующая вас;
- кассир на своем рабочем месте;
- кошка, гуляющая сама по себе;
- побитая собака;
- пчела на цветке;
- торжествующая собака;
- поросенок на кактусе;
- невеста на свадьбе;
- Гамлет принц Датский.

13. Представьте себя игрушечным человечком. Походите по комнате, как если бы вы были:

 
- стеклянным;
- резиновым, надутым как воздушный шарик;
- чугунным;
- деревянным;
- плюшевым.

14. Вы знаете, что во время танца часто используются предметы: шары, мячи, ленты (даже есть "Танец с саблями"), а вы придумайте танец:

 
- со шваброй;
- со стулом;
- с чайником;
- с чемоданом;
- с подушкой

и с чем угодно еще.

15. Возьмите газету и составьте маленький рассказ из газетных заголовков. Чтобы рассказ было удобнее составлять, заголовки можно вырезать.

16. Всем известен "Танец маленьких утят", в котором движения напоминают утенка, открывающего клювик, машущего крылышками и хвостиком. А вы попробуйте на ту же мелодию придумать танец с движениями других животных и исполните его. У вас получится:

 
- танец маленьких котят,
- танец маленьких щенят;
- танец маленьких жеребят;
- танец маленьких поросят;
- танец маленьких обезьянок.

17. Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохранив смысл, следующие предложения:

 
- Муха села на варенье;
- На столе стоит стакан;
- Часы бьют 12 раз;
- Воробей влетел в окно;
- Шел отряд по берегу

18. Досочините 2 строчки, чтобы получилось смешное четверостишье:

 
- Шла собака по роялю, говоря примерно так...
- Вы слыхали, на базаре, Чудо-птицу продавали...
- В зоопарке плачет слон,   Увидал мышонка он...
- Удивляется народ, Почему сердит Федот?
- Царь издал такой указ: "Всем боярам в тот же час..."

19. Придумайте новый конец сказке:

 
- "Колобок";
- ''Курочка - Ряба";
- "Теремок";
- "Репка";
- "Царевна лягушка".

20. Сочините историю про:

 
- собаку, которая жила в холодильнике;
- ворону, которая любила кататься на велосипеде;
- щуку, которая играет на гитаре;
- березу, которая мечтала научиться плавать;
- майского жука, который очень боялся высоты.

21. Попробуйте заново рассказать некоторые сказки Ш. Перро, но у вас обязательно должен присутствовать и действовать новый персонаж:

 
- в сказке "Красная Шапочка" - светофор;
- в сказке "Кот в сапогах" - бормашина;
- в сказке "Золушка" - бульдозер;
- в сказке "Синяя борода" - радиоприемник;
- в сказке "Мальчик с пальчик" - пожарная машина.

22. Каждому с детства знакомы праздники, являющиеся международными (Международный женский день; День солидарности трудящихся, Дни музеев и породненных городов). К этим дням в наших городах вывешиваются транспаранты с лозунгами. Предложите пять лозунгов, которые могли бы украсить ваш город, если бы вы утвердили:

 
- Международный день борьбы с ковырянием в носу;
- Всемирный гастрономический день;
- Международный день пунктов приема посуды;
- Всемирный день людей, ушедших на заслуженный отдых;
- День международной солидарности стоящих в очереди.

23. Разыграйте ситуацию, в которой журналисты берут интервью у незаурядных личностей:

 
- профессионального, потомственного продувальщика макарон;
- известного гадателя на кофейной гуще;
- виртуоза игры на алюминиевых ложках;
- лидера движения постоянного неприсоединения к линии электропередачи;
- рекордсмена по прыжкам с трамплина на тазе. 

24. Изготовьте макет (а можно и разработать положение) ордена, который вручается тем, кто:

 
- ни разу не выругался в очереди;
- по прежнему верит в светлое будущее,
- испытывает удовлетворение от езды в городском транспорте;
- регулярно от первой до последней строчки' читает газету "Правда";
- ни разу не помянул недобрым словом Президента. 

25. Нарисуйте красивую медаль, которую можно было бы вручить друзьям за особые заслуги, например:

 
- за шоколадолюбие,
- за лучшую лужепроходимость;
- за скоростное шнуркозавязывание;
- за безопасное перилосъезжание;
- за плюшкопоглотительство.

26. Сочините и произнесите хвалебную речь персонажам басен И.А. Крылова, занимающим в своей жизни активную позицию:

 
- Моське - за смелость в критике вышестоящих инстанций;
- Лебедю, Раку и Щуке - за принципиальность в   отстаивании жизненных убеждений;
- Муравью - за последовательную борьбу с тунеядцами;
- Водку - за решительную борьбу с замутнением и загрязнением ручейков и прочих водоемов;
- Лисе - за борьбу с фактами незаконного приобретения продовольствия.

27. Сочините и произнесите обвинительную речь в адрес некоторых литературных персонажей, нарушающих законы и инструкции:

 
- старухе Шапокляк - за выгул крыс в общественных местах;
- Лисе Алисе и Коту Базилио - за втягивание  несовершеннолетних в валютные махинации;
- Емеле - за ловлю рыбы запрещенными способами;
- почтальону Печкину - за получение подарков  при  исполнении служебных обязанностей;
- Карлсону - за проживание без прописки и   без   определенных занятий.

28. Представьте, что открыта скульптурная галерея со странным названием "Жертвы спорта". Создайте для этой галереи скульптурные композиции с названиями:

 
- штангисту, который не успел отпрыгнуть от штанги;
- вратарю, который поймал шайбу зубами;
- парашютисту, который забыл, за что нужно дергать;
- гимнасту, вовремя не вышедшему из тройного пируэта;
- горнолыжнику, не успевшему убежать от снежной лавины.

29. Создайте памятник литературному герою и произнесите речь на его открытии:

 
- "Первому собирателю утильсырья в России - Плюшкину";
- "Первому активисту ОСВОДа - деду Мазаю";
- "Первому представителю Красного креста' в Африке - Доктору Айболиту";
- "Первому организатору соревнований с нечистой силой - Балде";
- "Первому воздухоплавателю на шаре - Винни Пуху".


" Живые картины "

Эта игра была очень любима еще нашими бабушками. Но не менее интересна она и теперь. "Оживление картин" не только повышают эрудицию в области изобразительных искусств, но и дает отличную возможность проявить свою фантазию, изобретательность и чувство юмора. Игра требует некоторой предварительной подготовки: надо выбрать сюжет известного произведения живописи или скульптуры и с помощью подручных средств попытаться представить его, замерев на несколько секунд. Остальные должны угадать, что за картину хотели изобразить, кто ее автор. Так и просятся "оживиться" такие шедевры, как "Богатыри", "Чаепитие в Мытищах", "Опять двойка", "Иван грозный и сын его Иван" и многие другие жанровые картины вплоть до "Утра в сосновом бору" и "Утра стрелецкой казни".