Игры на наблюдательность 2

Qaz3m.jpg

Три перемены в одежде

Один следопыт выходит и становится перед остальными, чтобы те могли его внимательно осмотреть. Время на осмотр – от 1 до 5 минут. Потом он уходит из помещения и производит в своей одежде какие-либо три малозаметных перемены: расстегивает пуговицу, развязывает шнурок ботинка, слегка заворачивает рукав рубашки, из кармана высовывает уголок платка, переворачивает пояс у брюк и т.д. Произведя три перемены в одежде, он возвращается в помещение. Каждый из следопытов должен написать на бумаге, какие перемены произведены.


Чья одежда?

Один следопыт внимательно осматривает других и потом уходит из помещения. После его ухода следопыты быстро меняются одеждой: куртками, рубашками, свитерами, ботинками и т.д. После этого водящий возвращается и должен сказать, на ком, чья одежда.


Настоящий и ложный командир

Следопыты построены в одну шеренгу. Руководитель отдает разные команды: “Поднять правую руку”, “Опустить правую руку”, “Смирно” и т.д. Рядом с руководителем стоит один следопыт, который, подражая голосу руководителя, также отдает команды. Не выполнять приказов ложного командира! Второй раз играть, когда оба командира следопыты – один настоящий командир, а другой ложный. Они стоят сзади строя, так что следопыты их не видят, но определяют по голосу, кто командует.


Глазомер

Определить на глаз расстояние до хорошо видимого предмета. Разделить планку в метр длиной пополам. Когда это выполнят удовлетворительно, то предложить разделить планку в метр длиной на три равные части.


Построить лесенку

Изготавливается 16-20 палочек разной длины – каждая палочка длиннее предыдущей на 1-1.5 мм. Палочки рассыпаны на столе. Построить лесенку. Следопыт берет самую короткую (длинную) палочку, потом прикладывает рядом вторую по длине, третью и т.д. Такую лесенку построит каждый следопыт, вопрос, кто быстрее. Имеющий плохой глазомер будет часто брать неправильную палочку, и ему придется несколько раз менять палочки местами.


Определение времени

Руководитель приказывает следопытам поднять одну руку. Опустить руку каждый следопыт должен, когда, по его мнению, прошла минута. Руководитель по часам определяет и записывает, кто на сколько ошибся. Когда все опустят руки, объявляется результат. Другой вариант: следопыты должны неподвижно сидеть 5 минут. Каждый следопыт поднимает руку, когда, по его расчету, прошло нужное время.


Определение количества

На стол высыпается горсть гороха, бус или мелких гвоздей. Количество должно быть больше пятидесяти. Следопыты подходят к столу и после пяти секунд наблюдения должны сказать, сколько горошин (бус или гвоздиков) лежало на столе. Кто вернее определит количество.


Упражнение на развитие слуха

Следопыты с завязанными глазами. По полу тянется на нитке бумажка. Одно время тянут, потом прекращают, снова тянут, снова прекращают и т.д. Когда следопыты слышат шорох от движения бумажки – поднимают руку. Не слышен шорох – руку опускают. Вначале тянуть бумажку недалеко от следопытов. Постепенно увеличивать расстояние.


Найти часы

В комнате положены или повешены часы. Следопыты с завязанными глазами должны найти часы по тиканью. Впускать в комнату по одному; кто потратит меньше времени на поиски. Потом впускать по два, по три следопыта одновременно; искать, не производя шума, чтобы не мешать другим.


Звеньям соединиться

Следопыты с завязанными глазами расположены по кругу. Расставлены вперемежку: волк, лисица, ястреб. После сигнала вожатый каждого звена испускает призывный крик звена. Какое звено скорее соберется вместе? Можно играть так, что соединиться должны не следопыты целого звена, а следопыты по парам. Играющие выстраиваются в две шеренги у противоположных стен.

Интервалы между следопытами – насколько разрешает помещение. У всех завязаны глаза. Каждый следопыт имеет друга в другой шеренге, с которым он должен соединиться. Следопыты, принадлежащие к одной паре, не располагаются прямо один против другого, а наискось. Какая пара скорее соединится.

Два варианта:

1) Каждый знает, где стоят отдельные следопыты. Глаза завязываются уже после расстановки по местам.

2) Играющий не знает, где стоят остальные. Сначала завязывают глаза, а затем расставляют по местам.


Отчего произошел звук?

Определить характер звука. Следопыты с завязанными глазами. Шум льющейся воды, звук падающей воды, звук от разрывания бумаги, звук от разрывания материи, звон металла, звон стекла, звук зажигания спички, звук открываемого замка, шаги человека, шаги хромого человека.


Слепая стража

Два следопыта привязываются к стульям, ноги к ножкам стула, а руки позади к спинке. Два часовых с завязанными глазами охраняют пленников. Два друга стараются освободить пленных. Их исходное положение – у противоположной стены. Часовые стараются запятнать освободителей, ориентируясь по слуху. Часовые не смеют ощупывать или держать пленников.

Освобожденный пленный – 3 пункта, запятнанный освободитель – 1 пункт.


Слепые охотники и зайцы

Пять следопытов (число зависит от размеров комнаты) с завязанными глазами стоят у одной стенки. Они охотники. После сигнала охотники двигаются цепью вперед и стараются запятнать (дотронуться рукой) зайцев.

Эти последние стараются проскочить сквозь цепь охотников. Потом меняются ролями.


Слепой стрелок

Рисуется большая цель, состоящая из 10 кругов. Попадание в самый маленький (внутренний) круг – 10 пунктов, в следующий круг – 9 пунктов и т.д.

Цель прикалывается к стене. В пяти шагах против цели стоит следопыт. Он определяет на глаз высоту центра цели и направление от себя до нее. Потом ему завязывают глаза. Он идет к цели и делает пять точек карандашом на цели.

Он не смеет касаться (ощупывать) стены и цели руками. Кто достигнет лучшего результата – получает больше пунктов.


Слепой писатель

Упражнение в письме с завязанными глазами. Важна как тренировка к тому случаю, когда следопыту придется писать донесение или сообщение в полной темноте.


Слепой художник

Упражнение в рисовании с завязанными глазами. Кто лучше нарисует какой-нибудь предмет с завязанными глазами?


Поиски мяча

Следопыт стоит около стены. Против него, посередине комнаты, лежит мяч. Следопыт определяет на глаз расстояние до мяча и направление. Потом ему завязывают глаза, и он должен найти мяч. Вариант игры: следопыта, завязав ему глаза, несколько раз поворачивают. Тогда несколько труднее найти правильное направление. Догадливый следопыт станет к стене, у которой он стоял, и пойдет перпендикулярно к ней.


Поиски спичек

Следопыт с завязанными глазами стоит в середине комнаты. Его правая рука вытянута вперед, и в ней он держит полную горсть спичек. По команде он разжимает руку, и спички рассыпаются по полу. Следопыт немедленно начинает собирать их. Сколько времени потребуется каждому следопыту собрать все спички?


Найти дерущийся платок

Двум следопытам завязывают глаза. После этого руководитель кладет на пол платок. По команде оба следопыта поспешно начинают искать платок.

Нашедший его снимает повязку с глаз и начинает угощать своего неудачного конкурента целым градом ударов платком. Не по лицу! Он имеет право колотить проигравшего (тот остается с завязанными глазами), пока тот не спасется в запретную зону, указанную заранее (например, под стол). Потом выступает вторая пара следопытов.


Жмурки

Один с завязанными глазами старается запятнать кого-нибудь из остальных следопытов. Запятнанный занимает его место. Следить, чтобы все бегающие соблюдали полную тишину.


Слепой кассир

Следопыту с завязанными глазами дают ощупать 12-15 монет различного достоинства. Каждого сорта 2-3 монеты. Дают одну, когда ощупал ее, забирают, дают другую и т.д. Следопыт должен сказать, какая сумма прошла сквозь его руки. Развитие осязания и умения складывать в уме.

Выше указан целый ряд игр, в которых играющий имеет завязанные глаза. Эти игры являются хорошей тренировкой для тех случаев, когда следопытам придется двигаться и действовать в полной темноте. Игры с завязанными глазами также приучают играющих соблюдать тишину, так как им приходится ориентироваться на слух.