Игры на льду и на снегу

04 05-122m.jpg

(Памятка по «технике игровой безопасности»)

Зимой на воздухе можно проводить многие из тех игр, которые проводились летом. Однако существует немало и специальных зимних игр, для проведения которых необходим снег. Проводить их можно в мягкий зимний день, когда снег хорошо лепится. В ясные морозные дни лучше организовать другие игры – на санях, лыжах или коньках. Главное, не переохладиться и не повредить здоровью ребят. Зимние игры следует проводить так, чтобы в них участвовали одновременно все. Иначе дети, которым придется долго быть в роли зрителей, начнут зябнуть. Но в равной степени нужно избегать и перегревания детей на морозе. Поэтому двигательная активность должна чередоваться с коротким отдыхом. Также важно заранее подготовить инвентарь для игр и разметить площадку, чтобы не заниматься этим, когда дети вышли на мороз. Содержание и правила игры нужно объяснять как можно короче. Однако совсем не обязательно эти объяснения делать предварительно, собрав играющих в помещении. Помните, что ребята, разгоряченные игрой, любят пить холодную воду, глотать снег или сосать льдинки. Не следует им этого разрешать. Считается, что при температуре ниже 16 градусов не стоит проводить игры на открытом воздухе. Что ж, может быть. А вот при резком ветре или сильном снегопаде играть точно не следует.


Игры со снежками

1. В зеваку, или Командные вышибалы

Две команды располагаются на расстоянии 10 метров одна против другой. В каждой шеренге игроки размыкаются так, чтобы между ними было по 3 шага, и обводят вокруг себя круг (радиусом в 0,5 метра). Руководитель становится сбоку. По его сигналу: «Первый!» – первые номера одной и другой команды откликаются: «Я!» Тогда звучит новый сигнал: «Начинай+отвечай!» Откликнувшиеся лепят по снежку и бросают им в друг друга. Тот, в кого попал снежок, выбывает (он присоединяется к водящему+руководителю). Выходить из круга бросающие не имеют права. Можно увертываться любым способом (приседать, подпрыгивать), но ни в коем случае не переступать пределы круга. Даже одной ногой! Нарушитель выбывает (он тоже присоединяется к водящему+руководителю и помогает ему следить за соблюдением игровых правил). Сигналы следует подавать как можно быстрее («пулеметом») и в разбивку. Например: «Третий!.. Начинайотвечай! Восьмой!.. Начинай+отвечай! Пятый!.. Начинай+отвечай!» и т.д. Если у названного номера «противник» уже выбыл, то он может целиться в любой номер из оставшихся, используя фактор внезапности. А потом ждать от этого номера ответного удара. Если руководитель по ошибке назвал номер, под которым в одной и другой команде игроки уже выбыли, то выбывает он сам (его роль переходит к одному из помощников или же кон заканчивается и начинается новый). Каждый кон продолжается до тех пор, пока одна из команд не будет выведена из игры полностью.


2. Шапку долой

В игре могут принять участие несколько команд. На одной общей линии каждая команда лепит свою «снежную бабу». Затем участники венчают своих «баб» небольшими снежными шапками. Особо прочно прикреплять их не нужно, чтобы легче было сбивать снежками. Отсчитав 10–12 шагов, обозначают черту метания, возле которой игроки каждой команды заготовляют себе снежки (на это отводится около 5 минут). По сигналу руководителя каждая команда начинает метать снежки в свою «бабу», стараясь сбить с нее шапку. 1, 2, 3 места получают соответственно те, кто сумел этого добиться. Метая снежки, игроки не должны заступать за черту.


3. Штукатуры

Несколько команд (по 3–4 игрока в каждой) на заборе или глухой стене чертят углем круглые мишени (диаметром около 50 сантиметров) – по одной на каждую команду. На расстоянии 3–6 шагов от стены заготавливают по нескольку десятков снежков. Задача каждой команды состоит в том, чтобы, метая снежки (от установленной отметки), залепить («заштукатурить») снежками всю свою мишень. Выигрывает команда, которая сумеет сделать это быстрее всех. Один из секретов победы – в правильном замахе рукой (особенно у девочек). Он делается из-за спины. Усложнение для «асов»: снежки можно метать только левой рукой.


4. Между двух огней

Вешками размечают площадку длиной в 20–30 шагов, а шириной – в 10–12 шагов. Играющие делятся на две равные команды. Одна располагается вдоль двух длинных сторон площадки+коридора. Другая команда – два «города», т.е. уходит за две короткие стороны. Задача одних игроков – перебраться из одного «города» в другой (за противоположную черту) и вернуться обратно. Задача других – попасть снежками в перебегающих. Осаленный снежком выходит из игры. Чтобы нести меньше потерь, игрокам лучше перебегать не всем сразу, а по одному или по два человека. После того как игроки, увертываясь от летящих в них снежков, перебегут туда и обратно, команды меняются местами и ролями. Перед началом нового кона следует дать время, чтобы команды заготовили себе побольше снежков. Можно установить в игре такое правило: если игрок отбил снежок рукой, он не считается осаленным. Но если в него попали второй раз, то он выходит из игры. Можно также условиться, что игроки, метая снежки, не должны сходить с места.


5. Простые перебежки, или В снайпера

Эта игра отличается от «Между двух огней» тем, что снежки будет метать один игрок. Предварительно он делает большой запас снежков. Остальные уходят за короткие стороны площадки+коридора, т.е. в «города». По сигналу игроки бегут навстречу друг другу, стремясь попасть в противоположный «город». Водящий метает в перебегающих снежками. Каждый, в кого попали снежком, покидает коридор. Он становится помощником водящего и в новом коне вместе с ним салит снежками перебегающих обратно игроков. Цепочку конов можно заканчивать, или когда израсходованы все заготовленные снежки (в этом случае игроки, которые умело увертывались и не были осалены, считаются победителями), или пока все участники не будут осалены.


На лыжах и санках

Игры на лыжах достаточно редки, так как они обычно являются лишь частью лыжной прогулки или особого занятия, где ребята обучаются технике лыжного хода, готовясь, например, к соревнованиям. Игры же на санках более просты и распространены, особенно среди подростков младшего и среднего возраста.


1. В змейку

Лыжники, встав в большой круг, втыкают лыжные палки в снег. После этого они колонной, один за другим, медленно движутся на лыжах вслед за водящим. А тот ведет колонну за собой, все время меняя направление. Когда лыжники уходят от круга далеко в сторону, водящий подает сигнал: «По местам!» – и все стремятся скорее вернуться в круг и схватить любую пару лыжных палок. Кто сделает это последним (или первым – по договоренности), становится новым водящим. Начинается новый кон игры.


2. Обгонялки

Лыжники делятся на две команды. Каждая из них становится в две колонны (парами), но так, чтобы в парах находились игроки разных команд и стояли бы они через одного (т.е. каждый игрок в паре смотрит в затылок своему «противнику»). Перед командами в 20–30 метрах ставятся два флажка, обозначающих финиш (условной границей может быть дерево, куст и пр.). По сигналу все бегут на лыжах, стараясь обогнать один другого (справа или слева). Равнение в парах нарушается. Если игроку одной команды удастся обогнать игрока из другой команды, то последний выбывает из игры (становится помощником судьи, но обязательно отходит в сторону, чтобы не мешать остальным). Если же игрока обошел лыжник из своей команды, то оба остаются в игре. Побеждает команда, в которой большее число игроков дойдет до финиша. Для подготовленных лыжников расстояние от старта и до финиша может достигать 500 метров. Участников игры нужно предупредить, чтобы они были готовы к умышленным каверзам со стороны игроков противоположной команды и вовремя принимали бы неожиданные решения, обеспечивающие победу.


3. Эстафета с лыжными палками

Для эстафеты лыжники выстраиваются двумя шеренгами друг против друга. Расстояние между командами 20–40 шагов. Перед каждой командой ставится вешка (флажок). Все игроки на лыжах, но без палок. Палки имеют только первые номера, которые начинают игру. По сигналу они устремляются к вешке противника, огибают ее и как можно скорее возвращаются в свою команду, чтобы передать палки второму номеру. Тот в свою очередь, схватив палки в руки, устремляется к противоположной вешке. И так далее… Выигрывает команда, последний участник которой первым придет к своей команде, обогнув чужую вешку.


Правильно организованные игры на воздухе в зимнее время весьма полезны для здоровья. Для того, чтобы не навредить здоровью детей следует при организации игр следовать следующим правилам:

  1. В играх одновременно должны принимать участие все ребята, чтобы никто из них не мерз, проводя время в качестве зрителя.
  2. Необходимо заранее подготовить площадку и инвентарь, лучше рассказать все правила игры заранее, в помещении, чтобы не проводить время в бездействии на морозе.
  3. Следует избегать и перегрева детей во время игры, для этого активные движения должны сменяться короткими паузами.
  4. Нельзя допускать, чтобы разгоряченные на морозе дети оставались без движения длительное время. По окончании игры следует сразу отправляться в теплое помещение.
  5. Нельзя разрешать детям, разгоряченным игрой пить холодную воду, есть снег или сосать сосульки.
  6. Не рекомендуется проводить игры на открытом воздухе при температруе ниже 16 градусов мороза.
  7. Не рекомендуется проводить игры на открытом воздухе при снегопаде, сильном или резком ветре.


Игры со снежками - Меткий стрелок

На листке фанеры чертят круги диаметром 50 см. Напротив каждой "мишени" располагаются команды по 5-6 игроков в каждой на расстоянии 5-6 шагов от цели. Участники заготавливают несколько десятков снежков для своей команды. Задача - метая снежки, залепить снежками свою мишень полностью. Кто справиться с задачей быстрее - та команда и победила. В этой игре следует обратить внимание на правильный замах при метании, чтобы избежать травм участников. Замах должен делаться из-за спины. Лучше, если взрослый проведет предварительную тренировку и убедиться в том, что все дети выполняют замах правильно.


Осада крепости

Для игры потребуются три листа фанеры 30х30 см. Их набивают на заостренные палки. Нужны также цветной флаг (красный, голубой и т.п.), несколько маленьких цветных флажков, веревка. Играющие скатывают большие снежные комы и строят стены крепости. Высота стен 1-2 метров. По углам сооружают 3-4 башни, в которые втыкают деревянные щиты. На одной из башен водружают флаг крепости. Внутри крепости делается возвышение из снега (вал), став на который ребята могут видеть, что делается за пределами крепости. Для этой же цели можно прорубить "окна" в стенах самой крепости. Крепость опаясывают три кольца из веревки, которая маркируется цветными флажками. Если нет флажков их можно заменить колышками. Однако флажки - безопаснее. Первое кольцо из веервки находится на расстоянии 10 м от крепости, второе - на расстоянии 15 м, третье - 25-30 м от стен крепости.

Играющие делятся на две команды, одна из них (10-20 чел) - штурмующие, вторая - ( 5-10 человек) обороняющиеся. Перед началом игры дети готовят "запас боеприпасов" - снежки. Игра начинается по сигналу взрослого ведущего. Штурмующие начинают обстреливать крепость из-за дальнего заграждения, стараясь попасть в каждый щит хотя бы по одному разу. Обороняющиеся не имеют права закрывать эти щиты. Игроки кидают снежки и друг в друга, стараясь "выбить" противника. Тот, в кого попали снежком - выходит из игры. Когда на щитах есть по три попадания - первая задача считается выполненной и штурмующие переходят ко второму огневому рубежу. Со второго рубежа достаточно попасть по одному разу в каждый щит, когда эта цель достигнута - штурмующие переходят к третьему, самому близкому к крепости рубежу. Отсюда ребятам гораздо легче попадать в щиты, но и обороняющимся легко попадать в нападающих. Если в крепости закончились снежки - обороняющиеся могут выбегать за стены, чтобы заготовить новые, но в этом случае они рискуют быть "подстреленными". После того, как с крайнего рубежа нападающие попали по одному разу в каждый щит, начинается настоящая атака - главное здесь - захватить флаг крепости. Здесь уже ребята кидают снежки только в противников. Если штурмующим удалось захватить флаг - они победили, если же обороняющиеся "подбили" всех участников другой команды - победа за ними.

Проводить эту увлекательную игру должен взрослый, а лучше два или три. Взрослые следят за соблюдением правил игры. По указанию взрослых игроки выбывают из игры, переходят на новые рубежи, начинают атаку.


Игра на лыжах - Возьми флажки.

Для этой игры понадобятся 13-15 флажков. В игре принимают участие 8-10 человек. Перед игрой участники на лыжах без палок выстраиваются в шеренгу на старте. Дальше от линии старта через каждые 100 метров выстраивают в линию флажки. Между флажками сохраняется расстояние полтора-два метра. В первой линии - на два флажка меньше, чем участников игры, во второй еще на два меньше и так до двух флажков, последний рубеж - 1 флажок. (например: 6-4-2-1 - это четыре рубежа; 8-6-4-2-1 - это пять рубежей).

По команде руководителя, игроки бегут вперед. Задача каждого - захватить флажок на рубеже. Если участник успел захватить флажок - он не останавливаясь, бежит дальше. Если игроку не досталось флажка - он выбывает из игры. Победителем становится тот, кто на последнем рубеже захватил единственный флажок.


Игра на санках - Встречная эстафета

Соревнуются две команды. Для игры нужны двое санок и два флажка. Игроки каждой команды строятся в колонну по два и располагаются таким образом, чтобы одна половина команды находилась на одной стороне площадки, а вторая - на противоположной. В середине площадки втыкают флажки напротив каждой колонны.

По сигналу руководителя игрок каждой команды садится на санки, а другой везет его на противоположную сторону площадки. Поравнявшись с флажком, игроки меняются ролями и продолжают путь. Достигнув противоположной стороны площадки, игроки отдают санки и встают в конец колонны. Те, кто получили санки выполняют тоже задание. Игра заканчивается тогда, когда части команды поменялись местами. Выигрывает та команда, которая быстрее это сделает.


Игра на коньках - Погремушка

В игре могут участвовать 10-15 человек. Ребята должны хорошо уметь кататься на коньках, во избежание травм и для интереса в игре. Выбирают две пары водящих (2 и 2 = 4 человека ведующих). Одному из игроков дают погремушку и он убегает от водящих. Водящие должны окружить игрока с погремушкой в кольцо, сомкнув руки. Кольцо может состоять из двух ведущих или сразу четверых. Игрок в момент опасности может передавать погремушку другому игроку и тогда уже ловят того. Кидать погремушку нельзя. Если водящим удалось окружить игрока с погремушкой, то пойманный и тот, кто передал ему погремушку становятся парой водящих, заменяя другую. Кто кого меняет решает руководитель, учитывая физическое состояние и нагрузку на играющих. Погремушку передают одному из "конькобежцев". Если нет погремушки, ее можно заменить цветным платком, флажком, колокольчиком, палкой. Но как показывает практика веселый ненавязчивый перезвон погремушки делает игру веселее.