Игры и соревнования с узлами

78103m.jpg

«Узлы Forever»

Предлагаемый практический материал по вязанию узлов позволит разнообразить обучение, повысить интерес ребят к занятиям по спортивному туризму, поможет организовать досуг в электричке, на открытом воздухе, в спортивном зале. Их можно включать в программу школьных спортивных вечеров, праздников, дней здоровья, соревнований типа «Веселые старты».

Вязание узлов - новая область развивающей игротерапии, но для туристов-спортсменов это далеко не забава, а безопасность на маршруте, это спасенные многие жизни и высокие результаты на соревнованиях по туристскому многоборью.

Рекомендуемый материал (игры, соревнования, аттракционы, фокусы с узлами) легко адаптируется и трансформируется в зависимости от педагогической задачи, место и условия проведения, контингента занимающихся и может использоваться в различные периоды спортивной тренировки юных туристов.

Веревки для вязания узлов:

Для разучивания приемов вязания узла, каждый школьник должен иметь отрезок капроновой веревки длиной 130 -150 см., диаметром 6-10 мм.

Концы веревки оплавляют, чтобы не распускались на прядь.

А в дальнейшем ребятам предстоит завязывать узлы на более длинных веревках (3-5-25-40 м.), необходимых по условиям туристских соревнований и многодневных путешествий.

Желаем удачи в начинаниях и успехов на соревнованиях!


ИГРЫ, СОРЕВНОВАНИЯ И АТТРАКЦИОНЫ С УЗЛАМИ

1. Кто больше завяжет полуузлов?

1 вариант

Участники садятся на стулья (или длинную скамейку) лицом к руководителю. По команде игроки продевают веревки у себя под коленом одной из ног. Раздается сигнал к началу соревнования — игроки стремятся завязать как можно больше полуузлов в разные стороны. Снова звучит сигнал — соревнования окончены.

Руководитель с помощниками подсчитывают полуузлы, завязанные каждым игроком и, разделив их на 2, определяет количество «прямых» узлов. Затем называется победитель.

2 вариант

Участники выполняют то же задание, только с закрытыми глазами.


2. Кто больше завяжет узлов?

1 вариант

Ребятам раздаются отрезки веревок из одинакового материала, одной длины и толщины. Руководитель называет узел (простой, восьмерку, сложный), который предстоит завязывать и дает возможность потренироваться. Потом подает команду к началу соревнования.

Наблюдая за соревнованиями, руководитель сам определяет время отведенное на завязывание узлов, и громко командует: «Есть!» Все участники должны положить (бросить веревки). Те, кто после команды продолжил вязание, выбывают из игры.

2 вариант

Участники игры выполняют то же задание, только вяжут с закрытыми глазами.


3. Назови узел

1 вариант

Ребята завязывают разные узлы и складывают их в коробку. Затем выстраиваются в линию спиной к руководителю, который раздает им эти узлы. Нужно, удерживая узел за спиной, на ощупь определить его название. Руководитель еще раз проходит вдоль строя, получая ответы и собирая узлы. Затем все игроки по очереди выступают в роли руководителя, а он лишь дублирует контроль.

2 вариант

Все участники игры разбиваются на пары (каждый выбирает себе партнера) и становятся спиной друг к другу. Затем все завязывают на своих веревках узлы и обмениваются ими за спиной. После этого участники делают шаг вперед, на ощупь определяют название узла, завязанного напарником и сообщают руководителю игры.

Соревнование можно продолжить, организовав пары из победителей, предлагая соревноваться лучшим несколько раз. В результате можно определить победителя, безошибочно завязывающего и быстрее всех узнающего любой из разученных узлов.


4. «Живые узлы»

На полу в линию располагают 4—6 веревок с завязанными на, них узлами.

1 вариант «Бегающие узлы»

Руководитель предлагает ребятам запомнить последовательность расположения узлов. Затем по команде все ребята отворачиваются, а руководитель меняет местами 1 или 2 узла. Повернувшись по команде (одновременно) лицом к узлам, ребята определяют «бегающие узлы».

Сначала рекомендуется менять местами первые два узла или первый и последний, как наиболее запоминающиеся, а затем можно делать и более сложные перестановки.

2 вариант «Исчезающие узлы»

После того, как ребята запомнили расположение узлов, руководитель прячет один или два узла, оставляя пустые места. Дети, должны вспомнить названия узлов, которые лежали на этих местах.

В начале игры следует убирать самые заметные узлы, крупные, крайние или еще чем-то выделяющиеся. Количество узлов должно быть небольшим. Затем задание можно усложнять, увеличивая количество узлов до 10.

3 вариант «Узлы-хамелеоны»

Ход игры тот же, только руководитель заменяет 1 или 2 узла запасными — завязанными по-другому, а дети должны назвать, какие узлы были заменены.


5. Вдвоем вязать труднее

Участники игры разбиваются на пары и получают по одной веревке. Всем предлагается завязать узел «восьмерку», но вязать нужно вдвоем. В каждой паре один участник работает левой рукой, а другой — правой.

Победитель определяется по скорости вязания узла. Затем участники в каждой паре меняются ролями, т.е. тот, который держал веревку левой рукой и помогал завязывать узел, теперь сам пытается завязать «восьмерку», удерживая ходовой конец веревки правой рукой.

Этот соревновательный аттракцион обычно проходит шумно и очень весело.


6. «Вертолина»

(Игра развивает вестибулярный аппарат.) Эта полезная игра требует предварительной подготовки. Нужно вырезать из оргалита или фанеры круг диаметром 100—130 см и разделить его на восемь частей. Секторы можно обозначить мелом, проведя линии, но лучше раскрасить в яркие цвета. Если игра проходит на земляной площадке, то круг и сектора очерчивают прямо на земле острым предметом. В середине круга можно нарисовать второй круг диаметром 30—40 см. В этот круг будут становиться игроки, поэтому разбивать на сектора его не следует.

В каждый сектор кладется какой-нибудь завязанный узел. Игроки по очереди становятся в малый круг лицом к нулевому сектору, в котором нет узла, и, сильно оттолкнувшись, одновременно обеими ногами, придают своему телу вращательное движение. Приземление напротив определенного узла указывает, какой узел предстоит им завязывать с закрытыми глазами или за спиной. Приземление должно быть точным — напротив узла. Если ноги игрока оказываются в разных секторах, то ему придется завязывать два узла.

Сторону вращения оговаривают в начале игры, потом по договоренности ее меняют.

Узлы располагают последовательно, чередуя по степени сложности вязания.


7. «Скоростное вязание»

Участники игры располагаются по кругу лицом к центру. Один из игроков, водящий, пробегает по внутреннему кругу и громко называет узел, который предстоит завязывать. Затем, пробегая второй раз, вручает тренировочную веревку (отрезок длиной 130—150 см) одному из игроков, который должен успеть завязать названный узел до того, как водящий снова подбежит к нему. Если игрок с заданием не справился, он становиться водящим.

Эту игру можно проводить при разучивании новых узлов на занятии по закреплению навыка вязания. Если игроков мало, то бег по кругу заменяется быстрым шагом или наоборот — медленным, даже приставным шагом, если разучиваемый узел очень сложный. При движении обычным шагом водящий может вести счет, касаясь игроков и называя их порядковые номера. Первым номером будет тот игрок, которому вручили веревку.


8. Кто сильнее? («Лебедь, щука и рак»)

Трем участникам соревнования раздаются отрезки веревок, на которых они должны завязать какой-нибудь узел.

Концы четвертой веревки (длиной 2,5—4 м) связывают академическим узлом, образуя кольцо.

Игрокам предлагают взяться за веревочное кольцо правыми (левыми) руками и по команде приготовиться тянуть в трех разных направлениях. Перед этим у каждого берут завязаный им узел и кладут его на расстоянии 2—2,5 метра от игрока в направлении приложения силы.

По сигналу все участники одновременно начинают тянуть веревку, пытаясь дотянуться до своего узла.

Если силы игроков примерно одинаковы и никто из них не упадет, то победителя не будет. В этом случае следует остановить соревнование, положить узлы поближе и вновь начать игру. Победитель сразу определится, но уже не по силе, а по быстроте реакции.


9. «Затянешь узел — пожалеешь!»

1 вариант

Две команды по 3—5 человек выстраиваются в шеренги одна от другой на расстоянии 2,5—3 метра лицом друг к другу.

Перед каждой командой на полу растянута веревка длиной 3—4 м (можно связать тренировочные веревки). По сигналу руководителя игроки по очереди завязывают на веревках простые узлы. Каждый участник должен завязывать только один узел. Затем руководитель говорит, что выполнена только половина задания и победит та команда, которая первой развяжет затянутые узлы. Вот тут начинается самое интересное — стремясь быстрее распустить узел, ребята пытаются развязывать его чуть ли не зубами, делая невообразимые движения.

Этот аттракцион хорошо смотрится на сцене. В этом случае количество игроков в командах сокращают до 3 человек и выстраивают их в одну шеренгу лицом к зрителям.

2 вариант

В следующий раз можно предложить командам развязывать узлы завязанные командой противников.


10. «Не затянешь узел — тоже пожалеешь!»

Команды выстраиваются в колонны' по одному на расстоянии 2 м друг от друга. На небольшом расстоянии от условной линии старта растягивают вдоль две веревки длиной 2—3 м (в зависимости от того, где проводиться соревнование: в помещении или на улице, расстояние можно увеличить). По сигналу руководителя все игроки команд по очереди (передавая эстафету — осаливая следующих игроков своей команды) подбегают к своим веревкам и завязывают по одному узлу.

После того, как все участники завяжут узлы, руководитель говорит, что задание выполнено только наполовину, победитель же определяется после того, как все узлы будут развязаны.

Проводя подобные соревновательные аттракционы, можно предложить командам поменяться местами, чтобы они развязывали не свои (слабо затянутые) узлы, а узлы, завязанные командой-противником.

Такими неожиданными изменениями условий соревнования поддерживается постоянный интерес к подобным аттракционам.


11. «Свяжи и смотай»

Две команды по три человека выстраиваются на линии старта, в колонну по одному. По сигналу руководителя первые номера пробегают 5—6 метров, поднимают лежащие на полу две веревки, связывают их и, бросив, возвращаются к линии старта. Там они передают эстафету вторым номерам своих команд, осалив их. Бегут вторые номера и привязывают к первым двум веревкам еще одну.

Снова веревки бросают, возвращаются к линии старта и передают эстафету третьим номерам, которые бегут к веревкам и быстро их сматывают.

Руководитель определяет время, правильность выполнения задания командами и называет победителя.


12. «Попробуйте — должно получиться!»

Возьмите метровую веревку так, чтобы ее нижний конец почти касался пола (земли). Проявите упорство и настойчивость — научитесь встряхивать веревку так, чтобы ходовой конец подлетал и, спутываясь, завязывался в простой узел.


13. «Заденешь — проиграешь!»

Игроки разбиваются на пары примерно равные по силе. Каждая пара завязывает какой-нибудь узел и кладет его на пол. Игроки в паре становятся лицом друг к другу и крепко в рукопожатии соединяются правыми и левыми руками. Игра начинается: каждый стремится заставить противника наступить на узел или задеть его. Сам же старается перешагнуть через узел и отступить в сторону. Потом комплектуются пары среди победителей и определяется абсолютный чемпион.


14. Соревнование «раков»

Игроки (равные по силам) разбиваются* на пары и завязывают на концах веревок простые узлы. Затем участники в каждой паре становятся спиной друг к другу и перед собой на расстоянии 1 метра на полу растягивают веревки-границы, за которые нельзя переступать.

По сигналу руководителя все игроки, упираясь спинами, пытаются вытолкнуть друг друга за обозначенные границы, или хотя бы заставить партнера наступить на веревку.

Те, кто не смог противостоять, выбывают из игры.

Снова формируются пары и проводятся соревнования до тех пор, пока не выявится абсолютный победитель.


15. Попробуйте выполнить задания-шутки

1. Связать прямым узлом концы короткой веревки длиной примерно 130—150 см, чтобы можно было обозначить круг, и, не выходя из этого круга, дотянуться до любого предмета, даже если он находится в другой комнате.

2. Взять в правую руку завязанный простой узел, а в левую сложный узел. Затем развести руки в разные стороны и, не сближая их, соединить узлы.

3. Сделать так, чтобы завязанный узел, который вы держите в правой руке, перешел в левую видимо и невидимо.

4. Завязать сложный узел ни в комнате, ни снаружи, ни стоя, ни лежа, ни на ходу.

Не связывая двух концов веревок, без всяких приспособлений, соединить концы так, что даже два самых сильных человека не смогут разъединить веревки.

Ответы:

1. Чтобы выполнить это задание, надо завязать веревку у себя на поясе и исполнить свое обещание.

2. Чтобы выполнить задание, надо уронить узел из одной руки и поднять его другой рукой, не сближая при этом рук.

3. Узел переходит видимо — перекладываете узел из правой руки в левую. Узел переходит невидимо — перекладываете узел из правой руки в левую за спиной.

4. Нужно стать на пороге, «повиснув в воздухе», упираясь спиной в один дверной косяк, а ногами в другой. В таком положении можно завязать свободно даже несколько узлов. Нужно связать концы веревок так, чтобы они были направлены в одну и ту же сторону что и большие пальцы рук и немного выступали. Соединить концы веревок. Поднять руки на уровень груди, а ноги расставить на ширину плеч. Теперь, как бы силачи не старались разнять руки, взявшись за локтевые суставы, можно без особого труда противостоять их усилиям.


ФОКУСЫ С УЗЛАМИ

1. Сложное задание

Попробуйте завязать простой узел на веревке, не выпуская из рук ее концов. После нескольких безуспешных попыток вы убедитесь, что выполнить это задание невозможно. Действительно, чтобы концы веревки переплелись для образования узла, нужно хотя бы раз перехватить ее. Тем не менее, задача решается очень просто. Положите веревку на стол, переплетите руки на груди, образуя ими полуузел. Затем нагнитесь к столу и возьмите поочередно каждой рукой по одному концу веревки. После того, как вы разведете руки (придадите им нормальное положение), на середине веревки появится простой узел.

Ris0.gif


2. Фокус. Затянется или развяжется?

Возьмите левой рукой коренной конец веревки так, чтобы он был направлен вверх, а правой — ходовой конец и обвяжите им коренной «восьмеркой» так, как показано на рисунке № 1.

Если вы сделали все правильно, то потянув за ходовой и коренной концы в разные стороны, узел развяжется. На этой простой манипуляции с веревкой, можно построить фокус, в котором по вашему желанию узел будет затягиваться или распускаться. Узел всегда завяжется, если, обвязывая коренной конец «восьмеркой», вы левой рукой перегнете петлю, огибающую коренной конец и проденете ходовой конец в эту же петлю, но с другой стороны. (Обвяжите коренной конец «свитой восьмеркой» — как бы завязывая удавку).

Научившись быстро выполнять эти манипуляции, вы добьетесь того, что зрителям будет казаться, что делаются одни и те же движения.

Ris1.gif

3. Фокус. Манипуляции с веревкой

Захватите веревку так, чтобы в левой руке оказался ее длинный конец и завяжите прямой узел. Если теперь пропустить длинный конец в направлении показанном на рисунке и потянуть за концы веревок, то узел развяжется. Всякое другое пропускание длинного конца в закрытые петли, образуют узел.

Ris2.gif


4. Фокус. Бегающая веревка (манипуляции)

Возьмите тонкую веревку (шнур) длиной 1,5 метра и свяжите ее концы прямым узлом. Сложенную вдвое веревку, набросьте на шею и слегка натяните, вставив внутрь образовавшихся петель, большие пальцы рук. Соедините руки и правым указательным пальцем, сверху зацепите левую петлю. Быстро отпустите правую петлю и разведите руки в стороны, одновременно снова зацепив веревку большим правым пальцем. Мгновенное перемещение веревки очень удивит ваших товарищей. Перед показом не забудьте хорошенько потренироваться.

Ris3.gif