Игры и развлечения на воде 2

0 506a8 f8081a5d Lm.jpg

На занятиях по плаванию с детьми обязательно применяются игры и развлечения на воде. Игры делают уроки плавания более эмоциональными, повышают интерес детей к повторению знакомых упражнений, помогают воспитанию смелости, самостоятельности, инициативности, развивают чувства товарищества, коллективизма.

Игры на воде проводятся на каждом уроке плавания как с новичками, так и с детьми, хорошо умеющими плавать. Последовательно от урока к уроку, по мере повышения спортивной подготовленности детей, игры становятся технически более сложными и трудными. Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях урока в течение 15—20 мин, а иногда и больше, в зависимости от содержания игры и от задач, стоящих перед уроком.

Умелый подбор игр дает возможность регулировать физическую и эмоциональную нагрузку занимающихся.

К методике проведения игр предъявляются следующие обязательные требования:

  1. перед каждой Игрой должна быть поставлена конкретная задача;
  2. игра должна быть посильной, соответствовать подготовке участников и оказывать положительное эмоциональное воздействие;
  3. игра должна способствовать проявлению активности, самостоятельности и инициативы участников.


Выбор игры зависит от педагогических задач обучения; условий для проведения игры (глубины, температуры воды, наличия пологого берега); количества детей в группе, их возраста и подготовленности.

Конкретно задачи, стоящие перед каждой игрой, указаны при описании игр.


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГР НА ВОДЕ

Для проведения игр и развлечений на воде желательно иметь простейший инвентарь:

  • шесты;
  • плавательные доски из пенопласта;
  • резиновые надувные круги или игрушки, которые могут заменить доски из пенопласта;
  • пластмассовые плавающие игрушки (как поддерживающие средства);
  • пластмассовые надувные мячи для проведения игр на воде;
  • яркие, хорошо видные на дне мелкие предметы — для доставания их со дна при нырянии;
  • обручи из пластика.


При проведении занятий с детьми по плаванию в естественном водоеме необходимо соблюдать следующие правила:

  1. допускать к занятиям ребят только с разрешения врача;
  2. купаться разрешается только через 2 часа после еды;
  3. место купания должно отвечать требованиям безопасности, то есть иметь мелкое место и чистое дно, которое проверяется до начала занятий;
  4. категорически запрещается заплывать за границы места купания;
  5. входить в воду и выходить из нее разрешается только по сигналу инструктора, который должен до и после плавания провести проверку-перекличку детей;
  6. необходимо соблюдать строгую дисциплину — не разрешать неорганизованного купания, самовольных прыжков в воду и ныряния, не допускать, чтобы дети садились друг на друга, топили под воду с головой и др.;
  7. дети не должны громко кричать, баловаться;
  8. все упражнения, а также первые попытки плавать следует выполнять в сторону берега или мелкого места;
  9. на первых порах для большей безопасности детей лучше их распределять по парам;
  10. первые попытки плавать на глубоком месте разрешать не более чем двум занимающимся одновременно под непосредственным наблюдением инструктора;
  11. ныряние и прыжки в глубоком бассейне выполняются занимающимися только поочередно. Каждый следующий участник стартует при условии, если предыдущий вышел из воды или отплыл на безопасное расстояние;
  12. заплывы на дальность только вдоль берега;
  13. не проводить занятий на море, если есть волна.


Во время купания и плавания обязательно соблюдайте правила безопасности, охраняйте детей от нелепой случайности, берегите их жизнь. Научите детей пользоваться поддерживающими средствами: надувными кругами, досками, мячом, палками и др. Разъясните, когда нужно звать на помощь, и строго наказывайте за ложные крики «Тону»! Помните, что, обучая детей плаванию, вы несете ответственность за их жизнь и должны в любую минуту оказать им помощь, если это потребуется.


ИГРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ

Игры при обучении плаванию делятся на три группы.


Первая группа — игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета (проводятся с новичками на первых уроках плавания). Они просты и не требуют предварительного объяснения. Это игры на преодоление сопротивления воды, с погружением под воду, нырянием, прыжками в воду, открыванием глаз в воде, со скольжением и плаванием.

Сюда относятся все игры типа «Кто быстрее спрячется под воду», «У кого больше пузырей», «Кто дальше проскользит» и т. д. При наличии мелкого места в этих играх принимают участие дети, не умеющие плавать.


Вторую группу составляют игры сюжетного характера. Такие игры являются основным учебным материалом на уроках плавания для детей младшего школьного возраста. Их начинают включать в занятия после того, как дети освоились с водой, научились передвигаться и уверенно чувствовать себя в новой среде. Среди этих игр встречаются и такие, где необходимо разделение коллектива на соревнующиеся группы. Если сюжетная игра имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить, а иногда и разыграть на суше. К сюжетно-образным играм относятся «Караси и карпы», «Поезд в тоннель», «Рыбы и сеть» и другие, а также большая группа игр типа «Убегай-догоняй» с бегом и плаванием. Сюжетные игры представляют собой упрощенный вариант командных игр, поэтому результат действий каждого игрока за свою группу должен немедленно оцениваться.


К третьей группе относятся командные игры, где играющие объединяются в равные по силам команды. Игра одной команды против другой воспитывает у участников чувство коллективизма, инициативность, быстроту ориентировки. Такие игры требуют проявления самостоятельности, достаточно развитых волевых усилий, умения управлять собой, что необходимо при разрешении игровых конфликтов. От того, как показал себя занимающийся в игре, он заслуживает одобрения или порицания инструктора.

При проведении игры необходимо соблюдать следующие правила:

  1. четко рассказать содержание и правила игры, выбрать ведущего и разделить играющих на группы, равные по силам;
  2. в каждой игре должны участвовать все занимающиеся, находящиеся в воде;
  3. в игру разрешается включать только те упражнения и движения, которые выполняются всей группой;
  4. если вода в бассейне прохладная, игра должна быть активной и проводиться в быстром темпе;
  5. необходимо тщательно следить за выполнением правил, строго наказывая за грубость, нетоварищеское поведение, нарушения правил игры и др.;
  6. игру нужно остановить, если возникает необходимость сделать замечание кому-либо из играющих;
  7. после окончания игры нужно обязательно объявить результаты, назвать победителей и проигравших, особо поощрить ребят за взаимную помощь и действия в интересах коллектива;
  8. игру нужно вовремя закончить, пока она не надоела занимающимся и они не очень устали.

Успешному проведению игр в воде с детьми младшего школьного возраста помогает непосредственное участие инструктора. Это позволяет быстрее организовать занимающихся, вовлечь их в игру. Если инструктор сам не участвует в игре, то он должен выбрать себе такое место по отношению к играющим, чтобы все видеть.


ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ

Игры этой группы помогают детям:

  1. быстрее освоиться с водой, «снять» чувство страха перед непривычной средой;
  2. ознакомиться с новыми температурными условиями, а также плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;
  3. научиться опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями— ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что необходимо в дальнейшем для овладения эффективным гребком руками и ногами.


1. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Задачи игры. Освоение с водой, ознакомление с плотностью и сопротивлением воды.

Описание игры. Дети стоят в шеренге по одному лицом к берегу и держатся руками за плот, шест или другой предмет — это «лодки у причала». По команде «Море волнуется» они расходятся в любом направлении, выполняя произвольные гребко-вые движения руками, помогающие передвижению в воде: «ветер разогнал» их в разные стороны. По команде «На море тихо» играющие стараются быстро занять первоначальное положение. Затем ведущий игру считает: «Раз, два, три — вот на место встали мы», после чего все «лодки» снова собираются у «причала». Опоздавший встать на место лишается права продолжать игру или получается штрафное очко.

Методические указания. Пространство, на которое «расплываются лодки», должно быть ограничено. Между первой (предварительной) и второй (исполнительной) командами ведущего игру необходимо выдержать небольшую паузу, чтобы де- ти могли остановиться, переменить направление движения и устремиться к «причалу». Если на месте купания нет подходяще-го предмета для обозначения «причала», условно оговаривается место «причала», где, в зависимости от условий игры, «лодки» собираются в шеренгу, колонну или круг.


2. «КТО ВЫШЕ»

Задачи игры. Освоение с водой, ознакомление со специфическими особенностями водной среды, овладение умением принимать наиболее обтекаемое положение тела.

Описание игры. Группа детей стоит в воде, повернувшись лицом к ведущему игру. По команде ведущего ребята приседают и, оттолкнувшись ногами от дна, а руками от воды, выпрыгивают (как можно выше) из воды. Обычно выполняется' 5—6 попыток. После каждого прыжка объявляется победитель » два призера.

Методические указания. Обязательно объяснить причину успеха победителей — умение напрягать мышцы тела и вытягиваться в струнку, принимая наиболее обтекаемое положение. Первые прыжки можно выполнять с произвольным положением рук, последующие — одновременно с толчком ногами под» нимать руки вверх.


3. «ПОЛОСКАНИЕ БЕЛЬЯ»

Задачи игры. Воспитание чувства опоры о воду во время гребка руками.

Описание игры. Играющие стоят лицом к ведущему,, наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, прямые руки опущены вниз. По команде ведущего играющие выполняют обеими руками одновременные и попеременные движения в разных направлениях из стороны в сторону, вперед-назад, вниз-вверх, как бы занимаясь «полосканием белья».

Методические указания. Ведущий игру в обязательном порядке дает ребятам задание каждое упражнение выполнить поочередно сначала расслабленными, а затем напряженными руками. Это позволяет почувствовать, что опираться и отталкиваться от воды можно только ладонью напряженной руки.


4. «ВОЛНЫ И МОРЕ»

Задачи игры. Ознакомление с физическими свойствам» воды, ее плотностью и сопротивлением.

Описание игры. Играющие выстраиваются в шеренгу* ноги на ширине плеч, руки опущены в воду, пальцы сцеплены.. По команде ведущего выполнять движения обеими руками вправо-влево.

Методические указания. Руки держать под самой поверхностью воды, чтобы «волны» были больше. Движения выполнять напряженными руками. Игру можно проводить также, разделив участников на две команды, которые по сигналу, стоя в шеренгах лицом друг к другу на расстоянии 2 м, соревнуются, у кого волны больше.


5. «ФУТБОЛ»

Задачи игры. Воспитание чувства опоры о воду во время гребка ногами.

Описание игры Группа детей располагается в произвольном порядке (в шеренге, кругу, взявшись за руки или опустив руки на воду). По команде ведущего ребята делают «замах» и «удар» по воображаемому мячу сначала одной, потом другой ногой.

Методические указания. При выполнении «удара» подъемом ноги вытягивать носок и напрягать мышцы, окружающие голеностопный сустав. Когда «удар» производится подъемом стопы, то, как уже говорилось, носок ноги оттянут, как при плавании кролем. Если же «удар» выполняется внутренней стороной голеностопа, то носок стопы занимает положение, соответствующее исходному положению ног перед выполнением толчка при плавании брассом.


6. «ПЕРЕПРАВА»

3адачиигры. Воспитать чувство опоры о воду ладонью и предплечьем руки.

Описание игры. Играющие в произвольном порядке (шеренгах или колоннах и др.) по сигналу инструктора идут по дну от одной условной границы до другой, помогая себе гребками рук.

Методические указания. Гребки выполняются в стороне от корпуса согнутыми в локтях руками или одновременно обеими руками, или поочередно каждой рукой. Сначала «переправляться» нужно медленно, не вызывая гребками рук излишнего шума, «чтобы противник не услышал». По мере освоения упражнения, игра проводится по сигналу «Кто быстрее переправится». В этом случае играющие бегут по дну на заданное расстояние, помогая себе гребками рук.


7. «ЛОДОЧКИ»

3адачи игры. Ознакомление с сопротивлением воды, воспитание умения самостоятельно передвигаться в различных направлениях.

Описание игры. По первому условному сигналу инструктора «лодочки» расплываются в разных направлениях, их «разогнал ветер». По второму сигналу «Раз, два, три — вот на место встали мы» все играющие спешат занять места у условного «причала». *

Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся и условий для проведения, игра, также как и предыдущая, может разыгрываться в быстром и медленном темпе. Играющие передвигаются вперед спиной, помогая себе гребками рук, выполняемыми поочередно и одновременно,


8. «ПОЙМАЙ ВОДУ»

Задачи игры. Приучить детей во время контакта рук с водой держать пальцы вместе, что необходимо для эффективного гребка рукой в плавании.

Описание игры. Играющие стоят на дне в шеренге или кругу. По сигналу ведущего «Поймай воду» играющие опускают руки в воду, соединяют кисти рук и, зачерпнув воду, поднимают руки с водой над поверхностью. Ведущий смотрит, кто больше набрал воды, у кого вода вытекает из рук и т. д.

Методические указания. При выполнении ^упражнения обязательно напоминать детям, что «поймать воду» можно только ладонью с плотно сжатыми пальцами.


9. «КАРУСЕЛЬ»

Задачи игры. Освоение с водой, ознакомление с плотностью и сопротивлением водной среды.

Описание игры. Встать в круг, взяться за руки. По сигналу играющие начинают движение по кругу со словами: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом». Играющие пробегают один или два круга до очередного сигнала «Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Движение по кругу замедляется, и «карусель» останавливается. Игра повторяется с движения в другую сторону.

Методические указания. В игре одновременно могут участвовать две и даже три «карусели».


10. «РЫБЫ И СЕТЬ»

Задачи игры. Освоение с водой, воспитание умения действовать вместе с коллективом.

Описание игры. Все играющие, кроме двух ведущих, разбегаются. Ведущие, держась за руки, стараются поймать кого-либо из играющих в «сети». Для этого им нужно сомкнуть руки вокруг пойманного, опустив их на поверхность воды. Пой- манный присоединяется к ведущим, увеличивая «сеть». Игра кончается, когда большинство «рыб» поймано.

Методические указания. «Сеть» должна быть прочной и нигде не «рваться». Поэтому ребята, изображающие «сеть», должны крепко держаться за руки. «Рыбам» запрещается разрывать «сеть» силой, выбегать на берег или за пределы условленного места игры. «Рыба» считается пойманной, если она попала в «сеть», то есть круг, образованный играющими. Выигрывают дети, к концу игры не попавшие в «сеть».


11. «КАРАСИ И КАРПЫ»

Задачи игры. Освоение с водой, воспитание умения смело передвигаться в воде, не бояться брызг.

Описание игры. Две равные шеренги играющих становятся спиной друг к другу на расстоянии 1 м. Игроки одной шеренги — «караси», другой — «карпы». Как только ведущий игру произнес «Караси!», шеренга «карасей» стремится как можно быстрее достичь условной зоны. Одновременно «карпы» поворачиваются, стараются догнать «карасей» и дотронуться до них рукой. Осаленные таким образом «караси» останавливаются. По сигналу ведущего все возвращаются на свои места, и игра начинается сначала. Ведущий произвольно называет команды — «караси» или «карпы», после чего игроки названной команды убегают на свою территорию. Подсчет осаленных «карасей» и «карпов» продолжается до конца игры. Выигрывает та команда, у которой было осалено меньшее количество игроков.

Методические указания. К концу игры обе команды должны быть названы одинаковое количество раз. Шеренги «карасей» и «карпов» должны стоять боком к ведущему игру.

ИГРЫ НА ПОГРУЖЕНИЕ С ГОЛОВОЙ В ВОДУ И ОТКРЫВАНИЕ ГЛАЗ В ВОДЕ

1. «КТО БЫСТРЕЕ СПРЯЧЕТСЯ ПОД ВОДУ?»

Задачи игры. Освоение с водой, ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды.

Описание игры. Играющие стоят лицом к ведущему и по его сигналу быстро приседают так, чтобы голова скрылась под водой. Второй вариант — «Сядь на дно». По команде ведущего ребята пытаются сесть на дно и погружаются с головой в воду.

Методические указания. Перед погружением под воду необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание на вдохе. Это помогает почувствовать подъемную силу воды, а также убедиться в том, что сесть на дно практически невозможно.


2. «УМЫВАНИЕ»

Задачи игры. Научить детей открывать глаза в воде.

Описание игры. Играющие стоят лицом к ведущему и по его сигналу «умываются»: зачерпнув ладонями воду, брызгают ее себе на лицо.

Методические указания. Когда вода стекает по лицу, ни в коем случае не надо закрывать глаза. Ведущий дает детям указание: «Все, кто «умывается», смотрят на меня». Обязательно отметить тех, кто хорошо «умывается», а также тех, кому нужно «умываться» лучше.


3. «ХОРОВОД»

Задачи игры. Почувствовать подъемную силу воды, улучшить ориентировку, открывая в воде глаза.

Описание игры. Взяться за руки и идти по кругу, считая вслух до десяти. Затем сделать вдох и, задержав дыхание, погрузиться под воду. Продолжать игру, но идти с открытыми под водой глазами в другую сторону.

Методические указания. После того, как играющие появятся над водой, дать им указание крепко держаться за руки, чтобы не вытирать глаза и лицо.


4. «ДО ПЯТИ»

Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой, привыкание к более продолжительному пребыванию под водой.

Описание игры. По команде ведущего играющие делают глубокий вдох и погружаются под воду. Ведущий игру громко считает до пяти. Кто вынырнет раньше времени, становится на одну сторону бассейна (проигравшие), кто продержится под водой до счета пять — на другую сторону (победители).

Методические указания. После того, как играющие выпрямятся и появятся над водой, дать им указание не вытирать глаза и лицо руками.


5. «МОРСКОЙ БОИ»

Задачи игры. Научить детей не бояться брызг, попадающих в лицо, и не закрывать глаза.

Описание игры. Две шеренги играющих встают лицом друг к другу на расстоянии 1 м. По сигналу обе шеренги начинают брызгать водой друг другу в лицо. Выигрывает команда, игроки которой не поворачиваются к брызгам спиной, не закрывают глаза. Шеренги не сближаются и не касаются друг друга руками.

Методические указания. Обе шеренги стоят боком к ведущему игру.


6. «ЖУЧОК-ПАУЧОК»

Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой.

Описание игры. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центр круга встает ведущий — «жучок-паучок». Играющие произносят нараспев: «Жучок-паучок вышел на охоту, не зевай, поспевай, прячьтесь все под воду!». С последними словами все приседают под воду, а кто не успел спрятаться, становится «жучком-паучком».

Методические указания. При выполнении погружений в воду с головой, инструктор напоминает играющим, что в воде надо открыть глаза, чтобы лучше ориентироваться. После появления над водой не вытирать лицо руками.


7. «ЛЯГУШАТА»

Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой.

Описание игры. Играющие «лягушата» встают в круг и внимательно ждут сигнала ведущего. По сигналу «Щука» все «лягушата» подпрыгивают, по сигналу «Утка» — прячутся под воду. Неверно выполнивший команду встает в середину круга, а игра продолжается.

Методические указания. Обязательно похвалить детей, которые ни разу не ошиблись.


8. «НАСОС»

Задачи игры. Совершенствование навыков погружения под воду и открывания глаз в воде.

Описание игры. Играющие стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки. Приседая по очереди, они погружаются с головой в воду: как только один появляется из воды — другой приседает и скрывается под водой.

Второй вариант — «Смотри внимательно». Играющие встают в пары лицом друг к другу. Один из них приседает под водой и открывает глаза, другой показывает ему различное количество пальцев. После появления из воды первого игрока второй спрашивает его, сколько пальцев он увидел. Методические указания. Инструктор до начала игры напоминает детям, что перед погружением под воду нужно обязательно сделать вдох и задержать дыхание.


9. «СПРЯЧЬСЯ»

Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой.

Описание игры. Играющие становятся в круг, в центре которого находится ведущий. Ведущий проводит над их головами рукой или бечевкой с привязанной на конце резиновой игрушкой: участники игры быстро опускают голову в воду. Ребята, которых коснулась игрушка, выбывают из игры.

Второй вариант. Играющие встают в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера составляют одну команду, вторые — другую. Выигрывает команда, игроки которой меньшее количество раз были задеты резиновой игрушкой.

Методические указания. Игрокам запрещается выходить за пределы досягаемости резиновой игрушки. Диаметр круга, по которому расположены играющие, должен быть по возможности больше, а скорость вращения игрушки — меньше.


10. «ВОДОЛАЗЫ»

Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде.

Описание игры. Играющие достают со дна какой-либо яркий предмет, заранее брошенный туда.

Второй вариант. Играющие разделяются на две команды с равным количеством участников в каждой. По команде ведущего играющие собирают со дна предметы, ныряя в воду с открытыми глазами. Выигрывает команда, участники которой собрали все предметы за меньший промежуток времени.

Методические указания. Число брошенных на дно предметов должно соответствовать количеству «водолазов», поэтому ныряющие могут быть разделены на две, три или четыре группы.


11. «БРОД»

Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде.

Описание игры. Играющие стоят в одной или двух колоннах по одному. Поочередно они передвигаются по дну по заданному ориентиру. Чтобы не сбиться с пути, играющие часто ныряют и открывают глаза, разглядывая лежащие на дне ориентиры.

Методические указания. Место, где проводится игра, должно быть огорожено.


12. «ОХОТНИКИ И УТКИ»

Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния, ориентирования под водой.

Описание игры. Играющие делятся на две команды — «охотники» и «утки». «Охотники» встают в круг, пропустив внутрь круга «уток». Перебрасываясь футбольной камерой, «охотники» стараются попасть в «уток», которые ныряя, прячутся от мяча. Игра продолжается 2—3 мин, после чего команды меняются местами. Выигрывает команда, имеющая большее количество попаданий.

Методические указания. Предупредить играющих, чтобы удары камерой были не очень сильными и не причиняли болевых ощущений.


13. «ПОЕЗД В ТОННЕЛЬ»

Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния, открывания глаз в воде, ориентирования под водой.

Описание игры. Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс стоящего впереди, изображают «поезд». Двое занимающихся стоят лицом друг к другу, держась за руки, и обозначают «тоннель», опустив руки на воду. Поочередно подныривая под руки изображающих «тоннель», «вагоны •поезда» проходят его.

Второй вариант. «Поезд» ныряет в пластмассовый круг, который держит один из играющих. Задачу можно усложнить, .разместив два или три «тоннеля» на некотором расстоянии друг от друга. Если позволяет подготовленность играющих, то «тон-яель» может быть удлинен за счет установки двух пластмассовых кругов на расстоянии 2—3 м один от другого.

Методические указания. Во время ныряния обязательно открывать глаза и выполнять произвольные гребковые движения руками и ногами.


14. «УТКИ-НЫРКИ»

Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния, открывания глаз в воде и ориентирования под водой.

Описание игры. На поверхности воды устанавливаются «есколько «станций» из самых разнообразных предметов (пластмассовый обруч, плавательная доска, плавательная разграничительная дорожка, шест, квадрат и др.). Играющие распределяются на равные по количеству участников группы, каждая из которых располагается около указанной ведущим «станции». Число групп соответствует количеству «станций». По команде ведущего играющие на каждой «станции» поочередно ныряют в обруч, под дорожку и т. д. Когда все участники выполнили упражнения на своих «станциях», дается команда перейти на другие «станции». Игра кончается, когда каждая группа пройдет через все «станции».

Методические указания. До игры ведущий напоминает детям, что перед тем как нырнуть, нужно сделать вдох и задержать дыхание.


ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ В ВОДУ

1. «НЕ ОТСТАВАЙ»

Задачи игры. Воспитание умения прыгать в воду, смелости, уверенности.

Описание игры. Играющие садятся на бортик бассейна и свешивают ноги. По сигналу ведущего они спрыгивают в воду, быстро поворачиваются лицом к бортику и дотрагиваются до него руками. Выигрывает тот, кто займет это положение раньше всех.

Методические указания. Игру можно проводить с неумеющими плавать, если вода доходит до пояса или груди занимающихся.


2. «ЭСТАФЕТА»

Задачи игры. Те же, что и в предыдущей игре.

Описание игры. В игре участвуют две команды, игроки) которых садятся вдоль бортиков бассейна в колонну по одному. По сигналу ведущего замыкающие в каждой команде ударяют рукой сидящего впереди и сами прыгают в воду. Каждый) играющий проделывает то же самое, как только сидящий сзади дотронется до его плеча. Выигрывает команда, все игроки которой раньше оказались в воде.

Методические указания. Напоминать занимающимся, что перед каждым прыжком нужно сделать вдох и задержать дыхание.


3. «ПРЫГНИ В КРУГ»

3адачи игры. Те же, что и в предыдущей игре.

Описание игры. Играющие поочередно спрыгивают вниз ногами, стараясь попасть в пластмассовый обруч, лежащий на воде около бортика бассейна.

Методические указания. Сначала прыжки могут выполняться из положения присев, затем из положения стоя с шага и, наконец, с толчка двумя ногами от бортика. Во время первых прыжков дети, как правило, задевают обруч руками, но не надо делать им замечания. Постепенно ведущий усложняет задачу — ставит условия прыгнуть в обруч и не задеть его. В этом случае прыжок выполняется в положении руки вытянуты вдоль тела или подняты вверх.

Ведущий обязан обращать внимание на правильное исходное положение при выполнении прыжков в воду. Занимающиеся перед прыжком должны захватить пальцами ног передний край бортика, тумбочки, то есть любой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.


4. «КТО ДАЛЬШЕ ПРЫГНЕТ»

Задачи игры. Воспитание смелости, уверенности, навыка к глубоким и продолжительным погружениям в воду с головой.

Описание игры. Играющие встают на бортик бассейна на расстоянии 1 м друг от друга и захватывают пальцами ног край бортика. По команде ведущего выполняется прыжок вниз; ногами с толчком обеих ног от бортика и махом рук. Выигрывает тот, кто дальше прыгнет.

Второй вариант. На расстоянии 1,5—2 м от бортика натягивается дорожка или на поверхность воды кладется шест. По-команде ведущего дети стараются перепрыгнуть через условный рубеж любым произвольным способом вниз ногами.

Методические указания. Глубина воды не должна превышать уровня груди или пояса играющих. Умеющие плавать могут прыгать в глубокий водоем, но каждый очередной прыжок выполняется только после того, как предыдущий занимающийся отплыл на безопасное расстояние или вышел из воды.


5. «КЛОУНАДА»

3адачи игры. Те же, что и в предыдущей.

Описание игры. По заданию ведущего дети выполняют самые разнообразные прыжки в воду ногами вниз: прыжок из исходного положения стоя спиной к воде, прыжок с поворотом в воздухе на 180°, прыжок с разведением в стороны ног и последующим их соединением перед входом в воду и др.

После того, как все варианты прыжков разучены каждым занимающимся, прыжки можно выполнять в парах. Ведущий оценивает изобретательность и артистизм каждой пары.

Методические указания. В глубоком водоеме с непрозрачной водой каждый очередной прыжок выполняется после того, как предыдущий прыгун отплыл на безопасное расстояние.-


6. «КТО ДАЛЬШЕ ПРОСКОЛЬЗИТ»

Задачи игры. Воспитание смелости, уверенности, умения прыгать в воду головой вниз.

Описание игры. Играющие сидят на бортике, опустив ноги в воду и упираясь подошвами в стенку бассейна или сливной желоб. Руки подняты вверх, кисти соединены, голова между руками. По команде ведущего дети низко наклоняют голову и руки к воде и, оттолкнувшись ногами, падают в воду. Выигрывает тот, кто дальше проскользит.

Методические указания. В неглубоком водоеме прыжок может выполнять вся группа одновременно, в глубоком дети прыгают по одному.


7. «НА СТАРТ — МАРШ!»

Задачи игры. Совершенствование умения прыгать в воду «низ головой.

Описание игры. Играющие выстраиваются на бортике на расстоянии 1 м друг от друга. Пальцами ног захватывают край бассейна. По команде ведущего «На старт!» играющие занимают неподвижное положение. По команде «Марш!» выполняют прыжок в воду. Выигрывает проскользивший после прыжка дальше всех.

Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся, в игре могут быть использованы как стартовый, так и другие, более простые прыжки, выполняемые вниз головой. Например, спад в воду из положения согнувшись, прыжок в воду из положения согнувшись с толчком ног, этот же прыжок, но с маховым движением рук.


8. «ПОЛЕТ»

Задачи игры. Воспитание смелости, уверенности при выполнении прыжков в воду вниз головой.

Описание игры. Играющие выстраиваются на бортике на расстоянии 1 м друг от друга. По команде ведущего выполняется стартовый прыжок. Выигрывает участник, пролетевший в воздухе до погружения в воду как можно дальше.

Методические указания. Игра проводится с участниками, хорошо умеющими плавать. Играющих можно разделить на две команды. Успеху игры будет способствовать протянутая в 1,5—2 м от бортика бассейна веревка или плавательная дорожка, через которую необходимо перелететь, не задев ее.


9. «ВСЕ ВМЕСТЕ»

Задачи игры. Совершенствование навыков прыжков в воду.

Описание игры. Играющие стоят в шеренге по одному •на расстоянии 1 м друг от друга. По команде ведущего играющие выполняют соскок вниз ногами, спад из положения согнувшись, прыжок с поворотом, спиной вперед или какой-либо Другой.

Методические указания. Участников разделить на две равные по силам команды.


10. «КАСКАД»

3адачи игры. Те же, что и в предыдущей.

Описание игры. Играющие стоят в шеренге по одному на расстоянии 1 м друг от друга. По команде ведущего играющие выполняют один за другим соскок или прыжок вниз ногами или какой-либо другой.

Методические указания. Инструктор должен перед каждым прыжком внимательно проверить правильность исходного положения, которое принимает играющий.

ИГРЫ НА ВСПЛЫВАНИЕ И ЛЕЖАНИЕ НА ВОДЕ

1. «ПОПЛАВОК»

Задачи игры. Ознакомление с подъемной силой воды, ощущение состояния невесомости.

Описание игры. Играющие, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, приседают и, обхватив колени руками, всплывают на поверхность. В этом положении каждый «поплавок» старается продержаться на воде до счета десять. Соревнуются две группы или отдельные занимающиеся на качество выполнения упражнения.

Методические указания. Перед выполнением упражнения все играющие по команде ведущего делают глубокий вдох и задерживают дыхание на вдохе.


2. «МЕДУЗА»

3адачи игры. Те же, что и в предыдущей.

Описание игры. Играющие по команде ведущего, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, приседают под воду и, наклонившись вперед, всплывают на поверхность. Тело согнуто в пояснице, руки и ноги полусогнуты и расслабленно опущены вниз.

Методические указания. Так же, как и в предыдущем упражнении, после всплывания на поверхность все играющие считают в уме до десяти.


3. «КТО СДЕЛАЕТ»

Задачи игры. Совершенствование равновесия, умения свободно без движений лежать на поверхности воды.

Описание игры. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, играющие осторожно ложатся на воду в положении на спине. Руки и ноги разведены в стороны, голова слегка откинута назад.

Методические указания. Перед выполнением упражнения инструктор объясняет, что на воде нужно лежать в положении на спине, а не сидеть. Это возможно только при условии, если не сгибаться в тазобедренных суставах и не прогибаться в пояснице.


4. «ВИНТ»

Задачи игры. Совершенствование умения произвольно изменять положение тела в воде.

Описание игры. Играющие по команде ведущего ложатся на воду в положении на спине. Затем, в зависимости от дальнейшей команды, поворачиваются на бок, на грудь, снова на спину и т. д. Выигрывает участник или несколько участников, умеющих лучше других изменять положение тела в воде.

Методические указания. При выполнении поворотов дать указание играющим помогать себе гребковыми движениями рук.


5. «АВАРИЯ»

Задачи игры. Воспитание умения в случае необходимости продолжительное время держаться на поверхности воды.

Описание игры. По команде ведущего играющие выполняют глубокий вдох и ложатся на воду в положении на спине. С произвольным дыханием они стараются продержаться на воде как можно дольше (до 1 мин), пока не «подоспеет помощь».

Методические указания. До начала игры подсказать участникам, что можно выполнять легкие гребковые движения кистями рук около тела.


6. «СЛУШАЙ СИГНАЛ»

Задачи игры. Совершенствование умения всплывания и лежания на воде.

Описание игры. Играющие соревнуются в правильном выполнении упражнений «поплавок», «медуза», лежание на спине, на груди, «винт». Каждое упражнение выполняется под соответствующие условные сигналы, о значении которых необходимо договориться с занимающимися до начала игры.

Второй вариант. Играют две команды, равные по силам. Выигрывает команда, совершившая меньшее количество ошибок.

Методические указания. Условные сигналы должны быть короткими и выразительными. Перед подачей очередного сигнала должен быть промежуток времени, достаточный для отдыха.


7. «ПЯТНАШКИ С ПОПЛАВКОМ»

Задачи игры. Совершенствование навыка всплывания и лежания на воде.

Описание игры. Ведущий — «пятнашка» — старается догнать игроков и дотронуться до кого-либо из них. Спасаясь от «пятнашки», игроки принимают положение «поплавка». Если «пятнашка» дотронется до играющего раньше, чем тот принял это положение, игрок становится «пятнашкой».

Второй вариант. В зависимости от подготовленности участников, вместо «поплавка» выполнять «медузу» или любые другие упражнения, известные играющим.


8. «КТО СДЕЛАЕТ КУВЫРОК»

Задачи игры. Совершенствование равновесия, умения свободно изменять положение тела в воде, ориентирования.

Описание игры. По команде ведущего участники по одному выполняют кувырки вперед через плавательную дорожку или мяч, предварительно сделав вдох и приняв положение группировки. Затем дается команда выполнить кувырок назад.

Второй вариант. После того, как каждый участник освоит выполнение кувырков вперед и назад, игра может быть проведена с двумя командами как эстафета.


ИГРЫ С ВЫДОХОМ В ВОДУ

1. «У КОГО БОЛЬШЕ ПУЗЫРЕЙ»

Задачи игры. Совершенствование навыка выдоха в воду.

Описание игры. По команде ведущего играющие погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный выдох через рот. Выигрывает участник, имевший больше пузырей, то есть сделавший продолжительный и непрерывный выдох в воду.

Методические указания. Напомнить играющим, что перед погружением под воду нужно обязательно сделать вдох.


2. «ВАНЬКИ-ВСТАНЬКИ»

Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой, совершенствование навыка выдоха в воду.

Описание игры. Играющие, разделившись на пары, встают друг против друга и крепко берутся за руки. По первому сигналу стоящие справа приседают, опускаются под воду и делают глубокий выдох (глаза открыты). По второму сигналу под воду погружаются стоящие слева, а их партнеры резко выпрыгивают из воды и делают вдох. Выигрывает та пара, которая правильнее других, строго по сигналу и дольше всех выполнит упражнение.

Методические указания. Несмотря на то, что игра направлена на совершенствование навыка выдоха в воду, инструктор внимательно следит за обязательным выполнением других разученных элементов, например, открывание глаз в воде и т. д.


3. «ПОЕЗД»

Задачи игры. Дальнейшее совершенствование умения делать выдох в воду.

Описание игры. Двое играющих, взявшись за руки, опускают руки на поверхность воды. Это «тоннель». Остальные ребята — «поезд» — встают в колонну по одному и двигаются вперед. Подходя к «тоннелю», играющие делают вдох, а проходя через «тоннель» во время погружения под воду делают выдох — «поезд пускает пар». Двое игроков, изображающих «тоннель», встают в конец «поезда», а двое первых из «поезда» обозначают новый «тоннель».

Методические указания. Игру можно усложнить, организовав на пути следования поезда пять и более «тоннелей». Это могут быть пластмассовые обручи, плавательные дорожки и любые другие предметы, под которые нужно поднырнуть и одновременно сделать выдох в воду.


4. «ФОНТАНЫ»

Задачи игры. Совершенствование ритма дыхания при выполнении вдоха и выдоха в воду.

Описание игры. Играющие встают в круг и по командам ведущего — короткую «вдох» и продолжительную «вы-ы-ы-дох» — выполняют 5, 10, 20 или другое количество поочередных вдохов и выдохов в воду. Участники могут держаться за руки.

Второй вариант. Игра проводится как соревнование между двумя командами. Выигрывает команда, все участники которой выполняют продолжительные и непрерывные выдохи в воду, та есть «фонтан» бьет лучше.

Методические указания. Ведущий, объясняя правила игры, подчеркивает, что преимущество имеет тот «фонтан», у которого сильно бьет каждая струя (то есть каждый участник умеет делать выдох в воду).


5. «КАЧЕЛИ»

Задачи игры. Дальнейшее совершенствование ритма дыхания.

Описание игры. Играющие встают по парам спиной друг к другу и берут друг друга под руки. Поочередно наклоняясь вперед до положения нагнувшись лицом в воду, они поднимают своих партнеров над водой. В момент опускания лица в воду делается выдох. Выигрывает та пара, которая больше других несколько раз подряд выполнит вдох и выдох в воду.

Методические указания. Играющие стоят боком к ведущему.


6. «КТО ПОБЕДИТ»

Задачи игры. Совершенствование навыка ритмичного дыхания при выполнении выдоха в воду.

Описание игры. Играющие встают в одну шеренгу и по команде ведущего идут по дну, помогая себе гребками рук и непрерывно до границы финиша делая вдох над водой и выдох в воду. Выигрывает тот, кто пришел первым и от старта до финиша правильно выполнил упражнение. Граница финиша обозначается на расстоянии 15—20 м от места старта.

Методические указания: При выполнении выдоха занимающиеся опускают в воду только нижнюю часть лица (рот и нос) до уровня глаз.

ИГРЫ СО СКОЛЬЖЕНИЕМ И ПЛАВАНИЕМ

1. «КТО ДАЛЬШЕ ПРОСКОЛЬЗИТ»

Задачи игры. Постановка обтекаемого положения тела и умения тянуться вперед, равновесия.

Описание игры. Играющие встают в одну шеренгу и по команде ведущего выполняют скольжение сначала на груди, затем на спине.

Методические указания. Скольжение на груди выполняется с вытянутыми вперед руками. .Скольжение на спине сначала выполняется в положении с руками вдоль тела, затем и руками, вытянутыми вперед. Скольжение выполняется в сторону мелкого места.


2. «СТРЕЛА»

Задачи игры. Научить детей напрягать мышцы тела и тянуться вперед (принимать обтекаемое положение тела).

Описание игры. Ведущий игру и его помощники входят в воду, берут поочередно каждого играющего, принявшего положение скольжения, одной рукой за ноги, другой — под живот « толкают его к берегу по поверхности воды. Лучшая «стрела» скользит дальше всех.

Методические указания. Упражнение выполняется как на груди, так и на спине. Играющие, принимая исходное положение для скольжения, обязательно вытягивают руки вперед. Игра проводится только с детьми младшего возраста.


3. «ТОРПЕДЫ»

Задачи игры. Совершенствование положения тела при плавании, техники движений кролем (ногами).

Описание игры. Играющие встают в шеренгу и по команде ведущего делают скольжение на груди с движением ногами кролем. Затем то же повторяют па спине. Выигрывает проплывший большее расстояние.

Методические указания. Упражнение выполняется только в сторону мелкого места.


4. «ФОНТАН»

Задачи игры. Те же, что и в предыдущей.

Описание игры. Играющие встают в круг и берутся за руки. По команде все ложатся на спину, вытянув ноги к центру круга и поддерживая себя гребковыми движениями рук около тела, и делают движения ногами кролем на спине, плывя в разные стороны.

Второй вариант. Первые номера стоят на дне, вторые ложатся на спину, вытянув ноги в центр круга. Вторые номера делают движения ногами кролем, держась за руки первых. После 15—20 с играющие меняются ролями.


5. «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»

Задачи игры. Научить детей не бояться глубокого места и, не затрачивая лишних движений, уметь продержаться на глубине или выплыть на мелкое место.

Описание игры. На глубоком месте играющие, применяя любые способы плавания, чередуя плавание и лежание на поверхности воды, стараются продержаться до сигнала ведущего. По сигналу играющие выплывают на мелкое место.

Методические указания. В игре участвуют не более двух человек одновременно. Ситуация на глубоком месте непрерывно контролируется ведущим и помощниками.


6. «КТО ПОБЕДИТ»

Задачи игры. Совершенствование техники плавания.

Описание игры. Играющие по команде ведущего проплывают на соревнование 10, 15, 25 м в зависимости от подготовленности. Выигрывает приплывший первым.

Методические указания. Плавание проводится кролем на груди, на спине, брассом, при помощи ног с доской или без доски и т. д.


7. «МАРАФОН»

Задачи игры. Воспитание умения рассчитывать свои силы при плавании и преодолевать максимально возможное расстояние.

Описание игры. По команде ведущего участники игры принимают старт в «марафонском» заплыве. Каждый плывет любым удобным ему способом или чередуя разные способы плавания. Выигрывает участник, проплывший наибольшее расстояние.

Методические указания. Перед заплывом ведущий предупреждает участников, что их задача — плыть медленно, но долго, сохраняя ритмичное дыхание. В зависимости от подготовленности участников, длина «марафонской» дистанции может быть 50, 100, 200 м.


5. «КТО ДОЛЬШЕ»

Задачи игры. Совершенствование техники движений ногами брассом, развитие силы мышц.

Описание игры. По команде ведущего проводится соревнование на глубокой части бассейна. Играющие делают движения ногами брассом, подняв кисти рук над поверхностью воды. Выигрывает участник, дольше других выполнявший это упражнение.


9. «ЭСТАФЕТА»

Задачи игры. Совершенствование техники плавания, умения бороться за победу.

Описание игры. В игре участвуют две равносильные команды. Занимающиеся могут плыть при помощи движений ногами или руками и в полной координации, в зависимости от подготовленности. Если играющие освоили спортивные способы плавания, можно провести комбинированные эстафеты, где участники плывут в полной координации кролем на груди, на спине, брассом или при помощи движений ногами.


10. «КТО СДЕЛАЕТ МЕНЬШЕ ГРЕБКОВ»

Задачи игры. Совершенствование эффективного гребка.

Описание игры. Занимающиеся проплывают определенное расстояние, стараясь сделать как можно меньше гребков. Ведущий и его помощники ведут подсчет сделанного количества гребков.

Методические указания. В зависимости от подготовленности участники плывут кролем или брассом.


11. «КТО БЫСТРЕЕ ПРОПЛЫВЕТ»

Задачи игры. Совершенствование техники плавания, развитие силы мышц.

Описание игры. Играющие распределяются по парам. По команде ведущего один участник плывет при помощи движений руками, а другой держится за его ноги и лежит на воде, не делая никаких движений. После финиша участники меняются местами.

Второй вариант. То же соревнование, но в плавании с доской при помощи движений ногами. Партнер лежит па спине впереди плывущего и держится руками за доску.

Методические указания. В зависимости от спортивной квалификации играющих, плавание проводится кролем на груди или брассом.


12. «ЧЕЙ РЕКОРД»

Задачи игры. Те же, что и в предыдущей. Описание игры. По команде ведущего играющие стартуют на определенное расстояние при помощи движений руками кролем на груди, на спине или брассом со связанными ногами.


13. «САЛКИ»

Задачи игры. Дальнейшее совершенствование техники плавания.

Описание игры. Один из играющих — «салка» — старается догнать и дотронуться до кого-либо из плавающих товарищей.

Методические указания. Игра проводится на глубоком месте, чтобы участники плавали, не касаясь ногами дна.


14. «ЭСТАФЕТА С ВЫБЫВАНИЕМ»

Задачи игры. Совершенствование техники плавания, воспитание волевых качеств.

Описание игры. По команде ведущего играющие плывут до противоположной стенки бассейна. Тот, кто приплывет последним, выбывает из игры. Плыть можно любым способом или чередовать способы плавания. Эстафету можно проводить с остановками: после каждого проплывания бассейна игрокам дается некоторая передышка. Если эстафета проводится без остановок, то на каждом повороте пловец, коснувшийся последним стенки бассейна, выбывает из игры.


15. «ГУСЕНИЦА»

Задачи игры. Совершенствование техники плавания.

Описание игры. Играющие становятся в колонну по одному. Затем ложатся на воду на спину или на грудь и каждый захватывает ногами находящегося сзади за поясницу. После этого по сигналу «гусеница» начинает плыть вперед; все одновременно выполняют движения кролем (на спине или на груди) сначала правой рукой, потом левой. Замыкающий «гусеницу» работает ногами кролем.

Если «гусеница» плывет брассом, то играющие держат друг друга руками за поясницу. Первый плывет брассом в полной координации, а все остальные одновременно выполняют движения ногами.

ИГРЫ С МЯЧОМ

1 «МЯЧ ПО КРУГУ»

Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой. Описание игры. Играющие стоят на дне и перебрасывают друг другу легкий мяч, не впитывающий воду.


2. «ВОЛЕЙБОЛ В ВОДЕ»

Задачи игры. Те же, что и в предыдущей.

Описание игры. Играющие располагаются по кругу и ударами рук отбивают мяч друг другу, стараясь как можно дольше продержать его в воздухе.

Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся, игра может проводиться как в мелком, так и в глубоком бассейнах.


3. «САЛКИ С МЯЧОМ»

Задачи игры. Те же, что и в предыдущих играх с мячом.

Описание игры. Играющие произвольно перемещаются в воде. Один из них — «салка» — легким резиновым мячом старается попасть в кого-либо из играющих. Игрок, задетый мячом, становится «салкой».

Методические указания. В зависимости от подготовленности участников, игра может проводиться в мелком и глубоком бассейнах.


4. «БОРЬБА ЗА МЯЧ»

3адачи игры. Те же, что и в предыдущих играх с мячом.

Описание игры. Участников игры делят на две равные по силам команды. У одной из них легкий, не впитывающий влагу мяч (или футбольная камера). Игроки этой команды, передвигаясь в любых направлениях, перебрасывают мяч друг другу. Вторая команда старается отнять мяч у первой. Выигрывает команда, овладевшая мячом большее количество раз.

Методические указания. Игра проводится как на мелком, так и на глубоком местах.


5. «МЯЧ СВОЕМУ ТРЕНЕРУ»

Задачи игры. Те же, что и в предыдущих играх с мячом.

Описание игры. Играющие делятся на две команды. Первая команда выстраивается на одной отметке, вторая — на другой. У каждой команды — тренер, который принимает участие в игре, стоя на противоположной от команды отметке. По сигналу судьи игроки обеих команд стремятся завладеть мячом, находящимся в центре поля, и, перебрасывая его одной или двумя руками, стараются отдать мяч в руки своему тренеру. Выигрывает команда, которой удалось это сделать большее количество раз.


6. «ГОНКИ МЯЧЕЙ»

Задачи игры. Те же, что и в предыдущей.

Описание игры. Играющие становятся в пары и берут в руки по мячу. По команде ведущего игроки плывут кролем на груди с высоко поднятой головой и гонят мяч впереди себя. Выигрывает пловец, быстрее всех проплывший условленное расстояние и не потерявший мяча.

Методические указания. Оба игрока в соревнующейся паре должны быть одинаково подготовлены.


7. «ВОДНОЕ ПОЛО»

Задачи игры. Совершенствование техники владения мячом, умения взаимодействовать в коллективе.

Описание игры. В игре участвуют две равные по силам команды. Одна команда занимает линию поля с одной стороны, вторая — с другой. У каждой команды за спиной «ворота» —. пространство, условно обозначенное скамейкой, досками и др. По сигналу ведущего судья выбрасывает мяч на середину поля. Игроки быстро передвигаются к центру, стараясь завладеть мячом и бросить его в ворота противника. Выигрывает команда, забросившая мяч в ворота противника большее количество раз. Не разрешается топить друг друга и долго задерживать мяч в руках. При нарушении правил судья останавливает игру, наказывает команду, игрок, который провинился, передает мяч игрокам другой команды. Игра продолжается 5 мин.

Методические указания. Игра может проводиться как на мелком, так и на глубоком местах.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

1. «С ДОНЕСЕНИЕМ ВПЛАВЬ»

Задачи игры. Освоение навыков прикладного плавания.

Описание игры. По сигналу ведущего играющие плывут любым способом, держа в руке сухую шапочку или другой предмет. Соревнование проводится на определенное расстояние. Выигрывает участник, не замочивший «донесения» и приплывший первым.

Методические указания. Заплыв проводится на расстояние 20—25 м. Предварительно участников знакомят с техникой прикладного плавания: на боку, брассом на спине и другими вариантами плавания с помощью движений ногами и гребковых движений одной рукой.


2. «НАЙТИ ТРАССУ»

Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния и ориентирования под водой.

Описание игры. По команде ведущего двое участников делают старт и плывут под водой 15—20 м. На дно брошены яркие предметы, поэтому участники легко могут найти трассу, открыв глаза в воде.

Методические указания. Игра проводится в бассейне или на водоеме с прозрачной водой и ровным, чистым дном.


3. «ПЕРЕПРАВА»

Задачи игры. Воспитание умения пользоваться плавучими поддерживающими средствами.

Описание игры. Двое играющих входят в воду и берутся за автомобильную камеру, плавательную доску или любое другое поддерживающее средство. По команде ведущего оба соревнующихся плывут на заданное расстояние. Выигрывает приплывший первым. . Второй вариант. Двое играющих садятся на автомобильную камеру или надувной матрац и по команде ведущего соревнуются на заданной дистанции.

Методические указания. К игре допускаются участники, хорошо умеющие плавать.


4. «ДОСТАТЬ ПОСТРАДАВШЕГО»

Задачи игры. Воспитание навыков ныряния и спасания тонущих.

Описание игры. На глубоком месте (до 2 м) на дно опускают полотенце или майку с грузом. Играющие по очереди ныряют за «пострадавшим» и поднимают его на поверхность воды.

Методические указания. Нырять в глубину разрешается только по одному участнику. Все играющие должны уметь хорошо плавать.


5. «ДОСТАВЬ ПОСТРАДАВШЕГО НА БЕРЕГ»

Задачи игры. Воспитание навыков оказания помощи на воде.

Описание игры. Играющие распределяются по равносильным парам (пол, возраст, рост, вес) — это «спасатели» и «пострадавшие». По сигналу ведущего две пары преодолевают определенную дистанцию (20—25 м). «Спасатель» плывет на груди, а «пострадавший», положив одну или обе руки ему на плечи, делает легкие поддерживающие движения ногами, помогая «спасателю». Выигрывает пара, приплывшая первой. В конце игры «спасатели» и «пострадавшие» меняются ролями.

Второй вариант. «Пострадавший» лежит на спине, а «спасатель», захватив его за руки или подбородок, плывет брассом, на боку или на спине с помощью движений ногами.

Методические указания. В игре не участвуют плохо плавающие и дети младшего возраста.


6. «ЭСТАФЕТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ»

Задачи игры. Совершенствование прикладных навыков плавания, ныряния, ориентирования в воде.

Описание игры. В игре участвуют две равные по силам команды. По сигналу ведущего по одному участнику из каждой команды стартуют, проплывают условленное расстояние и возвращаются к своей команде. Очередной участник каждой команды стартует после касания проплывшего дистанцию. На дистанции установлены различные препятствия: лодка, надувной матрац, бревно, автокамера и др. Препятствия преодолеваются по условиям игры: играющие подныривают, перелезают, проплывают на плавсредстве определенное расстояние. Побеждает команда, участники которой раньше преодолели дистанцию.

Методические указания. Если игра проводится на естественном водоеме, то состояние дна на дистанции обязательно проверяют до игры. Все нарушения правил игры немедленно пресекаются, а количество сделанных ошибок отражается на определении команды-победительницы.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ

  1. «СТОЙ КРЕПКО»— играющие встают в пары лицом друг к другу, держась под водой за правые руки и подняв левые руки над поверхностью воды. По сигналу ведущего играющие пытаются сдвинуть друг друга с места и свалить в воду. Проигрывает тот, кто дотронулся до воды левой рукой или головой.
  2. «БУКСИРЫ» — играющие встают в пары и выстраиваются на условной линии старта. По сигналу ведущего первые номера, стараясь обогнать друг друга, быстро идут к финишной черте, буксируя своих партнеров, которые лежат на воде в положении на груди и держатся руками за их пояс. После выявления победителей играющие меняются местами.
  3. «БОЙ ВСАДНИКОВ» — играющие встают в пары и садятся друг другу на плечи. «Всадники» — сидящие на плечах — стараются стащить в воду друг друга.
  4. «ЧЕХАРДА» — играющие встают в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга и нагибаются вперед. Последний игрок в колонне перепрыгивает через каждого, стоящего впереди.
    Второй вариант. Стоящий последним перепрыгивает через одного и ныряет под широко расставленные ноги другого.
  5. «КТО ПЕРЕТЯНЕТ?» — двое игроков, захватив друг друга ногами, гребут что есть силы, руками, стараясь протащить за собой партнера.
  6. «ВЕСЫ» — играющие встают в пары спиной друг к другу и захватывают друг друга согнутыми в локтях руками. Наклоняясь вперед, каждый старается оторвать противника от дна.
  7. СОРЕВНОВАНИЕ С ДОСКОЙ — игроки ложатся на доски или садятся на резиновые надувные круги и по команде плывут наперегонки любым способом определенное расстояние.
  8. СДЕЛАТЬ В ВОДЕ стойку на кистях, «колесо», серию кувырков вперед, назад.
  9. «ЛЕТАЮЩИЙ ДЕЛЬФИН» -- стоя на дне, согнуть колени, оттолкнуться и, выбросив руки вперед, выпрыгнуть из воды, -быстро согнуться и войти в воду, стараясь, чтобы ноги в этот момент были перпендикулярны поверхности воды. Снова встать на дно и повторить прыжок. Когда прыжок будет освоен, можно дать задание занимающимся: «Кто сделает прыжок большее количество раз». Сделать то же, выпрыгивая из воды боком и спи--ной.
  10. «КАРУСЕЛИ» — играющие встают в круг, берутся за руки и через одного ложатся на воду на спину ногами к.центру круга. Карусель движется вправо и влево по кругу. Играющие периодически меняются ролями.
  11. «СЛУШАЙ СИГНАЛ» — играющие встают в круг на расстоянии 1,5—2 м друг от друга и начинают движение по кругу. Время от времени ведущий подает условный сигнал, соответствующий каким-либо упражнениям. По сигналу играющие выполняют упражнения «поплавок», скольжение, кувырок, собираются в центр круга или плывут от центра. Между сигналами нужно дать промежуток времени для выравнивания круга, что одновременно является отдыхом. Больше трех сигналов давать не рекомендуется.
  12. «БОЙ ЛОДОК» — играющие разделяются на пары, садятся на резиновые надувные круги, надувные матрацы, автокамеры и стараются столкнуть друг друга в воду. Выигрывают те участники, которые не упали с «лодок» в воду.