Игры и их значение в работе инструктора

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
GcMXHACOTuI.jpg

Существует стереотипное мнение, что игры нужны для развлечения детей или чтобы занять свободное время. Оба этих утверждения крайне ошибочны и закрывают весь потенциал использования игр.


Игры решают следующие задачи:

1. Позволяют ребенку в игровой форме прожить особенные жизненные моменты: проигрыш или наоборот победу, которую нужно достойно принять, успешность или неуспешность, ситуации выбора, когда я могу победить сам, разрушив всю игру, или могу помогать своей команде и радоваться её успехам и многое другое.

2. Грамотно подобранные игры формируют у ребенка адекватное отношение к общению и тактильному контакту в группе, позволяют ему начать себя чувствовать часть коллектива.

3. Игры позволяют ведущему задавать нормы коллектива (ведущий в любой момент может остановить игру и сказать: «Стоп-стоп-стоп, так мы играть не будем. В нашей команде толкнуть девочку – это недостойный для мужчины поступок». Или: «Мне было очень приятно сейчас видеть, как Вася увидел, что Маше сложно бегать и обидно, что у неё не получается никого догнать, взял её за руку и вдвоём они смогли осалить ребят. Это настоящее внимание и помощь, такое в нашей команде всегда будет очень ценится).

4. Также в игре в первые дни ведущий помогает ребёнку, который хочет самопрезентоваться, помочь понять, в каком направлении это можно и нужно делать. (Условно: я красавчик, когда у меня джинсы самые прикольные и шутки сыплются раз в секунду? Или когда я много знаю и могу об этом интересно рассказать?)

5. Игра – это гораздо более живой процесс, чем, например, занятие, у которого есть строгие цели и план, в игре дети могут раскрыть себя и проявить, тем самым помогая инструктору понять свою группу не во время прохождения сложностей в походе, а уже в первые дни в лагере.

6. Игры, центрированные на ведущем («Тише едешь, дальше будешь», игры с принципами и др.), помогают инструктору вернуть авторитет, если он был частично утерян.

7. Очень важный пункт для инструктора: игры помогают уменьшить сферу контроля на время игры до пространства самой игры. Поясню: обычно инструктор одновременно должен контролировать колоссальное количество моментов: «не забыли ли мы ничего по снаряге? Васю надо было отвести в медпункт… У Ани разошлась молния на спальнике… В 15.00 меня ждут на общение по маршруту похода…» и т.д. Когда инструктор начинает играть, он выделяет

конкретное время, предположим, 20 мин, и в это время контролирует только безопасность и игровые процессы. Это именно то время, когда суровые инструктора-альпинисты могут отпустить все свои заботы и просто посмеяться вместе с детьми, что имеет огромное значение для детей.

8. Игры формируют традиции у коллектива и как говорят современные подростки «локальные мемы», то есть шутки, понятные только этой компании. Для подростка, который постоянно стремится к идентификации с какой-либо группой, это просто бесценно.

9. Игры позволяют без нотаций перевести группу из одного состояния в другое. Например, в группе скопилось много энергии, ребята не могут усидеть на одном месте, постоянно отвлекаются. А впереди серьезное занятие по теории ориентирования. Можно прочитать лекцию о том, как важно серьезно подходить к делу и что вообще-то «я в ваши годы», а можно сыграть в комплекс из двух игр, первая из которых поможет выплеснуть эмоции и излишнюю энергию, а вторая соберет внимание. (Например, «Чай-чай-выручай» и «Ниндзя»).

10. Грамотно подобранные игры, предваряющие серьезное мероприятие – половина успеха любого дела. Так я могу перед свечкой, где мне нужно провести серьезный разговор, устроить игровую коммуникативную разминку, и ребята будут говорить на свечке без стеснения.


Алгоритм проведения игр:

1. Формирование пространства игры.

Если игра подвижная, то здесь необходимо подготовить территорию: огородить, убрать опасные предметы.

В идеале, это происходит до того, как я предлагаю ребятам поиграть, так они видят, что у меня есть некоторая задумка, в которой я предлагаю им поучаствовать.

Если игра не требует особенной предварительной подготовки, то здесь я просто прошу встать ребят в круг, делаю так, чтобы все меня видели и слышали.

2. Мотивация.

Здесь, в отличие от тренинговых упражнений, не нужно никакой долгой простроенной речи о том, как нам поможет эта задача, но важно, чтобы дети понимали, зачем сейчас играть. Например: «друзья, у нас есть всего 10 минут, и нам надо взбодриться перед сложным делом», «ребята, дальше нас ждет вечернее мероприятие, давайте разбудим наши творческие способности», «друзья, я хотел бы с вами поделиться одной игрой, которая поднимает мне настроение».

Также важно понимать, что игра – процесс добровольный, поэтому если ребенок отказывается играть, дайте ему возможность посидеть рядом и понаблюдать за происходящим, скорее всего, он включится в игру через несколько минут.

Важный момент: дети должны видеть, что игра – это важное для вас пространство, поэтому момент, когда вы говорите о том, что сейчас хотите поиграть, должен звучать не неуверенно или заискивающе: «ребята, ну что….. может….это… поиграем во что-нибудь?», а твёрдо и уверенно: «Ребята, я хочу с вами сыграть в одну игру».

Отлично работает в качестве мотивации легенда, которая позволяет детям ощутить себя персонажами истории.

3. Объяснение правил.

Правила объясняются поэтапно и на примере: вы демонстрируете действия, которые нужно будет осуществить в игре, даёте участникам возможность их повторить.

Во время объяснения правил ведущий находится в кругу с участниками (не в центре!). Если для примера необходимо выйти в центр, то сначала проговариваются правила вместе со всеми в кругу, а потом ведущий выходит в круг, показывает действия и проговаривает правила еще раз.

Этот пункт заканчивается пробной попыткой.

4. Игра.

Здесь важно понять, находится ли ведущий в игре, или контролирует процесс как бы извне. При любой возможности ведущему лучше играть. Однако если того требуют правила игры или количество участников требует, предположим, нечетного количества, то ведущий может не участвовать в самом игровом процессе. Но при этом ведущий всей душой в игре – он отслеживает правила, контролирует время, комментирует происходящее. Эмоционально он в игре!

Существуют разные стили ведения игры, важно центрировать внимание на себе, при этом совершенно ненужно делать из себя аниматора, если вам это не свойственно. Детям очень интересно играть с инструкторами-мужчинами, которые перед игрой не будут улыбаться и приговаривать «ах, какая это интересная игра», но расскажут какой-то похожий случай из жизни или легенду.

5. Окончание игры.

Игру заканчивает ведущий! Даже если группа играла перед столовой, и её позвали заходить на мероприятие, в этот момент не дети начинают движение, а ведущий говорит: «Друзья, спасибо за игру, нам пора!». Этим он показывает, что он руководит ситуацией, это его пространство, что очень важно, если потом в ситуации, когда группа подойдет, например, к обрыву возле Большого Тхача, не дети побежали

смотреть, что там внизу, а инструктор сказал о том, что сейчас будет происходить, и дети ориентировались на его команду.

Игра должна закончиться эмоциональным моментом – благодарностью, аплодисментами, улыбками. Игра заканчивается на пике – не когда она всем надоела, а когда интерес к ней максимален, тогда группа захочет к ней еще не раз вернуться.

6. Эстетика.

Больной вопрос для нас как для сообщества инструкторов. Потратьте на подготовку своей игры на пять минут больше, чем планировали: найдите четыре камня для обозначения углов по краям территории, привяжите к ним маркировочную ленту. Если нужно сделать карточки для игры, разрежьте их ножницами, подготовьте ручки, красиво подпишите. Очень плохо смотрятся игры, когда инструктор достает вчерашнее расписание из кармана и рвет мятую бумажку при детях, потом спрашивает, у кого есть ручки, и дети расходятся в поисках пишущего предмета. В этом случае на стоянках в походе у такой группы можно будет наблюдать ботинки рядом с пачкой макарон, прикрытых чехлом от тросика и т.д. Стремление к красоте возникает из мелочей, в частности из того, а как проходят наши занятия и игры.