Игры и задания на развитие творческих способностей

EwSrBUitXfQ.jpg

Творчество - это создание чего еще не было на основе того, что есть. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творчество.

Творческий потенциал (основа одаренности) заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Наиболее общей его характеристикой является ярко выраженная познавательная потребность.

Творчество понимается как реализация человеком собственной индивидуальности.

Составить рассказ

Составить рассказ, используя фразеологические обороты, например: «на всех парусах, «ни рыба, ни мясо, «бить баклуши», «капля в море», «сгореть от стыда», «сесть в калошу» и т.д.

Задуманное

Ведущий загадывает какой-либо предмет и затем каждого из участников по очереди спрашивает: « На что похоже задуманное»? Получив ответы, ведущий называет то, что задумал, и просит каждого найти сходство с названным предметом.

Например, ведущий задумал «таблицу умножения». Первый игрок сказал, что задуманное походит на Луну, и объясняет, что таблица умножения помогает счету цифр, как и Луна. Второй участник сказал, что задуманное походит на точку с запятой, объясняя это так: «Изучая таблицу умножения, многие затрудняются также, когда нудно ставить точку или запятую». Третий сравнил задуманное с рассказом. Он, услышав задуманное слово, объяснил его так: «Каждый рассказ имеет начало и таблица умножения - также». Если же участники не смогут сравнить загаданное слово ведущего с высказанным словом, они сами становятся ведущими либо выполняют задания.

Давайте познакомимся

Каждая группа представляет собой какие-либо предметы (лампочки, столы, батареи парового отопления, кроссовки и т.д.) и готовят ряд вопросов для другой группы. Затем организуется «пресс-конференция», в которой принимают участие обе стороны. Например: за стол садятся две «лампочки» и «две пары кроссовок. Все остальные начинают задавать им вопросы, соответствующие выбранному образу. Выигрывают те участники, чьи вопросы и ответы окажутся наиболее оригинальными и интересными.

Значение слова. Упражнение на умение генерировать идеи.

Инструкция: "За 5 минут вашей группе необходимо придумать как можно больше вариантов значения слова "Ретифизм". Не старайтесь угадать. Оценивается максимальное количество вариантов. В конце озвучивается правильное значение слова. Например: "Ретифизм" - навязчивая страсть к покупке ботинок. "Фазмофобия" - боязнь привидений. "Габитус" - внешний вид, облик человека, животного

Предложения

Инструкция: "Придумайте как можно больше предложений, в которых слова начинаются на В.. .У.. .В .. .М ... Примеры: "Весной Улицы Выглядят Мокро" "Вася Уехал В Москву"

Восточные стихи

Для создания веселой атмосферы можно использовать сочинение восточных стихов. Детям объясняется принцип, по которому складываются восточные стихи, и предлагается побыть поэтами. Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи, а можно сочинять всей группой вместе.

Правила "восточного стихосложения":

Главное слово (существительное). Ужин?

Прилагательное, прилагательное. Праздничный, запоздалый.

Глагол, глагол, глагол. Разжеван, съеден, переваривается.

Фраза, выражающая отношение. Блаженно состояние сытости!

Существительное. Философия.

Пиктограмма

Каждый участник группы берет карандаш (ручку) и лист бумаги, расчерчивает лист на 20 клеток. Ведущий читает слова. Задача участников изобразить слова и словосочетания знаком. Оценивается оригинальность пиктограммы.

Примерный набор слов и словосочетаний:

Веселый праздник 2. Печаль 3. Тяжелая работа 4. Газета 5. Развитие 6. Богатство 7. Вкусный ужин 8. Видеоклип 9. Школа 10. Девочке холодно

11. Лес 12. Власть 13. Счастье 14. Творчество 15. Разлука 16. Веселая компания

17. Дружба 18. Весна 19. Темная ночь 20. Суперспособность

Слово

Подсобный материал - спички. Группа выстраивается в линию, члены группы действуют поочередно. Ведущий: Вам необходимо написать слово, используя как можно больше спичек. Во время задания дается 10 минут. Задание рассчитано на выдумку членов группы, на самостоятельное принятие решения.

Писатель

Участникам предлагается составить рассказ из названий газетных статей, вырезанных и закрепленных на карточки.

Слово - пожелание

Каждый участник группы произносит слово-пожелание для всех.

5 глаголов

Каждый участник группы, по очереди, говорит о своем утре, используя только 5 глаголов. (Например: Проснулся, умылся, учился, уснул, побежал).

Мысль другими словами

Задается несложная фраза. Необходимо предложить несколько вариантов предложений, в которых заложенная в первоначальной фразе мысль будет передана при помощи других слов.

Вариант I. "Нынешнее лето будет теплым".

Вариант П. "Девочка гуляет по улице".

Вариант III. "Я прочитал интересную книгу".

Вариант IV. "Ракета улетела далеко от Земли".

Например, по варианту I: "В самые длинные каникулы каждый день будет жарким".

Он (она) бывает...

"Петля" бывает и "дверная" и "мертвая". "Дорога" бывает и "железная" и "проселочная. Попробуйте самостоятельно найти слова-ответы (по одному слову на каждое задание).

Церковный, пожарный, водолазный. 2. Красивый, решительный, благородный.

3. Шелковая, орденская, пулеметная.

4. Низкий, тонкий, совещательный.

5. Шахтный, смотровой, высохший.

6. Беззаботная, кипучая, семейная.

7. Сильный, легкий, приятный, противный.

8. Детский, благой, трехэтажный.

9. Мраморная, веревочная, пожарная.

10. Высший, первый, международный.

11. Боевая, штатная, хозяйственная.

12. Гербовая, фабричная, почтовая.

Ответы: 1. Колокол. 2. Жест. 3. Лента. 4. Голос. 5. Колодец. 6. Жизнь. 7. Ветер. 8 Мат. 9. Лестница. 10. Класс. 11. Единица. 12. Марка. Кругозор

Представьте ситуацию

Вокзал, неразбериха, поезда приходят и уходят. Сейчас вам по моему сигналу нужно показать действия человека, который: Опоздав и заскочив в отправляющийся поезд, через некоторое время узнает, что поезд идет в обратную сторону. Вот уже пятый час вами ведется поиск свободного места в зале ожидания. Наконец вы его нашли. Вы спешите к вагону. В руках чемодан, сетка с яблоками, за спиной рюкзак. Вдруг сетка рвется, яблоки падают. Ваши действия. Вы прибыли домой и вдруг обнаружили, что чемодан не ваш. Вы вышли из вагона, поезд ушел. Вдруг выясняется, что это не ваша станция, а поезда не будет целую неделю.

Покажи

Каждому участнику нужно показать звуками, мимикой, жестами:скрип дверей, кипящий чайник, заводящийся транспорт, вентилятор, листание книги, как жарится котлета, как лыжник идет по снегу, как бьется стекло.

Как садится

Ребятам нужно сесть так, как садится: обезьяна, пчела на цветок, космонавт в скафандре, страстный болельщик футбола, очень усталый человек и т. д.

Пройди как

Задание заключается в том, чтобы участник прошел как: младенец, только что научившийся ходить; лев; артист балета; канатоходец; турист, несущий тяжелый рюкзак и т. д.

Произнеси как

Дается фраза, которую участник должен произнести как: солдат в строю, диктор телевидения. Фразы: Улыбайтесь, за вами следят. Спокойно, Маша, я Дубровский. Скоро будет совсем по-другому. Летите, голуби, летите. Люся, у меня тут лампочка не зажигается. Я жду тебя уже целый день.

Скажи как

Фразу: "Нет ничего печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте", нужно сказать так, как сказал бы ее: робот; учитель, объясняющий урок; человек в хорошем настроении.

Смысл другими словами

Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохранив смысл, следующие предложения: Муха села на варенье; На столе стоит стакан; Часы бьют 12 раз; Воробей влетел в окно; Шел отряд по берегу; На опушке стоит избушка. Судья ударил в гонг.

Например: На столе лежит лампа. - На сооружении на четырех ножках стоит осветительный прибор.

Остроумный ответ

Представьте, что вы спите сладко-сладко. Ваш безмятежный сон прерывает звонок телефона. Поднимаете трубку и слышите фразу: Это зоопарк? Такси вызывали? Скажите, что мне сделать с зубом? Почему не пришла машина на базу? Говорят, что вы хорошо танцуете? Кирпич привезли. Куда сгружать? и др. Вы должны остроумно ответить.

Танец

Покажите танцевальную композицию: «Я получил двойку»; «Мне купили футбольный мяч»; «Я потерял ключ от квартиры» .

Звук и образ

Издать звук предмета и создать его образ: автобус; поезд; самолет; трактор; будильник, который тикает, а потом звонит; пылесос.

Приветствия животных

Представьте, что многие животные при встрече всегда здороваются. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга: жирафы; львы; гиппопотамы.

Перенеси предмет

Возьмите в руки стул и перенесите его из одного конца комнаты в другой, но: как будто это таз, до краев наполненный водой; словно вы идете по минному полю; как будто вы Чарли Чаплин.

Изобразите ситуацию

Вы - вожатый, видите, как ваш воспитанник лезет на высокое дерево; Вы у кабинета зубного врача; Вы на необитаемом острове увидели корабль.

Сломанная кинокамера

Представьте, что ваша кинокамера испортилась, она показывает то замедленные, то ускоренные кадры: танец; зарядка; фехтование.

Прочти стихотворение

Прочитать стихотворение в образе: забывчивого; чихающего; ребенка младшей группы детского сада, зевающего.

Памятник пословице

Замрите в виде памятника, который называется также как пословица".

Каждой команде на листке бумаги записываются по три пословицы. Например: "В споре рождается истина", "Любви все возрасты покорны", "Сытый голодному не товарищ", "Глаза боятся, а руки делают", "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей" и т.д. Когда команды будут готовы, каждому "памятнику" предлагается озвучить своё название. После этого ведущий даёт 15 секунд каждой команде, за которые они все вместе должны изобразить какой-то один предмет: утюг, чайник, ракету, будильник.

Алфавит

Вызывают на сцену по одному участнику от команды, Обоим участникам вручают листы бумаги с набором букв в алфавитном порядке. При этом заголовок текста - это задание чтеца. Например: алфавит нужно прочитать как: Признание в любви"; "Репортаж с футбольного матча"; "Приговор суда"; "Прогноз погоды". После прочтения текста остальные участники команд должны угадать, какую роль исполнял чтец.

Скульптурная галерея «Жертвы спорта».

Создать для этой галереи скульптурные композиции с названиями: штангист, который не успел отпрыгнуть от штанги; вратарь, который поймал шайбу зубами; горнолыжник, не успевший убежать от снежной лавины; парашютист, который забыл, за что надо дернуть кольцо; баскетболист, который завис на баскетбольном кольце.

Модельеры

Нарисовать по заказу: рабочий костюм Бабы Яги; парадно-выходной костюм Иванушки-дурачка; домашний костюм Змея-Горыныча; спортивный костюм Кощея Бессмертного; зимний костюм водяного.

Реклама.

Прорекламировать творчески следующие вещи: пуговицы трехдырочные; запонки чугунные; молния на куртке с дистанционным управлением; галстук бисквитный; шнурки быстрорастворимые.

Лекарство

Есть такие болезни, которые обыкновенными таблетками и микстурами не вылечить. Поэтому надо создать лекарство, т.е. придумать из чего оно изготовляется и как называется, которое можно прописать: врунам; лентяям; плаксам; ябедам; драчунам.

Инсценировать ситуацию

вор в чужой квартире; компьютер сочиняет музыку; контролер в общественном транспорте; режиссер на репетиции новой пьесы; хирург в операционной.

Марсианские растения

Придумать для сада марсианские растения, нарисовать и дать названия.

Комплекс гимнастики для

регулировщика дорожного движения, сторожей вневедомственной охраны, дирижеров оркестров народных инструментов, проводников поездов дальнего следования, крановщиков башенных кранов.

Придумайте гимн

любителей кефира, любителей чесать в затылке, любителей кукурузных палочек, любителей шмыгать носом, любителей манной каши.

Речевка

работников чулочно-носочной фабрики, работников зоопарка, работников столовой, работников администрации города, работников парикмахерских.

Открытка

Подписать открытку для знаменитой личности по поводу: 170 лет со дня открытия Антарктиды, 200 лет со дня открытия саратовской макаронной фабрики, 191 год со дня основания Урюпинска, День морали и права, 294 года со дня Указа Петра 1 о пользовании носовым платком.

Игра

Придумайте названия и правила игры, где одновременно используются: шайба, ракетка и акваланг; баскетбольный мяч, ядро, штанга; боксерские перчатки, велосипед, хоккейная клюшка; мотоцикл, теннисный мяч, лыжи; шест для прыжков в высоту, футбольный мяч, легкоатлетический барьер.

Этикетка

Нарисуйте этикетку для: гусиные перья, бланшированные в масле; желуди в томатном соусе; паштет редисочный с мускатным орехом; крылышки майского жука в собственном соку.

Изобрести способ

предотвращения замерзания носа в зимнее время, снятия лака с ногтей, предотвращения чихания, определения температуры тела без градусника, открывания банки консервов.

Придумать новый знак Зодиака и гороскоп к нему.

Походка

Попробуйте изобразить походку: человека, который только что хорошо пообедал; человека, у которого жмут ботинки; человека, который неудачно пнул кирпич; человека, у которого начался острый приступ радикулита; человека, оказавшегося ночью в лесу.

Представьте и изобразите (мимикой, походкой, звуками):

встревоженного кота; грустного пингвина; восторженного кролика; хмурого орла; разгневанного поросенка.

Хор животных

Представьте, что вы животные, которые любят музыку, но не могут говорить по-человечески. Представили? А теперь песню "Какая-нибудь известная" хором: промяукайте; промычите; прокудахтайте и прокукарекайте; прокрякайте; прогавкайте.

Рисунок

Нарисуйте растение или существо, которое никогда не существовало. Можно рисовать по частям, не глядя, что нарисовали до тебя,- первый рисует голову;- второй - до пояса;- третий - от пояса до колен;- четвертый - ноги;- пятый придумывает название и биографию тому существу, что получилось.

Стихотворение

Прочитайте одно из детских стихотворений А. Барто (например "Идет бычок качается"), но не так, как вы обычно читаете - с выражением, а словно:- вы оправдываетесь перед товарищем;- вы обиделись на бабушку;- вы хвастаетесь перед кем-то;- вы рассердились на маленького братишку;- вы испугались собаку,- шепотом, словно кто-то спит;- как робот;- со скоростью улитки;- с пулеметной скоростью;- как пятилетний ребенок;- с максимальной громкостью, как на митинге;- как будто вы страшно замерзли;- как лошадь, только что научившаяся говорить;- как будто у вас во рту горячая картошка

Новая интонация

Какую-нибудь простую фразу, например "В саду падали яблоки" произнесите по очереди. Каждый новый участник говорит с новой интонацией, повторяться нельзя. Интонации могут быть как в предыдущем задании или такие: злобно, кратко, заикаясь, нежно, скорбно, задумчиво, утвердительно, как "нет", удивленно, вызывающе, разочарованно, как начало таинственной истории и т.д.

Новое применение

Придумайте как можно больше новых применений старому, никому не нужному предмету:- пустой консервной банке;- дырявому носку;- лопнувшему воздушному шарику;- перегоревшей лампочке;- пустому стержню от ручки.

Игрушечный человечек

Представьте себя игрушечным человечком. Походите по комнате, как если бы вы были:- стеклянным;- резиновым,- надутым как воздушный шарик;- чугунным;- деревянным;- плюшевым.

Досочините

Досочините 2 строчки, чтобы получилось смешное четверостишье: - Шла собака по роялю, говоря примерно так... - Вы слыхали, на базаре, Чудо-птицу продавали... - В зоопарке плачет слон, Увидал мышонка он... - Удивляется народ, Почему сердит Федот?.. - Царь издал такой указ: "Всем боярам в тот же час..."

Альтернативный финал

Придумайте новый конец сказке:- "Колобок";- Курочка - Ряба";- "Теремок";- "Репка";- "Царевна лягушка".

Сочините историю

Про:- собаку, которая жила в холодильнике;- ворону, которая любила кататься на велосипеде;- щуку, которая играет на гитаре;- березу, которая мечтала научиться плавать;- майского жука, который очень боялся высоты.

Новая сказка

Попробуйте заново рассказать некоторые сказки Ш. Перро, но у вас обязательно должен присутствовать и действовать новый персонаж:- в сказке "Красная Шапочка" - светофор;- в сказке "Кот в сапогах" - бормашина;- в сказке "Золушка" - бульдозер;- в сказке "Синяя борода" - радиоприемник;- в сказке "Мальчик с пальчик" - пожарная машина.

Лозунг

Каждому с детства знакомы праздники, являющиеся международными (Международный женский день; День солидарности трудящихся, День театра, День космонавтики). К этим дням в наших городах вывешиваются транспаранты с лозунгами. Предложите пять лозунгов, которые могли бы украсить ваш город, если бы вы утвердили:- Всемирный гастрономический день;- Международный день пунктов приема посуды;- Всемирный день людей, ушедших на заслуженный отдых;- День международной солидарности стоящих в очереди.

Журналист

Разыграйте ситуацию, в которой журналисты берут интервью у незаурядных личностей: профессионального, потомственного продувальщика макарон; известного гадателя на кофейной гуще; виртуоза игры на алюминиевых ложках; лидера движения постоянного неприсоединения к линии электропередачи; рекордсмена по прыжкам с трамплина на тазе.

Медаль

Нарисуйте красивую медаль, которую можно было бы вручить друзьям за особые заслуги, например:- за шоколадолюбие,- за лучшую лужепроходимость;- за скоростное шнуркозавязывание;- за безопасное перилосъезжание;- за плюшкопоглотительство.

Предмет по кругу

Участники, стоя в кругу, поворачивается на 90 градусов и закрывают глаза, ведущий окликает впереди стоящего и показывает ему с помощью пантомимики задуманный предмет, тот, поняв, что это передает «предмет» следующему. И так дойдя до конца, мы сравниваем тот первоначальный предмет с тем, который вернулся к ведущему.

Ассоциативные переходы

Участники рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает какую-либо пару слов, например, "древесина - мяч" или "небо - чай" и предлагает совершить ассоциативный переход от первого слова ко второму. Например: древесина - лес - поле - футбольное - мяч; небо - земля - вода - пить - чай. Подобный переход осуществляется путем поочередного называния по кругу каждым участником своей собственной ассоциации на слово, т.е. если первый называет ассоциацию на слово древесина, то второй называет ассоциацию на ассоциацию первого. В нашем примере на слово "лес".

Разговоры на выдуманных языках

Участники делятся по парам и спонтанно начинают беседовать на выдуманном языке, при этом они стараются понять друг друга.

Выполни задание

- ходить по полу как по луже, по песку; - искать сходство между предметами и определенными людьми, между людьми и животными; - сфантазировать на тему: “каково настроение того или иного неодушевленного предмета?”, “сколько ему лет?” и т. д.; - выбрать малознакомое лицо и попробовать представить себе его жизнь во всех подробностях, будущее” настоящее и т. д.

Нестандартное применение

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас я брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах. Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить. Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого".

В ходе работы, когда кто-нибудь длительное время не может найти очередной вариант нестандартного использования предмета, можно предложить остальным показать, есть ли у них свои варианты, подняв руку или кивнув головой. В группе всегда находится несколько человек, имеющих один или даже несколько вариантов.

Апельсин

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция: "Давайте вообразим, что это (ведущий показывает мяч)- апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе".

Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, "сладкий". В процессе выполнения упражнения ведущий побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, "Давайте работать быстрее". Также ведущий обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как "желтый", "оранжевый", а следующий участник говорит: "Кубинский". В этом случае ведущий может сказать: "Появилась новая область - страна- производитель".

Предложение

Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.

Инструкция: "Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе- на букву Г, третье- на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали".

Через три минуты ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

Ведущий предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.

Цвет-объект

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем - называем какой-либо цвет, а когда ловим - объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе".

Использование в инструкции слова "объект", а не предмет, связано с тем, что оно предоставляет больше возможностей для порождения ассоциаций. Иногда в группе возникает вопрос, что следует понимать под объектом. В этом случае ведущий сообщает о возможности сохранить любое понимание, то, которое представляется приемлемым каждому.

Воздух, земля, вода

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: "воздух", "земля" или "вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово "воздух"- название птицы, во втором случае ("земля") - животного, и если было сказано "вода"- название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее". По ходу работы ведущий побуждает участников группы увеличивать темп.

Где я окажусь?

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места - в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т.д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже "побывали" другие и те предметы, которые уже назывались". Упражнение проходит динамично и весело. Оно способствует развитию воображения, гибкости, оригинальности мышления.

Мебельная фабрика

Участникам предлагается вообразить себя конструкторами-дизайнерами мебельной фабрики. Перед ними ставится задача предложить новые, оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента продукции фабрики. Целесообразнее проводить игру в форме соревнования между двумя командами на лучшее творческое решение.

Ведущий описывает участникам поэтапную схему действий (генерирование идей), необходимых для достижения цели, координирует и направляет действия команд в ходе игры.

Поиск решения - определение синонимов объекта. Синонимами объекта "стул" является "кресло", "табуретка", "пуф". 2. Произвольный выбор случайных объектов (участники могут воспользоваться словарем или просто списком слов, составленным ранее ведущими или ими самими). Например: электролампа, решетка, карман, кольцо, цветок, пляж.

3. Составление комбинаций из слов предыдущих двух рядов. Составляются случайные пары объектов, например, стул с электролампой, стул решетчатый, стул с карманом, стул для цветов, стул для пляжа, электрическое кресло, табуретка для цветов и т.д.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Мы составляем новый ряд признаков, который может быть использован при проектировании изобретаемой продукции. Этот ряд составляется из признаков предметов второго ряда:

Электролампочка стеклянная, свето и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, прозрачная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная. Решетка металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми и неодинаковыми ячейками, из разных по толщине прутьев.

Карман передний, боковой, задний, наружный, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного радиоприемника.

Кольцо металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сеточное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с гербом, орнаментом, драгоценным камнем, часами, радиоприемником, для спортивных упражнений.

Цветок одноцветный, многоцветный, душистый, колоколообразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, полевой, горный, водяной, садовый, балконный, симметричный, лекарственный.

Пляж морской, речной, солнечный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Например, можно получить следующие соединения: стеклянный стул, колбообразный пуф, прозрачное кресло, стул с электроконтактами, металлический стул, кованая табуретка, гибкий пуф, кресло с карманом для хранения сигарет, надувное кресло, кресло с зонтом и т.д.

6. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Оцениваются результаты работы двух команд. Лучше всего это поручить специально выбранной комиссии из людей, не участвовавших в игре. В качестве вариантов игры можно предложить аналогичные ситуации на автомобильном заводе, фабрике игрушек, тресте по благоустройству скверов.

Итог: Данная стратегия эффективна для генерирования новых изобретательских идей. Она позволяет быстро найти значительное количество подсказок для новых идей. Необходимо обсудить с ребятами, как и где, по их мнению, они смогут применять эту стратегию в повседневной жизни.