Игры для шпионских тренингов

X 4bc916f4m.jpg

Проговорки

«Познавательная» игра – без особых усилий можно просто использовать ее как разминку или перебивку, а при определенном усилии можно получить информацию о возможных внутренних установках сотрудника, наблюдаемых его коллегами. И дальше уже работать с участниками тренинга по своему усмотрению; к примеру, заниматься взаимодействием, разбирать конфликты, уточнять мотивацию и прочее. Состав участников: 2 группы по 4-7 человек; участники знакомы друг с другом по работе.

Инструкция: Каждая команда должна составить «вербальный» портрет каждого участника либо одного из участников противоположной команды, по которому этого человека можно было бы распознать.

Для этого необходимо в совместном обсуждении припомнить, какие реплики, фразы (включая лозунги), слова (включая проклятья), междометия свойственно произносить именно ему в общении с собой и своими коллегами. Тренер предупреждает участников, что текст не должен включать слова, напрямую связанные с родом деятельности и внешним видом опознаваемого человека. На каждого участника противоположной команды должно приходить 2-4 текста (предложений, фраз, слов), которые могут его «выдавать».

На обсуждение командам дается 10-20 минут. Каждая команда должна записать результаты своей работы на отдельных листах (указав имена). По окончании обсуждения тренер сперва просматривает записи сам, чтобы исключить вышеупомянутые ошибки (неправильно выполненные задания либо засчитываются как минус, либо просто не используются далее). Затем команды переносят свои записи на размещенные на стенах листы бумаги – разумеется, не указывая имен, к которым они относятся (на каждого опознаваемого – по отдельному листу).

Противоположная команда должна в течение 5-10 минут произвести опознание: определить, к кому из их участников какие записи имеют прямое отношение. За верное опознание вы начисляете баллы; но лишь когда обе команды назвали имена, вы поясняете, что баллы начислялись команде, которая готовила записи.

После завершения игры можно предложить участникам тренинга дать обратную связь. Например, поделиться впечатлениями о том, каково им было подбирать фразы либо их выслушивать; о том, насколько справедливыми они им показались, как они характеризуют их внутренние установки и пр. При желании углубляться в личностные особенности, можно также предложить группе обобщать фразы, подбирая образ, который их объединяет (например, «ворчун», «училка», «Джордж Буш», «маленькая девочка», «тигр» и т.д.).


Знакомство под стрессом

Возможные цели этого задания – активное знакомство и взаимодействие участников, разогрев, коммуникативные и переговорные навыки, наблюдательность, рефлексия, анализ и оценка участников и группы в целом.

Состав участников: группа до 14 человек.

Инструкция: Ведущий предлагает участникам сесть в круг. Сам ведущих находится вне круга, в руках у него пара погон (или иной предмет – например, шарф или фуражка).

Задача: участники должны по очереди расспрашивать друг друга, стремясь разузнать как можно больше информации о своем собеседнике – как вербальной, так и невербальной. Время для расспросов ограничено, но конкретно не задано – этим распоряжается ведущий. По своему усмотрению он выбирает одного из участников и он кладет погоны ему на плечи – это сигнал, что тот может выбрать себе собеседника и начать задавать ему вопросы. Спустя какое-то время он так же произвольно перекладывает погоны на плечи любого другого участника. Кому сколько времени ведущий отведет для разговора – неизвестно.

В конце упражнения ведущий предлагает участникам рассказать, кому что удалось узнать, и поделиться своими наблюдениями о себе, о своем собеседнике, и других наблюдаемых ими диалогах.

Примечания: 1.Ведущий может уточнить, что именно надо разузнавать о собеседнике.

2.Задание можно выполнять, исходя из реальности – разузнавая «правду» о человеке; либо исходя из игровых ролей – задавая вопросы и отвечая на них от лица отыгрываемых персонажей.

3.Активная позиция может быть только у «собирающего информацию», но его собеседнику можно также предложить задавать встречные вопросы с теми же целями.

4.В качестве «собирающего информацию» должен выступить каждый участник.

5.Количество расспрашиваемых им собеседников варьируется в зависимости от размера группы. Маленькая группа позволяет ведущему устроить расспросы всех всеми, в большой достаточно, если за время упражнения у одного и того же «собирателя» состоится разговор с одним или двумя собеседниками.

6.Стоит пояснить, что помимо вербальной информации следует обращать внимание на позы, жесты, мимику собеседника, его интонацию и манеру речи. И разумеется, в целом на его личностные особенности и навыки.

7.Обратную связь участников на упражнение можно увязать с информационно-обучающими блоками тренинга.


Заповеди агента

Игра аппелирует к креативному потенциалу участников, их ценностным установкам и чувству юмора.

Состав участников: 6-12 человек или группы по 3-5 человек.

Инструкция: Ведущий раздает каждому участнику или группам набор разнородных предметов (5-10 самых разных штуковин, к примеру, скрепка, книга, бутылка, носовой платок, ключ, игрушка, ветка).

«У каждого из вас, как и у каждого разведчика, есть какие-то определенные «правила игры», заповеди. Возможно, кто-то когда-то дал вам верный совет, и теперь вы считаете необходимым ему следовать. Или – это ваш собственный вывод из практики, к которому вы пришли, набив несколько шишек. Или у вас есть какие-то ценности или смыслы, опираясь на которые вы предпочитаете действовать.

Ваша задача: составить перечень «Правил» или «Заповедей агента», которым он (то есть вы) должен следовать в своей работе. Однако, условие следующее. Правил должно быть столько, сколько предметов вы получили в ваше распоряжение. И каждое правило должно опираться не только на те гласные и негласные правила, которые у вас есть. Вам необходимо сформулировать правило, исходя из сути предмета.

К примеру, бутылка. Вы можете записать в качестве правила: «Агент никогда не напивается». Или «Агент всегда должен быть полон идей». Или «Хороший агент – это дорогое марочное вино, он должен хорошо выглядеть и производить впечатление». И так далее».

Участникам сообщается, сколько времени есть в их распоряжении (зависит от количества предметов, от того, работают они в группах или индивидуально, и от степени их «разогретости»).

После выполнения задания каждый участник/ группа зачитывают свои «Правила», комментируют их и отвечают на возможные вопросы.

В завершении упражнения можно предложить участникам поделиться обратной связью (о себе, о других, о группе и пр.).


Полиглоты

Игра удобна для развития навыков коммуникации, наблюдательности и рефлексии, выявления личного коммуникативного стиля.

Состав участников: 2 группы по 4-7 человек.

Инструкция: Участники обеих команд участвуют в «консультативных сессиях международных разведывательных организаций». Сессии проходят следующим образом: представители команд поочередно встречаются за столом переговоров для обсуждения важных профессиональных вопросов.

Перед началом игры тренер спрашивает у каждого участника, какой иностранный язык ему нравится, но при этом практически ему не известен, и делает соответствующие пометки.

Затем тренер разбивает участников тренинга на пары – по человеку от команды. Затем он раздает всем участникам карточки, в которых обозначена «профессиональная проблема» и основные темы/ позиции, которые предстоит обсудить.

Известно, что все сотрудники обеих разведслужб владеют несколькими языками. Поэтому консультации будут происходить на иностранном языке – каждый участник будет говорить на языке, который ему «наиболее удобен».

Задача участников: вести беседу на «наиболее удобном» для себя (а на самом деле – на любимом, но неизвестном) иностранном языке. При этом важно подражать этому языку: использовать похожие слова, звуки, интонации, жестикуляцию, стиль беседы, манеру держаться и т.д. То есть, как можно более походить на «носителя» данного языка всеми своими ужимками.

Участники должны в течение пяти минут обсудить «профессиональную проблему» и связанные с ней основные темы/ позиции, которые указаны у них в карточках.

После обсуждения можно предложить участникам рассказать о своем собеседнике: какую тему он поднимал для обсуждения, какую позицию высказал, чем закончилась их совместная беседа.

После завершения игры можно обсудить аспекты, связанные с вербальной и невербальной коммуникацией и личными коммуникативными стилями участников.

Примечания: Содержание карточек («профессиональные проблемы», связанные с ними темы/ позиции) можно увязать с общей темой тренинга, актуальными задачами участников/ группы.


Еще один убит

Эта игра может держаться тренером про запас и быть использованной в подходящий для происходящего на тренинге момент (к примеру, когда стоит отвлечь внимание участников, если они увязли в обсуждении, конфликте или где-нибудь еще, оживить обстановку, сбить с толку, получить дополнительные обратные связи и так далее).

Состав участников: 2 группы по 4-7 человек

Инструкция: Все участники тренинга в течение 10-15 минут должны написать свою «краткую биографию» (объем легенды – не менее 120 слов разборчивым почерком). Это рассказ о том, как они попали в разведку (обстоятельства и личный мотив), их специализация (увязать со своим характером, способностями и навыками), самое интересное или опасное задание, которое они выполняли (и так далее по ситуации). Тренер не сообщает участникам цель написания «краткой биографии», только подчеркивает, что они не должны указывать своего имени и названия разведывательной организации (условное название своей команды). Задание выполняется самостоятельно, участники не должны общаться друг с другом.

Пока участники выполняют задание, тренер ставит в углу зала два стула, спинками к центру, рядом друг с другом. Через установленное время тренер собирает «биографии» участников, делая для себя пометки (имя и команда участника), а также нумерует все тексты. Затем он сообщает группе следующее:

«Врагу, с которым ведут борьбу обе команды, удалось получить базы данных обеих разведывательных организаций, где содержится информация о сотрудниках. Теперь у него есть возможность, используя биографии, планомерно устанавливать личность этих сотрудников и затем их уничтожать.

Из-за взлома информационной системы разведывательные организации не могут предпринять предупредительные меры, поскольку они теперь сами не знают, «кто есть кто» в их организации. Предупредить коллег и спасти их от уничтожения возможно, только правильно установив, кому принадлежит та или иная биография».

Тренер выбирает по одному участнику от каждой команды и предлагает им занять стулья в углу зала (таким образом, они садятся спиной к группе). Затем он зачитывает биографии. Участники должны воспринимать биографии на слух, делая для себя пометки. В течение пяти минут команды должны обсудить, какая из биографий могла бы быть написана их коллегой, сидящим на стуле в углу зала, и записать совместно принятое решение (номер биографии) на листе бумаги. Решения команд передаются тренеру одновременно. Если соответствие удалось определить, участник тренинга становится «спасенным», если нет – «он «убит» врагом. Если вдруг оказывается, что избранная биография принадлежит «чужому» отсаженному в угол участнику, он также избавляется от гибели, но случайно и не своей командой.

Далее тренер может:

1.Обозначить результаты игры, предложить обсудить процесс и дать обратную связь на происходившее (как и что делали, что чувствовали, о чем это, возможно, говорит и т.д.)

2.Продолжить «установление личностей», пригласив следующую пару занять стулья в углу. В этом случае сообразительные команды могут предположить, что им следует быстро выяснить, кто какую биографию написал – на тот случай, если игра будет продолжаться в том же порядке. Тренер не запрещает обсуждать эту тему. При обсуждении этого момента (см. пункт 1) могут возникнуть возражения и споры о том, можно ли было так делать: было это разрешено или запрещено, честно это или нечестно, пришло это в голову или не пришло и т.д.


Лабиринт

Эта игра – часть прочих состязаний между командами, в которых счет идет на очки.

Состав участников: 2 группы по 4-7 человек

Инструкция: Каждая группа получает набор толстых веревок, деревянных реек, либо мелок (если покрытие пола и владельцы помещения позволяют на нем рисовать). В течение пяти минут группы готовят (обсуждают и чертят) схему лабиринта, пройти который предстоит группе противника.

Первая группа выкладывает (чертит) свой лабиринт; участники второй группы не должны наблюдать за их приготовлениями, чтобы заранее не наметить путь от входа к выходу. Когда лабиринт готов, вторая группа начинает его преодолевать.

Делается это следующим образом. Первый участник второй группы может пройти лабиринт с открытыми глазами. Время на прохождение лабиринта ограничено. Участник должен запомнить путь. Второй участник второй группы проходит лабиринт с завязанными глазами, следуя подсказкам своего коллеги, прошедшего лабиринт. Он не должен наступать на границы (веревку, меловую черту). Успешно пройдя лабиринт, он таким же образом помогает следующему коллеге.

Участники, которые направляют шаги своих товарищей, не должны останавливаться, чтобы вспомнить правильный путь. Таким образом, они также могут ошибиться и тем самым поставить товарища в тупиковое положение.

Участники первой команды не остаются безучастными к происходящему. Их представитель (они также меняются каждый раз) стоит рядом с «направляющим» второй группы, и всячески пытается сбить участника, проходящего лабиринт, давая ему неверные подсказки, ругая или хваля, высмеивая «направляющего» - в общем, предпринимая те или иные творческо-провокационные действия.

Примечания: Все рамочные установки относительно времени, начисляемых призовых и штрафных очков, критериев их начисления и прочие тренер определяет сам, исходя из хода игры и тренинга в целом; он может заготовить свои условия заранее, но может их изменить, если того потребует игровой процесс. Также он может потребовать упростить или усложнить лабиринты, подготовленные группами. За ошибки (пересечение линии) тренер может назначать штрафные баллы. Лабиринт можно проходить на время, в таком случае допустивший ошибку участник должен начать прохождение лабиринта заново.

После игры можно предложить участникам обсудить происходившее: их ощущения от себя и друг от друга, спонтанно возникшие методы работы, командное взаимодействие.


Double-F. Интерпретация событий

Состав участников: 3 и более подгрупп из 3-5 человек

Инструкция: Каждая группа получает карточку. Карточка содержит набор определенных фактов – содержание карточек у всех групп одинаковое. Все упомянутые факты связаны с определенным событием или цепочкой событий.

Сейчас вы представляете собой аналитический отдел разведслужбы. Факты поступили к вам от разведчиков, работающих в разных странах и не имеющих возможности общаться друг с другом. По вашим предположениям (либо по предположению ваших разведчиков – это не важно), собранные факты имеют отношение к одному и тому же событию.

Ваша задача – восстановить фабулу. А именно, интерпретировать факты, рассказать, какие события имели и имеют место быть.

Примечания: Ведущий может заранее задать стиль интерпретации. Одна из целей этой игры – показать, насколько разной может быть фабула (воссоздаваемая история, интерпретация), создаваемая на основании одних и тех же фактов, и обсудить, что и как влияет на интерпретацию.


Танц-передача

Эта игра – часть прочих состязаний между командами, в которых счет идет на очки.

Состав участников: 2 команды от 4 до 7 человек

Инструкция: Агент первой команды должен передать добытые им данные своему напарнику. Данные находятся в маленькой брошке. Передача данных должна состояться во время танцев в большом бальном зале.

Коллеги агента – члены его же команды, должны способствовать передаче данных, защищая своих друзей от агентов команды-соперника и их слежки. Члены команды соперника должны внимательно следить за танцующими агентами первой команды.

В тот момент, когда кому-то из участников второй команды кажется, что танцующие агенты только что передали данные, он может крикнуть «Стоп!» и назвать, где, по его мнению, находится переданная брошка. За верное наблюдение вторая команда получает три очка, за ошибку в угадывании она лишается одного очка. Угадывать можно до трех раз.

Если танцующим агентам удалось незаметно передать брошку друг другу, они прекращают танец и расходятся. За успешно выполненное задание им начисляется 3 очка.

Затем попытку передать информацию подобным образом предпринимает вторая команда, а первая пытается этому точно так же воспрепятствовать.

Примечание: перед тем, как включить музыку для танцев, ведущему необходимо сообщить всем участникам тренинга, кто из участников первой команды будет танцующей парой с «заданием», кто кому передает брошку, и сообщить, что изначально брошку необходимо держать зажатой в правой руке.


Перестрелка

Состав участников: группа от 10 до 25 человек

Ведущий выходит в середину зала: Сейчас я попрошу вас образовать ровный круг, повернувшись ко мне спиной и встав не очень плотно друг к другу. Ситуация следующая: во время выполнения задания в здании химического завода между агентами одной стороны и агентами другой стороны завязалась перестрелка. «Первые» - так я буду называть агентов одной стороны; и «вторые» - это их противники. Произнося «первые» я буду как можно незаметнее касаться двух из вас, и точно так же обозначать «вторых». Если кто-то попытается подглядывать или подсказывать, он тотчас будет исключен из игры как «случайно убитый во время перестрелки». Затем я скажу «огонь», и при этом осаленные мной участники должны будут сделать шаг вперед, выступив из круга, и постараться как можно быстрее занять место, освобожденное «агентом» противника. То есть «первые» должны занять места «вторых», а «вторые» - места первых. Если кто-то совершит ошибку, заняв место своего «напарника», он будет считаться убитым.

Эту игру можно использовать и как разогрев, и как упражнение на развитие интуиции и считывания невербальных сигналов.


Вычислить агента

Состав участников: от двух до пяти команд по 3-6 человек.

Для состава участников, которые не были знакомы до тренинга, игру рекомендуется проводить после того, как у участников некоторое представление о личностных особенностях друг друга.

Инструкция: В руки разведки одной спецслужбы попал список разведагентов соперника. Однако, список зашифрован. Вам предстоит расшифровать этот список, используя ключевые подсказки – характеристики на этих агентов.

1.В своих командах охарактеризуйте каждого участника, выписав рядом с его именем три прилагательных: его неприятную сторону (например, «занудный») его положительное качество (например, «надежный») и характеристику, которую вы считаете нейтральной (к примеру, «любопытный»). На обсуждение качеств одного участника вам отводится 2 минуты.

2.Первая команда: зачитайте характеристики каждого из своих участников второй команде. Вторая команда – вы должны определить, о ком из членов первой команды идет речь в каждом случае. Вторая команда – зачитайте характеристики каждого из своих участников первой команде. Первая команда – вы должны определить, о ком из членов первой команды идет речь в каждом случае. На обсуждение и принятие решения по каждому участнику у вас есть 3 минуты.

3.Выиграет та команда, которая опознает большее число «агентов» чужой команды.