Игра – конфликт «Бедный – бедный серый волк!»

21765039dGqm.jpg

1. Объяснить правила игры. 3 мин.

«Сейчас я прочитаю известную вам историю. Постарайтесь, прислушиваясь к словам сказки, побывать на месте всех героев, и понять потребности каждого из них. Удовлетворены ли потребности их в условиях сюжета? Постарайтесь отвлечься от стереотипов «положительный» и «отрицательный герой» и вообразить другую развязку.

После прочтения истории вы будете разделены на две группы, каждая из которых будет представлять интересы конфликтующих сторон. После пяти минут подготовки ваши группы вступят в диалог: каждая из команд представит свою позицию и начнутся переговоры. В данной игре вы – авторы сказки, развязка в ваших руках».


Бедный старый Волк!

Эта игра рекомендуется для демонстрации процесса решения конфликта, динамики его возникновения и развития. Здесь изложены правила игры и методические рекомендации для тренера. Лучше всего упражнение подойдет для школьников среднего звена, но модернизированная может быть использована и для взрослых участников.

Цель: Воображаемая проигранная история поможет ребятам понять, что уважение прав друг друга выгодно каждому и в любом конфликте.

Это упражнение разрушает привычное представление о том, что выгодно быть только "победителем"

Возможные выводы или замечания:

  • иногда люди попадают в ситуации, в которых столкновение их прав порождает конфликт
  • такие конфликты могут быть решены мирным путем


Что понадобиться:

Подберите одну или две коротких детских или народных сказок, в которых присутствует конфликт между характерами. (Кстати, вы сами можете убедиться в том, что очень много подобных историй имеют в основе конфликт между так называемым "положительным" характером или группой характеров и так называемым "отрицательным" характером или группой. Такое распределение, по сути, является стереотипными.


Время на упражнение: 1 час

Процесс проведения:

  • Вы можете сделать интересное и оригинальное, но короткое вступление,

задавая вопросы или просто рассказывая о новом взгляде на привычные вещи, к примеру, на сказки. Но не торопитесь делать выводы за группу, а лишь заинтересуйте их и побудите к глубокому подходу к последующему упражнению.

  • Прочитайте историю группе.
  • Попросите ребят выявить конфликтные стороны, а затем разделиться на две подгруппы, представляющие каждую из сторон.

Если вы работаете с ребятами небольшого возраста или хотите подробнее остановиться на этом пункте, вам могут помочь следующие вопросы (в традиционных историях обычно есть "плохой" характер - кто-то умирает или остается наказанным, а также "хороший" характер - кто-то живет счастливо и долго):

-Кто остался счастливым в конце истории? Почему?
-Кто остался несчастным в конце? Почему?
-Были ли ущемлены чьи-либо права? Чьи?
-Кто-нибудь игнорировал интересы другого в этой истории? Кто? Чьи это были интересы?/
  • Теперь, когда стороны определены, попросите каждую подгруппу обсудить, а затем рассказать всем прочитанную ведущим историю с точки зрения того героя, сторону которого они защищают.
  • После этого задача группы - решить, как переписать историю так, чтобы все стороны были удовлетворены и счастливы, как достигнуть состояния "выигрыш-выигрыш ".
Возможно ли разрешить конфликт мирно? Как?
Возможно ли для каждого героя в истории получить то, чего он хочет? Как?
Почему это будет гораздо лучше, чем вариант, где один победитель, а другой побежденный?
Если у вас есть время, и вы хотели бы остановиться на идее мирного решения конфликтов , на теории разрешения конфликта, то прежде чем группа сочинит новую справедливую историю, проиграйте четыре варианта окончания этой сказки, соответствующих четырем вариантам решения любого конфликта, последний из которых и является целью, поставленной перед группой.
Проигрыш - Проигрыш: стороны потратили время на споры, и ни один не получает того, что хотел.
Проигрыш- Выигрыш: один из героев не получает того, что хотел и поэтому остается несчастлив.
Выигрыш - Проигрыш: другой герой не получает то, что хотел, и остается несчастлив.
Выигрыш - Выигрыш: каждый счастлив и получил то, что хотел.
  • сделайте заключение.


Государства.

Разделите всю группу на две части. Сообщите им, что они – два соседних государства. В течение 15 минут каждая группа должна придумать гимн, флаг, девиз, название, строй государства; назначить главу, правительство и т.д.

Затем команды представляют свои государства друг другу.

Ведущий объявляет: «ООН присудила вашим государствам прекрасный остров, расположенный на равном расстоянии от ваших государств. Вам предоставляется возможность разделить территорию острова так, как вы посчитаете нужным».

Государствам предоставляется 10 минут на обсуждение своего решения. Затем каждое государство высылает по два – три делегата со своей стороны и путем переговоров принимается общее решение.

Если государства пошли на военные действия или предприняли другие враждебные попытки, обсудите динамику возникновения конфликта, его причины и последствия.

Если государства договорились, дайте командам еще по 10 минут на подготовку праздника, который будет проводиться на острове.

Пусть команды представят друг другу краткую развлекательную программу. Общий праздник завершает упражнение.

Определи самооценку или Я - отношение после конфликта. Чтобы определить, насколько в ходе конфликта снизилась ваша самооценка, вы можете протестировать себя.

Из четырех наборов слов, характеризующих положительные качества личности, сначала выберете те, которыми вы обладали до конфликта, и выпишите их на один лист бумаги, разделенный, соответственно на четыре равные части. А затем выберете из них те, которыми вы обладаете сейчас в нерешенной конфликтной ситуации, и выпишите их на другой лист бумаги.

Межличностные отношения:

искренность, отзывчивость, радушие, сочувствие, вежливость, заботливость, терпимость, тактичность, чуткость, доброжелательность, приветливость, обаяние, откровенность, обязательность, общительность, ответственность, справедливость, уживчивость, требовательность, коллективизм.

Поведение:

уверенность, активность, смелость, твердость, энергичность, гордость, добродушие, честность, порядочность, целеустремленность, самостоятельность, самокритичность, энтузиазм, инициативность, добросовестность, принципиальность, интеллигентность, настойчивость, решительность, уравновешенность.

Деятельность:

Внимательность, деловитость, дальновидность, вдумчивость, понятливость, собранность, мастерство, скорость, точность, трудолюбие, увлеченность, аккуратность, усидчивость, скрупулезность, работоспособность, дисциплинированность, исполнительность, любознательность, находчивость, последовательность.

Чувства, переживания.

Восторженность, веселость, бодрость, оптимистичность, жизнерадостность, милосердие, бесстрашие, душевность, нежность, свободолюбие, сердечность, стыдливость, страстность, взволнованность, жалостливость, любвеобильность, сдержанность, удовлетворение, чувствительность.

Подсчитайте, сколько качеств вы имели до конфликта (Р) и сколько после (С)

Р
- х 100% = уровень самооценки.
С