Игра по станциям «ОБЖ»

X 4291a816m.jpg

Проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) человека занимают значительное место в программе лагеря, поскольку это тоже проблемы взаимодействия человека с природной средой. Для закрепления и проверки знаний в один из последних дней проводят игру по станциям. Каждая группа, работавшая в лагере по определенному научному направлению, представляет собой команду (10-12 человек); всего команд пять.

Перед началом участникам объясняют условия игры, каждая из 5 команд получает маршрутный лист.

Маршрутный лист (пример)

№ станции Название станции Баллы Итог

I Медицинская
II Радиационная
III Пожары в лесу
IV Биологическая
V Творческая


Маршруты по станциям

В маршрутных листах намечен порядок посещения станций. На каждой станции команды получают определенное задание – вопросы по изученной в лагере тематике. Время пребывания на станции до 10 минут. Выполнив задание, команда переходит на следующую станцию. Станций всего пять; работа команды на каждой станции оценивается по десятибалльной системе, по правилам, которые определяет руководитель станции. Учитывается не только качество ответа, но и организованность команды, массовость в решении вопросов. Число очков, полученное командой, сразу проставляется в маршрутный лист.


Приводим перечень станций и вопросов.

I. Медицинская станция

Вопросы:

  1. Источники и распространители заболеваний.
  2. Индивидуальные и коллективные способы защиты.
  3. Первая помощь при пищевом отравлении и меры профилактики.
  4. Наложение жгута и шины из подручного материала.
  5. Лекарственные растения и способы их использования.


II. Радиационная станция

Команд по радиации было две. В лагере ребята получили первоначальные представления о радиоактивных излучениях, хотя школьными программами эта тема отнесена к 11 классу. Набор вопросов на этой станции был больше, но все команды показали хорошие знания.

Вопросы:

  1. Что вы понимаете под словом " радиоактивность"?
  2. Какие типы излучения радиоактивных элементов вам известны?
  3. Что представляют собой альфа-, бета- и гамма-лучи?
  4. Какие лучи обладают большой проникающей способностью?
  5. Какие бывают источники излучения?
  6. Приведите примеры естественных и искусственных источников излучения.
  7. Изобразите знак "радиационная опасность".
  8. Какой радиоактивный газ вам известен? Где его концентрация увеличена?
  9. Вредное или полезное действие оказывает естественный фоновый уровень радиации? Поясните.
  10. Какими способами можно уменьшить дозу при работе с источниками радиации?
  11. Назовите допустимые дозы.
  12. Что такое радиофобия?
  13. Что является одним из первых следствий действия излучения на живые организмы?
  14. Действия и поведение людей при сигнале радиационной опасности.


III. Станция "Пожары в лесу".

Лес — важнейший фактор экологического равновесия: это накопитель солнечной энергии и биомассы, один из источников кислорода; он очищает атмосферу, регулирует сток воды, защищает почву от эрозии; это место отдыха и источник здоровья людей. Поэтому борьба с лесными пожарами и их предупреждение - важное звено в борьбе за сохранение природной среды.

Вопросы (приводим также, ввиду новизны темы, и ответы):

1. Какой вред наносят пожары в лесу? (Уничтожается растущий лес, места обитания птиц и зверей, грибы, ягоды, лекарственные растения; возможно заболачивание и нежелательная смена лесных пород).

2. Каковы типы лесных пожаров, их отличия? (Низовые – по напочвенному покрову; верховые – по кронам деревьев, скорость распространения до 25 км/час; подземные на участках с мшистым слоем подстилки или торфяной почвы, не менее 20 см; распространяются медленно).

3. Какие леса наиболее пожароопасны? Почему? (Хвойные, особенно сухие сосняки; возгорание происходит с мхов, лишайников, мелкого опада. Багульник и вереск наиболее пожароопасны; черника и брусника – менее).

4. Какие правила пожарной безопасности нужно выполнять в лесу при выборе места и закладке костра? (Запрещается разводить костры в хвойных лесах и молодняках, на торфяниках, под кронами деревьев и на участках, где лес поврежден ветровалом или буреломом. В других местах костер можно разводить, если он окружен минерализованной полосой шириной 0,5 метра. Уходя, костер надо залить водой и засыпать землей.)

5. Что нужно делать при обнаружении лесного пожара? (Простейший способ — захлестывание ветвями кромки низового пожара или забрасывание ее землей; другие меры – в зависимости от имеющихся сил и средств. Если с пламенем не справиться, нужно быстро сообщить о пожаре в лесничество или лесхоз из ближайшего населенного пункта.)


IV. Биологическая станция

Вопросы:

  1. Способы защиты от хлора и аммиака;
  2. Ядовитые растения;
  3. Съедобные растения;
  4. Нетрадиционная пища на природе;
  5. Сигналы тревоги; действия и поведение людей при этих сигналах.

Организаторы игры придавали особое значение последнему вопросу, так как вероятно, в большинстве городов потенциально опасные промышленные объекты расположены в центре жилых массивов, часто вблизи от школ. Ответы ребят показали, что они знают про эти объекты и готовы к неожиданностям.


V. Творческая станция

Каждая из пяти команд заранее подготовила к этой станции набор из десяти слов – терминов, относящихся к экологии вообще и к направлению работы этой группы в частности. Каждая команда получала по жребию ("тянула") набор, подготовленный командой; задание состояло в том, чтобы за 15 минут сочинить стихотворение, в котором были бы использованы все десять слов (не обязательно в качестве рифм, хотя некоторые наборы были составлены из рифмующихся попарно слов).

Наборы слов, которые достались командам, были такими:

I. Слон, клен, цветок, дубок, наука, щука, коряга, бумага, кошка, мошка.

II. Мимоза, радиация, фактор, наводнение, реактор, аммиак, акация, поколение, доза, зодиак.

III. Фауна, архитектура, биом, экология, ландшафт, флора, человек, экотропа (восемь слов, зато какие!).

IV. Вакцина, медицина, витамин, токсин, нитраты, ядохимикаты, фильтровка, маскировка, токсины, апельсины.

V. Радон, газон, планета, газета, доза, роза, человек, век, вода, холода. Очень разные наборы слов, и стихи получились разные. Приводим некоторые из них.


I. Команда “Медицина” Пришел слон, Сломал клен, Съел цветок, Сломал дубок, Поймал щуку, Выучил науку, А потом нашел корягу, Сделал из нее бумагу. Тут к нему пристала мошка, И ее сожрала кошка.

II. Команда “радиационная” Если, нюхая мимозу, Получаешь сразу дозу, Значит, рядом есть реактор - Радиационный фактор. Если наше поколение, Пережило наводнение – В атмосфере много аммиака И не видно знаков зодиака. Значит, в воздухе идет реакция И увядает цветущая акация.

II. Команда “Радиационная” Экология – это прекрасное слово! Сохрани свой ландшафт, человек! Мир животных – чудесная фауна, Сохрани мир животных навек! Мира растений архитектура – Флора это, чудесный биом. Леса прекрасного экоструктура, Экотропу мы проложим в нем.

III. Команда “Пожар в лесу” Если Вы нашли вакцину, Обращайтесь в медицину, Там дадут Вам витамины Против вредного токсина, И свободны от токсинов Будут Ваши апельсины. Если Вы нашли нитраты, То есть, ядохимикаты, Тогда сделайте фильтровку, Но не надо маскировку.

IV. Команда “Биологическая” Большую опасность представляет радон, Гораздо лучше зеленый газон, Опасная доза принесет холода, Завянут все розы, замерзнет вода, Застынет планета, умрет человек, Газеты не выйдут – закончится век.


Итоги игры были подведены сразу же. Разброс оказался очень небольшим – от 48 баллов у команды, занявшей первое место, до 43 – последнее место.

Закрепление и проверка знаний были целью организаторов игры, а для участников главное заключалось в самой игре, позволившей проявить инициативу, энтузиазм и творчество.