Игра «Подводная лодка»

Zaio341-vim.jpg

Цель: Задуматься над ценностью своей жизни, над способностью быть успешным или неуспешным в ней, над своим сценарием поведения.


Ход выполнения:

1. Инструкция: Вы путешествуете все вместе с группой на подводной лодке в Тихом океане. У каждого из вас есть пистолет и много патронов к нему. Неожиданно лодка терпит аварию и ложится на дно океана на глубине 100 м. Воздуха на лодке остается на 15 мин (или по желанию ведущего). Выбраться на поверхность можно только с помощью глубоководных спасательных костюмов которых имеется … шт. (ведущий сам говорит сколько костюмов имеется  обычно 25-30% от количества участников). Никакими другими способами выбраться с подводной лодки невозможно, т.е. может спастись …. человек. Оставшиеся через 15 мин погибнут и никакое техническое решение не может продлить существование оставшегося экипажа. Вы передали сигналы SOS, но помощь может подойти только через 30 мин. У вас есть только два выхода либо спастись с помощью глубоководных водолазных костюмов, либо вы умираете. Время пошло. Дальнейшие функции ведущего это наблюдение за поведением участников. Если некоторые участники пытаются найти нестандартное решение для выживания, вы вмешиваетесь и напоминаете условия игры.

2. Наблюдение ведущего за ходом игры. Обычно игра воспринимается не всерьез, присутствуют шутки, бравые высказывания, кто-то отдает свою жизнь и т.д. чтобы игра состоялась необходимо на этом этапе мастерство ведущего. Для этого необходимо придать игре серьезный оттенок, чтобы каждый задумался над данной ситуацией Этому может способствовать так называемые «вставки ведущего», которые вставляются лишь при необходимости, в зависимости от ситуации. Возможные вставки ведущего:

  1. «Ваши родные и близкие получили сообщение об аварии. Они направляются на одном из спасательных судов на место аварии. Каждый из них знает, что спастись могут лишь некоторые и конечно каждый из родителей хочет чтобы спасся именно его ребенок. Представьте состояние родителей, близких. Некоторые из вас никогда больше их не увидят. Мысленно поговорите с ними»
  2. Если вышло больше человек, чем положено, то можно воспользоваться такой вставкой: «На лодке остаются ваши товарищи, друзья. Посмотрите на них в последний раз. Можете попрощаться с ними. Подумайте о том, как вы скоро встретитесь с их родителями, как вы будете смотреть в их глаза, что вы им будете говорить»
  3. Если вышло недостаточно человек воспользуйтесь следующей вставкой: «Посмотрите на тех, кто сейчас спасется. Им предстоит сделать в жизни много интересного  любить и быть любимыми, родить детей, воспитать внуков, достигнуть в профессиональной карьере определенных высот. Их ждет много как радостных так и не очень дней. Но они останутся жить».
  4. Примерно за 2 минуты ведущий просит тех, кто остался на лодке закрыть глаза и мысленно попрощаться с близкими и родными. Другой вариант за 5 минут до окончания, тем кто остался предлагается написать последнее, прощальное письмо домой.

Когда закончилось время ведущий рассказывает о победителях, неудачниках и непобедителях из книги «Игры, в которые играют люди» «Люди в которые играют люди» Эрика Берна, делая акцент на то, что в этой игре нет победителей и неудачников. Здесь каждый сам определяет для себя свой сценарий, кем он является в жизни. Но каждый участник должен понимать, что для достижения любого успеха в жизни необходимо бороться за свой успех. Если человек в ситуации выбора отдает сам возможность достижения успеха другому, то над этим стоит задуматься. В этой игре вопрос о том как человек добивается успеха в жизни второстепенный. Этот моральный аспект тоже необходимо обсудить с группой и подвести участников тренинга к тому, что лучше достигать успеха хорошими, социально одобряемыми способами.

Это достаточно жесткий тренинг и его применение должно быть осторожным. Главная цель тренинга  обсуждение, желательно с каждым участником. Эффективность зависит от мастерства ведущего его умения удерживать нейтральную позицию и вовлечения каждого участника в обсуждение.




Упрощенный вариант игры “ Подводная лодка ”.

Это довольно таки тяжелая игра. Больше она к тренингу относится. так что и предварительная подготовка должна быть более серьезной, и количество проводящих и наблюдателей - больше одного. Плюс помнить о необходимости правильно выйти из игры и помнить о грамотной и обязательной рефлексии! Заодно учитывайте подготовленность группы к этой игре!

Отряду дается установка: мы все на подводной лодке, терпим крушение, спастись могут только 5 человек, остальные утонут. Ну вы как капитан судна само собой в эти 5 человек не входите. Вот отряд должен решить кто выживет, кто утонет, или все утонут и т.д. Только ответы ребят, типа мы с одной маской кислородной вдвоем до берега доплывем, не канают :) это упрощенный вариант конечно.

Инструкция: Вы путешествуете все вместе с группой на подводной лодке в Тихом океане. Неожиданно лодка терпит аварию и постепенно идет на дно. Воздуха на лодке остается на 15 мин (или по желанию ведущего-время для обсуждения). Выбраться на поверхность можно только с помощью глубоководных спасательных костюмов которых имеется … шт (как правило их 5). (ведущий сам говорит сколько костюмов имеется обычно 25-30% от количества участников). Никакими другими способами выбраться с подводной лодки невозможно, т.е. может спастись 5 человек. и каждые 2 с половиной минуты должен выходить 1 человек, чем глубже лодка тем меньше шансов спастись. Оставшиеся через 15 мин погибнут и никакое техническое решение не может продлить существование оставшегося экипажа. Вы передали сигналы SOS, но помощь может подойти только через 30 мин. У вас есть только два выхода либо спастись с помощью глубоководных водолазных костюмов, либо вы умираете. Время пошло. Дальнейшие функции ведущего это наблюдение за поведением участников. Если некоторые участники пытаются найти нестандартное решение для выживания, вы вмешиваетесь и напоминаете условия игры.

Обычно игра воспринимается не всерьез, присутствуют шутки, бравые высказывания, кто-то отдает свою жизнь и т.д. чтобы игра состоялась необходимо на этом этапе мастерство ведущего. - НО С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ПУСТЬ ШУТЯТ И ДАРЯТ ЖИЗНИ:):):) ДАЛЬШЕ ЖЕСТЬ НАЧНЕТСЯ..

ПОСЛЕ первого этапа - все садятся в круг и обсуждают первый этап: типа почему вы 1 вышли? согласны ли вы со своим местоположением? что чувствуют те кто спасся? кто умер и так далее....

ВТОРОЙ ЭТАП - все встают в круг, вы выдаете каждому фломастер или ручку... и говорите инструкцию: (допустим участвует 20 человек) вы все находитесь в подводной лодке, которая лежит на дне тихого океана и так далее. на верху остались ваши родные. подумайте что такое жизнь? и готовы ли вы сейчас попрощаться с ней. вы говорите правила: капитан погиб и решить кто выживет а кто нет вы сейчас решите все вместе, а точнее каждый из вас самостоятельно. вы можете спасти жизнь только 8 участникам, 7 придется умереть и оставшихся вы бросаете на волю судьбы. а делать это следующим образом: каждый по очереди подходит к человеку в кругу и смотря в глаза говорит "Я дарю тебе жизнь" (ставя при этом плюсик на руке), "Тебе придется умереть" (ставя минус на руке) или "Я не знаю" (ничего не ставя). так проходит по кругу, встает на своем место и затем идет следующий. ведущий следит за количеством + и - чтобы больше не наговорили. как правило здесь все начинают реветь. Это довольно продолжительно по времени проходит.

ТРЕТИЙ ЭТАП (резко пока все ревут) - вы кидаете бомбу - что угодно - чаще бутылка - и резко говорите у вас 10 секунд чтобы выйти - кто выйдет - спасен. тут реакция разная бывает - у кого-то ступор, кто-то бежит , кто-то тащит всех и сам не успевает выйти, но спасет других, кто-то кинется на бомбу закрыв ее своим телом от других. ЭТО ВСЕ ПРОИЗОЙДЕТ НЕ ОБДУМАННО У РЕБЯТ, ВСЕ ТАК КАК ПРИМЕРНО БЫ ПОСТУПИЛИ В ЖИЗНИ...

После этого этапа все УСАЖИВАЮТСЯ В КРУГ. подсчитывают + и - и выявляются 8 человек которых спасли, 7 которые умерли и остальные сами понимаете. Эти этапы тоже все обсуждают. все просят у друг друга прощения и так далее... 2 этап покажет как к тому или иному участнику относится коллектив, если спасены - сами понимаете, если умерли – тоже, надеюсь, понимаете, а если все равно то и в жизни все равно на них.

А еще можно писать письма после того как все выстроились в том порядке, как выходить будут. потом новая вводная - "это 5 человек, которые точно выживут, поскольку лодка постоянно опускается, у следующих гораздо меньше шансов. вы можете написать письмо на поверхность. они его передадут". тут, мне кажется, лучше оговорить, что письмо может быть обществу, или себе в прошлое (например, выжившие попадут в прошлое и смогут передать) что бы стоило в себе изменить... тут все зависит от того - какой цели хочешь добиться в итоге))) потом этих 5х выпускаешь (в угол комнаты, дальний) и закидываешь новые вводные...


И самое главное мастерски вывести всех ребят потом из такого состояния... это можно сделать например игрой "Мой друг - инопланетянин".


Кратко - 3 этапа игры: 1 - выбрать порядок кто за кем выйдет. первые 5 точно спасутся, а остальные неизвестно. ближе к концу точно не спасутся. давать определенное время. затем обсудить эту часть игры. как правило все говорят что это гон. а потом жесть - 2 этап - дарить жизнь, говорить человеку что он умрет, или говорить не знаю... после этого резкий перелом - бомба и 10 секунд те кто выйдет спасены. после общий разговор. плачут даже мужики. и после этого нужно суметь вывести всех из этого состояний. что-нибудь провести чтобы обняли друг друга...вот..