Звездные cпасатели

0 9753 4087c55 Lm.jpg

Выбор — удел современного человека, его неотъемлемое право и пожизненный крест. Свободный выбор, сделанный по велению сердца, оставляет в душе длительное невыразимое ощущение победы, полноты жизни и гордости. Сделанный выбор — отправная точка дальнейшего духовного развития.

Несовершенный, несделанный, он заполняет собой мысли и чувства, он вновь и вновь требует ответа на вопросы: почему так получилось? Как надо было поступить? Поиск ответа на эти вопросы — также точка роста. Или регресса. То есть выбор — всегда момент развития личности, импульс для ее движения.

Но при выборе велика вероятность отрицательных переживаний, поэтому многие люди идут на всяческие ухищрения, лишь бы не сталкиваться с ситуацией выбора. Не сталкиваться самим и оградить от этого своих детей. Суть всех этих ухищрений, равно как и цена бегства от боли выбора, — отказ от себя, своего жизненного пути. Сопоставимые жертвы? Наверное, для тех, кто не знает, что это такое — принадлежать самому себе, — несопоставимые. Покой важнее. Для тех, кто хоть раз в жизни вступил в настоящий диалог со своим «я», — очень даже сопоставимые. И это тоже выбор — каждый раз решать, что сейчас правильнее: сознательно погрузиться в драму или избежать ее.

Взрослые люди, не умеющие делать жизненный выбор, часто становятся нашими клиентами. Работа с ними далеко не всегда успешна, ведь за плечами такого человека много лет более или менее успешного бегства от себя. Подростки — еще не клиенты, они еще дети, и наша задача — предоставить им возможность прожить ситуации выбора. Успешные и неуспешные. Нужно помочь им проложить дорогу к своему «я», а дальше пусть сами решают, как жить с этими новыми переживаниями — неизбежными спутниками внутренней свободы.

В поисках профессиональных средств для этой работы с подростками мы пришли к эклектическому жанру, сочетающему в себе ролевую игру с вариативным сюжетом, психодраму и гештальт-техники. Звучит очень заумно, на практике все это выглядит значительно привлекательнее. Мы предлагаем вам еще один образец «психологической фантастики» под рабочим названием «Спасатели».

Игры, подобные «Спасателям», описывать очень сложно, так как они предполагают множество возможностей развития. Путь, по которому пошла данная группа, — один из возможных. О чем же рассказывать? О реальной игре? О сценарии со всеми его возможными «если...»? Мы расскажем вам о реальной игре, а в конце поговорим о тех методических приемах, которые заложены в общий сценарий.

Погружение в фантастическую ситуацию предполагает высокий уровень включенности участников в игру и полную реализацию принципа «здесь и сейчас».

Группу для этой игры мы собрали «пеструю»: учащиеся восьмых, десятых классов и педагоги. Всего — около 30 человек.

Разминка была достаточно длинной и разнообразной. Мы использовали обычные психогимнастические приемы, но все инструкции перестроили так, чтобы лейтмотивом проходила тема «Встреча с инопланетянами» (не такими, как мы, не обычными существами).

Важный момент: игра должна проходить в большой комнате. Половину ее займет корабль, а вторая половина некоторое время должна оставаться совершенно свободной.


ХОД ИГРЫ

Первый этап

Под «космическую» музыку дается первая вводная информация к игре.

Вы — экипаж корабля-разведчика. Среди вас не только члены экипажа, но и большая группа ученых. Вы находились в длительной экспедиции на одной из неизвестных планетных систем удаленного сектора Галактики. Вы отсутствовали на Земле десять лет. Задание было трудным, но оно выполнено полностью. Собраны образцы почвы, флоры планеты, исследованы возможности ее экономического использования. Экипаж с чувством выполненного долга пребывает в состоянии анабиоза. Корабль летит к Земле, управляемый компьютером. Только непредвиденные обстоятельства могут привести к тому, что системы жизнеобеспечения разбудят капитана или радиста, если придет экстренное сообщение.

Экипаж был приглашен к плакату на стене. Он представлял собой схематическое изображение корабля в разрезе (очень простое). Весь корабль был разделен на секторы, в каждом было написано название сектора, предполагаемые специалисты и их количество:

Рубка: капитан, второй пилот, штурман, всего — три человека.

Инженерный отсек: бортинженер и три специалиста, всего — 4 человека.

Медицинский отсек: два человека.

Система жизнеобеспечения: инженер, помощник, всего — два человека.

Камбуз: два повара.

Радист: один человек.

Научный отсек: бригада специалистов разного профиля. Количество человек не оговаривается, так как оно зависит от размера группы. Состав специалистов зависит от желания участников. Они сами выбирают себе профессию, соотнося ее с целями экспедиции и выбором других участников. После ознакомления с планом группа распределяла обязанности между собой. (На этом этапе ведущие полностью устранялись. Время жестко не ограничивалось.) В нашей группе оказалось много желающих занять места в рубке: на три места претендовали восемь человек. После продолжительных споров группа пошла болезненным, но очень красивым путем: претендентов расставили по всей комнате, а остальные участники подходили к тому из них, кого они желали бы видеть в качестве капитана. Тот, кто собрал возле себя наибольшее число «последователей», назначил второго пилота и штурмана из числа претендентов.

Забегая вперед, опишу интересный факт. Наша ведущая троица, заполучив места, благополучно «почила на лаврах». Только капитан после требований группы включился в выполнение своих обязанностей, двое же его друзей-помощников были весьма пассивны. Основной груз лидерства приняли на себя те, кто не попал в рубку. Похоже на жизнь, правда? Не важно, что события разворачивались в глубоком космосе.

После распределения обязанностей группе было предложено с помощью подручных средств — стульев, столов, спортивных матов — смастерить себе что-то вроде корабля и разместиться по секторам.


Второй этап

Здесь происходит погружение в ситуацию полета. Всем было предложено удобно устроиться в своем отсеке, закрыть глаза и под спокойную музыку представить себе это путешествие. Вспомнить, как проходила экспедиция, какое дело выпало на долю каждого участника. Обращаясь к каждому, ведущий просил его представить и оценить свой вклад в экспедицию, осознать те чувства, с которыми он возвращается домой: «А теперь попробуйте «заснуть» и представить себе, какие сны вам могут сниться в анабиозе, на пути к дому...»

Музыка затихает, участникам предложили проснуться и разбиться на тройки—четверки. В этих мини-группах проходило обсуждение снов и чувств, которые возникли у каждого во время проживания полета.

Пока шло обсуждение, ведущий незаметно передал радисту бумагу со словами: «Тебя вывели из анабиоза, пришло экстренное сообщение. Время на принятие решения и изменение траектории полета — десять минут. Оно уже пошло».

На листе бумаги — краткий текст радиограммы.

Полет корабля проходит в зоне действия сигнала SOS. Его посылает автоматика земного корабля — разведчика с неизвестной планеты. Других кораблей в зоне нет. В течение десяти минут возможен поворот корабля и изменение курса. В случае, если корабль повернет, возвращение на Землю будет отсрочено как минимум на один год.

Радисту было сообщено, что у него есть три варианта: он может принять решение самостоятельно, разбудить капитана или весь экипаж. В нашем случае радист — девушка из десятого класса — быстро приняла решение: она разбудила весь экипаж. Участники сели в круг для обсуждения ситуации. Надо сказать, что в этот момент особых колебаний не было. Желающих лететь домой достаточно быстро переубедили, и за несколько минут было принято решение — лететь на неизвестную планету, подающую сигнал о помощи.


Третий этап

Здесь дается следующая вводная. Капитан посадил корабль недалеко от земного «разведчика», посылающего сигнал. Компьютер готов сообщить вам параметры планеты (штурман и инженер по жизнеобеспечению получают тексты с параметрами). В вашем распоряжении робот-разведчик. Он на грани поломки, так как уже прошел «огонь и воду» во время основной экспедиции, но до корабля, терпящего бедствие, скорее всего он дойдет. Принимайте решение о дальнейших действиях.

Штурман по приказу капитана зачитывает текст.

На данной планете отмечается высокий уровень радиации. Пребывание без защитного костюма невозможно. Сила тяжести в полтора раза больше земной. Количество кислорода ниже нормы. Освещение слабое, приравнено к земным сумеркам, что затрудняет ориентацию, делает ее невозможной без осветительных приборов. На планете отмечается наличие разумной жизни. Невдалеке от поселения наблюдается источник неизвестного излучения. Первое обследование показывает наличие в больших количествах ценных микроэлементов и металлов, редко встречающихся в Солнечной системе.

Всем членам экипажа инженер дает такую информацию.

В распоряжении экипажа 15 костюмов радиоактивной защиты и купол временной защиты, действующий в течение часа без энергетической поддержки корабля. Эта информация пока еще малозначима для большинства, осознание ее значимости придет позднее. Капитан растерялся, поэтому группа снова взяла инициативу в свои руки. Было принято решение отправить к кораблю разведчиков.

Ведущий напомнил участникам следующее.

В соответствии с параграфом 5, пунктом 12а кодекса исследователя дальнего космоса, считается недопустимым покидать планету, не предприняв всех возможных действий для спасения людей или выяснения причин трагедии. Разведывательная команда должна состоять не меньше чем из трех человек. Можно отправить несколько троек. Связь между ними будет осуществляться только через корабль.

На планету (в свободную часть комнаты) спустились три человека. (Как осуществлялся их отбор группой — это отдельная история.) Ведущие тихо сообщили разведчикам то, что те якобы увидели. Разведчикам также был передан текст последней записи бортжурнала. Через весь зал разведчики сообщили это оставшимся на корабле.

Звездолет пуст. Никаких следов паники. Все открыто, кроме отсека с топливом. Он почему-то не контролируется компьютером. Так бывает в тех случаях, когда содержимое топливного отсека опасно для корабля. Сохранились записи в бортжурнале: корабль приземлился на планету для проведения плановых исследований. Что-то случилось с топливом корабля.

Всем членам экипажа становится известной и последняя запись в бортжурнале.

На планете найдены признаки разумной жизни. Аборигены ведут себя дружественно, активно идут на контакт. Общение с ними посредством языковых средств невозможно, у них нет своего языка. Они общаются путем телепатической передачи картинок и образов, человеку пока непонятных. Командир принял решение всем составом корабля идти на встречу с аборигенами для посещения некоторого «места», суть и назначение которого непонятны. Сигнал SOS послан автоматикой корабля через три дня после ухода экипажа.

После обсуждения наш экипаж предложил разведчикам отправиться дальше, найти аборигенов и осуществить скрытое наблюдение.

Ведущий ненадолго выходит с разведчиками за дверь, дает им информацию о том, что они увидели. Вернувшись, разведчики «радируют» следующее.

Наблюдали за поселением. Аборигены очень разные на вид, но совершенно не похожи на людей. Весьма несимпатичные. Они обходятся без всяких технических приспособлений в этих планетарных условиях. Видели, как из одного дома выскочило существо с человеческим младенцем на руках. Судя по жестам, оно было очень обеспокоено, окружающие — тоже. Младенца куда-то унесли. Через два часа появилось то же существо, но на руках у него был не ребенок, а какой-то непонятный кокон. Существо было совершенно спокойно, шло не торопясь.

Экипажу корабля и разведчикам было предложено в течение десяти минут обдумать ситуацию. Им нужно было предположить, что же случилось с людьми, ушедшими с корабля. Если это предположение окажется верным, разведчики смогут вернуться, если нет — они исчезнут и связь с ними прервется. Предположение оказалось неверным.

Снова перед капитаном и экипажем возникла ситуация выбора: отправлять ли вторую экспедицию? Скажем сразу — она была отправлена. И третья тоже. Все они приносили информацию и затем пропадали, так как участники давали неверные объяснения случившемуся. Обстановка на корабле накалялась. Отправка каждой новой экспедиции усиливала противоречия внутри экипажа. Подбор кандидатов в разведывательные тройки проходил очень драматично. Над всем этим висел вопрос: что же будет дальше?

И вот — новый удар судьбы. Сразу после исчезновения третьей партии разведчиков бортинженер получил такую информацию с компьютера.

Приборы отмечают необычное воздействие местных излучений на структуру субстанции, являющейся топливом для корабля. Субстанция разрушается, этот процесс необратим. Если через десять минут не будет принято решение остаться, корабль автоматически стартует. Если экипаж останется на планете, то помощи с Земли придется ждать 25 лет (если сигнал помощи дойдет). Анабиоз будет невозможен. Экипаж окажется запертым в своем корабле. Пища и воздух системами обеспечения будут предоставлены в необходимом количестве.

Записка была передана незаметно, так как весь экипаж в это время яростно спорил о дальнейших действиях. Минуты три наш неторопливый инженер вчитывался в текст, затем неспешно передал его капитану. Капитан изучал его еще пару минут. В результате на принятие решение осталось пять минут.

Оставим пока экипаж, ему сейчас явно не до ведущих. Посмотрим, куда же пропали наши разведчики. Они находились в комнате неподалеку, они знали уже немало о том, что произошло на этой планете, но они уже — не люди. Аборигены пригласили их в гости и незаметно (да-да, не спрашивая, не предоставляя выбора; отметьте этот факт, он наделал потом много шума на обсуждении) провели через то самое непонятное излучение. Люди «закуклились», а через некоторое время превратились в местных «уродцев», невзрачных на вид, но идеально приспособленных к местным условиям. Они обладают телепатией; несмотря на силу тяжести, способны к полетам; их зрение позволяет им видеть окружающее в необычных красках. Они создали биологическую цивилизацию, живут в гармонии с природой и решают, преимущественно эстетические и философские задачи.

Все местные существа — не местного происхождения. Эта планета привлекает различные цивилизации своими природными богатствами. Но с кораблями-разведчиками большинства цивилизаций на планете происходят необратимые изменения: через некоторое время разрушается топливо и корабль теряет возможность взлететь, а часто — сообщить на родину о беде. Один из экипажей такого корабля наткнулся на удивительное излучение, с помощью которого их организмы прекрасно приспособились к местным условиям, но возможность общаться с не-телепатами они утратили. С тех пор прошло много лет. Местные жители взяли за правило поступать со всеми пришельцами следующим образом: они проводят иноземцев через излучение, иногда уговаривая их, иногда ничего не объясняя.

Совесть аборигенов спокойна: так они спасают пришельцев от смерти или прозябания на ужасной планете. Иногда, правда, генетические изменения дают сбой и у них рождаются дети, похожие на прародителей. Детей можно спасти, если успеть их донести до излучения. Именно эту картину и наблюдали первые разведчики.

Интересно, что компания «аборигенов» возникала постепенно. Первым трем мы сами рассказали всю «правду» и надели на них маски как символ перевоплощения. Им было не просто смириться с судьбой. В ответ на их роптания ведущие предложили: «Вы еще не до конца утратили человеческий тип мышления, вы еще помните, что значит быть человеком. Если нынешнее существование вас не устраивает...» Продолжение этой фразы никого не заинтересовало. Всем хотелось побыть в новом состоянии.

Среди разведчиков были и взрослые, и школьники. Новые группы «обращенных» встречались радостным шумом: на них быстренько надевали маски и обрушивали лавину информации. За самочувствие «аборигенов» можно было не беспокоиться.

Гораздо сложнее было с оставшимися на корабле членами экипажа. Как и следовало ожидать, времени на обсуждение не хватило, мнения разделились. Когда за десять секунд до старта ведущий объявил это группе, случилось абсолютно непредвиденное: некоторые участники с криками «Я не могу улететь!» выпрыгнули из корабля. Пока оставшиеся приходили в себя, корабль стартовал. Пути назад уже ни у кого не было.

По правилам игры, все выпрыгнувшие без защиты на планету должны были немедленно погибнуть, но нам их стало жалко. Вы бы их видели! Пришлось срочно придумать, что они выпрыгнули с защитным шатром, и теперь в их распоряжении час. После этого они погибнут. Связи с кораблем нет. Оставшиеся и улетевшие сели в кружки в разных углах комнаты. Им была предоставлена возможность отреагировать на свои чувства. Улетевшие были растерянны и испытывали смутное чувство вины. Они много и красноречиво оправдывались, объясняя, почему они не могли остаться. Нашей задачей было успокоить их и дать почувствовать, что их выбор имеет право на существование, как и любой другой.


Больше всего агрессии и бурных эмоций проявила группа улетевших с планеты. Что-то незавершенное было в их неожиданном старте. Похоже, они до последнего надеялись, что ведущие не допустят такого финала, быстренько что-нибудь придумают. Но корабль все дальше удалялся от планеты. Группа оставшихся была на удивление бодра и довольна собой, несмотря на обреченность своего положения. Для тех, кто в последний момент выпрыгнул на поверхность, этот выбор был единственно приемлемым. «Я не мог улететь, не узнав тайны этой планеты и судьбы друзей», — таков был общий лейтмотив обсуждения. Об улетевших домой оставшиеся почти не вспоминали, все их помыслы были сосредоточены на пропавших разведчиках. И вот — явление непонятных существ в масках. Им, этим местным жителям, ведущие нарисовали такую картину.

Под куполом находится группа обреченных, в их распоряжении всего один час. Вот группа тех, кто сейчас улетит с этой планеты. В вас еще остались последние человеческие мысли и чувства, вы можете телепатически (в нашем случае — невербально) пообщаться с улетающими и обреченными. Что вы хотите им сказать? К кому пойдете в первую очередь? Решайте сами.

Без всякого обсуждения группа кинулась к куполу. Как вам рассказать то, что происходило в следующие полчаса?

С помощью жестов, прикосновений, танцев нашим «превращенным» удалось рассказать о своем новом существовании. Они звали друзей к себе, они рассказывали о возможностях своего тела и разума. Это было очень красиво. И, главное, их услышали.

Под куполом разгорелись страсти. Кто-то требовал немедленно отправиться к месту превращения, кто-то категорически отказывался, мотивируя это тем, что разведчиков одурачили «злые инопланетяне». Ведущие дали группе 15 минут на принятие решения и предложили местным пообщаться с улетающими друзьями. По идее, пассажиры корабля не должны были бы видеть то, что происходило после их старта. Их надо было бы отправить за дверь. Но у нас не хватило решимости. В такой момент — и за дверь! В результате участники все слышали, и у местных не было необходимости повторять свою историю с самого начала. У улетающих был только один вопрос: «Как вам сейчас живется?» Получив восторженный ответ, они почему-то сникли.

Оставшиеся на планете желали улетающим приятного пути и приглашали вернуться. Они просили оповестить родных о случившемся, приглашали их на эту планету. «Чтобы спасти вас?» — спросил кто-то из членов экипажа и получил в ответ категоричное «нет». Чувствовалось, что насильно превращенные в аборигенов участники не тяготятся своим новым состоянием.

Посовещавшись, группа улетающих землян выдала свое решение: «Вашим родным мы сообщим о приглашении, но сами не вернемся. Дудки». На том они и расстались.

Время жизни под куполом истекало. Оставшиеся приняли решение: все, кроме одного, решили пройти через излучение. Ритуал придумали аборигены: люди по очереди выходили из круга, олицетворявшего защитный купол, и попадали в их нежные и дружные объятья. В ритуале было много тепла и неподдельной радости. Но ведущим в этот момент было тяжко: купол быстро пустел и скоро в кругу осталась лишь одна женщина, завуч школы Э.Н.

Э.Н. категорически отказалась от образа нечеловека. Ее не убедили восторги превращенных. Она пожелала им счастья и выразила твердое намерение уйти из жизни человеком. Это был очень трагичный момент.

«Что мы можем сделать?» — с этим вопросом ведущие обратились ко всей группе, сняв с местных запрет на вербальное общение. Никто не стал уговаривать Э.Н., критиковать ее выбор. Ни у кого не вызвало сомнения в этот момент право каждого человека на подобный выбор. Самое красивое предложение, очень понравившееся самой Э.Н., сделала девушка-старшеклассница из группы «превращенных»: «Давайте в эти последние минуты мы будем вам телепатически передавать прекрасные виды этой планеты, которые видим мы. Пусть вас сопровождает красота». Участники окружили Э.Н. (конечно, к этому моменту и она, и добрая половина группы были в слезах) и некоторое время очень серьезно гладили ее, обнимали, с любовью заглядывая в глаза... Игра (правда, уже не совсем игра) закончилась.


КОММЕНТАРИИ

Наш опыт показывает, что наиболее острые, драматичные моменты в играх такого рода создают взрослые. Именно они в ситуациях, требующих выбора, не всегда готовы к нему. Так, в игре «Звездные перекрестки» на одном из ее этапов смотритель космической станции должен был сделать выбор между жизнью на Земле и вхождением в галактическую культуру. В одном из проигрываний взрослый человек, учитель, не смог сделать выбора и предпочел уйти из игры. По сути дела, в рамках игры это означало только одно — самоубийство. Мы, естественно, не стали его проигрывать (у нас все-таки не чистая психодрама, а ролевая игра с драматическими элементами), но момент был и без этого очень острый.

На обсуждении наиболее активной была группа улетевших. Особенно интересной была та часть дискуссии, на которой обсуждалось поведение бывших разведчиков. Почему они согласились стать нелюдьми? Как они могли при этом хорошо себя чувствовать? Это был важный момент: участники столкнулись с принуждением (разведчиков ведь никто не спрашивал, хотят ли они пройти через излучение) и готовностью принимать жизнь, судьбу такой, какая она есть. И еще получать в этой ситуации удовольствие от жизни!

Другой интересный момент — обсуждение информации, которую приносили разведчики. Теперь, когда вся история аборигенов была известна, намеки, существовавшие в этой информации, стали абсолютно прозрачными. Участники все-таки поняли, что им мешало раньше правильно истолковать ситуацию: изначальная уверенность в агрессивности замыслов инопланетян. Откуда это в нас? Это была хорошая тема для размышления.

Когда чувства улеглись, всех участников, особенно подростков, стали мучить вопросы: а если бы мы не полетели спасать экспедицию? А если бы мы разгадали информацию разведчиков? А если бы мы не улетели, остались в корабле? И финальный вопрос: неужели вы все время заставляли нас делать выбор, а мы этого не замечали?

Наверное, действительно стоит сказать несколько слов о том, как планируются такие сложные действия. Прежде всего повторим тот ответ, который мы дали участникам: «Вы делали выбор сами. Мы предусмотрели шесть вариантов развития игры в зависимости от вашего выбора, но вы пошли своим, седьмым путем, разделившись на две группы в момент старта корабля с планеты. Все дальнейшее было импровизацией, которая создавалась вашими чувствами, желаниями и нашим умением эти чувства и желания превращать в действия».

Это правда, мы действительно имели шесть вариантов игры.

Первый — на случай, если экипаж не согласится удлинять путь к Земле и лететь на сигнал бедствия (он бы поплатился за это собственной катастрофой).

Второй — для ситуации, когда, испугавшись пропавшей разведывательной группы (одной, нескольких), экипаж принимает решение улететь (им пришлось бы молча присутствовать на обсуждении чувств тех, кто был ими покинут).

Третий — на случай, если бы экипаж разгадал ситуацию и понял, что происходит с разведчиками. Здесь события могли бы развиваться по-разному. Вариант «А» — запереться на корабле и ждать помощи 50 лет (мы бы им эту ситуацию организовали во всей ее привлекательности). Вариант «Б» — искать пути взаимодействия с местным населением, оставаясь людьми (это был самый зрелищный вариант из всех придуманных). Вариант «В» — пройти через облучение. Вариант «Г» — начать войну с местными жителями, чтобы не приставали.

Каждый вариант был нами прописан как цепочка действий, форм работы с ситуацией.

Вариант игры, созданный данной группой, был очень красивым и драматичным. К таким поворотам сюжета надо быть готовым в любой момент. Очень важно уступить игре, не пойти на поводу готовой схемы. Иначе ничего не получится. Если группа доверяет ведущему, а ведущий по-настоящему включен в то, что он делает, их совместное игровое творчество всегда будет удачным, хотя не обязательно приведет к всеобщему братанию и счастью в конце.

В игре можно ошибиться. Можно сделать выбор, за который будет стыдно. Прожить его, а потом спокойно пойти по жизни дальше. Это же была игра! Можно прийти на следующий год и прожить другой выбор. Игры позволяют участникам ошибаться и дают им возможность учиться на своих ошибках. Игровые уроки достаточно безопасны (если рядом опытный ведущий, конечно), а польза от них огромна. Они помогают нам не ошибаться там, где уже не до игры.