Запоминание новых имен и лиц

Y 529130d8m.jpg

Иногда начинающим вожатым в первые дни бывает трудно не только узнать подопечного, которого они видели (обращали внимание) всего один или два раза за это время, но и вспомнить, как его зовут. Знание детей (да и людей вообще) вообще и понимание их проблем может принести значительный успех в отношениях вожатого с его подопечными.

Каждому хочется запоминать имена своих подопечных как можно быстрее. Когда вам (да и вас) впервые представляют кого-нибудь, первое, что вы слышите, это имя.

В момент знакомства внимание обычно обращено не на имя, а на внешность подопечного (мимику, фигуру, одежду и т. д.). Поэтому мы, услышав имя собеседника, тут же можем его забыть, а переспрашивать неудобно. Далее может возникнуть ситуация не из приятных, когда к вам обращаются по имени, а мы не можем ответить тем же. У нашего собеседника создается впечатление, что к нему относятся неуважительно. Хороший способ запечатлеть имя в памяти — начать повторять его. Произнесите имя вслух несколько раз и произнесите про себя, когда отойдете от этого ребенка. Желательно записать имя в записную книжку или смартфон, связать с образом этого ребенка, придать имени и фамилии смысловое значение. Например Воронин Константин — «посадите» подопечного мысленно на ворона, несущего в клюве кость; Иван Столяров — «посадите» мальчика на верстак в форме буквы И. А уже вечерком, после отбоя ко сну отряда, взгляните на свои записи и пройдитесь по именам.

Таким образом, чтобы при следующей встрече с подопечным при виде его лица вспомнить его имя или фамилию, вам необходимо:

  1. воспроизвести имя про себя или вслух как можно точнее;
  2. связать с образом ребенка;
  3. придать имени или фамилии смысловое значение.


Важно помнить, что при восприятии и запоминании особое значение приобретает не только физический облик, но и мимика, жестикуляция, голос, речь, походка.

Очень хорошо зарекомендовал себя при заочном знакомстве (когда о подопечном рассказывает твой напарник) с кем-либо метод рождения образа. Образ — это представление.

Из кусочков чужих рассказов и своих впечатлений мы сами сможем создать определенный образ, свой собственный. Свое мы никогда не спутаем с чужим и не забудем.

Когда нам рассказывают о некоем Иване Иванове, мы хотим узнать и то, как он выглядит, и то, чем занимается, чем увлекается. Это поможет нам сопоставить незнакомого подростка с нашими мыслительными образами (ведь в нашем представлении мальчик-футболист — это одно, а девочка-ботаник — совсем другое). Есть еще и социальные стереотипы: считается, что очкарик — это рассеянный человек, спортивный ребенок всегда весел и бесшабашен и т.д...

Опытные вожатые хорошо знают, насколько важно помнить имена своих подопечных, используя для этого простые приемы, помогающие устанавливать связи между именами и лицами. Для этого необходимо мысленно соединить доминирующую черту внешности представленного ребенка с его именем. Если фамилия нового подопечного Зеленев, тогда вы можете представить его себе с зеленым носом, если нос является примечательной чертой его лица. Точно так же можно представить себе девочку Розанову с большим букетом роз на голове, если прическа больше всего выделяется на голове.

К сожалению, не все дети имеют примечательные черты лица, но вы можете сами придумать любые воображаемые черты внешности. Если ребенок имеет фамилию Лисов, можно представить его себе с длинным лисьим носом, а Медведева вообразить большим и неуклюжим.

Многие фамилии не вызывают простых образных ассоциаций. В таких случаях можно использовать подставные имена.

Некоторые ребята имеют широко распространенные фамилии, и в вашей памяти уже есть человек с такой фамилией, например известный киноактер. Представьте себе, что этот ваш подопечный ребенок, разговаривает с этим артистом.

Для успешного использования этого метода необходимо помнить о следующих правилах:

  1. Не пытайтесь использовать этот метод на применительно к каждому, с кем встретитесь одновременно, потому что трудно одновременно вести разговор со всеми и создавать ассоциации для каждого.
  2. Если вы не разобрали имя ребенка с первого раза, не стесняйтесь попросить его представиться еще раз. Подобная просьба говорит об интересе к этому человечку с вашей стороны.
  3. Чтобы освежить свою память, вспоминайте имена ребят, с которыми познакомились, рисуйте их мысленные образы.


Извлечение из памяти имен и лиц

Иногда вожатый оказывается в неловком положении из-за того, что не может вспомнить имя подопечного ребенка, который рассчитывает на то, что его помнят.

Чтобы не попасть впросак, воспользуйтесь следующими советами.

  1. Продолжайте вести беседу, быть может, в ходе разговора вы получите подсказку, с помощью которой вы сможете установить личность собеседника.
  2. Попытайтесь вспомнить, где вы в последний раз с ним встречались.
  3. Переберите в уме алфавит, чтобы проверить, не всплывет ли искомое имя. Может, оно начинается на букву А, Г, М и т. д.
  4. Если ничего не помогает, продолжайте говорить. Было бы неприлично признаться в том, что вы не помните имя подопечного.
  5. Вступая в разговор с незнакомым ребенком, представьтесь ему сами, этот прием поможет избежать неловкой ситуации. Того же требует и обычная вежливость.


Метод выделения отличительного признака

Многие ребята сами дают другим и себе прозвища. Один был «Очкариком», другой — «Рыжим», третий — «Пончиком». Все это отличительные признаки. Прозвище носит индивидуальный характер: сразу дает понять, о ком идет речь. Прозвище — это слово, которое легко представить в виде зрительного образа.

Отличительный признак позволяет вспомнить конкретного ребенка. К нему можно «привязать» точную информацию о подопечном. Отличительные признаки можно запоминать последовательно.

Даже если вы точно знаете фамилию ребенка, его имя, что-то еще, все равно может появиться необходимость в запоминании дополнительной информации о нем. Тогда отличительный признак выделяется по виду деятельности ребенка, его привычкам, манере поведения, стилю одежды, по его характеру. Если ваш знакомый мальчик боится врачей, сам собой напрашивается отличительный признак (образ) — шприц. Ваша девочка рассказывала, что дома занимается игрой на скрипке — присвойте ей образ «скрипка».

Часто случается так, что отличительный признак нужно выделить у незнакомого ребенка, стоящего перед вами. Зная, что предстоит знакомство с новым дитем, постарайтесь заранее выделить отличительный признак у будущего собеседника до того, как вам его представят. К выделенному признаку сразу следует привязать фамилию ребенка, зафиксировать имя.

Повторяйте запомненную информацию в течение беседы, несколько раз назовите собеседника его именем.

Хорошими отличительными признаками являются рост вашего подопечного, его фигура (полная или худая), необычное в поведении, особенности речи, походка. В то же время желательно не выделять отличительные признаки по одежде или прическе, потому что дети часто меняют как прическу, так и одежду.

Если образ будущего собеседника вам не известен, можно поработать с фамилией этого ребенка. Славянские фамилии сравнительно легко перевести в образы.

  • Светцов — образ «свет», «лампа».
  • Чернов — «чернота», «мрак».
  • Тихонов — «черепаха».

Чтобы создать образ на основе иностранной фамилии, нужно разбить ее на несколько частей, затем каждую из них перевести в образ. Эти образы соединяются в ассоциации:

  • Мартенсон — мар — тен — сон (март — тент — кровать).


DSC 0867m.jpg

Запоминание фамилий, имен

Фамилии преобразуются в образы путем наводящих ассоциаций (кодирование по созвучию, составление слова по слогам).

Возьмем распространенные фамилии:

  • Пчелинцев — «пчела».
  • Озеров — «озеро».
  • Белоголовцев — «белая голова».
  • Мальков — «малек».
  • Евграфов — «граф».

Так же поступим с иностранными фамилиями.

  • Берг — «берег».
  • Дарли — «радар — лимон».


Возможно кодирование имен в образы следующим способом. Если вашу знакомую зовут Катя и она очень любит мороженое, то вы можете всех людей с именем Катя обозначать образом «мороженое». Всех Нин можно обозначить образом «половник», если ваша знакомая Нина любит поболтать о еде.

Y 0ec1be71m.jpg

Имена можно преобразовывать в зрительные образы путем выделения из имени другого слова по ассоциации со знакомыми людьми, по созвучию:

  • Владимир — мир — «глобус».
  • Роза — «цветок роза».
  • Михаил — «мишка» — «медведь».
  • Павел — «павлин».
  • Василий — «кот».
  • Николай — «кол».
  • Светлана — «светлячок».
  • Галина — «галка».
  • Елена — Аленка — «шоколад».