Заметки для вожатых: различия между версиями

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
Строка 54: Строка 54:
 
** перед сном проверить порядок в каждой комнате (приятно просыпаться в чистоте)
 
** перед сном проверить порядок в каждой комнате (приятно просыпаться в чистоте)
 
* проанализировать день с напарниками !
 
* проанализировать день с напарниками !
 +
 +
 +
10 советов начинающему вожатому
 +
# Вожатый создает особые правила игры, по которым все дети живут в течение смены. В правилах прописаны способы получения признания, любви, наказаний, способы восстановления справедливости. Если по этим правилам можно жаловаться, чтобы наказать другого - готовьтесь к жалобам. Если по правилам можно бить друг друга - готовьтесь к дракам. Если правила не подкреплены наказанием, то готовьтесь к неуважению.
 +
# НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ черный авторитет (раздавать конфеты, давать звонить родителям, заходить в вожатскую). Если вы нарушили правила для одного, он поймет, что и для других вы тоже можете нарушать правила. Лучше зарабатывайте авторитет огнем в глазах, жаждой играть и творить.
 +
# Относитесь к руководству с пониманием. Оно часто критикует, но если вы вслушаетесь в критику, то станете более крутым вожатым. И ваши дети сильнее полюбят вас. На вас кричат не для обиды, а из-за желания сделать более крутым вожатым.
 +
# Если наказание будет применяться после крика, то дети будут бояться крика. Если вы будете наказывать после слова «каракатица», то дети будут бояться «каракатицы». Если наказание последует за молчанием, то дети будут бояться вашего молчания. Крик - предупреждение, после которого следует что-то. Если ничего не будет следовать, то крик становится бесполезным. Если вы часто кричите, то вырабатывается толерантность к крику.
 +
# Старайтесь управлять лидерами, а не толпой. Выявите 5 человек, за которыми идут. И говорите с ними. Поддерживайте их авторитет. Просите их будить и строить. Меняйте их. Делайте это ненавязчиво. Не говорите об этом в открытую. Пусть они выслуживаются перед вами, в страхе потерять расположение. Будьте президентом, а не лидером митингующих.
 +
# Игры нужны не для того, чтобы занять время. Игры созданы, чтобы реализовать открытые и тайные желания детей. «Сосиска-Кетчуп-Кока-Кола» позволяет потрогать друг друга. «Я никогда не» помогает найти темы для разговоров. «Колодец» помогает выплеснуть свою агрессию, направив ее на спасение напарников, «построй паровоз из тел» - прекрасный способ поспорить за лидерство в отряде. Реализуйте тайные желания детей и они будут вам благодарны.
 +
# Ваша ответственность не бесконечна. Вы не можете контролировать все. Вы не бог. И если ребенок упал и сломал ногу, то тут вашей вины нет, Не берите на себя лишнее. Не парьтесь, фантазируя “ах если бы я была рядом и держала его за руку”. Сломать ногу - тоже полезно для опыта. Учит аккуратно ходить.
 +
# Для ребенка все - сказка. Либо эта сказка от Аяза Шабутдинова «Заплати 5 тысяч рублей, а я расскажу как построить свою компанию с прибылью в миллиард за 4 дня без вложений», либо «Давным давно, в одной далекой галактике», либо «Катился колобок». Старайся все делать сказкой. Старайся придумывать героев, соревнования, антигероев. Да, некоторые будут заявлять, что им не интересно и они не верят. Но это все равно лучше, чем «иди убирайся» или «идем в столовую за руки, потому что я так сказал».
 +
# Как только меня начинает проверять начальник, я работаю в разы хуже. Допускаю много ошибок в текстах, отправляю не совсем верные документы. А зачем мне заморачиваться, тратить время, если текст все равно вычитают? Как только он уходит, то я САМ проверяю материалы и удаляю ошибки. Как это относится к вам? Вожатый! Пока будете командовать, никто не возмется бороться за власть, командовать и проявлять инициативу. Пока вы фантазируете, детям не нужно самим фантазировать. Вы иногда отстраняйтесь. Давайте свободу детям. Вам самим легче будет.
 +
# Пожаловались дети? Отлично. Берите всех участников, запирайте их в комнате и передавайте слово то одной стороне, то другой. Сами молчите до последнего. Останавливайте только попытки перебить. Пусть учатся разбираться. Не становитесь уравнителем.
 +
 +
 +
 +
«Каким должен быть вожатый?»
 +
* Внешний вид вожатого очень важен в определении отношения детей и коллег-вожатых к нему. Поэтому вожатый должен всегда выглядеть достойно, подавая пример своим детям. Несмотря на огромную занятость, необходимо находить время, для того, чтобы привести свою одежду в порядочный вид, она должна быть выстиранной и отглаженной. Ко всему прочему, одежда вожатого должна быть практична – желательно с большими карманами, чтобы всегда с собой носить блокнот и ручку – зачастую, из-за потока информации и работы, забываются важные дела, поэтому желательно все записывать. Вожатый должен держать себя уверенно, в любой ситуации сохраняя приветливое выражение лица, это важно, ведь от настроения вожатого зависит настроение всего отряда.
 +
* Культура речи. Любой человек, который работает с детьми, просто обязан уделять особое внимание культуре своей речи. Недопустимо проявлять вольготность в речи, ибо дети зачастую копируют стиль речи и обороты своего вожатого. Поэтому вожатый должен избавиться от слов-«паразитов», использовать грамматически правильные конструкции предложений, подчеркивать богатство и выразительность языка, используя крылатые фразы, цитаты. И, конечно же, ни в коем случае не прибегать к нецензурным выражениям.
 +
* Комната вожатого играет большую роль в составлении мнения о вожатом. Поэтому необходимо содержать свою комнату в чистоте и порядке, чтобы дети, которые могут зайти в комнату своего вожатого, не разочаровались в чистоплотности людей, призывающих их к ежедневной уборке в комнатах. Также это место, где должны правильно сочетаться отдых и работа, поэтому атмосфера комнаты должна быть благоприятной для эмоционального равновесия. Рекомендуется повесить возле своей кровати фотографии или рисунки, тем самым подчеркивая территорию своего личного пространства, в то же время, создавая уютную для вожатого атмосферу.
 +
* Поведение вожатого так же относится к внешнему виду. Но если раньше оценивалось поведение только в лагере, то с развитием социальных сетей, дети могут следить за жизнью вожатого онлайн. Среди молодежи популярно выкладывать в соцсети фотографии с тусовок и вечеринок, особенно с кальяном, вейпом, алкоголем или же неподобающего вида фотографии. Если вы решили стать вожатым и продолжать эту деятельность, то обязательно задумайтесь, что важнее: пост о любимых детях или аватарка с сигаретой. Пропаганда со стороны вожатого очень сильно влияет на детей, ведь за всего одну смену вы должны стать положительным примером, на которого хочется ровняться.
 +
 +
Таким образом, на детей влияют не только профессиональные качества вожатого, но и личностные характеристики самого человека. С каждым поколением меняются требования к идеальному поведению человека, но если мы хотим сохранить наши ценности, то нужно постоянно работать над собой.
 +
  
 
Хороших дней, вожатый!
 
Хороших дней, вожатый!

Версия от 10:01, 2 июля 2018

RfVAmNLfmJM.jpg

Ты можешь забыть голову. Но не забывай играть.

Впрочем, как ты будешь играть без головы?

Голову не забывай тоже!


Игры.

  • Игре-ДА! Игра – один из самых важнейших «инструментов» в работе вожатого!
  • Задавай вопрос ЗАЧЕМ? Прежде чем играть, ответь себе на вопрос, какую цель ты ставишь, играя, какой результат стремишься получить, и в зависимости от этого подбирай игры. Следующим становится вопрос КАК это сделать? Наиболее эффективно и правильно. Т.е. как ты формулируешь задачи, реализуемые в процессе игры.
  • Практикуй! Для успеха в проведении игр важно иметь практику. Играй больше с друзьями, младшими ребятами, учись проводить игры и объяснять их!
  • ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Каждой игре свое время, место, возраст, количество играющих.
  • Игровое МНОГО! Знай различные виды игр – с большой аудиторией, в кругу, малоподвижные, для мальчиков и девочек, с предметами, для знакомства, во время дождя….(список этим не ограничивается).
  • Всегда что-то новенькое! Пополняй игровой арсенал. И тогда ты не победим!
  • Профпригодность, или только ДА! Знаешь более 250 игр? Умеешь менять содержание? Придумываешь новые игры? Готов увлечь играми ребят любого возрасте? Каждый день у тебя есть новая игра? Четко понимаешь, когда в какую игру лучше сыграть? Твоих игр ждут? В твои игры играют? Играешь с радостью сам? Готов играть часами? Ответил на все вопросы ДА?


Корпоративная культура.

Корпоративная культура – все, что объединяет нас между собой и отличает от других.

  • Помни, что корпоративная культура отряда зависит от тематики смены, возраста ребят, и иногда даже от гендерного соотношения!
  • При выборе названия отряда не отказывайся от использования прилагательных, глаголов, включай их в название!
  • Добавляй к девизам хлопки, звуковые элементы, начинай название и девизы не с «Три-четыре», а необычного слова, например «Опа!», «Кракен!», «Умца!»
  • Корпоративная культура не ограничивается списком того, что требует руководитель смены, а тем более девизом, названием, песней
  • Все, что придумано, должно использоваться в течение всей смены. Еще лучше, если список будет пополняться.
  • Корпоративная культура – это прежде всего инструмент в работе вожатого, а не просто требуемая руководителем смены «обертка» отряда!


Техника безопасности.

Техника безопасности в условиях загородного оздоровительного лагеря остаётся одним из важнейших аспектов. К сожалению, чаще мы говорим о пожарной безопасности, о поведении во время стихийных бедствий, в походе, на экскурсии и так далее. При этом забываем о психологической безопасности.

  • Решить проблему! Угрозы и запугивания – это элемент психологического давления, а не инструмент работы с ребенком! Тем более когда угрожать и запугивать начинает тот, кто должен создать атмосферу комфорта!
  • Остаешься за старшего! Перекладывать обязанности вожатого на «самого сильного» в отряде на время отсутствия вожатого, особенно после отбоя или назначать его «ответственным за отбой» — самый короткий путь к «дедовщине».
  • Снимите это немедленно! Снятое на телефон баловство или спящий отдыхающий, удачная или неудачная шутка, попав в интернет, так же может нанести урон психологическому комфорту ребенка!
  • Школа жизни? Не надо! Оздоровительный лагерь – школа дружбы, общения и много чего, но не «выживания» в коллективе! Поэтому четко отслеживайте происходящее в общении между ребятами, а не списывайте на «это должен пройти каждый»!


Режим дня.

Соблюдение режима дня — одна из важнейших составляющих в загородном оздоровительном лагере. Его не надо заставлять соблюдать, необходимо сделать так, чтобы соблюдение последовательности режимных моментов было для отдыхающих просто чередой событий, которые воспринимаются ребятами, как само собой разумеющиеся, а не поводом сравнить лагерь «с тюрьмой».

  • Режим дня начинается с первых минут пребывания в загородном оздоровительном лагере. Не списывайте несоблюдение режима на день заезда, оргпериод, другие причины. Помни, «как вы судно назовете, так оно и поплывет!»
  • «Скрашивай» режим необычными ходами (пусть утро для ребят будет ожидаемым, потому что ты опять придумаешь что-нибудь новенькое)!
  • Не называй режимные моменты языком «официальщины»! Ребята приехали отдыхать! Тем более, нет сончаса(время с 14-00 до16-00 правильно называть сончасЫ, так как часа два, а не один),но есть тихое время! А это большая разница!
  • Содержание режимных моментов для разных возрастов свое! Если старшие пусть собирают пазлы и рисуют газету (чтобы не отоспаться днем для бессонной ночи), младшим надо поспать часа два, иначе к вечеру они будут без сил!
  • Ключевыми моментами в режиме дня является время питания, подъем и отбой! Готовь ребят к этому заранее! Перед общим подъемом – подъем контрольный («домашний»),перед сном- не шумим и не бегаем, а уже создаем атмосферу «сонного царства», а в столовой гораздо вкусней горячие порции и безопасней для здоровья чистые руки!
  • На всю смену имей список дел, который ты должен выполнить и для них найди место в каждом дне! Составь общий алгоритм для каждого дня и дополнительно планируй каждый день! Выполненные дела из списка обязательно вычеркивай! Помогает успеть все! Проверено!
  • Сверхобязательный перечень дел на день (невыполнение даже не обсуждается, а приравнивается, что ты как вожатый не дышишь):
    • проверить, как заправлена постель каждого и ее состояние (на предмет чистоты и сухости)
    • проконтролировать утренний режимный момент каждого (работая с малышами, даже поучаствовать)
    • определить состояние здоровья каждого
    • проверить чистоту вещей, порядок в тумбочках, шкафах и в комнате вообще
    • проконтролировать прием пищи каждого 5 раз в день
    • поговорить с каждым в течение дня, сказать доброе слово
    • знать каждую минуту кто из отряда, где находится и что делает (это не утрирование)
    • перед сном проверить порядок в каждой комнате (приятно просыпаться в чистоте)
  • проанализировать день с напарниками !


10 советов начинающему вожатому

  1. Вожатый создает особые правила игры, по которым все дети живут в течение смены. В правилах прописаны способы получения признания, любви, наказаний, способы восстановления справедливости. Если по этим правилам можно жаловаться, чтобы наказать другого - готовьтесь к жалобам. Если по правилам можно бить друг друга - готовьтесь к дракам. Если правила не подкреплены наказанием, то готовьтесь к неуважению.
  2. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ черный авторитет (раздавать конфеты, давать звонить родителям, заходить в вожатскую). Если вы нарушили правила для одного, он поймет, что и для других вы тоже можете нарушать правила. Лучше зарабатывайте авторитет огнем в глазах, жаждой играть и творить.
  3. Относитесь к руководству с пониманием. Оно часто критикует, но если вы вслушаетесь в критику, то станете более крутым вожатым. И ваши дети сильнее полюбят вас. На вас кричат не для обиды, а из-за желания сделать более крутым вожатым.
  4. Если наказание будет применяться после крика, то дети будут бояться крика. Если вы будете наказывать после слова «каракатица», то дети будут бояться «каракатицы». Если наказание последует за молчанием, то дети будут бояться вашего молчания. Крик - предупреждение, после которого следует что-то. Если ничего не будет следовать, то крик становится бесполезным. Если вы часто кричите, то вырабатывается толерантность к крику.
  5. Старайтесь управлять лидерами, а не толпой. Выявите 5 человек, за которыми идут. И говорите с ними. Поддерживайте их авторитет. Просите их будить и строить. Меняйте их. Делайте это ненавязчиво. Не говорите об этом в открытую. Пусть они выслуживаются перед вами, в страхе потерять расположение. Будьте президентом, а не лидером митингующих.
  6. Игры нужны не для того, чтобы занять время. Игры созданы, чтобы реализовать открытые и тайные желания детей. «Сосиска-Кетчуп-Кока-Кола» позволяет потрогать друг друга. «Я никогда не» помогает найти темы для разговоров. «Колодец» помогает выплеснуть свою агрессию, направив ее на спасение напарников, «построй паровоз из тел» - прекрасный способ поспорить за лидерство в отряде. Реализуйте тайные желания детей и они будут вам благодарны.
  7. Ваша ответственность не бесконечна. Вы не можете контролировать все. Вы не бог. И если ребенок упал и сломал ногу, то тут вашей вины нет, Не берите на себя лишнее. Не парьтесь, фантазируя “ах если бы я была рядом и держала его за руку”. Сломать ногу - тоже полезно для опыта. Учит аккуратно ходить.
  8. Для ребенка все - сказка. Либо эта сказка от Аяза Шабутдинова «Заплати 5 тысяч рублей, а я расскажу как построить свою компанию с прибылью в миллиард за 4 дня без вложений», либо «Давным давно, в одной далекой галактике», либо «Катился колобок». Старайся все делать сказкой. Старайся придумывать героев, соревнования, антигероев. Да, некоторые будут заявлять, что им не интересно и они не верят. Но это все равно лучше, чем «иди убирайся» или «идем в столовую за руки, потому что я так сказал».
  9. Как только меня начинает проверять начальник, я работаю в разы хуже. Допускаю много ошибок в текстах, отправляю не совсем верные документы. А зачем мне заморачиваться, тратить время, если текст все равно вычитают? Как только он уходит, то я САМ проверяю материалы и удаляю ошибки. Как это относится к вам? Вожатый! Пока будете командовать, никто не возмется бороться за власть, командовать и проявлять инициативу. Пока вы фантазируете, детям не нужно самим фантазировать. Вы иногда отстраняйтесь. Давайте свободу детям. Вам самим легче будет.
  10. Пожаловались дети? Отлично. Берите всех участников, запирайте их в комнате и передавайте слово то одной стороне, то другой. Сами молчите до последнего. Останавливайте только попытки перебить. Пусть учатся разбираться. Не становитесь уравнителем.


«Каким должен быть вожатый?»

  • Внешний вид вожатого очень важен в определении отношения детей и коллег-вожатых к нему. Поэтому вожатый должен всегда выглядеть достойно, подавая пример своим детям. Несмотря на огромную занятость, необходимо находить время, для того, чтобы привести свою одежду в порядочный вид, она должна быть выстиранной и отглаженной. Ко всему прочему, одежда вожатого должна быть практична – желательно с большими карманами, чтобы всегда с собой носить блокнот и ручку – зачастую, из-за потока информации и работы, забываются важные дела, поэтому желательно все записывать. Вожатый должен держать себя уверенно, в любой ситуации сохраняя приветливое выражение лица, это важно, ведь от настроения вожатого зависит настроение всего отряда.
  • Культура речи. Любой человек, который работает с детьми, просто обязан уделять особое внимание культуре своей речи. Недопустимо проявлять вольготность в речи, ибо дети зачастую копируют стиль речи и обороты своего вожатого. Поэтому вожатый должен избавиться от слов-«паразитов», использовать грамматически правильные конструкции предложений, подчеркивать богатство и выразительность языка, используя крылатые фразы, цитаты. И, конечно же, ни в коем случае не прибегать к нецензурным выражениям.
  • Комната вожатого играет большую роль в составлении мнения о вожатом. Поэтому необходимо содержать свою комнату в чистоте и порядке, чтобы дети, которые могут зайти в комнату своего вожатого, не разочаровались в чистоплотности людей, призывающих их к ежедневной уборке в комнатах. Также это место, где должны правильно сочетаться отдых и работа, поэтому атмосфера комнаты должна быть благоприятной для эмоционального равновесия. Рекомендуется повесить возле своей кровати фотографии или рисунки, тем самым подчеркивая территорию своего личного пространства, в то же время, создавая уютную для вожатого атмосферу.
  • Поведение вожатого так же относится к внешнему виду. Но если раньше оценивалось поведение только в лагере, то с развитием социальных сетей, дети могут следить за жизнью вожатого онлайн. Среди молодежи популярно выкладывать в соцсети фотографии с тусовок и вечеринок, особенно с кальяном, вейпом, алкоголем или же неподобающего вида фотографии. Если вы решили стать вожатым и продолжать эту деятельность, то обязательно задумайтесь, что важнее: пост о любимых детях или аватарка с сигаретой. Пропаганда со стороны вожатого очень сильно влияет на детей, ведь за всего одну смену вы должны стать положительным примером, на которого хочется ровняться.

Таким образом, на детей влияют не только профессиональные качества вожатого, но и личностные характеристики самого человека. С каждым поколением меняются требования к идеальному поведению человека, но если мы хотим сохранить наши ценности, то нужно постоянно работать над собой.


Хороших дней, вожатый!