Дружба и групповая динамика: различия между версиями

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая: right Заметно, что обычно воспитанники у опытных вожатых с радостью делают то, что л...)
 
м
 
Строка 1: Строка 1:
 
[[Image:13125635487824_m1m.jpg‎ |right]]
 
[[Image:13125635487824_m1m.jpg‎ |right]]
 +
Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности.
 +
 +
В лагере важна дружба как между детьми, так и между вожатыми. Некоторые ребята легко могут завести себе друзей и чувствовать себя в данном коллективе хорошо. Но другим сложно найти единомышленников в новом коллективе, поэтому вожатый должен быть всегда начеку.
 +
 +
Если мы не научимся жить в согласии с окружающими, то мы постоянно будем испытывать затруднения. Чем легче мы научимся находить общий язык с людьми, тем легче будет наша жизнь. И чем больше мы будем ценить и любить своих друзей, тем больше мы будем любить и саму жизнь!
 +
 
Заметно, что обычно воспитанники у опытных вожатых с радостью делают то, что любит делать их вожатый. Они с желанием принимают участие в играх и мероприятиях, в которых их вожатый
 
Заметно, что обычно воспитанники у опытных вожатых с радостью делают то, что любит делать их вожатый. Они с желанием принимают участие в играх и мероприятиях, в которых их вожатый
 
компетентен и действует уверенно. Творчески мыслящий вожатый способен придумать множество мероприятий, которые
 
компетентен и действует уверенно. Творчески мыслящий вожатый способен придумать множество мероприятий, которые

Текущая версия от 09:42, 19 апреля 2019

13125635487824 m1m.jpg

Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности.

В лагере важна дружба как между детьми, так и между вожатыми. Некоторые ребята легко могут завести себе друзей и чувствовать себя в данном коллективе хорошо. Но другим сложно найти единомышленников в новом коллективе, поэтому вожатый должен быть всегда начеку.

Если мы не научимся жить в согласии с окружающими, то мы постоянно будем испытывать затруднения. Чем легче мы научимся находить общий язык с людьми, тем легче будет наша жизнь. И чем больше мы будем ценить и любить своих друзей, тем больше мы будем любить и саму жизнь!

Заметно, что обычно воспитанники у опытных вожатых с радостью делают то, что любит делать их вожатый. Они с желанием принимают участие в играх и мероприятиях, в которых их вожатый компетентен и действует уверенно. Творчески мыслящий вожатый способен придумать множество мероприятий, которые принесут его воспитанникам новый опыт. Приложи усилия к тому, чтобы научиться делать хорошо что-то немногое. Ты будешь достойно вознагражден! Творческие люди - источник нового опыта.

Помоги воспитаннику обрести новый опыт, и его любознательность не будет знать границ, его изобретательность расцветет пышным цветом, и его инициативность станет удачей для всей группы. Каждый день будет полон нового и интересного. Не сделаешь этого - и ему станет скучно и тоскливо, он будет недоволен, и жизнь группы будет протекать серо и монотонно.


Как дать твоему воспитаннику уверенность

  1. Тон твоего голоса должен передавать тепло, дружелюбие и доброту, и воспитанники услышат в твоих словах уважение и признание.
  2. Наладь личные взаимоотношения с каждым воспитанником. Расскажите друг другу о своих личных переживаниях, мечтах, о том, что вы цените и что вам нравится. Будь осмотрителен, рассказывая о своих обидах, неудачах и страхах. Все это позволит тебе построить с воспитанником более тесные отношения.
  3. Обращайся с воспитанниками так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой.
  4. Развивай в себе способность наблюдать за воспитанниками, слушать, что они говорят, и делать выводы на основе своих наблюдений. Это поможет тебе понять воспитанников и научиться сопереживать им.
  5. Не суди их. Не допускай, чтобы их ошибки влияли на твое отношение к ним. Прощай их и признавай собственные ошибки.
  6. Важную роль играет физический контакт. Похлопай воспитанника по спине, сделай <дай пять!>, пройди, держа его за руку, обними его, положи руку на плечо, поприветствуй крепким рукопожатием - все это знаки признания, одобрения и близости, уместные в подходящий момент и в подходящих обстоятельствах.
  7. Будь с ними и для них. Близость удовлетворяет эмоциональные потребности человека. У твоих воспитанников есть эмоциональные потребности. Отдавая им свое время, понимание и сочувствие, свое внимание и безусловное принятие, ты сможешь восполнить их эмоциональные потребности. Будь осторожен и всегда ставь эмоциональные потребности воспитанников выше своих. Восполняй чувства воспитанников.


Любовь - это чувство нежности и доброты к другому человеку. Это стремление ясно показать воспитаннику, что ты принимаешь его таким, какой он есть, искренне ценишь его, симпатизируешь ему и любишь находиться с ним в одной компании. Быть со своими воспитанниками - единственное, чем ты хочешь заниматься на протяжении всего лагеря. Когда воспитанники почувствуют с твоей стороны любовь и симпатию, они, скорее всего, ответят тебе пониманием, поддержкой и близкой дружбой. Если же они не почувствуют искренней любви, ты столкнешься с их противоречивым поведением: одни будут сдержаны или даже замкнуты, в то время как другие будут неотступно следовать за тобой, добиваясь твоего признания.


Как помочь подопечному обрести признание

  1. Подмечай все хорошее, что делают твои воспитанники, и хвали их за это. Если воспитанник уважительно отзывается о своих родителях, скажи ему о том, как тебе приятно это слышать. Если Лариса ждет Таню, чтобы той не пришлось идти на пляж в одиночку, скажи Ларисе, что у нее заботливое сердце. Если Люба, играя в волейбол, накидывает мяч под удар Свете, похвали Любу. Есть много возможностей помочь воспитаннику обрести признание.
  2. Отмечай старание воспитанников. Людмила прилагает огромные усилия, чтобы запомнить текст своей роли в выступлении отряда на сцене, но у нее не получается рассказать его без ошибок и запинок. Скажи ей: <Люда, ты так старалась выучить этот текст ничего страшного, что у тебя еще не все получается. Продолжай учить так же усердно, а я буду тебе помогать>.
  3. Признавай достижения воспитанников. Ольга долго и усердно тренировалась в прыжках на батуте. В конце концов она научилась выполнять их очень хорошо. Собери у батута всю группу, и пусть Ольга покажет, чему она научилась, а группа пусть ответит аплодисментами и восторженными криками.
  4. Хвали за участие. Раисе не очень нравится играть в волейбол, но раз группа решила играть, она приняла участие в игре и играла с самоотдачей. Не забудь сказать Раисе, что она поступила достойно.
  5. Отмечай дни рождения. День рождения - важное событие для каждого человека. В первый же день смены узнай дни рождения всех своих воспитанников, чтобы не упустить возможность поздравить кого-то. Даже если день рождения воспитанника будет через несколько дней после окончания смены, все равно отпразднуйте его в лагере.
  6. Признавай хорошее отношение. На протяжении дня воспитанники проявляют свое отношение к окружающему. Иногда это хорошее отношение, а иногда - плохое. Возможно, некоторые воспитанники демонстрируют плохое отношение только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Воспитанник почувствует себя удовлетворенным, если его отношение будет признано. Возьми себе за правило признавать хорошее отношение и учись принимать плохое отношение, не проявляя при этом своих эмоций. Хорошего отношения будет становиться все больше и больше.


Лагерь устроен таким образом, чтобы каждый воспитанник мог найти себе дело по душе: мероприятия в группе, спортивные игры, пение, молитва, сценки, дружеские отношения, уборка и украшение комнаты, планирование мероприятий и т.д. У каждого человека есть дела, которые он умеет делать хорошо. Помоги каждому воспитаннику обнаружить, что у него хорошо получается, и скажи ему: <Молодец!>. Ты увидишь, как возрастет его чувство собственного достоинства, желание следовать за тобой и помогать тебе. Если же он не почувствует признания с твоей стороны, то будет равнодушным, унылым, закомплексованным и станет осуждать все вокруг.


Как помочь воспитаннику обрести силу

  1. Допускай и поощряй разнообразие мнений. Спроси своих воспитанников, какую музыку они считают хорошей и почему. Спроси их мнение о том, как обуздать преступность в стране. Не выставляй их дураками, если их мнение не совпадает с твоим или чьим-то еще. <Я думаю несколько иначе> или <а ты учел то-то и то-то?>.
  2. Посоветуй им составить правила вашей группы: критерии чистоты и порядка, что можно и чего нельзя делать во взаимоотношениях друг с другом, порядок приглашения и приема гостей, правила совместной работы. Безусловно, все правила должны быть одобрены тобой.
  3. Давай им возможность принимать решения: в какую игру играть, чем заниматься в свободное время, каков будет порядок отхода ко сну. Направляй их в процессе принятия решений, при этом учи их учитывать чувства и интересы окружающих.
  4. Наделяй их ответственностью. Сделай их ответственными за то, чтобы вовремя приходить на подъем флага, на мероприятие, в столовую и на игровую площадку. Пусть воспитанники отвечают за спортинвентарь.
  5. Предоставляй им возможность проявить себя в качестве лидера. Пусть они организуют футбольный матч или волейбольный турнир. А что, если позволить воспитанникам по очереди проводить вечерние общения в группе? Им также вполне по силам организовать уборку комнаты. Почему бы не предложить кому-то из воспитанников научить остальных новой песне или игре? Не проводи сам тех мероприятий, которые могут организовать и провести твои подопечные.
  6. Учи их идти на обдуманный риск. Подготовь поход в лес с ночевкой. Продумай все детали (палатки, питание, расстояние от лагеря, место ночлега, дрова, изолированность, естественные источники опасности и т.д.); составь план, как сделать это мероприятие безопасным и интересным. Например, если расстояние от лагеря до места ночлега составляет 2 километра и вам предстоит пройти его с грузом 20 килограмм (продукты питания, палатки, спальные принадлежности) на плечах, то от привлекательности такого мероприятия скоро не останется и следа. Вина того, кто составил плохой план. Но если мероприятие спланировано хорошо и прошло успешно, то на следующий раз воспитанники будут гореть желанием достичь большего.
  7. Поощряй самовыражение и изобретательность. Позитивное творческое мышление рождает хорошие дела. Человек обретает силу, когда у него что-то получается. Воспитывай в своих воспитанниках активную творческую позицию: <Я смогу это сделать!> Учи их мечтать, ставить цель, составлять план и выполнять его.


Сила личности проявляется в здравом чувстве уверенности и контроле над собой. Этой силой нужно управлять. Имей достаточно смирения, чтобы позволить воспитанникам сделать что-то самостоятельно. Имей достаточно мудрости и не стой на их пути, чтобы они могли вырабатывать собственные идеи; но всегда будь готов прийти на помощь, чтобы у них не опустились руки или они не попали в глупое положение. Если же ты будешь довлеть над ними, настаивать, чтобы они всегда ждали твоих указаний, они впадут в уныние, депрессию и будут чувствовать себя неудачниками. Контроль над другими людьми разрушает взаимоотношения и препятствует достижениям.

Если ты будешь руководить своей группой так, чтобы были восполнены потребности каждого воспитанника в уверенности, новом опыте, любви, признании и силе, - ты можешь стать их героем. Они будут любить то, что любишь ты. Они будут тебя уважать. Они будут тебя слушать.

Лагерь - это действительно <место, где растут>. Поняв свою задачу, посвятив всего себя ее решению, ты сможешь изменить судьбы своих воспитанников. Ты - именно тот, кто может помочь им стать прекрасными людьми. Ты можешь направить их на путь возрастания в премудрости и в возрасте и в любви и человеков.



Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Что делали твои родители для того, чтобы восполнить твои основные потребности? Ты когда-нибудь благодарил их за это?
  2. Как шло развитие твоей личности? Рассмотри все положительные и отрицательные черты, и проанализируй, какие из них есть у тебя. Покажи результаты другу и спроси, согласен ли он с твоими выводами.
  3. Что тебе нужно изменить в своем поведении и отношении к жизни, чтобы способствовать дальнейшему развитию своей личности?
  4. Развитие каких черт характера ты хотел бы поддержать в своих воспитанниках? Как ты это сделаешь?