Детские рисунки и их интерпретация: различия между версиями

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(нет различий)

Текущая версия от 15:13, 1 октября 2011

PICT7118m.jpg

ДЕТСКИЕ РИСУНКИ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Анализ изобразительного творчества младших детей представляет собой один из важнейших приемов диагностики отклонений в их развитии и поведении. В рисунках отражаются настроение ребенка, его переживания, различные фантазии и влечения, которые он не всегда сам осознает и еще реже высказывает. Рисунки помогают установить контакт с замкнутым ребенком, реабилитировать его и т. п.

Своеобразие выполнения рисунков, как правило, во многом зависят от возраста ребенка: обычно, чем старше ребенок, тем больше приближается к реальности и его изобразительное творчество.

Потребность в рисовании является характерной особенностью каждого ребенка, но более всего увлекаются рисованием дети в возрасте от 3 до 10—12 лет. Cтадии художественного развития обычно ребенок проходит в определенном возрасте, однако около 27 % детей развивается «по индивидуальной программе»; при этом с опережением — 12 % и с отставанием — 15%. Рисунки детей являются богатейшим материалом для диагностики уровня их развития, выявления отклонений в поведении, распознавании различных реакций на социальное окружение и т. п.

  • Так, рисунки детей, страдающих тяжелыми психическими заболеваниями, остаются незавершенными. Ребенок берет лист бумаги, что-то рисует и бросает, затем достает другой, делает на нем несколько штрихов и тоже бросает и т.п. У таких детей в рисунках устойчиво преобладают фантастические агрессивные сюжеты (расстрелы, взрывы, злые существа и т.п.). При возбуждении и других расстройствах настроения в рисунках детей могут доминировать геометрические формы (без живых существ), напоминающие собой бессюжетную мазню.
  • Отсутствие композиции и движения в рисунке часто служат дополнительными признаками умственной, отсталости ребенка.
  • Рисунки малого размера, по мнению некоторых исследователей, свидетельствуют о робости и излишней застенчивости.


Рассмотрим такие рисуночные тесты, как: «Нарисуй человека», «Кинетический рисунок семьи», «Дом, дерево, человек».

Они применяются с целью исследования индивидуальных особенностей личности. Данные тесты имеют общие моменты в проведении, а также интерпретации некоторых особенностей рисунков.

Ход проведения теста состоит из двух частей: рисования и беседы после него. Материалы: стандартный чистый лист бумаги (А4), простой карандаш 2М, ластик, по желанию испытуемого — цветные карандаши. Что касается общих моментов интерпретации рисунков, то здесь речь пойдет о качестве рисуночных линий (нажим, направление, прерывность-непрерывность), о расположении рисунка на листе, о его размерах, наличии дополнительных деталей и их количестве, стираниях. Эти особенности трактуются разными авторами по-разному. Их внешняя рассогласованность оправдана, так как рисунок должен быть проанализирован в целом, а не разобран на отдельные элементы, которые при таком положении могут противоречить друг другу. В этой связи целесообразно обратить внимание на так называемую контрольную таблицу, предложенную автором теста «Рисунок дерева» - Кохом, которой можно воспользоваться чтобы оценить интуитивное впечатление исследователя о полученном рисунке. Таблица включает перечень пар полярных ощущений, из которых надо выбрать наиболее подходящие для оценки впечатления от рисунка.

  1. светлый - темный
  2. ясный - пасмурный
  3. яркий - тусклый
  4. гармоничный - негармоничный
  5. спокойный - беспокойный
  6. неподвижный - оживленный
  7. упорядоченный - беспорядочный
  8. жесткий - мягкий
  9. изящный - угловатый
  10. оживленный - не оживленный
  11. веселый - грустный
  12. заполненный - пустой
  13. агрессивный - доброжелательный-
  14. контролируемый - бесконтрольный
  15. цветной - нецветной
  16. богатый - бедный
  17. тяжелый - легкий
  18. сложный - простой
  19. прочный - ненадежный
  20. скромный - напыщенный
  21. утонченный - грубый

Этот перечень может быть дополнен, если ощущения исследователя не вписываются в него.


Качество рисуночных линий:

Сильный нажим трактуется как сильное психологическое напряжение, имеющее выход через:

а) амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению,
б) энергичность, настойчивость;
в) тревожность.

Очень легкий нажим:

а) неуверенность, робость, боязливость, нерешительность, колебания, пассивность;
б) недостаток энергии;
в) или свидетельство гибкости и подвижности мышления.


Неровный, переменчивый нажим: нестабильность, импульсивность, эмоциональная лабильность, значимые "детали выделены более сильно или заштрихованы.
Нажим, слабеющий в процессе рисования: утомляемость испытуемого, возможно, депрессия.


Формы и направления линий

  • Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация в обществе.
  • Преобладающие горизонтальные штрихи — слабость, боязненность, постоянная обеспокоенность собственной безопасностью или женственность.
  • Вертикальные линии — самоуверенность, решительность, повышенная активность, упрямство, настойчивость.
  • Преобладание кривых линий свойственно женственной или конфликтной личности.
  • Прямые, жесткие штрихи — агрессивность, упрямство, настойчивость.
  • Постоянное изменение направления штриховки — обеспокоенность возможно, незащищенность.
  • Твердые уверенные штрихи — безопасность, упорство, решительность, амбициозность.
  • Прерванные, зигзагообразные линии — чувство беззащитности, медлительность, зависимость.
  • Длинные линии предполагают импульсивный, легко возбудимый темперамент.
  • Штрихи справа налево — признак интроверсии, изоляции. Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.


Некоторые формы линий, характерные для младших детей.

  1. Твердая уверенная линия — решительность, волевой характер, ясность мысли, хорошее эмоциональное равновесие.
  2. Чрезмерно сильный нажим (линия прервана оттого, что при нажиме сломался карандаш) в случае, если такие линии характерны для рисовальщика, то это проявление сдерживаемой агрессии, эмоциональной неуверенности, склонности винить себя и «падать духом».
  3. Сильный нажим, линия прерванная, кривая - недостаточная вера в себя, в свои силы, боязнь совершить ошибку.
  4. Равномерная, правильно выполненная линия без перегибов при нажиме на карандаш, слегка волнообразной формы — развитый ум, хитрость, душевное равновесие, самообладание, отсутствие тревоги.
  5. Неточная, легкая и прерывистая линия — нерешительность, подверженность колебаниям, боязнь взять на себя инициативу, рискнуть. «Это робкий ребенок, имеющий, возможно, проблемы с питанием и страдающий расстройством кишечника». Апатичность, нежелание прилагать усилия.
  6. Линия, состоящая из прерывистых, коротких штрихов — проявляющаяся агрессия. «Такой ребенок не умеет действовать прямо, так как боится препятствий и коварства внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения». Подозрительность, недоверчивость.
  7. Кривая, почти волнистая линия, то есть ребенок не может рисовать прямые линии — это может означать нарушение эмоционального состояния или проблемы психического характера.


Размер рисунка

  • Рисунки на весь лист — это компенсаторное превознесение себя в воображении. Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, зачастую лишенную чувства меры, склонную к тщеславию, высокомерию.
  • Рисунки малых размеров предполагают наличие комплекса неполноценности, возможную предрасположенность к депрессии, тревогу, эмоциональную зависимость, чувство дискомфорта.


Расположение рисунка

  • В центре — признак нормальной, уверенной личности, чувствующей себя и безопасности, эгоцентризм у ребенка, значимость для него нарисованного образа, иногда — незащищенность.
  • В верхней части листа — высокий уровень надежд, иногда нереальный уровень оптимизма или завышенная самооценка.
  • В нижней части листа — чувство беззащитности, депрессии, возможно, заниженная самооценка.
  • На краю листа —неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержке, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта.
  • Стирания рисунка слишком частые означают тревожность, нерешительность, недовольство собой. Если стираются и перерисовываются отдельные детали, следовательно, они имеют большую значимость для рисовальщика.
  • Наличие дополнительных деталей на рисунке, фон, окружение. Стремление заполнить все пустоты на рисунке какими-нибудь изображениями обозначает наличие у рисовальщика чувства одиночества, незащищенности, недостаточного удовлетворения потребности в любви и тепле.
  • Рисование линии опоры (например, контур земли), означает незащищенность, желание иметь дополнительную опору в жизни, тревожность, неуверенность.
  • Наличие туч означает тревогу, боязливость, а солнце, лампочка, горящая печь и другие образы, связанные со светом или теплом означают потребность в дополнительном внимании, заботе, ласке. Последнее чаще всего встречается в детских рисунках.


13146014273221m.jpg

ТЕСТ «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА».

Разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф. Здесь приведен его детский вариант (от 3 до 13 лет).

Инструкция; «Нарисуй человека, какого хочешь». Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На все уточняющие вопросы ребенка отвечать уклончиво, например: «Ты начни, а дальше легче будет...»

Все вопросы, реплики, стирания и дополнения рисунка, а также время рисования фиксируются в протоколе. По окончании рисования спросить у ребенка, все ли он нарисовал, затем перейти к заключительной беседе, которая состоит примерно из таких вопросов: Кто это? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него ?

Порядок интерпретации:

  1. Кто изображен.
  2. Что он делает в данный момент, по словам автора.
  3. Пропорциональность фигуры и особенности изображения отдельных частей, расположение на листе.
  4. Декорирование и окраска.
  5. Наличие дополнительных аксессуаров.
  6. Качество линий (нажим, равномерность и пр.).
  7. О чем говорил ребенок при беседе.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

Если нарисованная фигура смотрит влево, это признак обращенности ребенка в прошлое, которое возможно, было более благоприятно, если вправо — обращенность к будущему, на Вас — обращенность к настоящему. Рисунок в профиль обозначает склонность к интроверсии, фигура со спины — глубокая интроверсия. Обычно ребенок рисует человека своего пола — это признак нормальной идентификации. Если она нарушена, то ребенок рисует представителя противоположного пола или бесполое существо. Кроме того, изображение лица противоположного пола может быть связано с привлекательным или угрожаемым человеком из окружения ребенка.

Части тела: Каждая часть тела носит символический характер при интерпретации.

  1. Голова — символ интеллектуальной сферы, особенно лоб. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно не обращает внимания на умственную сферу. Пропорции головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке. Изображение на голове чего-либо, например, шляпы — символ перцептивной защиты.
  2. Лицо — символ сферы общения. Ребенок, имеющий проблемы в общении, рисует черты лица нечетко, не рисует их, совсем зачерчивает лицо или рисует в последнюю очередь. Если все детали лица прорисованы хорошо — это знак высокой заинтересованности ребенка в самом себе. Красивые глаза, длинные ресницы — признак эстетических наклонностей рисовальщика, женственность, у девочек — признак половой идентификации.
  3. Уши — если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность к окружающему миру.
  4. Глаза — большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами — символ страха или тревоги.
  5. Рот — если он открыт, то это признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она защитного плана.
  6. Губы — символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки признак половой идентификации.
  7. Нос — отдельно не интерпретируется. Недостающие части лица могут указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.
  8. Шея — контроль за своими проявлениями, степень их произвольности. Длинная шея может обозначать любопытство.

Туловище.

  1. Руки — символ активности и общения. Руки расставлены в стороны — признак общительности. Руки спрятаны, прижаты к телу, в карманах или за спиной — необщительность, замкнутость, неудовлетворенность своим положением. Пальцы растопырены — неудовлетворенность своим положением. Если пальцы тщательно прорисованы, у ребенка есть способность к управлению и преобразованиям. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков — признак агрессии. О том же говорят руки, поднятые вверх. Тело, нарисованное без рук обозначает пассивность.
  2. Торс. Представление ребенка о физическом облике человека. Если хрупкий ребенок рисует сильного, мускулистого человека — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Если сильный ребенок рисует хилого, то, возможно, это признак ассоциации с неким переживанием из прошлого опыта. Если прорисован пупок маленьким ребенком — это признак эгоцентризма, если ребенком старшего возраста, то это признак инфантильности или стремления уйти в себя. Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.
  3. Ноги — символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.
    • Если стопы нарисованы носками в разные стороны, то это признак устойчивости, уверенности в себе.
    • Если стопы нарисованы носками прямо или стоп нет вовсе, то это обозначает чувство неуверенности. Линия платья также является символом опоры.
    • Если ребенок раскрашивает рисунок, то следует обратить внимание на такие цвета: черный цвет, который символизирует агрессию, красный цвет — активность, коричневый — нездоровье. Дополнительную информацию о цветовой интерпретации Вы можете получить в цветовом тесте Люшера.


ТЕСТ «КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ»

Предложен Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка. Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты».

Для выполнения рисунка предлагают стандартный чистый лист бумаги, карандаш 2М, ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши. В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки и прочее.

Беседа после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:

  1. Кто нарисован на рисунке?
  2. Что делает каждый член семьи?
  3. Где они находятся?
  4. Им весело или скучно?
  5. Кто из них самый счастливый и почему?
  6. Кто самый несчастный, почему?

Кроме вопросов ребенку можно предложить решение нескольких ситуаций для выявления позитивных и негативных отношений в семье:

  1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с собой?
  2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
  4. Ты имеешь «N» число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
  5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там пожить?
  6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

1. Анализ структуры рисунка.

1) Сравнение состава нарисованной семьи с реальной:

а) Если семья нарисована в полном составе — это признак эмоционального благополучия семьи.
б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных контактов в семье и даже агрессию.
в) Случай, когда на рисунке вообще нет людей, или когда изображаются люди, не связанные с семьей может свидетельствовать:
  • о неких травматических переживаниях по поводу семьи;
  • о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната);
  • об аутизме;
  • о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности;
  • а также об отсутствии контакта между психологом и ребенком.
г) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: «не хватило места», «боюсь, это плохо получится» и пр. Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.
д) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей. Вариант, когда ребенок рисует только себя, объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает;
  • если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и пр., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности и, возможно, истероидных чертах характера;
  • если величина рисунка маленькая в совокупности с негативным эмоциональным фоном — это признак чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций.
е) Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи, может объясняться наличием таких тенденций, как:
  • неудовлетворенные психологические потребности в кооперативных равноправных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брат, сестра);
  • потребность быть в обществе других людей;
  • желание занять родительскую охраняюще—руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и пр.);
  • потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;
  • кроме того, иногда это может быть связано с символическим разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.


2. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействий.

а) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками, или семья занята одним делом — все это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию.
б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать такие признаки как:
  • разобщенность членов семьи на рисунке;
  • большое расстояние между ними;
  • помещение между ними различных предметов или стены, например, отец — газета, мать - плита или гладильная доска.
Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных. Если ребенок нарисовал себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.
в) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч — это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье. Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами указывает на баланс любви и соперничества. Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни. Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа — неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.


3. Последовательность и особенности рисования членов семьи.

а) Наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализированное, дольше всех остальных. В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его.
б) Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться через не детализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение. Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей. Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.
в) Величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной. Если она больше или наравне с другими, то это трактуется либо как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом—сестрой. Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это — признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.


4. Символика рисунка:

а) Грязь (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т. д.) — символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведения, вызывающие у него чувства вины и т. д.
б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода - символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции. Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них спящие или больные люди, если ребенок идентифицирует себя с ними.
в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.
г) Цветы и бабочки — символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности.
д) Шарики, бумажные змеи — символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться.
е) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ «пленения», лишения свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же — барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, при посещении зоопарка).
ж) Дорожные знаки — символ сдерживания эмоций, подчинения правилам, навязанным ребенку в большей степени школой.
з) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.
и) Изображение опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи и т. д.) — символ агрессивности, существования фактора соперничества.


ТЕСТ «ДОМ — ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК» (ДДЧ)

Предложен Дж. Буком в 1948 г. В данном пособии представлен вариант теста Р. Бернса.

Инструкция: «Нарисуйте дом, дерево, и человека в полный рост, постарайтесь изобразить на этом же рисунке какое-то действие». Надо настроить испытуемого при этом на серьезный лад и попросить его не рисовать карикатур и плоские контуры. Все вопросы и комментарии испытуемого, время выполнения рисунка и другие важные моменты заносятся в протокол.

После того как рисунок завершен, можно перейти к беседе с испытуемым, в которой могут присутствовать вопросы такого рода: Что за ситуация здесь нарисована? Что происходит на рисунке? Есть ли взаимодействие между человеком, деревом и домом? Если да, то положительно ли оно? С чем ассоциируется у Вас дом, дерево и человек? Что они могут для Вас символизировать?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

Берне утверждает, что «взаимодействие между, домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, вы увидите то, что действительно происходит в вашей жизни».

В упрощенной форме, дерево в рисунке типа ДДЧ символизирует жизненную энергию. Ваше стремление к жизни определяется толщиной ствола и веток. Если дерево занимает на рисунке значительное место, это говорит об огромной энергии и позитивном подходе к жизни. Такой человек, словно режиссер «пьесы».

Если испытуемый рисует только себя, это значит, что он хорошо контролирует свою жизнь. Если на рисунке есть другой человек, это значит, что он является движущей силой в его жизни.

Дом — это словно сцена из пьесы, в зависимости от того, как он выглядит, это может быть дом, в котором он провел детство, лачуга или даже тюрьма. Если внутри дома находится человек, это значит, что рисовальщик находится или нуждается в защите. Если на рисунке дом занимает много места, это обозначает стремление к достижению материальных благ.

Еще одним способом интерпретации рисунка может стать порядок, в котором нарисован дом, дерево и человек. Если первым нарисовано дерево, значит, основным является жизненная энергия. Если же первым нарисован дом, то значит, что на первом месте безопасность, успех, или наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Описание характеристик дерева:

  • Под порывом ветра дерево склонилось к дому. Это стремление к безопасности и покою в домашней обстановке. Образ может означать замкнутость на прошлом.
  • Ветки направлены вниз — много нерешенных проблем. Рисунок ивы означает депрессию и замкнутость на прошлом.
  • Ветки направлены вверх. Если дерево прочно стоит на земле, такой рисунок означает стремящуюся вперед личность, с достаточно удавшейся жизнью.
  • Ветки, направленные наружу. Такой рисунок обычно делают люди, любящие оказывать помощь другим.
  • Изобилие веток и зелени со стороны дома. Это означает личность, которая уделяет большое количество энергии одному аспекту жизни, совершенно забывая о других.
  • Изобилие веток и зелени на стороне, противоположной от дома; такая личность стремится пустить энергию в свой собственный рост, отрицая семейные и домашние ценности.


Примеры интерпретации рисунков дома:

  • Труба. Акцент на трубе предполагает озабоченность психологической атмосферой в доме, это может также означать мужественность, силу и творческое начало.
  • Дверь. Отсутствие двери предполагает психологическую недоступность. Дверь очень маленьких размеров может означать стеснительность. Дверь, расположенная сбоку, означает бегство.
  • Крыша. Остроконечная крыша означает сильное супер-эго и чувство вины. Акцентированная или тщательно нарисованная крыша предполагает слабый контроль над миром фантазии.
  • Ступеньки и дорожки. Нарисованные в традиционном стиле они предполагают желание социальной активности. Ступеньки, ведущие к чистой стене, предполагают конфликтность и недоступность. Хорошо нарисованные дорожки означают хорошее чувство контроля над своим поведением и развитое чувство такта, длинные дорожки или ступени подразумевают чувство дистанции в общении.
  • Окна. Отсутствие окон подразумевает замкнутость, в то время как большое количество окон предполагает активность, открытость и хороший контакт с окружающими. Занавески подразумевают озабоченность красотой и стремление сохранять дистанцию в общении. Маленькие окна предполагают стеснительность и психологическую недоступность. Для понимания рисунка человека обратитесь к интерпретации в тесте «Нарисуй человека».

Психодиагностику личности ребенка нельзя основывать только на рисуночных тестах. Она не должна рассматриваться изолировано от состояния здоровья ребенка, особенности его личности, поведения, социального окружения.