Детская квестовая программа

Материал из Летний лагеря
Версия от 13:25, 20 ноября 2018; Vvk (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
8LNUpu5u4ew.jpg

Детская квестовая программа – игрофицированная развивающая программа для младших школьников.


ИГРОВОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

Основой большинства наших лагерных сборов является игровое взаимодействие участников лагеря с территорией, друг с другом, с игромастерами.

Для детей младшего школьного возраста ведущей деятельностью всё ещё остаётся игра. И мы этот факт осознано используем: обучаем и воспитываем через игру. У игры есть несколько обязательных составляющих: участники, правила по которым они играют, и ведущий, который следит за исполнением правил.

Самые первые игры - игры, в которых ребёнок и играет в других людей: пожарных, больницу, школу и т.д. Это самые простые игры. Участники - игрушки (чаше всего), ребёнок сам - ведущий и сам является регулятором правил. И в этой ситуации нет возможности неверно трактовать правила, потому что они, чаще всего, проявляются в процессе игры.

Немного позже появляются игры, в которых участвует группа детей и тут уже появляется ведущий (человек-регулятор) и именно он трактует правила и решает спорные моменты.

В лагере этим человеком является вожатый и игромастер. И вместе с ним в процесс игры проникает "человеческий фактор". Неопытный игрок стремится трактовать правила в свою пользу, не понимая, что тем самым, скорее всего, ломает игровую механику. Более опытные, ищут лазейки в игровой моделей, избегая "топорного" поведения. "Мастер" будет трактовать правила так, что и игра, и он от этого будут "в плюсе". Но, как бы то ни было в идеале человек должен либо организовывать игру, либо участвовать в предложенной модели на правах игрока. Не путая эти два понятия!

Важно, что ребёнок в лагере, принимая условия игры, принимает правила поведения беспрекословно. За непослушанием следует наказание. И в этой ситуации ребёнок точно понимает, за что он наказан. Подведем итог размышлению: через игру ребёнок учится жить по правилам, понимает, что можно, а за что он будет наказан и, возможно, не допущен к дальнейшим играм с коллективом. Отлучение ребёнка от игры, на самом деле, является наиболее жёстким наказанием.

Во взрослой жизни этот опыт экстраполируется на семейные и рабочие отношения и служит основой поведенческой модели.


ИГРОФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

Как было сказано выше, важной мотивационной составляющей для продуктивной деятельности ребёнка является похвала и её материальное овеществление - некая награда.

Удивительно, но когда кроме спасибо человек получает плюсом какую-то игровую криптовалюту, конвертируемую в персональные физические блага: меньше бежать, легче нести и т.д. уровень его старания заметно растёт. Для того, чтобы максимально полно использовать возможности этого инструмента в лагере, мы ввели рейтинговую таблицу, которая отображает все позитивные продуктивный проявления ребят. Да, это что-то вроде: "50 баллов Гриффиндору! ". И это действительно работает. Даже, обыденную рутинную уборку беседок, если перевести в плоскость соревновательной игры, дети будут выполнять быстро и качественно.

Опять же важно, чтобы каждый человек мог проявить себя и получить награду, поэтому изначально в систему лагеря заложены разноплановые соревновательные активности, в которых ребёнок не только с кем-то состязается, но и сам себе доказывает то, что он сегодняшний в чем-то превосходит себя вчерашнего. Вся деятельность в лагере типизирована: спортивные турниры (за победу в таблицу даётся стрелочка), испытания (за победу в таблицу даётся ключик), творческие активности (за победу в таблицу даётся палитра), организация личного пространства и поддержание там порядка (за победу в таблицу вручается метёлочка) и для поощрения существует звёздочка, который каждый мастер может персонально отметить ребёнка или отряд, за правильное, на его взгляд, действие.

На этом же принципе построены рабочие тетради для участников лагеря. В них собраны задания 4 типов: управление временем, физические, творческие и интеллектуальные. Выполняя их, ребёнок получает возможность за один сет заданий (по одному заданию каждого типа) получить свиток с эфером (заклинанием), который потом сможет поменять на играх. Предполагается, что задания ребенок выполняет, в основном, вне лагеря, приезжая уже с готовыми и сдает выполненные вожатому чужого отряда во избежание разных не красивых ситуаций.


УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

Как уже было сказано выше, важной частью программы, изначально были адаптированные для детей младшего школьного возраста мастер-классы по управлению временем.

Методики, в большинстве своём, заимствованы из замечательной книги Марианны Лукашенко "Тайм-менеджмент для детей". Можно ознакомиться с фрагментом книги тут - Тайм-менеджмент для детей (М. Лукашенко) фрагмент

На мастер-классах дети знакомятся с такими понятиями как: целеполагание, рефлексия, управление временем, личностная эффективность. Всё это происходит в игровой форме и не утомляет участников.

А мотивационная компонента квестовой программы помогает эти знания актуализировать в процессе игры.


JvneLmgNS4E.jpg

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Важной частью программы сбора изначально были командные спортивные игры.

Принимая во внимание физические возможности современных детей, выберем игры максимально не сложные по правилам и игровой механике. Для начала: футбол, регби, пионербол, бой за знамя, водное поло, квидич, лазертаг. Игра строится по принципу соревнования: сначала внутри отряда соревновались две группы, потом из них формировалась сборная, и уже по жребию в полуфинале состязались команды отрядов, после проводились матчи за первое и третье места. По итогам финала определялся самый полезный игрок. Впоследствии, по итогам всех спортивных состязаний был определён самый спортивный ребёнок потока. Он торжественно награждался грамотой и вместе с тем получал игровой бонус для финального испытания.

Зачем заставлять детей, не привыкших к нагрузкам, каждый день несколько часов проводить в спортивных играх? Первое и самое важное, на мой взгляд, это показать ребятам важность и ценность хорошей физической подготовки. Второе, не менее важное, то, что в спортивном соревновании закаляется в первую очередь дух, а уже потом и тело. Более того, состязаясь с командой сверстников, разношерстная группа детей оформляется в коллектив, что очень важно для лагеря. Так как мы работаем именно с коллективом. И третье - детям, ориентированным на спорт, обязательно надо дать возможность проявить свои сильные стороны.

А что делать тем ребятам, которые к спорту склонности не имеют? С точки зрения возрастной психологии, ведущей деятельностью для ребёнка в этом возрасте является игра. Именно в игре ребята учатся взаимодействовать с сверстниками, коллективом, примеряют на себя новые социальные роли. Это, как минимум, полезно для общего развития, пригодится на физкультуре в школе и во время игр во дворе, если такая локация присутствует в жизни ребёнка.

Часто у детей формируется стереотип относительно собственной "спортивности", и ребёнок просто не пытается играть с командные игры. С этим тоже надо обязательно работать, иначе в будущем мы рискуем получить субтильного и инфантильного подростка...

Но если по каким-то объективным причинам ребёнок не хочет или не может принимать участие в игре, никто настаивать и заставлять не будет. Для таких ребят предусмотрена система поощрения культуры "боления". Команда болельщиков, которая поддерживала своих товарищей ярче других с кричалками и плакатами, по итогам игрового дня тоже получает игровую награду. Эта форма позволяет активизировать творческих индивидуалов, что благоприятно сказывается на отношениях внутри коллектива.


СЕКРЕТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Важным условием полноценного участия ребёнка в лагерном сборе является его максимальная вовлечённость во все процессы происходящие в лагере. Для этого надо, чтобы дети могли максимально проявить свои сильные стороны.

Каждый ребёнок талантлив! Вопрос в том, сумеем ли мы создать такие условия для него, чтобы он проявил своей талант? Для того, чтобы каждый имел возможность проявить себя в творчестве, мы заложим в программу лагеря такое мероприятие, которое обусловлено ещё и с точки зрения сюжета книги - аналог дельфийских игр. Все дети знают, что в конкретный день произойдёт это соревнование в творчестве и готовятся к нему заранее: выбирают номера, готовят костюмы, музыку, реквизит и конечно же, как и перед любым большим концертом, много репетируют.

Наступает день-Х, и на общем сборе представляют судей - 3 человека напрямую не заинтересованные в итогах турнира. Ещё раз оглашаются критерии оценки номеров: задумка-2 бала, реализация-2 бала и 1 бонусный бал, которым судья может наградить или нет, в зависимости от личных предпочтений. Когда все номера отсмотрены, жюри совещается и оглашает результаты: первые 3 места. Призеры и победитель получают призы, имеющие значение для финального испытания (у нас же все-таки игровой сбор).

Но, чтобы ребёнок не боялся выйти на сцену и выступил перед аудиторией, ему надо показать, что на сцене не страшно и любое проявление творчества в пределах норм морали и этики будет награждено. Для этого каждое утро на сборе по приезду есть специальная активность "утренние герои". Здесь ребята могут показать свои таланты и, возможно, первый раз выйти на сцену перед мало знакомыми людьми. За то, что ребёнок не побоялся и вышел на сцену, его награждают аплодисментами, званием Героя и каким-то небольшим сувениром.




Дополнительно