Изменения

Новая: ‎right Первый день – это всегда сложно. Идешь ли ты в школу, начинаешь кататься на велоси...
‎[[Image:2320RD2054m.jpg |right]]
Первый день – это всегда сложно. Идешь ли ты в школу, начинаешь кататься на велосипеде, или просто едешь в лагерь. Как ни странно, первый день в лагере тяжело дается не только детям, но и вожатым. У первых главная проблема – это познакомится друг с другом, и найти тех, с кем ты будешь жить в течение смены. Для вторых – правильная организация отряда, которая включает в себя практически ВСЕ. А если и вожатым работаешь впервые, то тут совсем можно сойти с ума.
Поэтому данная статья написана для новеньких в вожатстве, и «стареньким» для общего развития.
Итак… Свет! Камера!…


Перед заселением.

Собственно, начнем с того, '''чем можно занять детей''', пока не было отмашки на заселение (если заселяем сразу, то эту часть можно пропустить, или переместить на любое другое свободное время). Обычно, можно предложить детям сесть в круг и познакомиться. Начните с фразы «Друзья, кто знает игру «Снежный ком?». Большинство лениво поднимают руки; кто-то зевает; некоторые вообще не в курсе, что происходит. Суть в том, что ребята уже нарисовали себе стандартный образ вожатого (который вечно всех достает старыми играми, допустим), что не есть хорошо. Именно поэтому стоит поломать их сформировавшееся скептическое видение фразой «Отлично, в нее играть мы не будем. Честно говоря. Я ее терпеть не могу». Оп-па! Внимание захвачено, появляется интерес к происходящему.

Вместо старого и не доброго «Снежного кома» можно провести такую штуку: каждый ребенок (для детей от 10-ти лет) представляется и называет три вещи, которые, как ему кажется, его характеризуют. Например: лето, музыка, борщ. Лучше начать с вожатого, чтобы дать детям пример (и, конечно же, варианты ответов: вот увидите, ваши три слова не раз повторятся детьми).

Если у вас младший отряд, то пусть дети просто назовут свое имя и скажут хоть что-нибудь о себе. Вожатый, разумеется, помогает малышам, задавая им вопросы.


Заселяем комнаты.

Ну, вот и пришло время заселяться в комнаты. На данном процессе не будем подробно останавливаться, потому что дети, как правило, сами находят себе соседей по комнате. Если есть такие, которые еще немного зажаты и не до конца вошли в коллектив - тех распределяем сами.

Поподробнее хочется остановиться '''на порядке в палатах'''. Замечено, '''если в первый день НЕ провести небольшой брифинг для КАЖДОЙ комнаты''' по поводу чистоты, то '''в дальнейшем''' смена обещает быть богатой на '''шкафы и тумбочки''', которые '''будет «тошнить» разного рода вещами'''.

'''Как надо содержать чистоту''' (доносим это до ребенка):
# Полка для одежды – это полка для одежды. На ней не должно быть никакой еды, игрушек, веточек, камешков, друзей из других отрядов. Не надо в нее запихивать все вещи, которые привезены с собой: '''оставь то, во что будешь одеваться ближайшие три дня, а остальное убери в чемодан – потом поменяешь'''. Не надо засовывать одежду в пакеты, а потом складировать их на полке: места занимается в два раза больше, толка – ноль;
# Тумбочка предназначена, чтобы в ней хранить '''зубную щетку''' (в футляре или в пакете), '''пасту, сухие банные принадлежности''' (мочалка, гель для душа). В идеале, это все, что должно там быть, но этого никогда не бывает, поэтому надо просто следить за тем, чтобы не появлялось рассыпанных печенек, ботинок, грязных носков и т.д. На тумбочке можно хранить книги, бутылку с водой, кепку;
# Вся '''лишняя обувь''' хранится либо '''в чемодане, либо в калошнице, либо в шкафу на нижней полке, но обязательно в пакете''' (если такая имеется, конечно);
# Днем '''кровати находятся в заправленном состоянии'''. Проще говоря, они должны выглядеть так, как выглядели до приезда пионеров (достаточная мотивация, чтобы спальные места выглядели нормально). Примечание: ''вожатые, проверяйте на наличие песка в постелях''. Точнее, обеспечивайте его отсутствие, ведь он есть всегда!;
# '''Грязное белье''' складывается '''в отдельный пакет''', и потом отдается родителям на родительский день, либо раньше (если они приехали просто так наведать свое чадо); также, можно попросить ребенка (9-10 лет) постирать, допустим, нижнее белье (малыши могут стирать вместе с вожатым).


В столовую!

Обычно, после расселения, детей приглашают на обед (или ужин – смотря во сколько заехали в лагерь). Следующая информация не относится к старшим отрядам: первые дни ведите детей строем парами, иначе потом не построите их без повышения голоса и повторения одной и той же фразы: «Я не вижу строй!».

Кстати, на счет привлечения внимания детей. Если вам дороги свои голосовые связки, то можете воспользоваться безотказным способом: когда дети шумят, а вы хотите им что-то сказать, просто скажите «Кто слышит меня – хлопните один раз. Два раза. Три». В итоге, все молчат и хлопают (как бы странно это ни звучало:)). Пожалуйста, не используйте «правило поднятой руки» - оно никому не нужно в первый день (или если у отряда нет четкой традиции на него реагировать).

Строить парами детей старшего отряда, как мне кажется, смешно. Они – взрослые люди, с ними можно договориться. Хотя, ради шутки юмора, вполне можно пройтись ровным строем от корпуса до столовой, напевая какую-нибудь незамысловатую песенку по типу «Солдаты в путь, в путь, в путь…» :)

«'''В столовой мы не кричим. Если говорим, то совсем тихо, и по крайней надобности'''» (ага, она часто возникает просто так): информируете вы детей перед входом в Обитель Еды.

Кстати, нельзя не упомянуть про громогласные (иногда хоровое) пожелания "приятного аппетита" детьми всем и вся. Безусловно, детишки показывают, что они очень воспитанные, но следует до них донести, что так делать не надо.


Тссс … Тихий час.

В день заезда, старшие дети, как правило, «отрубаются» в тихий час с превеликим удовольствием. С ними как раз проблем и не бывает (в дальнейшем, если тихий час для них – это мука, разрешаем тихо не спать. Повторимся, с ними можно договориться абсолютно по любому поводу).

Другое дело с младшими. Они НИКОГДА не хотят спать, и всегда «дрыхнут» как убитые, если вожатый правильно себя с ними ведет. Нет, речь идет не про приседания с подушками и одеялами, не про отжимания и прочую мерзость.

В первый день детишки хотят обмениваться впечатлениями; хвастаться едой, игрушками, крутыми историями. Они готовы делать все что угодно, только не спать. Поэтому, '''задача вожатого - обеспечить идеальный тихий час'''. Мотивировать можно по-разному. Например: «первые три дня вы спите, я смотрю за вашим поведением, и дальше решаю разрешать ли вам не спать в тихий час или нет». Остается просто не поддаться на «миляжные» выражения лица, и первые двадцать минут тихого часа походить по комнатам. 90% отряда спит, остальные засыпают через 10-15 минут.

Игра "10 минут закрыв глаза": если вы ведите, что дети никак не хотят спать (то же самое относится к отбою), скажите им: "Друзья, предлагаю поиграть в одну игру, победитель которой получит очень хороши приз. Правила такие: побеждает тот, кто сможет, всего лишь, 10 минут пролежать закрыв глаза". Дело в том, что эти "десять минут" могут длиться сколько угодно, ведь чувство времени, когда лежишь с закрытыми глазами, притупляется (особенно, у детей). Спустя 10 минут, все победители крепко спят:)

'''Возьмите под контроль тихий час с первого дня, и проблем с ним не будет''' (не думайте, что я как-то сгущаю краски или пугаю – нет - это действительно так).

Остаток дня показываем детям территорию лагеря (лучше это сделать в качестве общелагерной игры), проводим игры на знакомство и сплочение. На них останавливаться не будем, потому что вот здесь на сайте представлена куча вариантов. Заходите, выбирайте, распечатывайте и играйте! :)


Отбой.

Следим за тем, чтобы отряд умылся, почистил зубы, помыл ноги, принял душ (по желанию) и т.д и т.п. После этого говорим, что-то вроде: «У вас есть 5 (10-15) минут для того, чтобы улечься, поболтать, успокоится, закрыть глазки и уснуть. По истечение этого времени, я выключаю в палатах свет. Итак, дамы и господа, время пошло!». По истечению отведенного времени уже сами ходим и успокаиваем (если нужно) особо активных личностей. В принципе, повторяем процедуру с тихим часом (только оговариваемся, что так будет всегда).

Собственно, вот и подошел первый день к концу. Действия вожатого после отбоя – это дело каждого отдельно. Все зависит от смены, лагеря, напарников. Так что, наверное, все.

Хотя нет, еще одно: '''будьте позитивны'''. Речь не идет о том, чтобы бегать по лагерю, и смеяться как не вполне здоровый человек. Нет. '''Не надо перегибать палку'''. Позитив – это внутреннее состояние. Дети его чувствуют, даже если ваша улыбка сияет не всеми 32-мя зубами.

p.s. «Свечку» в первый день лучше не проводить. Подождите вечера следующего дня. Тогда будет больше впечатлений и тем, по поводу которых можно поговорить.


[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]