Деловые игры 4

WlWU1Rw3m.jpg

«РЕАЛИСТЫ-ОПТИМИСТЫ-ПЕССИМИСТЫ» (11-13,13-16 лет)

Цель игры: уметь доказывать свою точку зрения на проблему.

Участники делятся на три команды: реалистов, оптимистов и пессимистов. Оптимисты оценивают всё жизнеутверждающе («да!»), пессимисты относятся ко всему с негативом («нет!»), реалисты оценивают все адекватно («с научной точки зрения!»).

Ведущий дает командам тезис (проблему). Задача каждой команды отстоять свою позицию по данному тезису (проблеме), зачитав пять обоснованных пунктов доклада. Устанавливается регламент на обсуждение, затем представители от команд по очереди читают свои «доклады».

При составлении доклада участниками обязательно должен быть выдержан деловой стиль.

Компетентное жюри оценивает, чья точка зрения была наиболее обоснована и стилистически выдержана. Затем команды меняются «ролями» и получают новый тезис (проблему).

Рекомендуется начинать игру с отвлеченной или даже придуманной проблемы или например, шуточного тезиса: «Люди должны ходить коленками назад». Второй тезис предлагается из ряда мировых актуальных тем, например экологии или спорта. Третий тезис может соответствовать уже узкой актуальной проблеме в этом коллективе, данном обществе. После игры ведущий задает вопросы и делает вместе с участниками определенные выводы.

Вопросы:

  • С какими трудностями встретились при составлении докладов?
  • Кем понравилось быть больше (реалистами, пессимистами, оптимистами) и почему?
  • Какой тезис обсуждать было интереснее всего?
  • Для чего нужна такая игра?


«СВЕТСКИЙ РАУТ» (13-16 лет)

Цель игры: уметь поддерживать любую тему в диалоге на высоком культурном уровне.

Участники – это «аристократы», присутствующие на «светском рауте». Ведущий-вожатый разбивает участников на пары и образует из них два круга (один партнер – спиной в центр внутреннего круга, другой – спиной в пространство во внешнем круге). Далее репетирует с ними их будущее передвижение: все поднимают правую руку и делают один шаг вправо (независимо в каком кругу находится человек). Таким образом, каждый участник встречается с другим партнером. Участникам объясняется, что до конца игры они будут двигаться после каждого хлопка ведущего на один шаг в право. Далее игрокам предлагается представить себя аристократами: распрямить плечи, принять соответствующую осанку, вспомнить, как разговаривают такие люди (вполголоса, вежливо, «правильным» языком). Затем игрокам объясняется, что на светском рауте люди должны уметь поддержать беседу, успеть поговорить с очень многими людьми на многие темы, не теряя при этом правил этикета. Главное, в коротком диалоге суметь не только высказаться самому, но и выслушать партнера и корректно ответить на его вопросы.

Итак, по хлопку ведущего будет идти передвижение и каждый раз меняться тема разговора. Ведущий напоминает участникам, что те обязательно должны здороваться в парах и прощаться, когда их прерывает ведущий.

Ведущий должен подбирать только актуальные темы для обсуждения. Например, если это спорт, то возможно темой обсуждения будут последние Олимпийские игры, или если это политика, то возможная тема – предстоящие выборы и т.п. Предлагаемые направления: политика, культура, международные отношения, деньги, экология, здоровый образ жизни (никотиновая, алкогольная зависимость, спорт, туризм, активный отдых), отношения взрослых и детей, мужчин и женщин, путешествия, увлечения, праздники, узкие актуальные проблемы. Тренинг заканчивается, когда партнер встречает своего начального партнера, или когда «раут» идет на спад (из наблюдения ведущего). После окончания ведущий проводит общее обсуждение и вместе с участниками делает выводы.

Вопросы:

  • Что было самым трудным для вас в диалогах и почему?
  • Каким образом вы прощались с партнером? Просто говорили «до свидания» или извинялись, потому что вам необходимо было резко удалиться?
  • Диалог на какую тему для вас был самым запоминающимся и почему?
  • С каким участником вам больше всего понравилось общаться и почему?
  • Для чего нужна такая игра?


“ПЛАНИРОВАНИЕ” (13-16 лет)

Цель игры: уметь планировать свою деятельность.

Каждый участник – служащий фирмы. Ведущий-вожатый объявляет название фирмы и должность (одинаковую для всех!). Задача каждого: составить план-график работы на один день (участник сам придумывает себе задание соответственно данной должности). Работу необходимо разбить на процедуры, соединяемые стрелками (последовательно или параллельные цепочки процедур). Последняя процедура для всех – «приемка работы». Против каждой процедуры необходимо указать как минимально, так и максимально необходимое на нее время. Затем, графики подписываются и пускаются по кругу с пометками всех присутствующих: «сначала необходимо сделать…», «не включен пункт о …», «пункт «а» и пункт «б» можно делать параллельно…» и т.п. При этом, пометки оформляются в деловом официальном стиле. Тренинг заканчивается, когда каждый листок снова возвращается автору. Далее участники изучают пометки, проводится разбор полетов.

Вопросы ведущего после игры:

  • Что было для вас самым сложным?
  • Насколько вам помогли предложения других участников?
  • Многое ли вы упустили?
  • Для чего необходим такой тренинг?


«СУД» (11-13, 13-16 лет)

Цель игры: уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения. Ход игры: Отряд делится на 4 группы:

  • 1-я группа - герои (осужденные);
  • 2-я группа - прокуроры (обвинители);
  • 3-я группа - адвокаты;
  • 4-я группа - судьи.

Герои распределяют между собой роли: мама, Красная Шапочка, волк, бабушка, дровосеки.

Обвинителям дается время 3-5 минут, чтобы они простроили систему обвинения, определили, кому из героев они будут предъявлять обвинение, и выявили, кто от их группы будет выступать.

Затем выступающий прокурор приглашает героя для предъявления обвинения. Например:

Прокурор: «Я обвиняю мать Красной Шапочки в том, что она отправила несовершеннолетнею дочь, одну, через темный лес к бабушке» (Далее следует приведение аргументов по обвинению, 2-3 минуты).

После слушанья обвинения, адвокатам дается время (3-5 минут) для подготовки системы защиты и для выявления выступающего от группы адвокатов.

Идет выступление адвоката (2-3 минуты).

Как прокуроры, так и адвокаты для уточнения деталей, могут приглашать свидетелей из числа героев.

После выступления адвоката, обвиняемому предоставляется возможность «последнего слова».

Далее суд удаляется на совещание (1 минута). После чего представитель от судейства выносит вердикт.

Задача вожатого - регулировать процесс суда. Прокомментировать затем вместе с детьми тех участников, которые выступали от каждой группы. Как правило, они являются лидерами, которые в последствии могут возглавить органы соуправления. Нужно обратить внимание на группу героев. Так как здесь имеет место случайный выбор, а не преднамеренный.

Вопросы для обсуждения:

  • Для чего нужна такая игра?
  • Чьи аргументы были самыми сильными? Почему?
  • Какой герой вам больше всего понравился и почему?
  • Что больше всего понравилось в игре?
  • Какие сказки на ваш взгляд можно использовать для проведения такой игры?


«ПЕРЕГОВОРЫ» (13-16 лет)

Цель игры: подчеркнуть особую важность честности в любых контактах или переговорах.

Участники разбиваются на пары, которые будут вести переговоры единовременно. Одному из участников (в дальнейшем «А») каждой пары вручается какой-нибудь предмет в четном количестве (не меньше 10), который он должен разделить с другим участником («В»). Это может быть, что угодно (карточки, пазлы, конфеты, игровые деньги и т.д.) Игрок «А» получает инструкцию, что он должен разделить это в тех пропорциях между ними, как они договорятся. Игрок «В» может только либо принимать, либо отклонять предложение, но сам не может согласовывать и предлагать условия сделки. Если «В» принимает предложение, то сделка заключена. Если «В» отклоняет предложение, то ни одна сторона ничего не получает. Главная задача сторон остаться довольными сделкой. Время на заключение сделки - 3 минуты.

Вопросы для обсуждения:

  • Каким парам удалось заключить сделки? Какое соотношение предметов было при этом? Почему «В» согласился? (можно спросить выборочно у таких пар)
  • Почему в других парах «В» не пошел на сделку? А на какие условия согласился бы игрок «В»?
  • Почему игрок «А» не предложил другие, более лояльные условия для игрока «В»?

После вопросов и ответов ведущий комментирует процесс и дает оптимальный вариант выхода из игры: «Игрок «А» часто предлагает условия, выгодные только ему, где-то «60 к 40%» или «80 к 20%». Это и приводит к не соглашению в сделке. Рационально предположить, что «В» должен принять любое предложение от «А», так как в любом случае он получает больше, чем у него было раньше… Но, так как людям всегда не нравиться быть в меньшей доле, многие игроки «В» всегда будут отказываться от любых процентов (т.е. от всего!), если предложение в процентном соотношении не в их сторону или не «50х50». Со своей стороны «А» может предложить «В» любые условия (даже «1 к 99%!), так как это сделает игрока «В» богаче, чем раньше…

На самом деле, оптимальный выход из игры лежит во взаимном доверии, которое должно быть между партнерами «А» и «В» и во взаимном благородстве. Даже если вы можете много заработать на этой сделке, разумнее всего сделать честное предложение и наладить сотрудничество (вспомните главную задачу сторон).

Для этого, правда, в настоящей жизни, необходимо различать, что корректно и выгодно для обеих сторон в этой ситуации, а что нет…»