Город невезучих

860003745 42212c9caam.jpg

Тренинг уверенности в себе для подростков

Представления человека о себе, о том, как он выглядит в глазах окружающих, являются определяющими факторами в формировании навыков поведения, коммуникации, уровня постановки целей и умения их достичь, что, безусловно, сказывается на социальном статусе индивида, его материальном достатке и всех других сферах жизни.

Самооценка человека может быть как заниженной, так и завышенной. И то и другое создает определенные сложности в жизни и требует коррекции. В данном тренинге речь пойдет о повышении самооценки, поскольку подростки сталкиваются с проблемой заниженной самооценки гораздо чаще, чем с завышенной, они чаще нуждаются в приобретении уверенности в себе, осознают это и готовы работать для изменения ситуации.

Тренинг рассчитан на четыре занятия по 3–4 часа каждое, предназначен для подростков, желающих повысить самооценку, улучшить коммуникативные навыки, изменить что-то в своей жизни. Предлагаемые упражнения могут быть модифицированы для выявления значимых для данного индивида личностных черт, лучшего понимания себя и своего окружения.

Цель: повысить у участников уверенность в себе.

Задачи:

1. Помочь подросткам научиться ценить себя (проблема — «я — плохой»).

2. Помочь поверить в свои силы (проблема — «я сам ничего не могу, у меня ничего не получается»).

3. Развить коммуникативные навыки (проблема — «со мной никто не хочет общаться»).

Первые два занятия в основном посвящены проблемам 1 и 3. Следующие — проблеме 2.

Численность группы: 12–16 человек.

ЗАНЯТИЕ 1 Знакомство (25 минут)

В коллективе, состоящем из знакомых людей, это упражнение поможет «войти» в тренинг, посмотреть на себя и других с новой точки зрения.

Для знакомства используем упражнение, в котором человек называет себя и некую положительную свою характеристику на ту же букву, что и первая буква имени. Представляя себя, человек рассказывает о своих ожиданиях от этого тренинга. На следующем круге называет соседа справа и его характеристику на ту же букву. Затем — соседа слева. Таким образом, каждый дает некую положительную оценку себе и слышит две от других.

Далее рассказ ведущего (5 минут).

Город Невезучих

В одном вполне благополучном государстве тихо и незаметно существовал довольно странный город. Находился он на берегу океана в удобной бухте, на пересечении многих торговых путей, но экономика его не развивалась, люди в нем жили бедно, только-только на хлеб хватало, и были такими тихими и незаметными, что порой казалось, будто их и нет вовсе. Вокруг них жизнь бурлила и кипела, путники рассказывали яркие истории о разных городах, странах, обычаях, но местные жители только качали головами: «Это не для меня, вряд ли я смогу что-то изменить. Там будет то же самое, что и здесь». Практически все приезжие покидали этот город не задерживаясь, в нем не было достопримечательностей, ярких впечатлений. Но были и такие путники, кто задерживался надолго или оставался в городе навсегда, постепенно сливаясь с общим серым обликом города и его незаметным населением.

Жителям этого города казалось, что ни они, ни их жизнь никому не интересны. Яркая жизнь идет где-то рядом, но их она не задевает, где-то там люди общаются, а они только смотрят со стороны. Конечно, иногда и им приходится вступать в контакт с другими людьми, но эти контакты всегда получаются неуклюжими и быстро прерываются.

Разминка (15 минут)

Ведущий. Представьте себе, что вы гуляете по улице и у вас много свободного времени. К вам подходит не очень опрятно одетый парень и довольно развязано спрашивает, где тут в вашем городе можно прилично поесть и какие есть достопримечательности. А заодно предлагает быть его гидом. Ваши действия.

Высказаться должны все.

Упражнение (30 минут)

Вспомнить, когда последний раз на улице:

а) вы пытались завязать знакомство, б) с вами пытались познакомиться: что из этого получилось? Если сложно вспомнить что-то свое, можно поделиться теми вариантами знакомств, которые вы наблюдали (как понравившиеся, так и не понравившиеся).

(Перерыв 15 минут)

Обсуждение (20 минут)

Обсуждаются разминка и упражнение: обоснование различных схем поведения, расширение представлений каждого о возможных вариантах поведения. Сравнение ощущений: когда вы проявляете инициативу и когда отвечаете на инициативу другого.

Упражнение (30 минут)

Каждый берет понравившуюся ему схему поведения, обязательно новую для себя, и идет знакомиться с кем-то в группе, разыгрывая случайную встречу на улице. Первый человек выходит добровольно, затем идет знакомиться тот, кого выбрали для знакомства, и т.д. Люди не должны повторяться, заканчивается упражнение, когда последний участник идет знакомиться с первым.

Короткое обсуждение (10 минут), только для тех, кто очень хочет выступить, — насколько подошла новая схема

Продолжение рассказа

Люди в городе Невезучих общались в основном на работе, по делу. Там же знакомились, создавали семьи. Часто через их город проходили веселые симпатичные люди, которые пытались вступить в контакт, но им почти никогда не отвечали. «Все равно мы им не интересны, — говорили жители, — вот если бы мы были известными актерами, спортсменами, телеведущими, тогда бы все хотели с нами познакомиться».

Упражнение (40 минут)

Время: 15 минут, чтобы выбрать товар, продумать рекламу, нарисовать плакатик + 15 минут на представление + 10 минут на обсуждение.

Материалы: листы А4 и фломастеры.

Выбрать себе образ какого-либо известного человека (спортсмена, телеведущего, шоумена), желательно балагура, и от его имени сделать рекламу какому-либо товару, чтобы его купили на улице, хотя этот товар прохожие покупать не собирались

Обсуждение: в чем отличие общения от своего имени и в роли другого.

ЗАНЯТИЕ 2 Разминка (15 минут)

Материалы: заготовки для бейджиков, фломастеры.

Ведущий. На прошлом занятии вы побывали в роли другого человека, и, возможно, теперь вам захотелось представить себя как-то по-новому или изменить свое имя. Сейчас за 5 минут вы должны создать себе бейджик и затем прокомментировать его.

Продолжение рассказа

Теперь, когда жителям города становилось одиноко или кто-то обращался к ним с вопросом, они представляли себя известными людьми и беседы клеились, общение становилось интересным и продолжительным.

Упражнение (65 минут)

Ведущий. Вы все — известные люди, вы постоянно мелькаете на экране телевизора, вас знают в лицо практически все. Недалеко от того города, где вы живете, в очень живописном месте открылся новый роскошный отель. Владельцы отеля решили сделать ему рекламу и пригласили вас всех провести в отеле уик-энд. Администрация выделила каждому роскошный номер. Сейчас вам предстоит расселиться в бунгало, которые состоят из четырех номеров и общей веранды.

Вам необходимо разбиться на группы по четыре человека, пригласив к себе в качестве соседей людей, с которыми вам хотелось бы провести выходные (5 минут).

Итак, вы расселились по бунгало, но администрация не просто так вас пригласила. Они попросили, чтобы на торжественном обеде в честь открытия отеля жители каждого бунгало рассказали о своих впечатлениях, о перспективах развития отеля, предложив для него: название, девиз (лозунг), скульптурную композицию при въезде и анимационный сценарий на 1 вечер (30 минут на подготовку).

Затем каждая группа показывает, что она сделала (примерно 3 минуты на группу). Обсуждение того, как разбивались на группы, по каким признакам выбирали соседей, легко ли это было, как сочиняли, обсуждали, что было сложно, чем был убедителен тот человек, вариант которого выбрали (20 минут).

Продолжение рассказа

Начав общаться с другими людьми, жители города выяснили, что общение с одними — легко и приятно, с другими, наоборот, как будто в грязи извалялся. И стали они думать, в чем же разница.

Упражнение* (40 минут)

Ведущий. Написать 10 ваших черт характера, из-за которых людям нравится с вами общаться. Листок убрать. Написать 10 черт характера людей, с которыми вам нравится общаться. Разбиться на пары (тройки) и из написанного выработать 10 общих черт. Объединиться по две-три группы так, чтобы осталось две команды, и внутри каждой опять выработать общие характеристики. Сравнить варианты, выработанные группами, между собой. Сравнить варианты, выработанные группами, с написанными индивидуально. Каждый отдельно, без огласки, сравнивает черты, привлекательные для общения, выработанные группами, с теми, которые вначале написал как свои привлекательные.

Обсуждение.

(Перерыв 15 минут)

Продолжение рассказа

Посмотрели жители на те черты, которые делают людей привлекательными, посмотрели на себя — и опять загрустили. Слишком сильно отличаются они от идеального образа. «Хорошо, конечно, что мы теперь можем общаться с другими, представляя себя известными людьми, но нас настоящих все равно никто не полюбит», — думали они.

Упражнение** (60 минут)

Каждый человек выбирает себе самого отрицательного героя, с его точки зрения, из известных книг, фильмов, сказок, мультфильмов. Разбиться на 3–4 группы (так, чтобы не повторились команды из бунгало), выработать в каждой группе общего отрицательного героя. Каждой группе назвать минимум 3 черты характера данного героя, за которые его можно: а) уважать, б) ценить, в) хотеть с ним общаться.

Рассказ каждой группы. Обсуждение.

Упражнение (40 минут)

Ведущий. Вернемся к выбранным вами образам известных людей. После уик-энда в загородном отеле вы пришли к себе на работу и стали рассказывать друзьям и коллегам, с какими замечательными людьми познакомились, как вам было интересно и весело. И тогда ваш шеф (режиссер, редактор и т.п.) предложил вам пригласить кого-нибудь из этих людей и сделать с ними передачу «Уик-энд известного человека». Сюжет должен быть коротким, буквально 5 минут, но отражать особенности проведения выходных популярных людей. Сейчас нужно разбиться на 3–4 команды (не обязательно так, как в отеле) и за 20 минут подготовить передачу. При необходимости можно использовать бумагу и фломастеры.

В конце дня участники делятся впечатлениями об опробованных ими вариантах общения (10 минут или чуть больше, если потребуется).

ЗАНЯТИЕ 3 Разминка (10 минут)

Аналогично первому дню: каждый должен сказать, почему людям нравится общаться с ним, почему ему нравиться общаться с соседом справа и, наконец, третий круг — с соседом слева.

Продолжение рассказа

Жизнь у жителей города Невезучих хоть и стала немного интересней благодаря общению, но принципиальных изменений не претерпела. Все так же яркие новые события проходили мимо, а жители города молились только о том, чтобы не было хуже. Уже много лет никому из постоянных жителей города не удавалось выбраться из этой рутины. Они научились довольствоваться малым и не стремились к большему.

Как-то раз в одной из маленьких гостиниц города поселился путник. Он обратил внимание, что холл украшен прекрасной вышивкой. Хозяйка сказала, что это она в свободное время вышивает и развешивает для украшения.

— Но это так великолепно, это надо показывать людям, — сказал гость. Но она только покачала головой:

— Ну что вы, так каждый может сделать,

— У вас уникальный дар, Вам нужно организовать выставку, люди будут в восторге от Ваших работ.

— Никто не захочет пойти на такую выставку, никто не обратит внимания на меня.

— А вы попробуйте!

Очень убедителен и настойчив был постоялец. И она пошла к соседке с просьбой:

— Только ты умеешь так красиво писать. Сделай, пожалуйста, плакаты, что в холле моего отеля будет выставка.

Соседка тоже долго стеснялась и отнекивалась, но в конце концов согласилась.

Упражнение (25 минут)

Найти в себе уникальные умения (способности и таланты, на которые обращали внимание в детстве, но они, возможно, не были реализованы). Рассказать об этом.

Обсуждение следующих вопросов:

— легко ли было найти в себе способности?

— что чувствовали, пока вспоминали?

— насколько важно для вас иметь этот дар?

Продолжение рассказа

Все жители города после споров и обсуждений нашли в себе уникальные способности, но не знали, зачем они им нужны. Ведь в жизни много сложных ситуаций, в которых эти способности бесполезны. Нужны какие-то другие способы решения. И тут им в голову пришло воспользоваться тем же методом перевоплощения, который они применяли, чтобы научиться легко и непринужденно общаться с другими людьми. И они попробовали.

Упражнение*** (65 минут)

Ведущий. Вспомните (или сочините) ситуацию, которая поставила вас или ваших знакомых в тупик, и вы до сих пор не знаете, как надо было из нее выйти.

Каждый участник коротко рассказывает ситуацию, и группа выбирает три наиболее интересных. Группа делится на три подгруппы. Оглашается первая ситуация, и группам назначаются роли. Первая — коллективный Эркюль Пуаро (чистый разум), вторая — Арнольд Шварценеггер (голые мускулы), третья — классическая мусульманская жена (полная зависимость и несамостоятельность). Каждая группа должна смоделировать выход из ситуации с точки зрения одного из героев. То же самое со следующей ситуацией, группы меняются ролями. То же самое с последней историей, каждая группа должна побывать в каждой роли.

Обсуждение: какие решения в каком случае оказались лучше.

(Перерыв 15 минут)

Продолжение рассказа

Тем временем популярность гостиницы, в которой была открыта выставка, росла и росла. Хозяйкой восхищались, делали ей комплименты. Она стала по-другому одеваться, ездить в другие города, посещать салоны красоты. Выросшие доходы позволили ей начать строительство второй гостиницы.

— Счастливая, — говорили жители города, — ей повезло, вот бы мне такой случай!

— Попробуйте и вы, — отвечала она во время своих все более редких посещений города Невезучих.

— Но у нас не выйдет, мы же не умеем так вышивать.

Упражнение (40 минут)

Ведущий. Предположим, что родители перестали давать вам деньги на карманные расходы или вам их не хватает. Найдите поприще (направление деятельности), где ваш дар (умения, способности) мог бы пригодиться и помочь вам заработать. Расскажите об этом.

Обсуждение:

— много ли вариантов деятельности пришло в голову?

— почему выбрали этот, что чувствуете?

— совпадает ли это направление деятельности с тем, как вы пытаетесь зарабатывать сейчас?

— если нет, то хотелось бы попробовать, если да, то кем еще могли бы стать?

Упражнение (40 минут)

Ведущий. Нарисовать или найти метафору, написать стихи, в общем — в любой форме преподнести атмосферу той деятельности или того коллектива, в которых вы бы хотели себя реализовать. Желательно указать, где вы видите себя в этой картине мира. (20 минут на рисование + 20 минут на рассказ и обсуждение).

ЗАНЯТИЕ 4 Разминка (10 минут)

Назвать черты характера, общую и противоположную с соседом справа. На следующем круге то же самое с соседом слева.

Продолжение рассказа

Случилось так, что рядом с этим городом произошло землетрясение. Дороги к городу были разрушены, порт смыт цунами. И те богатые люди, что давали стабильную работу жителям, потеряли к ним всякий интерес. Жители лишились дохода и должны были срочно искать другие возможности для существования.

Упражнение (30 минут)

Ведущий. Теперь у вас нет возможности «продавать» свои способности, наняться к кому-то на работу. Как бы в такой ситуации вы могли организовать свой бизнес? Использовать свой талант? Найти другие формы и возможности получить работу? Были ли такие ситуации в жизни?

Обсуждение: есть ли разница в ощущениях в реальной жизненной ситуации и сейчас, какая, чем обусловлена?

Упражнение (5 минут)

Ведущий. Вы сейчас услышали, кто и каким бизнесом собирается заниматься. В течение пяти минут вы должны решить, хотите ли предложить кому-то объединиться для занятия бизнесом, или взаимовыгодно объединить под одной крышей различные виды бизнеса, или остаться в своем личном бизнесе. Пожалуйста, договоритесь и обозначьте получившиеся группы.

Упражнение (50 минут)

Ведущий. Через 30 минут вам необходимо представить публике, для которой вы работаете: название фирмы, девиз, логотип (обязательно указать цветовое решение логотипа), вид деятельности, а также сделать радио- и телерекламу вашего предприятия.

Представление полученных результатов и обсуждение: с кем объединялись, почему, кто предлагал идеи для создания фирменного стиля, чьи идеи принимались, что убеждало (20 минут).

(Перерыв 15 минут)

Упражнение (5 минут)

Ведущий. Ваши корпорации разрастались, осваивали новые континенты, укрупнялись, включали в себя все новые виды бизнеса. В конце концов осталось всего две крупные корпорации. Вам сейчас нужно дополнительно объединиться, чтобы получилось две примерно равные по количеству человек команды.

Продолжение рассказа

На Земле природные катаклизмы следуют один за другим. Уже не осталось неосвоенных источников энергии, а освоенные — истощились. Людям грозит гибель. Поскольку ваш город сумел автономно выжить после катастрофы, то именно вас ООН решила послать в космос для поиска новых возможностей существования человечества.

Упражнение (40 минут)

Ведущий. Вы прилетели на обитаемую планету. Вас окружили местные жители. Они настроены достаточно настороженно. Если вам не удастся убедить их в своих добрых намерениях, то вам грозят серьезные неприятности. Никаких доступных вам языков они не понимают. Через 25 минут вам надо вступить в контакт с инопланетянами, расположить их к себе, невербально объяснить им, зачем вы прилетели, чем занимаетесь, чем вы можете быть для них полезны. Пока одна команда показывает свое обращение, другая — играет роль инопланетян. Если инопланетянам что-то непонятно или не нравится, они могут (тоже невербально) выражать агрессию, гнев, раздражение и т.п. Если нравится — приглашать в гости, дарить подарки. Можно издавать различные звуки.

Упражнение (50 минут)

Ведущий. Оказалось, что на этой планете жители не знают цивилизации, климат у них такой, что в еде, одежде, жилищах они не нуждаются. О транспорте, телефонах и прочих атрибутах цивилизации не знают и знать не хотят. Но у них есть много природных источников энергии, ценных металлов и других полезных ископаемых, поэтому вам очень важно организовать здесь колонию, куда постепенно можно будет перевозить землян. Планета огромная, так что места хватит всем. Завоевать их вы не можете. Через 30 минут надо определить, какую совместную деятельность вы можете им предложить, и с помощью рисунков и жестов объяснить им все это. Звуки издавать нельзя.

Общее обсуждение по двум упражнениям:

— что чувствовали, когда приходилось объясняться без слов?

— что легче: когда разрешены звуки и рисунки или нет?

— насколько сложно понять, что же нужно созданию, живущему совершенно в других условиях, с иными потребностями?

В конце дня — обсуждение знаний и навыков, полученных в ходе тренинга. Соответствие ожиданиям, общее впечатление (вместе с последним обсуждением — 30 минут).



ПРИЛОЖЕНИЯ

Пример модификации упражнений

Выбрать себе образ какого-либо известного человека (спортсмена, телеведущего, шоумена), желательно балагура, и от его имени сделать рекламу какому-либо товару, чтобы у вас его купили на улице, хотя он людям не нужен.

При работе с подростками это упражнение можно использовать также для диагностики личности или коллектива. Например, предлагать выбирать образ человека, который симпатичен (снять условие о балагуре или других обязательных чертах). Затем предложить в этой роли разрешить ситуацию, которая является сложной или конфликтной для подростка. Необходимо обсудить, какие черты личности привели к выбору этого человека, что чувствовал, находясь в его роли, сложнее или легче было разрешить конфликт и пр.

Примеры более детального хронометража некоторых упражнений

(В тексте эти упражнения обозначены соответственно символами *, **, ***.)

- *

Шаг 1. Написать десять черт характера, из-за которых людям нравится с вами общаться (5 минут). Листок убрать.

Шаг 2. Написать десять черт характера людей, с которыми вам нравится общаться (2 минуты).

Шаг 3. Разбиться на пары (тройки) и из написанных черт выработать десять общих (3 минуты).

Шаг 4. Объединиться по две-три группы так, чтобы осталось две команды, и внутри каждой опять выработать общие характеристики (3 минуты).

Шаг 5. Сравнить варианты, выработанные группами, между собой (5 минут).

Шаг 6. Сравнить варианты, выработанные группами, с написанными индивидуально (5 минут).

Шаг 7. Каждый отдельно, без огласки, сравнивает черты, привлекательные для общения, выработанные группами, с теми, которые вначале написал как свои привлекательные (2 минуты).

Шаг 8. Обсуждение (15 минут). Всего 40 минут.

- **

Шаг 1. Каждый человек выбирает себе самого отрицательного героя, с его точки зрения, из общеизвестных книг, фильмов, сказок, мультфильмов (5 минут).

Шаг 2. Разбиться на 3–4 группы, выработать в каждой группе общего отрицательного героя (5 минут).

Шаг 3. Каждой группе назвать минимум три характеристики данного героя, за которые его можно:

а) уважать,

б) ценить,

в) хотеть с ним общаться (15 минут).

Шаг 4. Рассказ каждой группы (20 минут).

Шаг 5. Обсуждение (20 минут). Всего 65 минут.

- ***

Шаг 1. Вспомнить (или сочинить) ситуацию из жизни, которая поставила вас или ваших знакомых в тупик и вы до сих пор не знаете, как лучше всего надо было из этой ситуации выйти (5 минут).

Шаг 2. Каждый участник коротко (не более минуты) оглашает ситуацию и группа выбирает три наиболее интересные. Можно оставить другие истории на следующие дни, если тренинг длится долго (20 минут).

Шаг 3. Группа делится на три подгруппы. Оглашается первая ситуация и группам назначаются роли. Одной – Эркюль Пуаро (чистый разум), другой — Арнольд Шварценеггер (голые мускулы), третьей — классическая мусульманская жена (полная зависимость и несамостоятельность). Каждая группа должна смоделировать выход из ситуации с точки зрения одного из героев (2+5 минут).

Шаг 4. Оглашение вариантов (3 минуты).

Шаг 5. То же самое со следующей ситуацией, группы меняются ролями (7 минут).

Шаг 6. То же самое с последней историей, каждая группа должна побывать в каждой роли (7 минут).

Шаг 7. Обсуждение, какие решения в каком случае оказались лучше? (15 минут.) Всего 65 минут.