Главные правила сторителлинга, как создавать истории

FpWfX5bC58A.jpg

17 главных правил сторителлинга: как создавать истории

Чтобы создать цепляющую историю, не нужно становиться профессиональным писателем или сценаристом. Мы разобрались в ключевых принципах, которыми пользуются создатели историй в Disney, Pixar и Голливуде и собрали их в большой ультимативный гид. Сторителлинг — это не сложно. Убедитесь сами!

Что такое сторителлинг Сторителлинг (storytelling) — это умение рассказывать истории. За этим простым на первый взгляд определением кроется много нюансов. Мы все рассказываем друг другу истории и общаемся при их помощи, но вместе с тем не каждый устный рассказ или статья в интернете становятся историей.

Роберт Макки и Том Джерас, авторы бестселлера о сторителлинге «Сториномика», говорят об истории так:

«Так что же такое история? Суть любой хорошей истории, когда-либо созданной и рассказанной людьми, можно выразить тремя словами: конфликт меняет жизнь. Поэтому фундаментальное определение гласит: история — это динамическая эскалация движимых конфликтом событий, которые вызывают значимые изменения в жизни главного героя» Получается, что сторителлинг — это не просто рассказ о каком-то событии. Это создание цепляющих историй, которые захватывают внимание, воздействуют на чувства и эмоции людей. Для хорошей истории важны сразу несколько составляющих — конфликт, герои и мир вокруг них. Разберем их по порядку.

Как рассказать интересную историю

1. Придумать идею

Главное, с чего стоит начинать работу над историей — это идея. Сильная идея помогает связать в одно целое все части истории и донести до аудитории главную мысль. Такая идея учит, показывает и объясняет. Это короткая, но емкая мысль, которая останется в умах людей. Вот несколько знаменитых идей из кино, мультфильмов и книг:

  • настоящая любовь бессмертна (фильм «Титаник»)
  • рядом с друзьями все нипочем (сериал «Friends»)
  • без грусти невозможно понять настоящую радость (мультфильм «Головоломка»)
  • мы в ответе за тех, кого приручили (книга «Маленький принц»)
  • мы никогда не знаем, на что способны, пока не попробуем (серия книг о Гарри Поттере)

Сильные идеи не обязательно должны быть позитивными и жизнеутверждающими. Например, культовый сериал «Доктор Хаус» держится на идее о том, что все люди лгут. Благодаря сильной истории главного персонажа эта идея стала главным лейтмотивом каждого эпизода медицинского сериала.

Герой Хью Лори стал настолько популярным, что в моду вошли трости. Источник: FOX Чтобы научиться замечать сильные идеи и придумывать свои, можно потренироваться находить их в любимых фильмах и книгах. Самые удачные и популярные идеи фильмов обычно короткие и умещаются на один постер или плакат. Попробуйте сделать пару таких при помощи наших шаблонов для плакатов — это займет буквально пару минут.

Это простое упражнение научит смотреть вглубь сильных историй и находить в них главное (а заодно даст повод пересмотреть любимые фильмы!). Лучшие из идей можно заимствовать и переносить в свои собственные истории.

2. Определить аудиторию

Следующий важный шаг — определить, для кого будет история. Лучшие в мире истории универсальны и цепляют людей любого пола и возраста. Такими создают свои мультфильмы студии Disney и Pixar. Благодаря этому подходу ценности из таких историй как Wall-e и «В поисках Немо» близки и понятны большинству людей.

Создать универсальную историю нелегко, и это не всегда подходит для некоторых брендов и рекламных кампаний. Более того, не весь сторителлинг потянет на полнометражный фильм. Многие успешные истории используют обратный прием — они нацеливаются на опыт, проблемы или радости определенной группы людей.

Например, Barbie создали успешную рекламную кампанию, основанную на сторителлинге о воображении девочек. Авторы ролика показали, что в играх девочки не всегда становятся принцессами, и рассказали истории игр нескольких из них. Кто-то стал профессором в университете, кто-то ветеринаром, а кто-то футбольным тренером.


Этот рекламный сторителлинг набрал больше 25 миллионов просмотров, и стал одним из успешных примеров того, как бренды могут доносить важные для своей аудитории ценности через истории.

Чтобы создать интересную аудитории историю, стоит поближе познакомиться со своими слушателями. Для этого помогут самые разные вопросы о жизни, интересах, мечтах и планах, которые можно задать людям напрямую или попытаться представить на них ответ.

3. Придумать героя

Что такое сторителлинг без героя? Для хорошей истории герой так же важен, как сильная идея. Для сторителлинга герой так же важен, как хорошая идея. Это персонаж, с помощью которого аудитория узнает историю. Героя для истории можно найти в реальности или придумать самостоятельно, главное, чтобы он был интересен аудитории и вызывал сопереживание. Авторы «Сториномики» объясняют это так:

«Главный герой должен вызвать сопереживание, но не обязательно симпатию. Разница между сопереживанием и симпатией состоит в следующем: „симпатичный“ означает „тот, кто нравится“ — это дружелюбный, располагающий к себе человек, которого большинство людей из целевой аудитории хотели бы видеть своим другом, членом семьи или соседом. Сопереживание возникает тогда, когда аудитория ощущает некое сходство между собой и главным героем и подсознательно начинает отождествлять себя с ним.»

Чтобы создавать таких персонажей, сценаристы пользуются разными способами. Кто-то пишет биографию героя, кто-то собирает списки из внешних и внутренних качеств.

Есть два популярных и действенных способа придумать героя — это мысленно застрять с ним в лифте и представить, что берете у него интервью. Первый метод позволяет представить характер и поведение героя в неожиданной ситуации. Что бы сделал ваш герой, окажись он в запертой кабине лифта? Может быть, он стал бы кричать, бить руками в дверь и вызывать экстренные службы или потратил бы это время на чтение книги?

Второй способ с интервью дает возможность узнать героя поближе в спокойной обстановке. Представьте, что разговариваете с героем в приятном тихом местечке и попытайтесь разузнать как можно больше интересных подробностей его жизни: где он родился и вырос? С кем дружил? О чем мечтает?

Хороший персонаж похож на настоящего человека: у него есть свои достоинства и недостатки, его легко узнать по внешнему виду. Например, один из самых сильных персонажей «Пиратов Карибского моря» капитан Джек Воробей изначально задумывался создателями фильма как второстепенный герой. Но Джонни Депп сделал его центром внимания благодаря тому, что заимствовал яркие черты и повадки для персонажа у гитариста группы Rolling Stones Кита Ричардса.

4. Понять, что нужно герою

Желания и потребности героя помогают сформировать его характер и понять мотивацию. Мотивация героя позволяет ему двигаться вперед, это топливо для сторителлинга.

Простой вопрос «Чего хочет герой?» помогает сразу начать практиковаться. Для тренировки этот вопрос можно задать любым известным героям литературы и кино:

Чего хочет Джек Воробей? —— Вернуть Черную Жемчужину. Чего хочет Питер Пэн? —— Никогда не взрослеть. Чего хочет Джеймс Бонд? ——Победить злодеев.

В хороших историях желания героев часто противоречат их потребностям. Благодаря этому истории становятся интереснее, а персонажи — более живыми. Часто на таком конфликте строится вся история. Так произошло в «Корпорации монстров», где главный монстр Салли хочет повышения в корпорации, но история разворачивается так, что он осознает свою главную потребность — в дружбе с девочкой Бу.

Первые встречи Салли с Бу вовсе не были приятными. Источник: IMDB Придумать желания и потребности героя можно при помощи пирамиды потребностей Маслоу, которую часто используют в сторителлинге писатели и сценаристы. Суть теории Абрахама Маслоу в том, что обычно люди удовлетворяют первым делом самые основные потребности, например, в пище и безопасности, а затем более сложные нужды — в любви, принадлежности и уважении.

Источник: Википедия Юрген Вольф, автор книги «Литературный мастер-класс», советует пользоваться пирамидой Маслоу при помощи вопросов:

«Подумайте, на каком уровне пирамиды Маслоу находится в начале произведения ваш герой. Насколько он доволен сложившейся ситуацией? Желает ли он добиться чего-то большего? Подумайте, как развитие сюжета влияет на героя: будет ли он перемещаться вверх или вниз по пирамиде? Насколько ваш герой несет ответственность за происходящие с ним изменения? Как он к ним относится? Что он делает, чтобы противостоять им или ускорить их?»

5. Придумать мир

Когда идея, герой и его потребности готовы, можно придумывать мир, в котором существует герой. Мир — это всё окружение героя, набор правил и ограничений, которыми мы руководствуемся в этой истории. Иногда мир — это временной отрезок, в момент которого происходит история.

Миры могут быть любыми, от реально существующих до магических с вымышленными живыми существами и совершенно другими законами физики. Придумать интересный мир помогает вопрос «А что, если?» и поиск самых необычных ответов на него.

Иногда у авторов получаются такие объемные и детализированные миры, что они сами по себе становятся произведениями искусства. Так произошло с мирами из романов «Властелин колец» Джона Толкина и «Игрой престолов» Джорджа Мартина. В этих романах есть детализированные карты миров с народностями, продуманные традиции каждого из народов и даже эпос для них.

Такую настенную карту Вестероса можно купить на Amazon Миру не обязательно быть очень сложным. Для начала подойдет обычный сеттинг, описание обстановки, в которой происходит действие и существует герой. Чтобы потренироваться, можно описать свой собственный мир: дом, улицу, город и людей, которые его наполняют — друзей, знакомых и просто прохожих.

6. Придумать логичную структуру

Структура — это краткое содержание того, как развивается история персонажа в мире. Мы все используем структуру, когда хотим пересказать события или содержание книг и фильмов.

Структура помогает навести порядок в истории и превратить сторителлинг в законченное произведение. Это такой каркас, на который можно добавлять нужные события и героев, и избавляться от лишнего.

Чаще всего при разговоре о структуре сюжета можно встретить термин трехчастной структуры. Проще говоря, это начало истории, середина и конец. На первую часть обычно приходится введение и начало истории, во второй рассказываются все главные события, а третья показывает аудитории результат этих событий и дает выводы о них.

Создатели мультфильмов студии Pixar в курсе по сторителлингу рекомендуют пользоваться развернутым вариантом трехчастной структуры:

  • Однажды...
  • Каждый день...
  • До тех, пор пока однажды не произошло...
  • Из-за этого...
  • Из-за этого...
  • Из-за этого...
  • И вот наконец...
  • И с тех пор...

Мораль этой истории — Если дополнить эти предложения действиями героев и событиями, можно создать интересную структуру для сторителлинга, действие в которой будет развиваться по нарастающей и приведет к кульминации и интересной развязке. Такой метод подойдет для придумывания художественных и развлекательных историй.

В случае, если сторителлинг основан на реальных событиях, может помочь более простая схема структуры, которой пользуются в журналистике — метод пяти «W»:

  • Who — кто сделал
  • What — что сделал
  • When — когда сделал
  • Where — где это произошло
  • Why — почему это произошло

Ещё для создания структуры истории можно пользоваться готовыми шаблонами сюжетов из мира драматургии. В своей книге «The seven basic plots: why we tell stories» журналист Кристофер Букер называет семь основных типов сюжетов, которые столетиями кочуют из одних великих историй в другие и не перестают увлекать публику:

Преодоление монстра. Это истории побед над невзгодами несмотря на сложности. Преодоление монстров учит добиваться целей и не бояться поражения. Этот тип истории используется в «Аватаре» и «Звездных войнах». Из грязи в князи. Это почти все истории становления великих личностей и истории неожиданной удачи, которая оборачивается для героя испытанием. Примеры — Золушка и «Волк с Уолл-Стрит». Перерождение. Это история превращения отрицательного героя в положительного. Отличный пример — мультфильм «Гадкий Я». Путешествие и возвращение. В этих историях герои попадают в новые для себя миры и преодолевают трудности, пытаясь вернуться домой. Так было у Алисы в стране чудес, в «Волшебнике страны Оз» и многих других историях.

Приключение. В этом типе истории герой проходит квест, преодолевая разные препятствия и искушения на пути к цели. Это история Фродо из «Властелина колец» и истории всех главных героев из «Игры Престолов». Комедия. Обычно это легкая и беззаботная история, основанная на недопониманиях и несуразице, которая хорошо кончается. Такой формат отлично подходит для рассказа романтических историй и небольших кейсов. Примеры — сериалы «Теория Большого Взрыва» и «Друзья». Благодаря Мэтту Леблану шутки Джо стали известными на весь мир. Источник: IMDB Трагедия. Это истории негативных персонажей и их падения. Обычно к концу истории к главному герою приходит понимание его ошибок и раскаяние, но оказывается слишком поздно. Известный пример трагедии в литературе — роман Дориан Грей.

7. Создать завязку

Завязка, или инициирующее событие — это тот момент в истории, который нарушает равновесие в жизни героя и заставляет его действовать. Чаще всего это какое-то неожиданное и неприятное событие, например, поломка автомобиля в канун поездки или потеря ключей по дороге домой.

Завязка в любой истории выполняет роль постановки проблемы. В момент завязки у аудитории должен появиться вопрос «Чем в итоге все закончится?» и любопытство узнать конец истории. Например, завязка почти каждого фильма из серии «Пираты Карибского моря» — это попытка возврата Черной Жемчужины.

Джек Воробей пойдет на любую хитрость ради своей цели. Источник: Disneyplus Иногда завязки в истории приносит сама жизнь, их не нужно искать, остается только рассказать о них. Но в случае, если завязка нужна, придумать ее поможет конфликт в истории.

8. Найти конфликт

Если спросить любого писателя о том, что такое сторителлинг, то он сразу же начнет рассказывать про конфликт. Конфликт — это главное противоречие, с которым сталкивается герой, и которое мешает ему добиться желаемой цели. Без конфликта не получится создать историю.

Драматурги выделяют три основных вида конфликта:

  • человек против общества
  • человек против себя
  • человек против стихии.

Конфликт, в котором герой противостоит обществу — это сторителлинг о контрасте характеров, ценностей и идей. Такие конфликты захватывают внимание, потому что близки и понятны каждому из нас. Все мы однажды кому-то противостояли, и в процессе этого многое узнавали о себе самих. Так же было с героями книг Джоан Роулинг, поэтому они стали близкими друзьями для миллионов детей во всем мире.

Игра в Квиддич почти заменила многим детям дворовый футбол. Источник: IMDB Во внутренних конфликтах герой борется с неразрешимыми на первый взгляд противоречиями внутри себя самого. Истории с такими конфликтами по-настоящему сложные и захватывают внимание с первых минут. Хороший пример внутреннего конфликта — это история Фродо, который сражается со своей волей на протяжении почти всей истории «Властелина колец»

Конфликт человека и стихии — это основа практически всех фильмов об апокалипсисе и космических саг. Благодаря стихии интерес аудитории не утихает до самого конца.

Придумывать конфликты нелегко, но вот несколько простых трюков, которые помогут создать интересный конфликт:

Добавить абсолютного злодея, с которым будет бороться главный герой. Например, такой подход используется в сказке «Снежная королева» Не дать герою смириться с ситуацией, как в истории Красавицы и Чудовища Столкнуть нос к носу два разных характера, как в мультфильме «Том и Джерри»

9. Продумать препятствия

После завязки истории самое время дать героям как следует попотеть на пути к цели. Препятствия помогают раскрывать характер персонажей, добиваться от них важных для хода истории поступков и держат аудиторию в напряжении до самого конца.

Важно, чтобы все препятствия в истории были сложными, но выполнимыми, иначе интерес к истории пропадет. К примеру, нет смысла заставлять детей строить космический корабль, но можно представить, что им нужно построить песчаную крепость, чтобы победить соперников.

Препятствия — это вторая из трех частей структуры в сторителлинге. Препятствий может быть несколько или одно, главное, чтобы они подталкивали героя к решению проблемы, учили и развивали его.

Полоса препятствий — это не обязательно большой жанр и сложный жанр. Иногда такие сюжеты можно рассказать за пару минут. Например, в музыкальном клипе группы Blur пакетик молока разыскивает одного из участников группы и по пути сталкивается с разными опасностями и даже успевает влюбиться и пережить пару трагедий:


10. Придумать кульминацию

Все препятствия приводят героя к кульминации истории — главному решению или событию, которое меняет все. Это может быть победа в финальной битве над злодеем, осознание истинных чувств, спасение от проклятья или возвращение героя домой.

Кульминация — это высшая точка напряжения в истории, самый яркий и запоминающийся момент. Она отвечает на вопрос «Чем же все закончилось» из первой части структуры сюжета.

Сторителлинг в кульминации должен быть эмоциональным и захватывающим, ведь это то, чего аудитория ждала с самого начала. Чаще всего это какое-то конкретное действие героя, его поступок, который показывает аудитории его трансформацию.

Например, в «Красавице и чудовище» кульминация — это момент превращения зверя в прекрасного принца, а в «Анастасии» — воссоединение принцессы с семьей.

Создать сильную кульминацию можно только заранее зная, чем завершится сюжет. Этот момент лучше всего придумывать уже на этапе конфликта, идеи или героя.

Например, в этой рекламной истории от Chanel героиня Одри Тоту пытается встретиться с незнакомцем из поезда, и в кульминации он сам ее находит:


11. Не забыть о концовке

Конец истории — это не только разрешение всех конфликтов и логическое завершение повествования, это еще и способ рассказать об уроках и опыте, которые извлекли герои в процессе.

Вот, что говорит Юрген Вольф в «Литературном мастер-классе» о хорошей концовке:

«Хорошая концовка доставляет читателю удовлетворение: мы чувствуем, что завершили путешествие там же, где начинали его, но теперь понимаем гораздо больше. Это компонент многих примеров путешествий героев: герой возвращается домой с добычей, в процессе изменившись к лучшему. Именно эти изменения порой и составляют настоящую добычу, а сокровища — это только предлог для совершения путешествия.»

Главное правило хорошего конца в сторителлинге — постараться сделать развязку логичной и основанной на поступках героев.

12. Рассказывать о том, что близко

Как бы хорошо ни была структурирована история, ничто не сделает ее более захватывающей и привлекательной для других людей, чем личный опыт и переживания автора.

Многие режиссеры, сценаристы и писатели нашли вдохновение для своих лучших историй в событиях из детства и своей обычной жизни, а иногда и из других книг и фильмов, которые чем-то отозвались в душе авторов. Например, Харуки Мураками пишет о памяти как о главном мотиваторе для творчества:

«Думаю, память — главное преимущество человеческих существ. Это своего рода топливо; она горит и согревает. Моя память — это шкаф со множеством ящичков. Когда я хочу снова стать тринадцатилетним мальчиком, я открываю один из шкафчиков и вижу пейзаж, который запомнил, когда был в детстве в Кобе. Я вдыхаю тот воздух, трогаю ту землю, вижу зелень деревьев. Вот почему я хочу писать книги.»

Натолкнуть на идею для истории может и обычная работа, вокруг которой всегда происходит много интересного и появляются необычные люди.

Собирать идеи, фотографии, зацепки и вдохновляющие моменты можно при помощи мудбордов. Этот инструмент сам по себе может похож на сторителлинг, но в случае с большими историями может стать удобным способом организованно хранить эмоции и впечатления. Попробуйте создать свой первый мудборд по любимому фильму или книге при помощи бесплатных шаблонов Canva, это очень просто.

Еще один способ собрать все идеи воедино — ментальная карта. Читайте нашу большую статью по майндмэппингу и запасайтесь лайфхаками!

13. Использовать разные форматы

Сторителлинг это искусство и процесс одновременно, поэтому не стоит озадачиваться какими бы то ни было строгими правилами и рамками. Если история получается интересной, значит, цель достигнута! И неважно, что это — плакат, комикс, фильм, серия фотографий или захватывающий текст.

Попробовать создать свою первую историю в виде фотографий можно с помощью наших шаблонов для фотоколлажа:

Если интересуетесь тем, как создавать классные фото самостоятельно — добро пожаловать в нашу статью мастер-класс от лучших фотографов мира.

14. Учитывать мнение с разных сторон

Сторителлинг — это отличный способ рассказать историю с разных сторон и показать ситуацию глазами разных персонажей. Благодаря этому сторителлинг часто используются в журналистике и документальном кино.

В случае, когда точек зрения несколько и это важно для повествования, можно дать голос тем, кто лучше разбирается в сути истории — очевидцам, экспертам или пользователям продукта.

Нигерийская писательница Чимаманда Нгози Эдичи всю жизнь сталкивается с шаблонами и предрассудками разных культур друг о друге, и рассказывает в короткой лекции о том, почему это плохо и как с этим бороться при помощи искусства и сторителлинга:

Узнать мнение окружающих об истории поможет обратная связь. Покажите вашу историю близким и хорошим знакомым и попросите их описать свои мысли и впечатления от нее. Спросите, понятна ли главная идея, вызывают ли сопереживание главные герои? Собранный таким образом фидбек поможет найти ошибки и нестыковки в сторителлинге и улучшить его.

15. Избавиться от перфекционизма

Перфекционизм не помогает ни в одном деле, и он точно не помогает создать интересную историю. Сторителлинг — это процесс ошибок, развития и познаний, и ни один писатель или творец не создавал свои знаменитые произведения с первого раза. Из ошибок и случайностей можно извлечь массу опыта и вдохновения!

Практикуйтесь и не бойтесь создавать несовершенные истории, возможно, что именно в них получится вложить больше всего жизни и смелых идей.

16. Не бояться провала

Неудачи случаются в любом деле, а сторителлинг — это прекрасный плацдарм для ошибок.

Не страшно, если первые опыты в сторителлинге окажутся не такими захватывающими как хотелось бы. Создавать и рассказывать разными способами интересные истории — это большой навык, который требует отработки.

17. Начать с малого

Чтобы преодолеть страх пустого листа, можно начать осваивать сторителлинг с уже знакомых или небольших жанров — заметок, фотоисторий или даже презентаций, с которыми помогут наши шаблоны:

попытаться определить в них структуру, главную идею и набор характеристик персонажей. Еще можно отправиться за вдохновением в лучшие музеи мира, которые к тому же теперь доступны онлайн, об этом читайте в нашем отдельном гиде.

Важно помнить, что сторителлинг это только один из многих инструментов общения с аудиторией, и вовсе не обязательно использовать его постоянно. Хорошие истории объединяют и развлекают людей, поэтому пусть они станут приятным дополнением как для вас, так и для вашей аудитории.

  • Что стоит запомнить
  • В любой истории должна быть главная идея.
  • Рассказывайте о том, что близко вам самим.
  • Не бойтесь разных форматов и ошибок — мастерство приходит с практикой.
  • Не забывайте про структуру и главных героев — они помогут привлечь и удержать внимание аудитории.