Гиперактивный ребенок

10810297YSZm.jpg

Портрет гиперактивного ребенка

Дефицит активного внимания:

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети.
  4. Очень говорлив.

Импульсивность:

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.


Вы, конечно, видели таких мальчиков: небрежные, невнимательные к деталям, не слушают собеседника, но постоянно перебивают его, отвечают на еще не заданный вопрос, не умеют планировать, уклоняются от решения задач, требующих длительного внимания, легко отвлекаются и переключаются на решение других проблем, забывают и легко теряют вещи.

Такие дети импульсивны, всегда трудно предугадать, что они намереваются предпринять, непоседливы, оппозиционны в отношениях с вожатыми и сверстниками.

Невнимательность, импульсивность и гиперактивность – вот психологический портрет ребенка, чаще всего (1:4) мальчика, страдающего так называемым синдромом дефицита внимания с (или без) гиперактивностью (СДВГ).

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4—9% младших школьников. А это значит, что в отряде, где в среднем 25—27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка. С проявлениями гиперактивности вожатые могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка в лагере. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям — свету или шуму.

Ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца вожатого или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.

Неслучайно говорят, что к таким детям «словно прикрепили моторчик», и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма. К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка.


Отмечено, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать. Кроме того, исследования показали, что гиперактивные дети зачастую испытывают трудности с письмом и речью, произнесением сложных слов, скороговорок.

Вожатые нередко испытывают трудности при общении с гиперактивными детьми. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание ребенка – увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности. Другие избирают путь вседозволенности и предоставляют ребенку полную свободу действий. При определении оптимальной линии поведения с ребенком вожатые часто теряются.

Конечно, разные ситуации требуют разных решений. Но в первую очередь вожатые должны понять, что это дите столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому эмоциональные всплески вожатых – нападки, ругань и угрозы — могут только навредить.


Ряд общих рекомендаций

Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов.

Не стоит давать несколько заданий сразу. Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание. Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее — за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания напомнить. Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя».

В случае нервозности ребенка может помочь следующий тактильный прием - подзываешь к себе и проводишь ладонью по лицу ото лба и вниз – имитируешь - как вода стекает, а затем сразу обоими ладонями по плечам и вниз до его кистей рук (руки у него при этом должны свободно провисать) также - как вода стекает. Правда, этот последний вариант не при истериках, а просто когда дите нервное-разгоряченное – для снятия лишнего напряжения у него.


Вожатому гиперактивного ребенка

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Вожатые гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение такое ребенка. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Уверенность вожатого в том, что окружающие дети не отвергают этого ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять его. Если вожатый или воспитатель встретят родителей этого ребенка не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости. И увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не упреками, а нежностью и улыбкой.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому вожатым следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Если ребенок в чем-то неправ, вожатым не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.


Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!


В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах. Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Если в лагере работает психолог, то обращение к нему за помощью желательно. Это поможет более грамотно справиться с проблемой гиперактивности ребенка.


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА для выявления синдрома дефицита внимания у детей

Инструкция: отметьте плюсом, пожалуйста, те пункты, которые характеризуют поведение ребёнка:

  • наблюдаются беспокойные движения в стопах;
  • не умеет сидеть спокойно на месте, когда это требуется;
  • легко отвлекается на посторонние стимулы;
  • нетерпелив, не умеет дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (мероприятия в лагере, экскурсии и др.);
  • не умеет сосредоточиться: на вопросы отвечает часто не задумываясь, не выслушав их до конца;
  • испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий;
  • с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
  • часто переходит от одного незавершенного действия к другому;
  • не умеет играть тихо, спокойно;
  • болтлив;
  • мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);
  • нередко складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;
  • часто теряет вещи (игрушки, карандаши, книги, одежда и др.);
  • способен совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях;

Оценка результата: основанием для диагноза синдрома дефицита внимания является наличие у ребенка 8 из 14 симптомов, которые наблюдаются в течение последних шести месяцев.


Рекомендации вожатым гиперактивных детей

Самые шумные и подвижные, легковозбудимые и невнимательные – эти дети, несмотря на свою активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и к новым людям. В свою очередь, и окружающие нелегко приспосабливаются к ним. Трудности адаптации таких ребят связаны с несоблюдением правил проживания в лагере, дерзостью и озорством, упрямством и несговорчивостью, эмоциональными перепадами в настроении, обидчивостью и впечатлительностью. Руководители детских коллективов часто называют их «неуправляемыми». И это можно понять. Гиперактивные, эмоционально неустойчивые дети действительно трудно поддаются контролю и не выносят давления.

Подавлять чрезмерную активность ребят или лишать их возможности много двигаться было бы слишком сурово и неэффективно. Более целесообразно направить энергию в нужное русло.

Подвижным, непоседливым детям нравятся спортивные игры, где ждать недолго и действия быстрые, такие как футбол, каратэ, спортивные эстафеты. Им может быть приятно выполнять поручения, где требуются ловкость и быстрота, например, отрядные «связные».

Часто упускаемый организаторами момент – энергичные ребята как бы занимают много места. Это важно учитывать, выбирая помещение для группового занятия или работы. Нехватка пространства является причиной конфликтных ситуаций.

Кроме того, важно помнить, что «сидячие» занятия или, например, поездки нужно прерывать с целью разминки. Так, гиперактивный ребенок может реализовать свою потребность в движении и высвободить энергию приемлемым способом. Не всегда удается направлять гиперактивных детей, используя лишь слова. Есть риск быть не услышанным. Поэтому важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением.

Если говорить, смотря ребенку в глаза и придерживая за плечо или за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать.

Что касается соблюдения правил проживания, то подвижному и невнимательному ребенку необходимо ясно и точно донести сведения о распорядке дня, убедиться, что он их запомнил. За несколько минут до смены деятельности об этом нужно предупредить, чтобы у ребенка был запас времени для переключения.

Если же такие ребята все же не выполняют каких-либо значимых требований, важно настойчиво и последовательно напоминать об обязательности их выполнения. Рано или поздно терпение будет вознаграждено.

Чтобы не возникало проблем с эмоциональными перепадами у впечатлительных детей, взрослые должны беречь их от перегрузок и учитывать обостренную чувствительность возбудимых ребят к внешним раздражителям: шуму, свету, запахам, эмоционально насыщенным событиям.

Рекомендуется вовремя замечать, когда ребенок утомлен, и ограждать его от лишних впечатлений, уменьшить возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься.


Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.

  1. Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
  2. Определите правила. Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
  3. Повторяйте указания. Записывайте указания. Проговаривайте их. Людям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.
  4. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.
  5. Установите границы. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.
  6. Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно.
  7. Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
  8. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют.
  9. Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
  10. Расслабляйтесь. Дурачьтесь. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. "Воздействие" на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет.
  11. Однако, остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это, в первую очередь, предотвратить его.
  12. Используйте трюки для улучшения памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.
  13. Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.
  14. Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно. Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.
  15. Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра. Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой. Держите ребенка во времени, указывайте на вещи, которые надо сделать, по мере того, как вам нужна его помощь.
  16. Повторяйте, повторяйте, повторяйте. При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.
  17. Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения". Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся.




Смотреть также...

  1. Игры для терапии гиперактивных детей
  2. Три мишени
  3. Занятие по организации взаимодействия вожатых с гиперактивными детьми
  4. Игры для гиперактивных детей
  5. Игры для гиперактивных детей 2
  6. Стойкий оловянный солдатик
  7. Непоседы-живчики
  8. Практические советы вожатому


Ссылки