Все что нужно знать вожатому

Материал из Летний лагеря
Версия от 11:08, 2 июня 2022; Vvk (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
UOm3uFCpO.jpg

Все что нужно знать вожатому. И не важно, вожатый ты в школе или в лагере)) Прекрасное время — летние каникулы. Мы знаем, они даны нашим ребятам для отдыха. Но отдых отдыху рознь. Есть отдых, который укрепляет сознательность и физическое состояние ребенка, а может быть и такой отдых, от которого устаешь и глупеешь.

Большая летняя перемена дана нашим ребятам для накопления здоровья, физической силы, ловкости, мужества. Но не только… Летние каникулы — время нравственного и духовного обогащения, проба своих трудовых возможностей в совместной работе со взрослыми, время ярких впечатлений, самостоятельного творчества, активного познания нового в природе, в окружении, в себе.

Вожатый!

Где бы ты не оказался летом, в загородном ли оздоровительном лагере, в походе или на экскурсии с ребятами, будешь ли руководить дворовой ребятней, твоей главной заботой останется — организация содержательной, позитивной, романтичной жизни детского коллектива.

Мы предлагаем Вам, организаторам летнего отдыха детей, некоторые рекомендации, советы, конкретные формы работы с детьми.

Основные качества организатора детского досуга:

· любовь и понимание детей;
· высокий уровень культуры;
· умение заинтересовать и увлечь идеей, делом;
· коммуникативность и общительность.

Принципы работы в оздоровительном лагере:

· внимание и уважение к личности ребенка;
· создание атмосферы взаимопомощи и доверия;
· оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности;
· разумное сочетание и взаимосвязь игровой, познавательной, спортивной, духовной, трудовой, художественной деятельности;
· обеспечение творческого характера каждого вида деятельности.

Главные компоненты успеха коллективно-творческого дела, конкурса:

· интересные задания;
· яркое оформление;
· музыкальное сопровождение;
· находчивый ведущий;
· компетентное жюри;
· творческие помощники;
· эмоциональные зрители;
· призы, награждение;
· наибольшее количество участников.


УТРО каждого дня держится НА ДВУХ КИТАХ:

  • Быстрое выполнение режимных моментов (зарядка, завтрак,игры).
  • Внесения разнообразия в выполнение режимных моментов (организация игр-конкурсов,подготовка отрядного дела и др.)


План работы отряда. Что такое план?

План — это хорошо продуманная программа действий коллектива. План нужен вожатому, чтобы четко осознать цель и задачи воспитания, вдумчиво отобрать содержание и средства, организационные формы работы. План поможет вожатому избежать суеты, неразберихи, неудач, приобрести уверенность в себе.

Вожатый! Проведи до начала смены предварительное планирование. Можно составить план-сетку, план-график, план-список. Очень важно еще до встречи с детьми продумать основные мероприятия и дела смены. Надо познакомиться с программой лагеря, планом работы лагеря прошлых лет. Собрав необходимую информацию, можно приступать к планированию, но это только первый этап работы.

Следующий этап — это коллективное планирование деятельности (совместно с детьми) Степень привлечения детей к планированию зависит от их возраста. Нельзя идти на поводу у ребят, включая в план только развлекательные мероприятия.

В центре любого дела должна быть забота об окружающих. Многое зависит от тебя,вожатый, твоего умения увлечь ребят, заинтересовать делом, убедить, «заразить» своими идеями.

Сбор, посвященный планированию, принято проводить в последний день организационного периода.

На этом сборе утверждается и принимается план работы на смену. До сбора коллективного планирования необходимо провести подготовительную работу:

· Выяснить тематику смены, является ли она профильной.
· Определить цели и задачи смены. В этом тебе помогут начальник лагеря, старший вожатый, старший воспитатель.
· Изучить детей отряда, их интересы и склонности, потребности, уровень развития, связи и отношения в детском коллективе.
· Поместить в уголок отряда «Ящик предложений», «Банк идей», «Копилку интересных дел», «Каталог идей», либо стенд «Твои предложения в план», куда ребята смогли бы внести свои предложения.
· Можно провести анкетирование по изучению желаний, интересов, способностей детей, но надо помнить: чем больше вопросов в анкете, тем меньше шансов получить правдивую информацию.

ПРИМЕР: Одной из формой коллективного планирования может стать игра «Аукцион идей» (игра проводится по форме аукциона). «Товар» — это дела, которые предлагаешь ТЫ (вожатый), «деньгами» служат фантики, камешки. Те дела за которые заплатили больше «денег», войдут в план работы. Представляя каждое дело, ты даешь ему характеристику.

План работы отряда на месяц. План работы необходимо красочно оформить (в каждой клеточек плана-сетки можно нарисовать или приклеить тематическую картину) и поместить в отрядном уголке.

Организационный период можно завершить сбором «Рождение отряда»

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ, на которые следует обратить вожатому при составлении плана работы:

1) безопасность всех мероприятий;

2) учет возрастных особенностей детей;

3) учет географического положения и климатических условий (когда солнечная или дождливая);

4) достаточное количество оборудования в лагере;

5) распределение кульминационных моментов в течении смены и дня с учетом индивидуальных особенностей детей;

6) не более одного большого дела в день под ответственность отряда;

7) моделирование и создание ситуации успеха как личности, так и отряда, лагеря в целом;

8) возможность при необходимости выйти из дела без ущерба для остальных.

Технология подготовки отрядного дела. Отрядное дело — конкретное дело, проводимое в рамках отряда.

Целью отрядных дел является развитие личности, формирование, укрепление, объединение отряда.

В структуре отрядной работы отрядное дело занимает одно из значимых мест.

На организационном сборе отряда и на сборе планирования ребята пытаются ответить на вопросы: «Как мы будем жить?», «Что мы будем делать?» «Как будем делать?». При решении этого последнего «как» ребята и учатся мыслить, прежде всего, с позиций реальных организаторов, и чем больше ребят будет вовлечено в этот процесс, тем в большей мере мы приблизимся к цели развития инициативы и самодеятельности каждого ребенка.

В каком случае отрядное дело будет по-настоящему интересным, полезным, значимым? Тогда, когда его предложили сами ребята. Сами придумали, подготовили и провели. Только при таком подходе реализуется один из главных принципов самоуправления, который мы называем:

«Четыре сами»:

Сами планируем,

Сами готовим,

Сами проводим,

Сами анализируем.

Как же сделать, чтобы в подготовку дела были задействованы все желающие ребята, чтобы всем было интересно? Чтобы не только вожатый или определенная группа активных ребят в отряде организовывали все дела?

Чтобы все ребята принимали самое живое участие в реализации отрядных планов, подготовке и осуществлении задуманного? И практически каждый подросток приобрел организаторский опыт?

Дорогой друг! Для этого существует несколько способов-методов подготовки дел.

Инициативная группа — это временный организаторский орган коллектива, но состоящий из числа добровольцев, изъявивших желание взяться за организацию какого либо дела; чаще всего это подготовленные, компетентные дети, достаточно грамотные в данном вопросе, те, которые хотят поделиться своими знаниями с другими детьми. Главные условия для создания группы:

— сами пишут сценарий;
— сами организуют и проводят дело;
— сами анализируют.

Таким образом, в инициативную группу по подготовке какого-либо отрядного дела входят ребята, которые предложили провести это дело, и сами хотят принять участие в подготовке такого дела, интересуются этим вопросом, хотят больше узнать по тому или иному направлению, хотят поделиться своими знаниями с ребятами.

В инициативную группу входят желающие: и те, кто достаточно грамотен в данном вопросе, и те кто просто хочет принять участие в подготовке дела, попробовать себя. Поэтому вожатому необходимо проконтролировать, чтобы поручения в группе были распределены с учетом знаний, способностей и возможностей каждого участника группы.

2. Творческая группа — это тоже временный коллектив, наиболее подготовленных, грамотных ребят. Формируется, как правило, в тех случаях, когда нужно иметь способности, определённый опыт и специальные знания, а также уметь регулировать работу (например, подготовить литературно-музыкальный вечер, познавательно-творческих дел, спортивно-туристических и т.д.)

Творческой группе поручается от начала до конца разработать дело целиком или часть дела. Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости назначать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых. В этом и состоит отличие творческой группы от инициативной группы.

Этапы работы творческой группы:

L— группа разрабатывает подробный сценарий дела;
— распределяет поручения, задания микрогруппам в отряде, отдельным ребятам по подготовке дела;
— корректирует действия ответственных за подготовку отрядного дела;
— проводит дело;
— анализирует дело, подводят итоги своей работы совместно со всеми ребятами отряда.

3. Совет дела — группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.

В отличие от творческой и инициативной группы, функции совета дела намного обширней и сложней.

Совет дела:

— привлекает к творчеству, проведению дела всех ребят отряда;
— разрабатывает конкретный сценарий дела;
— организует подготовку и проведение дела, распределяет поручения между всеми членами отряда;
— контролирует выполнение поручений, помогает тем, у кого сложнее всего идет работа, рассказывает об интересных находках для того, чтобы уже в ходе подготовки совершенствовать задания;
— руководит выполнением задуманного, координирует действия ответственных;
— анализирует проведенное дело со всеми ребятами отряда.

При таком способе работы все ребята — члены микрогруппы ( не менее 4-6 чел) подчиняются тому, кого выбрали в совет дела и кто регулирует взаимодействие их группы с другими в коллективной деятельности. Совет дела дает возможность каждому внести свое предложение в общее дело, каждому поучаствовать в исполнении, чем он и отличается от инициативной и творческой групп.

Вожатый! Обрати внимание! Обычно советы дел (также, в принципе, как и творческие группы) выбираются, формируются на сборе - планирования отряда.

Сколько дел ребята захотят провести в смене — столько может быть и советов, творческих групп, которые могут работать параллельно.

По окончании дела совет, творческая или инициативная группа прекращают свою работу

В своей практической деятельности каждый вожатый может использовать и другие варианты, способы подготовки дел. Но всегда нужно помнить:

— общее мнение вырабатывается из предложений каждого;
— соблюдение принципа формулы «Четыре сами», которая дает возможность развивать инициативу и самостоятельность подростков;
— отрядные дела могут быть самые разные, но все они должны соответствовать возрасту, знаниям и интересам ребят;
— обязательным для каждого из вариантов подготовки дел должен стать анализ проведенного дела, когда все ребята отряда размышляют над удачами, ошибками и определяют для себя перспективы, планы на будущее, программу последействия.

Схема проведения анализа дела с отрядом: Поблагодарить (найти за что, даже если дело было «провальным»):

— Что было хорошо и что понравилось?
— Какие были интересные находки?
— Как сработала группа (группы)?
— Как дело сработало на отряд, чем дело было полезным для отряда?
— Кто по-новому, с неожиданной стороны раскрылся?
— Чему научились при проведении дела?
— Смогу ли я провести подобное дело у себя в другом лагере, в школе или ином объединении..

2. Выявить ошибки и неудачи:

— Что не получилось и почему?
— Недостатки дела?

Необходимые компоненты успеха любого дела:

— интересные задания;
— красочное оформление;
— музыкальное сопровождение;
— находчивый ведущий;
— компетентное жюри;
— эмоциональные зрители;
— исполнительные помощники;
— подготовленные участники;
— призы для победителей.

Главное для вожатого — не просто обучить ребят, что делать и как, а воспитать уважение каждого к каждому, помочь осознать собственную ответственность за порученное дело, научить критически оценивать свои поступки, не обижая грубыми словами своих подопечных.


Как проводить игры круто? Сейчас расскажу!


1. Основное «оружие» каждого вожатого — игры. Уважающий себя и опытный вожатый знает их огромное количество на все случаи жизни, для всех возрастов и всех настроений. Но речь у нас пойдёт не о самих играх, а о том, как их хорошо, интересно и каждый раз свежо проводить. Сегодня я тебе расскажу по шагам, что нужно сделать, чтобы игра прошла круто. Не пугайся, шагов будет много, но на практике они пролетают буквально за минуту!

2. Выбор игры. Я могу знать десятки, сотни и тысячи игр. Они могут быть бесконечно крутыми и идеальными.

Как проводить игры круто?, изображение №1 НО! Всё это ничего не стоит, если мне самой не нравится игра, которую я хочу провести. А вот если ты всей душой любишь какую-то игру, то и пройдёт она гораздо круче, ведь ты сам покайфуешь от её проведения! Поэтому у меня всегда есть шорт-лист из ~10 игр, которые я очень люблю и в любой момент смогу провести так, чтобы всем было классно. («Снежный ком»,«хлопочки», «построения»,«а я еду»,«мы похожи», «падающий листок»,«Голова, нос», «бегающий гномик»,«передача чувств прикосновениями»,«Колдунчики».) Советую и тебе!

3. Сбор детей. Куда же ты без главных виновников торжества! Перед тем, как вообще что-то говорить, проверь, все ли дети перед тобой — иначе весь смысл игры теряется. Как проводить игры круто?, изображение №2

4. Привлечение внимания. Для того, чтобы дети участвовали в игре и проявляли активность, необходимо их заинтересовать. Здесь важно все, вплоть до интонации голоса вожатого, когда тот сообщает ребятам о предстоящих играх. Вы сами должны быть заинтересованы в этом и верить в то, что будет весело. Этот шаг иногда объединяется с предыдущим, ведь если ты зовёшь всех детей к себе, они и рядом с тобой, и слушают тебя (в идеальном случае, хе-хе). В любом случае не забывай, что нужно добиться того, чтобы все тебя слышали — любым громким звуком (даже хлопком), какой-нибудь шуткой или даже забавным трюком!

5. Объяснение правил игры. Как проводить игры круто?, изображение №3 Один из ключевых моментов! Здесь есть много тонкостей, слушай внимательно. Во-первых, это не должно быть вяло, скучно и затянуто. Рассказывай бодро, вставляй шуточки по возможности, старайся быть лаконичным! При этом объясни всё предельно точно, не упуская деталей. название игры и краткая характеристика (например: в этой игре важна не только скорость бега, но еще больше наблюдательность, как у настоящего разведчика). каковы роли играющих, их исходное положение. ход игры и цели, к которым стремятся играющие. чем заканчивается игра. правила, которые в конце объяснения игры надо четко сформулировать, чтобы все их твердо запомнили. Во-вторых, приведи пример! Можешь использовать своего напарника, можешь сам изловчиться, а можешь и взять какого-нибудь особо смышлёного или близкого ребёнка — так все увидят, что же им предстоит делать самим. Ну и в-третьих обязательно проверь, что все всё поняли! Не просто вопросом в пустоту, а обратись к конкретным людям, пусть кратко повторят суть игры, если ты не уверен в их понимании. Спросите, все ли понятно в игре ее будущим участникам, покажите при необходимости отдельные моменты и приемы игры, договоритесь о сигналах начала и остановки игры (свисток, словесная команда, взмах флажком или рукой, начало или прекращение музыкального сопровождения и др.). И вот только теперь!….ИГРАЕМ!!!

6. Наконец-то переходим к самому интересному шагу! Но и тут не теряй бдительности, ведь игра может наскучить всем или кому-то одному, кто-то может травмироваться, может начаться ссора… Поэтому, как говорится, одним глазом туда, другим сюда. Контролируй процесс целиком и полностью, подогревай интерес-азарт, помогай тем, кто не справляется. Ах да, твой напарник! Он обязательно должен играть :) (Если только он не помогает каким-то другим образом, хе-хе.) Как проводить игры круто?, изображение №6

7. Завершение. Крайне важно заметить тот момент, когда игру стоит прекратить. Всем стало скучно, пора идти куда-то или просто подошла к концу. Остаётся последний штрих — поставить точку в этой игре, чтобы двигаться дальше. Ну, как думаете, как? Да, конечно, аплодисментами самим себе! После этого ребята поймут, что дальше будет что-то новое. Как проводить игры круто?, изображение №7

8. Итак, вот мы и посмотрели на основные этапы проведения любой игры! Что-то может добавляться или изменяться, но основной скелет почти всегда остаётся именно таким. Если у вас есть какие-то свои фишки в этом процессе — пиши в комментариях, со всеми рада обсудить! На этом первая часть подходит к концу, но впереди вторая, где обсудим различные тонкости всего процесса и обсудим типичные ошибки. Пока!!!!