Вожатый как лидер: различия между версиями

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
Строка 98: Строка 98:
  
  
 +
Вожатые
 +
*Любят детей
 +
*Могут легко увлечь, заинтересовать
 +
*Способны уследить за парой-четверкой десятков детей в отряде или на мероприятии
 +
*Знают игры, умеют их проводить (много и разных)
 +
*Умеют выступать на сцене
 +
*Постоянно придумывают что-то новое и интересное
 +
*Способны понимать и поддерживать
 +
*Веселые и позитивные
 +
*…и, наверное, еще много всего:)
  
 +
Но и что-то еще?
 +
Конечно!
 +
 +
Главное - это педагогика, фокус на развитии детей. Вожатому важно, чтобы ребенок что-то для себя вынес, что-то понял, чему-то научился, стал чуть лучше, чем был до лагеря.
 +
 +
Чтобы для ребенка не «какой крутой вожатый, сколько всего может», а «какой, оказывается, крутой я и сколько могу!».
 +
 +
Он может позволить отряду подготовить мероприятие хуже, чем можно было, если это даст им возможность попробовать что-то новое. Может дать детям проиграть на квесте, если они смогут из поражения вынести больше, чем из победы.
 +
 +
Вожатый готов легко уйти в тень — чтобы его дети стали заметнее. А если он может что-то важное дать детям — активно включиться, и затем снова отойти в сторону (когда они могут справляться с этим без него).
 +
 +
Он не развлекает детей (хотя с ним интересно) и не просто смотрит за ними (хотя всегда приглядывает за безопасностью), он активно работает с ними и знает, что — не моментально, но постепенно — его работа даст заметный результат.
  
 
[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]
 
[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]

Версия от 17:45, 6 апреля 2019

136855398.jpg
136855396.jpg

"Вожатый - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их.

Его цель – не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми.

Цель воспитания – не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении мира."

С. Соловейчик


Немаловажный человек в лагере - это вожатый, он отвечает за жизнь и здоровье детей, их игровую и образовательную деятельность, подготовку и проведение отрядных сборов и общелагерных мероприятий, а также за соблюдение дисциплины в отряде и организацию передвижения детей по территории лагеря и во время экскурсии. Перед началом работы с группой вожатый заочно знакомится с детьми, учитывает их возрастные особенности для планирования мероприятий, формы активностей и их количества. Также вожатый учитывает общую программу и направленность смены, отталкивается в планировании отрядных дел от общелагерных мероприятий и активностей. Имея в виду особенности возрастов и основываясь на своем опыте, вожатые и создают незабываемые детские каникулы.


Кто такой лидер?

Некоторые думают что, лидер – это просто-напросто тот, кто руководит. На самом деле, лидер – это нечто гораздо больше.

Лидер – это тот, кто привлекает людей последовать своему примеру, учит делать то, что делает сам.

Занимать важный руководящий пост – не значит быть подлинным лидером. Гораздо легче выполнять какие-то функции, развлекать людей, чем быть их действительным лидером.


Качества эффективного лидерства:

  • Эффективные лидеры заботятся о людях.
  • Эффективные лидеры обладают твердыми убеждениями, которыми они руководствуются в жизни.
  • Эффективные лидеры умеют привлечь людей к своему делу.
  • Эффективные лидеры побуждают людей действовать наилучшим образом.
  • Эффективные лидеры знают как научить людей делать то, что делают они.
  • Эффективные лидеры знают, когда перерезать поводок, и позволить своим подопечным действовать самостоятельно.

Традиционные лидеры обладают первыми 4 качествами. Однако, самые важные – 2 последних.


Привлекать и возглавлять помощников (добровольцев).

Одна из причин отсутствия или недостатка добровольцев заключается в том, что подопечные ощущают себя наблюдателями, зрителями, а не соучастниками. Если они добровольно участвуют в мероприятиях, и наблюдают за его проведением, то они считают все свои задачи выполненными и роли сыгранными. Они увеличили число зрителей и слушателей.


1. Правильное отношение к привлечению помощников.

Многим лидерам трудно привлекать помощников и руководить ими из-за неверного отношения к этому роду деятельности. Чтобы действовать эффективно, лидеры должны воспитать в себе правильное отношение к «вербовке».

Признайте, что вам нужна помощь.

Это первое, что вам необходимо. Ошибочно, для многих лидеров пытаться делать все самостоятельно. Тому есть несколько причин: некоторые лидеры считают, что только они достаточно квалифицированы, чтобы выполнить данную задачу. Другие полагают, что они обязаны выполнить всю работу по своему положению. Третьи очень неохотно обращаются за помощью из-за боязни, что подопечные почувствуют их слабость. И даже, когда подопечных все-таки привлекают, некоторые лидеры не желают делиться с ними своей властью и положением. Все эти явления указывают на незрелость лидеров.


2. Почему дети становятся добровольцами.

Мы должны понять, что дети станут добровольцами только если убедятся в важности данной деятельности, к которой привлекаются, убедятся в том, что в них нуждаются и их ценят. У всех нас есть большая потребность быть нужными. Мы ждем удовлетворения от сознания, что делаем важное дело, и что нас ценят. «Самая трудная проблема – не поиск добровольцев. Проблема в том, чтобы найти для них достаточно осмысленной деятельности.»


3. Как привлечь добровольцев.

Прежде, чем вы возглавите добровольцев, вы должны их привлечь.

Доведите до их сознания важность выполняемой задачи.

Сделайте упор на значении этой выполняемой деятельности. К примеру, какое из нижеследующих объявлений ребенка из старшего отряда заинтересует?

  1. «Мы нуждаемся в добровольцах, которые смогут помочь провести мероприятие с младшим отрядом»
  2. «Чтобы провести мероприятие с младшим отрядом, мы нуждаемся в добровольцах, которые сумеют хорошо позаботиться о них. Выполняя эту задачу, вы будете благотворно влиять на формирование характера малышей, способствовать созданию более классной атмосферы в лагере и поможете вожатым. По причине важности этой деятельности мы приглашаем только тех, кто питает искреннюю любовь к малышам.»

Убедите детей, что без них вы не сможете выполнить задачу.

Одна из главных ошибок лидеров в том, что они делают работу для детей, а не вместе с ними. Пока лидер работает для своих подопечных, у подопечных не возникает потребности стать добровольцами.

Покажите детям, что вы цените их способность и желание применить их способности.

Покажите, что вы верите в способность добровольцев выполнить данную задачу. Сосредоточьтесь на их умении и на том, как оно необходимо для их деятельности. Мысль: я не подготовлен для этого - одна из главных причин того, почему люди отказываются быть добровольцами.


4. Как сохранить добровольцев.

В силу своих личностных особенностей, некоторые лидеры умеют привлечь добровольцев, но не знают, что с ними делать потом.

Предъявляйте высокие требования.

Не имеет смысла убеждать будущего добровольца важности деятельности, если вы не будете предъявлять достаточно высокие требования во время выполнения этой деятельности.

Пусть ваши добровольцы чувствуют себя героями.

Публично демонстрируйте добровольцам и людям вокруг них, как высоко вы их цените, как хорошо они выполняют свою деятельность и как трудно было бы выполнить её без них. Это надежный путь к тому, чтобы сохранить у добровольцев мотивацию выполнять свою работу качественно и мотивировать других детей стать добровольцами.

Пусть ваши программы соответствуют детям, а не дети – программам.

Одна из главных ошибок лидеров состоит в том, что они делают из своих программ «священных коров» и пытаются вовлечь новых детей в старые программы. Добровольцы нуждаются в том, чтобы использовать их дарования и способности. Следовательно, вам необходимо раскрыть их дарования и способности и дать им подходящие под них программы.


Перечисление качеств в людях, которых хочется видеть в лидерах на проектах в работе с детьми:

  1. стремление и способность замечать все происходящее: смену настроения детей и взрослых, погоду, сломанную ветку, небезопасную ситуацию, нарастающий конфликт, улыбку, добрый взгляд, красивый пейзаж.
  2. умение получать удовольствие от своего тела, природы, музыки и живописи, а также (но при наличии этих первых факторов) от духовных поисков и философии.
  3. умение оставить свое "я" за порогом, то есть выслушать критику и сделать выводы, не обижаясь, отсутствие потребности быть все время правым, умение даже во время спора замечать происходящее вокруг.
  4. умение пересекать внутренние границы: готовность взять на себя любую ответственность, любую работу, быть своим в любой компании, играть в детские игры.

Итак, если вы молодой, ищущий испытаний и творческого труда человек (педагог), радующийся не зарплате (хотя зарплата конечно ТОЖЕ важна), а возможности УЧИТЬ детей, да к тому же способный не только учить, но и учиться, то вы - вожатый. Сейчас растёт спрос на такое развитие и воспитание. Спрос исходит от родителей, которые сами добились многого: построили свой бизнес, реализовались на позициях ведущих специалистов. Им не так уж важно, трёх или пятиразовое питание будет в лагере. Им важно, чтоб ребёнок смог повторить их опыт проб, ошибок, творчества и упорного труда.


Вожатые

  • Любят детей
  • Могут легко увлечь, заинтересовать
  • Способны уследить за парой-четверкой десятков детей в отряде или на мероприятии
  • Знают игры, умеют их проводить (много и разных)
  • Умеют выступать на сцене
  • Постоянно придумывают что-то новое и интересное
  • Способны понимать и поддерживать
  • Веселые и позитивные
  • …и, наверное, еще много всего:)

Но и что-то еще? Конечно!

Главное - это педагогика, фокус на развитии детей. Вожатому важно, чтобы ребенок что-то для себя вынес, что-то понял, чему-то научился, стал чуть лучше, чем был до лагеря.

Чтобы для ребенка не «какой крутой вожатый, сколько всего может», а «какой, оказывается, крутой я и сколько могу!».

Он может позволить отряду подготовить мероприятие хуже, чем можно было, если это даст им возможность попробовать что-то новое. Может дать детям проиграть на квесте, если они смогут из поражения вынести больше, чем из победы.

Вожатый готов легко уйти в тень — чтобы его дети стали заметнее. А если он может что-то важное дать детям — активно включиться, и затем снова отойти в сторону (когда они могут справляться с этим без него).

Он не развлекает детей (хотя с ним интересно) и не просто смотрит за ними (хотя всегда приглядывает за безопасностью), он активно работает с ними и знает, что — не моментально, но постепенно — его работа даст заметный результат.