Вожатый как лидер

Материал из Летний лагеря
Версия от 13:04, 29 сентября 2012; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
136855398.jpg
136855396.jpg

"Вожатый - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их.

Его цель – не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми.

Цель воспитания – не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении мира."

С. Соловейчик


Кто такой лидер?

Некоторые думают что, лидер – это просто-напросто тот, кто руководит. На самом деле, лидер – это нечто гораздо больше.

Лидер – это тот, кто привлекает людей последовать своему примеру, учит делать то, что делает сам.

Занимать важный руководящий пост – не значит быть подлинным лидером. Гораздо легче выполнять какие-то функции, развлекать людей, чем быть их действительным лидером.


Качества эффективного лидерства:

  • Эффективные лидеры заботятся о людях.
  • Эффективные лидеры обладают твердыми убеждениями, которыми они руководствуются в жизни.
  • Эффективные лидеры умеют привлечь людей к своему делу.
  • Эффективные лидеры побуждают людей действовать наилучшим образом.
  • Эффективные лидеры знают как научить людей делать то, что делают они.
  • Эффективные лидеры знают, когда перерезать поводок, и позволить своим подопечным действовать самостоятельно.

Традиционные лидеры обладают первыми 4 качествами. Однако, самые важные – 2 последних.


Привлекать и возглавлять помощников (добровольцев).

Одна из причин отсутствия или недостатка добровольцев заключается в том, что подопечные ощущают себя наблюдателями, зрителями, а не соучастниками. Если они добровольно участвуют в мероприятиях, и наблюдают за его проведением, то они считают все свои задачи выполненными и роли сыгранными. Они увеличили число зрителей и слушателей.


1. Правильное отношение к привлечению помощников.

Многим лидерам трудно привлекать помощников и руководить ими из-за неверного отношения к этому роду деятельности. Чтобы действовать эффективно, лидеры должны воспитать в себе правильное отношение к «вербовке».

Признайте, что вам нужна помощь.

Это первое, что вам необходимо. Ошибочно, для многих лидеров пытаться делать все самостоятельно. Тому есть несколько причин: некоторые лидеры считают, что только они достаточно квалифицированы, чтобы выполнить данную задачу. Другие полагают, что они обязаны выполнить всю работу по своему положению. Третьи очень неохотно обращаются за помощью из-за боязни, что подопечные почувствуют их слабость. И даже, когда подопечных все-таки привлекают, некоторые лидеры не желают делиться с ними своей властью и положением. Все эти явления указывают на незрелость лидеров.


2. Почему дети становятся добровольцами.

Мы должны понять, что дети станут добровольцами только если убедятся в важности данной деятельности, к которой привлекаются, убедятся в том, что в них нуждаются и их ценят. У всех нас есть большая потребность быть нужными. Мы ждем удовлетворения от сознания, что делаем важное дело, и что нас ценят. «Самая трудная проблема – не поиск добровольцев. Проблема в том, чтобы найти для них достаточно осмысленной деятельности.»


3. Как привлечь добровольцев.

Прежде, чем вы возглавите добровольцев, вы должны их привлечь.

Доведите до их сознания важность выполняемой задачи.

Сделайте упор на значении этой выполняемой деятельности. К примеру, какое из нижеследующих объявлений ребенка из старшего отряда заинтересует?

  1. «Мы нуждаемся в добровольцах, которые смогут помочь провести мероприятие с младшим отрядом»
  2. «Чтобы провести мероприятие с младшим отрядом, мы нуждаемся в добровольцах, которые сумеют хорошо позаботиться о них. Выполняя эту задачу, вы будете благотворно влиять на формирование характера малышей, способствовать созданию более классной атмосферы в лагере и поможете вожатым. По причине важности этой деятельности мы приглашаем только тех, кто питает искреннюю любовь к малышам.»

Убедите детей, что без них вы не сможете выполнить задачу.

Одна из главных ошибок лидеров в том, что они делают работу для детей, а не вместе с ними. Пока лидер работает для своих подопечных, у подопечных не возникает потребности стать добровольцами.

Покажите детям, что вы цените их способность и желание применить их способности.

Покажите, что вы верите в способность добровольцев выполнить данную задачу. Сосредоточьтесь на их умении и на том, как оно необходимо для их деятельности. Мысль: я не подготовлен для этого - одна из главных причин того, почему люди отказываются быть добровольцами.


4. Как сохранить добровольцев.

В силу своих личностных особенностей, некоторые лидеры умеют привлечь добровольцев, но не знают, что с ними делать потом.

Предъявляйте высокие требования.

Не имеет смысла убеждать будущего добровольца важности деятельности, если вы не будете предъявлять достаточно высокие требования во время выполнения этой деятельности.

Пусть ваши добровольцы чувствуют себя героями.

Публично демонстрируйте добровольцам и людям вокруг них, как высоко вы их цените, как хорошо они выполняют свою деятельность и как трудно было бы выполнить её без них. Это надежный путь к тому, чтобы сохранить у добровольцев мотивацию выполнять свою работу качественно и мотивировать других детей стать добровольцами.

Пусть ваши программы соответствуют детям, а не дети – программам.

Одна из главных ошибок лидеров состоит в том, что они делают из своих программ «священных коров» и пытаются вовлечь новых детей в старые программы. Добровольцы нуждаются в том, чтобы использовать их дарования и способности. Следовательно, вам необходимо раскрыть их дарования и способности и дать им подходящие под них программы.