Вечерний огонек для рефлексии

IMG 4429m.jpg

Развитие рефлексии и самосознания детей. Система «вечерних огоньков» как способ развития рефлексии. Включение ребенка в специально организованные процессы анализа и рефлексии – одно из важнейших условий развития личности, стимулирование самовоспитания и самотворчества детей.

Рефлексия – переосмысление отношений человека с окружающим миром через построение новыхобразов для себя, совершение новых поступков, диалог с самим собой нынешним и вчерашним, внутренняя работа, способность взглянуть на себя, свои поступки состороны, личностного размышления, переживания, оценки.


Что можно анализировать в отряде, в лагере?

  • дело
  • деятельность за определенный период смены
  • деятельность органов соуправления
  • стиль взаимоотношений в коллективе
  • конкретный поступок, ситуацию, сложившуюся в отряде


Уровни:

  • личностный – дневнички настроения, анкеты, индивидуальные беседы
  • групповой – анализ в творческих группах, в системе ЧТП
  • отрядный – вечерние отрядные круги, огоньки
  • общелагерный – общие сборы лагеря
  • уровеньпедколлектива – анализ деятельности на ежедневных планерках


Огонек - это аналитическая деятельность с детьми в красивой форме - это коллективное обсуждение отрядом и вожатым прожитого дня, анализ проведенныхдел, разбор складывающихся взаимоотношений


Задача: научить детей осмыслению жизни,привить навыки коллективного анализа, коллективного «думанья» и воспитать в нихкультуру общения


Этапы:

  1. Ритуалоткрытия (легенда, песня)
  2. Рассказ о легенде отряда и о правилах и традициях огонька.


Правила:

  • если хочешь сказать что-то, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слова;
  • учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего;
  • критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать;
  • правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «огоньке» или запретить кому-то говорить;
  • на огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует;
  • береги время, дай возможность высказаться другому;
  • говорине о себе, а о деле,не занимайся саморекламой;


Традиции огонька:

  • Традиция песни
  • Традиция орлятского круга
  • Традиция дружбы
  • Традиция доброжелательного отношения друг к другу
  • Традиция критики
  • Традиция легенд
  • Традиция сюрпризов


Правила и традиции лучше вводить поэтапно, после разбора каких-либо ситуаций, придумывать вместе с ребятами формулировку законов, художественное их оформление.


Огонек –анализ дня, дела.

Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Для начала вожатый напоминает отряду, что произошло за день. Затем ребята делятся впечатлениями по прошедшему дню, отвечая, например, на следующие вопросы:

  • что сегодня в нашем отряде было хорошего? Чем понравился день?
  • Что было не очень хорошо, плохо?
  • Кому мы хотим выразить благодарность?
  • Как оценивается каждое проведенное сегодня дело?

Схема анализа дела: высказывание отношения к делу; обсуждение целей и задач дела, качество организации; причины неудач; предложение как исправить ситуацию к лучшему; что надо учесть на будущее.

При проведении анализа вожатый должен управлять разговором через вопросы для анализа, но не занимать в разговоре активную позицию.

По содержанию:

  1. Что нового полезного открыли для себя?
  2. Какая интересная проблема, тема привлекла особое ваше внимание?
  3. Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило вас задуматься?
  4. Помогло ли это дело стать вам лучше?
  5. Что нового вы узнали друг о друге?
  6. Что дало это отряду?
  7. Как выглядел ваш отряд на фоне других? И т.д.

По организации:

  1. Как была организована подготовка к делу?
  2. Какие организационные навыки приобрели при подготовке дела и его проведении?
  3. Какого значение это дело для отряда, его членов, для окружающих? И т.д.

Заканчивается огонек подведением итогов. Обязательно подчеркиваются положительные моменты, чтобы поддержать позитивную атмосферу для будущей деятельности. Важно, что в основной период итоги лучше подводить лидеру отряда или ответственному за дело.


И еще, детей в принципе бесполезно расспрашивать на тему "что сегодня делали?" или "что сегодня ели?" Они рассказывают только если их что-то особо впечатлило. И совершенно невозможно предсказать, что именно будет этим "чем-то". Рандомно, всё что угодно от дохлого голубя у дороги до интересной картинки в смартфоне.