Вертушка «Мы вместе»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
NRRjx2qWkuE.jpg

Это чудесная общелагерная игра по станциям, написанная "под ключ"! Можно провести хоть прямо сейчас. Хотите, проводите на весь Лагерь (можно легко задействовать три сотни детей разного возраста), хотите, превратите эти игры в восемь полноценных Отрядных Дел! Сегодня наша цель - знакомство и сплочение!


СТАНЦИЯ 1. «О СЕБЕ И ОБО МНЕ»

Для старших отрядов. Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру «Снежный ком», только интереснее. Отряд на станции садится или встаёт в круг.

Первый игрок представляется называет один факт о себе. Следующий комментирует высказывание предыдущего и добавляет что-то своё. Например: «Меня зовут Миша, я люблю пельмени»; следующий говорит: «Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре»; третий говорит: «Меня зовут Олег, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол»

Таким образом, все игроки на станции имеют возможность рассказать о себе и узнать о других. Кроме того, эта игра развивает память и мотивирует ребят высказывать свои мысли, ориентироваться в контексте и давать комментарии происходящему.


СТАНЦИЯ 2. «РЕАЛЬНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ»

Для всех возрастов.

Пионеры произвольно располагаются на игровой площадке. Ведущий громко кричит: «Нос к носу!», после чего все игроки попарно (кто с кем успеет или, кто с кем желает) встают нос к носу. Затем ведущий дает команду «Нос от носа!» и все играющие снова начинают произвольно перемещаться по игровой площадке до тех пор, пока не прозвучит следующая команда, например, «Локоть к локтю!», «Спина к спине!», «Ухо к уху!» .

Если количество участников нечетное, то оставшийся без пары может воспользоваться Вожатым или выполнить какое-либо творческое задание. Как правило, игра получается весьма забавная. Можно потом повторять эту игру с Отрядом для поднятия настроения, как мини-игру. Например, у столовой в ожидании обеда)


СТАНЦИЯ 3. «Реально строимся собираемся»

Для всех возрастов.

Вы любите строиться или строить Отряд? Лично я - нет. Но строиться достаточно полезно, особенно в первые дни смены. Это такой почти неизбежный организационный момент почти во всех лагерях. В конце концов, он помогает Вожатым убедиться, что все пионеры здесь, а не там.

Но вот благодаря этим упражнениям можно превратить построения в игру. Для начала замените в своём лексиконе слово "строимся" на слово "собираемся". Это не сложно. "Собираемся на обед" звучит приятнее чем "строимся на обед", мне так кажется, честно.

А в будущем можно будет предложить ребятам самим придумывать новые варианты интересных построений сборов. Эти упражнения пригодятся, чтобы сделать важный организационный момент весёлым.

Суть данного упражнения в том, чтобы как можно быстрее (можно сформировать в отряде две или несколько групп и выполнять данное упражнение на скорость между командами, внеся в него таким образом элемент соревнования) пионеры построились собрались в линию по разным признакам. Также очень забавно предлагать школьникам построиться собраться в разные геометрические фигуры, в несколько рядов, по цвету волос или обуви, шнурков, глаз (от светлого к тёмному и наоборот), по первой букве имени.

Пример: собираемся парами мальчик/девочка по цвету волос. Ближе к вожатому стоят самые блондинчики, дальше самые темноволосые.

Не знаешь, с чего начать Отрядное Дело? Начни с того, чтобы сформировать из пионеров круг! Почувствуй, как ты берешь ситуацию под контроль. Теперь все рядом, все видят тебя, и ты видишь каждого. Равенство, сплочение, КРУГ! Очень классно, когда после этой игры вы скажете Отряду: а давайте мы теперь каждый раз, когда будем куда-то собираться вы будете предлагать свои варианты построений сборов? По личному опыту скажу, что это можно превратить в Традицию, и тогда ваши сборы по любому поводу станут намного быстрее и веселее!

Варианты построений сборов:

по алфавиту имен: 1-й – Андрей, 2-й – Артем, 3-й – Бернард, Весемир, Геральт... Такие упражнения помогают в игровой обстановке повторить и запомнить имена окружающих по алфавиту фамилий по датам рождения: 1-й – 9 апреля, 2-й – 20 апреля, 3-й – 11 мая... Проводя это упражнение со старшими ребятами, его можно усложнить, предложив им общаться только с помощью жестов, не произнося слов и звуков (как правило, в этом случае выполнение упражнение становится практически невозможным, если кто-то не возьмет на себя роль лидера); по цвету глаз (от самых светлых до самых темных или наоборот) – в этом случае ребятам придется неоднократно заглянуть друг другу в глаза, что позволит в значительной степени снять напряжение при дальнейшем общении и будет способствовать установлению доверительных отношений между ними; в данном случае, когда пионеры построятся, можно предложить добровольцу переставить тех участников, кто, по его мнению, стоит не на своем месте. Это позволяет педагогу уже на начальных этапах развития коллектива выявить потенциальных лидеров по цвету шнурков по длине волос также можно собираться по каким-то личностным характеристикам, например, начиная с самых веселых и заканчивая самыми серьезными; при этом НЕЛЬЗЯ предлагать ребятам собираться по каким-то потенциально обидным для кого-то признакам: от самых умных до самых глупых, от самых смелых до самых трусливых, от самых красивых до самых страшных, от самых толстых до самых тощих, и так далее. Помни о педагогической этике и будь добрей!

При участии ребят в данном упражнении особенно ярко проявляются их организаторские качества: активность, инициативность и другие, поэтому Вожатый должен внимательно следить за ходом игры, и делать выводы (например, если в Отряде есть хулиганистый паренёк с ярко выраженными лидерскими качествами, его можно привлечь на сторону света, давая простые поручения).


СТАНЦИЯ 4. «Реально поменяйтесь местами»

Для всех отрядов.

Ведущий станции громко объявляет:

«Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, может съесть три тарелки супа, больше трех раз смотрел фильм «Брат», пишет стихи, умеет играть на гитаре, серьезно занимается спортом, курит и хочет немедленно уехать из лагеря домой, бывал за границей, ненавидит Тик-ток, хочет снимать в лагере влог... и на что еще способна твоя фантазия?)».

В этой игре сложно предугадать, сколько человек в той или иной ситуации решат поменять место (ведь сложно заранее предсказать, сколько человек (и кто) считают себя умными), поэтому должно быть интересно. А еще участники игры и наблюдатели могут узнать друг о друге много интересного, что поможет развитию и укреплению коллектива! Поэтому запоминай или записывай таланты и интересы своих пионеров – пригодится!


СТАНЦИЯ 5. «Реальный салат»

Для всех возрастов.

Игра рассчитана минимум на 12 человек. Ведущий называет 3-4 (в зависимости от количества участников) вида фруктов: бананы, яблоки, апельсины, груши. Каждый участник выбирает себе один из видов (можно раздать участникам игры карточки, на которых обозначен какой-либо фрукт, чтобы предотвратить неравное деление).

После того, как каждый участник игры выбрал себе фрукт, ведущий начинает игру.

Ход игры: Ведущий громко называет фрукт, после чего те игроки, что выбрали названный ведущим фрукт, должны быстро поменяться местами. Ведущий должен успеть занять освободившееся место. Участник игры, которому не хватило места, становится ведущим. Если ведущий говорит слова «Салат» или «Тарелка», то местами должны поменяться все участники игры.

Можешь проводить эту игру с отрядом в ситуациях, когда необходима психологическая и физическая разрядка, например, после каких-либо серьёзных разговоров, обсуждений и дебатов, после сложных психологических игр и тренинговых упражнений, после долгих посиделок и тому подобного.


СТАНЦИЯ 6. «Реальная тишина»

Для старших и средних отрядов.

Участники игры формируют команды по 5-7 человек (желательно, две равные по количеству команды). Каждой команде выдаём лист ватмана (можно половинку). Листы прикрепляются скотчем к столам, за которыми располагаются команды (если столов нет или их мало, то можно прикреплять листы к полу или к стенам). Всем участникам выдаются кисточки и краски (можно давать цветные карандаши, фломастеры, маркеры, но кисточки с красками – это топ).

Участники должны без предварительного обсуждения, в полной тишине (можно предложить, чтобы они одной рукой закрывали рот) в течение 5-10 минут нарисовать что-либо. Можно поставить условие, что картина должна быть целостной, а не состоять из отдельных и ничем не связанных рисунков. Также можно заранее оговорить тематику групповых картин («Лето», «Космос», «Школа» и др.).

Желательно, чтобы процесс «молчаливого рисования» сопровождался какой-либо музыкой, подходящей к ситуации. Возьмите на станцию колоночку! Дорисовав, участники должны придумать названия к своим картинам. Затем попросите участников рассказать об их ощущениях и впечатлениях от игры.

Если повезёт, наиболее удачными картинами можно украсить Отрядный уголок.


СТАНЦИЯ 7. «Реальные истории»

Для всех возрастов.

Ведущие станции предлагают Отряду разобраться в ситуации, которая может произойти или уже была в Реальном Лагере (подобные ситуации бывают во всех лагерях). Отряды должны понять, какая мораль заложена в каждой истории. Какие последствия могут быть от подобных поступков и что делать, если подобная ситуация происходит в реальности.

На улице сильный дождь. На дорожке возле Первого корпуса настоящий потом – огромные мутные лужи закрывают тебе путь. Но ты замечаешь тех, кому эти лужи не страшны. Малыши из отряда "Команда Всё" нашли в лесу огромные палки и роют между лужами каналы, которые соединяют холодные водоёмы быстрыми ручейками. Что будешь делать? Тихий час, и ты хочешь расслабиться. Лежишь на своей кровати и залипаешь в телефон, соседи по палате не громко обсуждают, какая скучная вчера была дискотека. Можно было бы даже поспать немного, думаешь ты, но не получается. Потому что за стенкой, где живёт соседний отряд постоянно раздаётся грохот и смех дружной компании. А теперь у них в палате хлопнула дверь, так что твоё яблоко с тумбочки укатилось под кровать. Смеются и шумят теперь не только за стенкой, а еще и в коридоре. Как быть? Твой друг Олег - отличный парень. Он любит футбол, с ним интересно общаться, а главное, он совсем не жадный – всегда делится вкусняшками из своего сладкого пакета. Правда, есть у него одна особенность – Олег очень не любит мыться. Поэтому, когда он заходит в палату ты просишь его не снимать обувь и не садиться на твою кровать. А еще окна приходится держать открытыми, особенно если Олег достаёт что-то из своей тумбочки, где лежат его вещи. А еще он всё время чешет голову. А так отличный парень! Интересно, почему другие ребята его не очень любят? Ты хороший и добрый человек, никого ни разу не обидел и у тебя много друзей в Отряде. Как повезло, что ты не такой как тот парень - Егор! Над ним все прикалываются, ведь он неудачник и вообще, жалкий человек. Егор всё время ходит грустный и не хочет участвовать в жизни Отряда, на прошлой Вертушке из-за него ваша команда даже проиграла! Но ничего, во время дискотеки парни обещали с Егором «разобраться», может он после этого уедет из лагеря и не будет всех раздражать. Как же хорошо, что Егор еще и трусливый и точно не будет жаловаться Вожатым! Правда? Сегодня ты узнал, что у Саши из вашей палаты есть ЗАПРЕЩЁНКА! Во время тихого часа Саша хочет убежать из корпуса и сделать что-то очень нехорошее. У него уже готов хитрый план как обмануть Вожатых. Ты понимаешь, что если Сашу поймают, то твоим вожатым попадёт от директора лагеря, а, может быть, даже накажут весь Отряд – не пустят на дискотеку, ведь давно уже обещали! Но быть «стукачом» тоже не хочешь, это же полный зашквар. Что делать? После полдника в лагере началась Игра по станциям, но ты с подругой тайком вернулась в палату. Ведь вожатые задействованы на станциях и поэтому не смогут проконтролировать тех, кто отлынивает от игры. Ты лежишь и слушаешь музыку и вдруг замечаешь, что твоя подруга Оля что-то ищет в чужом рюкзаке! Кажется, её интересует косметика вашей знакомой. Вы с Олей старинные друзья, знакомы уже два года и вместе были в разных лагерях. Как поступить в данной ситуации? Тихий час, вы с девчонками готовите подарки для игры "День ангела" и как истинные леди, тихонько (чтобы не разбудить любимых вожатых) обсуждаете мальчиков. Конечно, в палату врывается несколько парней! Ты и твои подруги возмущены такой наглостью, ведь Вожатые строго настрого запретили ребятам подниматься на этаж к девочкам, тем более в Тихий час, но Алёна и Оля совсем не против парней! Они просят их остаться и даже разрешают развалиться на своих кроватях! Что делать? Сегодня счастливый день! На обед подают твой самый любимый суп и, о боже! Курочку с пюрешкой! И тут ты замечаешь, что один из твоих соседей по столу не пришел на обед. Его порция так и манит тебя… она уже остывает... как поступить?! Все девчонки в Отряде знают, что Юльке из третьей палаты очень нравится вожатый Эдик. Юля влюбилась в Эдика, когда услышала, как он поёт под гитару, а ещё ей очень понравилась его мужественная причёска! Другим девочкам тоже нравится Эдик, и поэтому сегодня во время дискотеки они решили над Юлей пошутить.

Злые девочки наврали Юле, что Эдик ищет её по всему лагерю, потому что хочет пригласить на последний медляк. Но когда окрылённая и счастливая Юля влетела на дискотеку, то увидела, что Эдик танцует с вожатой Катей из пятого Отряда. Бедная Юля в слезах убежала в корпус и поклялась больше никогда не ходить на дискотеки, не влюбляться, и не дружить с женщинами, потому что они коварны. Как эта ситуация повлияет на жизнь в Отряде? На основе предложенных ситуаций можно сделать большое Отрядное Дело. Например, сформировать четыре команды, предлагать им ситуацию и давать время на обсуждение. Затем каждая команда по очереди объясняет своё видение: в чём заключается конфликт, какие могут быть последствия для коллектива и какие пути решения они видят. Выслушав школьников не забудьте поделиться с ними своей педагогической мудростью и четко донести: - В лагере нет чужих детей и нет чужих вожатых. Все слушаются всех и заботятся о каждом. - Всё, что происходит в отряде, так или иначе влияет на весь коллектив. Проблемы одного человека в той или иной степени отразятся на остальных. Обязательно. Всегда! - Реальный лагерь – это особая территория, на которой исключительно ценятся добрые дела, настоящие поступки и хорошие качества характера. - Зло будет наказано. Всё тайное становится явным. - Всегда помогай ближнему. Относись к младшим ребятам с заботой и вниманием. - Есть люди, с которыми ты всегда можешь поделиться своими проблемами и чувствами. Которые всегда придут на помощь и сделают так, чтобы всё было хорошо – это вожатые. В этом смысл их жизни.


СТАНЦИЯ 8. «Реальная змейка»

Станция "на всякий случай" - хорошо, когда есть запасная станция

Эту подвижную мини-игру также можешь время от времени проводить с Отрядом для поднятия настроения и вообще. Пионеры хаотично распределяются по игровой площадке. Назначаешь двух ведущих – иногда есть смысл назначить ведущими ребят неуверенных в себе и не популярных, это поможет им стать увереннее в себе и популярнее .

Но это не точно, смотри по обстоятельствам, если у них дело не пойдет, похвали и назначай других ведущих, которые смогут запустить игру. По команде вожатого «Змейка» каждый ведущий должен как можно быстрее подбежать к любому участнику игры, встать у него за спиной и положить руки на плечи – получается две змейки. Теперь тот, кто стал первым ищет следующее звено змейки, и она становится длиннее – уже три человека. И вот у нас две змейки, которые быстро растут. Когда закончатся свободные участники нужно посчитать сколько человек в каждой змейке, где больше, та и победила.

Проведи игру несколько раз, меняя ведущих. Потом придумай новые правила. Например, змейка должна формироваться по принципу мальчик / девочка/передвигаться прыжками/гуськом/переставлять ноги синхронно.