Брейн ринг

Ghkghkm.jpg Ghkghkghm.jpg


Правила игры

Две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём правильно ответивший первым лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. На данный момент существует несколько версий правил «Брейн-ринга», отличающихся количеством разыгрываемых вопросов и способом начисления очков за правильные ответы. Побеждает команда, набравшая больше очков.


«Брэйн-Ринг» («Брейн-Ринг», «Brain-Ring»)

Игры на опережение появились вскоре после осознания того простого факта, что в общем случае спортивное «Что? Где? Когда?» непривлекательно для постороннего зрителя. А вот определить, какая из команд может быстрее ответить на поставленный вопрос — это уже гораздо интереснее.


Реквизит, необходимый для «Брэйна»

Прежде всего, конечно, понадобятся вопросы. Обычно вопросы для «Брэйн-Ринга» представляют собой те же вопросы «Что? Где? Когда?», но более простые. Хотя и не всегда. Вообще, лучший вопрос для «Брэйна», наверное, тот, на который команды могут найти ответ в течение минуты, а не в процессе его чтения («кнопки»). Вопросы можно найти с помощью ссылок на страничке «Конкурсы и вопросы».

Поскольку команды частенько находят ответ практически одновременно, возникает потребность в аппаратуре для определения того, кто же, всё-таки, решил отвечать раньше. Лучше всего это сделать с помощью специальной установки — брэйн-системы (советы по сборке системы для «Брэйн-Ринга»). Конечно, если нет системы, можно играть и без неё. Например, капитаны могут хлопать в ладоши, стучать по столу, включать настольную лампу или протыкать воздушный шарик. Но с повышением профессионализма команд или при наличии лёгких вопросов без электроники определить, кто был быстрее, практически невозможно (лучшим кнопочникам для останова системы требуются сотые доли секунды).


Правила игры

В классическом варианте «Брэйн-Ринга» одновременно играют две команды по шесть человек (не более) в каждой. Однако, можно проводить игры и при одновременной игре большего количества команд (от трёх до шести), хотя я лично предпочитаю игру команда на команду.

Ведущий зачитывает вопрос. При окончании чтения вопроса включается брэйн-система (или подаётся команда «Время»). После светового или звукового сигнала, свидетельствующего о начале обсуждения, команда может нажать на кнопку (или другим оговоренным способом сообщить о своей готовности отвечать). Если команда нажимает на кнопку до сигнала, фиксируется, так называемый, «фальстарт» и команда теряет право отвечать на этот вопрос. В этом случае оставшиеся команды могут отвечать в любой момент до окончания времени обдумывания. Если несколько играющих команд нажимают на кнопки до сигнала, фальстарт фиксируется только у команды, нажавшей первой. За правильный ответ команде начисляется одно очко. В телевизионном варианте «Брэйн-Ринга» применялось также накопление очков (если ни одна из команд не даёт правильного ответа, то за следующий вопрос команды могут получить уже 2 очка и т.д.), но в спортивных играх накопление используется редко. Если первая команда ответила неправильно, остальные команды продолжают обдумывание вопроса и, в свою очередь, сообщают о своей готовности отвечать нажатием на кнопку. Команда имеет право не отвечать на вопрос. Обычно на обдумывание вопроса отводится минута, однако, после ответа первой команды или фальстарта, на обдумывание может даваться 20 секунд, а не всё время до конца минуты.

Бои проводятся или на фиксированное количество вопросов или до определённого числа очков у победителя. В первом случае каждой группе команд задаётся заранее оговоренное количество вопросов (5, 7, 9 и т.д.). Если по окончанию боя счёт остаётся ничейным, а по схеме игр необходимо выявить победителя, задаются дополнительные вопросы, пока одна из команд не даст правильного ответа. Во втором случае бой продолжается, пока одна из команд не наберёт нужное количество очков. Сколько вопросов будет задано в таком случае заранее неизвестно. Если играет более двух команд, первая из команд, набравшая нужное количество очков, занимает первое место и прекращает игру, следующая команда, ответившая на нужное число вопросов, занимает второе место и т.д.


Схемы игр

Соревнования по «Брэйн-Рингу» можно проводить следующими способами:

  • Олимпийская система — все команды разбиваются на пары (тройки, четвёрки и т.д.), те из команд, которые проигрывают бой, выбывают из соревнований, а победители снова разбиваются на группы и так до определения чемпиона. Преимущества системы в значительно меньших затратах времени и вопросов. Недостаток — слишком малое количество боёв у многих проигравших команд.
  • Круговая система — каждая команда играет с каждой. Обычно проводится с фиксированным числом вопросов в бое, победитель получает 2 турнирных очка, проигравший — 0 турнирных очков, за ничью каждая из команд получает по 1 турнирному очку. Команда, набравшая наибольшее количество турнирных очков после окончания всех игр, побеждает. При равенстве очков у нескольких команд, победитель определяется по дополнительным показателям (встреча команд между собой, разница «забитых» и «пропущенных» и т.д.). Преимущество системы в одинаковом количестве игр у всех команд, недостатки — значительные затраты времени и вопросов.
  • Смешанная система — команды разбиваются на несколько групп, в каждой из которых проходят игры по круговой системе. Определённое количество команд из каждой группы проходит в следующий круг соревнований. В следующем круге команды или опять делятся на группы или играют по олимпийской системе. Достоинства этой схемы в том, что она даёт гарантированное число игр каждой из команд, но экономит время и вопросы. По такой системе проходят Чемпионаты Украины по «Брэйну».
  • «Лесенка» — наиболее зрелищная система игры, но и наименее спортивная. Начинают игру две команды. Проигравшая команда покидает соревнования, а победитель играет со следующей командой. Чемпионом становится победитель последнего из запланированных боёв. Понятно, что команды, вступившие в игру позже, получают преимущество.


Вариации на тему «Брэйн-Ринга»

  • «Кто последний?». Игра интересна при участии четырёх-шести команд. Как и в «Брэйне» отвечает та команда, которая готова сделать это первой, но ведущий не сообщает, правилен ли этот ответ. Остальные команды имеют право дать свой вариант ответа, не совпадающий с уже прозвучавшими. Когда желающих отвечать больше нет или закончилось время обсуждения, ведущий оглашает правильный ответ. Правильно ответившая команда (такая может быть только одна), получает столько очков, сколько прозвучало вариантов ответа.
  • «Брэйн» без фальстартов. Игра происходит по правилам обычного «Брэйн-Ринга», но нажимать на кнопку можно в любое время после начала чтения вопроса, т.е. фальстарт не фиксируется. Обычно перед началом вопроса ведущий сообщает, что именно будет спрашиваться в вопросе (например, «Назвать имя. Великий русский поэт сделал эпиграфом к своему произведению о недоросле слова «Береги честь смолоду». Назовите его имя»).
  • «Лебединая песня». Игра проходит по правилам обычного «Брэйн-Ринга» или «Брэйна» без фальстартов, но команда, в случае правильного ответа соперника, теряет одного человека, который покидает игровую площадку. Вариантов определения победителя существует несколько: В первом случае в бою побеждает команда, команда-соперник которой потеряла всех игроков, в следующем круге команды-победительницы опять начинают игру в полном составе. Во втором варианте бой ведётся на определённое количество вопросов, а в следующий круг команда-победительница переходит с тем числом людей, которое осталось после предыдущего боя. Команда, потерявшая последнего игрока, выбывает из соревнований.
  • «Чеширский кот». В отличие от предыдущего варианта, в «Чеширке» игрок уходит у команды, правильно ответившей на вопрос. Побеждает команда, первой избавившаяся от всех игроков. Игрок команды-победительницы, ушедший из-за стола последним, получает звание «Улыбка Чеширского кота».


Брейншторм в лагере: как использовать методы бизнес-тренеров

Методика мозгового штурма (англ. — brainstorm) у всех на слуху. Сейчас этим словом называют любой процесс генерации идей: «Нужны идеи! Давайте поштормим!». Однако это название вполне конкретной методики со своими задачами и правилами, состоящей из четырёх шагов:

  • Объяснение правил + разминка;
  • Генерация и запись всех идей без критики;
  • Критика и выбор идей для дальнейшей разработки;
  • Доработка выбранных идей.

Спешим показать вам конкретную, известную всем задачу, решаемую методом адаптированного мозгового штурма.

Задача, поставленная вожатым: сделать проект от групп на поределённую тему, описать стадии его подготовки, распределить обязанности между ребятами, подготовить и защитить проект. Соответственно задача первого классного часа: выбрать тему проекта. Вот здесь и поможет брейншторм. Возьмём длительность — 40 минут, количество ребят в отряде — 20-30. Что делаем дальше?

До — организация пространства

Чтобы не тратить время мероприятия, нужно заранее подготовить рабочие зоны. Поделите количество ребят на шесть, чтобы получить число рабочих групп. Для каждой из них нужно организовать стол со стульями вокруг него и подготовить листы бумаги и ручки.

Что вам понадобится из материалов:

  • листы бумаги и ручки (можно попросить ребят взять свои ручки и черновики);
  • Что-то клеящееся для маркировки: стикеры/наклейки.

5 минут: вступление

Объедините при входе в комнату ребят в команды по 6 человек (способы объединения в команды — тема отдельной статьи, которую мы обязательно напишем) и попросите их занять рабочие места.

Расскажите, что сегодня вы будете придумывать тему для общего проекта в необычном формате. Выпишите эту задачу на доску, чтобы она была перед глазами. Важно объяснить, что это не соревнование между группами, это просто способ собрать больше идей. Попросите каждую команду выбрать одного человека, который будет записывать. Проверьте, что у них есть бумага и ручки. Важно выбрать конкретного человека, который будет записывать. Если что-то не записать сразу, то потом это может не вспомниться.

7 минут: генерация и запись идей

Объясните правила первого такта: «Сейчас у вас будет 7 минут на то, чтобы написать как можно больше идей для темы проекта. Главное — просто называть идеи, не развивать их и не критиковать. Задача человека с ручкой и бумагой — записывать абсолютно всё. Вопросы? Итак, ваши 7 минут пошли». Вы просто следите за временем и напоминаете, сколько ещё осталось.

3 минуты: критика и выбор идей

Подведите итог: «Отлично, сейчас у каждой команды есть список тем».

Объясните правила следующего такта: «На следующий этап у вас есть три минуты. Я попрошу человека, который записывал идеи в каждой команде, зачитывать их по порядку. Внутри команды вам нужно коллективно решить, оставляете вы идею на доработку или нет. Вычёркивайте те, которые решили не дорабатывать. В конечном итоге каждая команда должна оставить ровно три идеи. Вопросы? Поехали». И засекаете три минуты.

15 минут: доработка трёх идей

Подведите итог: «Сейчас у каждой команды должны остаться три темы. Возьмите три листа бумаги и на каждом листе сверху напишите название темы как заголовок». Проверьте.

Объясните правила следующего такта: «Сейчас у вас будет 15 минут на доработку идей. На каждую отводится по пять минут, я буду говорить, что время переходить к следующей. За каждую пятиминутку вам нужно описать выбранную тему по Х пунктам (выпишите их на доске) и написать их на соответствующем листе. Вопросы? Приступаем к первой теме: возьмите первый лист, ваши 5 минут начались. Пункты для описания — на ваше усмотрение. Это могут быть подтемы, стадии и роли в подготовке, ресурсы (например, сайты, которые могут помочь в поиске информации), главные герои (если вы ставите спектакль) и так далее. Всё зависит от проекта, который необходимо реализовать.

Спустя первые пять минут скажите, что пришло время отложить первый листок и взять второй. Аналогично спустя ещё пять минут.

7 минут: презентация идей + голосование

Подведите итог: «Сейчас у каждой команды есть по три разработанные идеи. Итого у нас 12 идей (если было 4 команды)».

Объясните дальнейшие действия: «Сейчас я попрошу каждую команду зачитать свои идеи. Коротко, не поясняя, только то, что написано на листах». Зачитывают все команды.

Попросите нарисовать в углу каждого листа с темой квадрат (размером примерно 5×5 см) и после этого повесить листы на доску. В это время попросите остальных достать ручки. Можно также заранее подготовить маленькие стикеры/наклейки и раздать каждому по 2 штуки.

Объясните дальнейшие действия: «Теперь я попрошу каждого подойти к доске и проголосовать за две идеи, в которых вы бы больше всего хотели участвовать. Поставьте в квадрате галочку, нарисуйте точку, приклейте стикер». Фраза «проголосуйте за то, в чём вы бы хотели участвовать», в отличие от «… за то, что вам нравится» добавляет осознанности и ответственности — ведь ребятам потом с этим работать.

Теперь нужно подсчитать голоса и объявить результат — какая тема была выбрана большинством голосов. Поздравить, можно похлопать.

3 минуты: распределение обязанностей

Теперь важно, чтобы идеи не остались на бумаге, а пошли в разработку. Выберите ответственных за каждый пункт и установите сроки. Например: «На следующий классный час Саша и Ева приносят распечатанный сценарий и список главных героев». Или «10 человек, которых мы сейчас выбрали, находят по три статьи на эту тему и присылают мне на почту».

Важно сформулировать в вещественном виде: не «найти», а «принести», «выписать», «прислать», чтобы вы могли оценить результат. Подготовьте заранее список класса, где вы сможете выписать, кто и какую зону ответственности на себя взял.

Ребятам важно показать, что формат работы бывает другой, нестандартный. Представьте, они заходят. А потом вы раздаёте им стикеры. И ещё всё это время их никто не контролирует — они сами обсуждают и креативят. И ведь это интересно!

Мы за то, чтобы приёмы, которыми пользуются коучи, бизнес-тренера, вожатые в прогрессивных лагерях и менеджеры креативных агентств, внедрялись в привычный образовательный процесс. Потому что это круто. Потому что детям будет искренне интересно.

Ссылки