Арт-терапия детям

PICT2821m.jpg

Здесь Вы найдете описание приемов и методов искусствотерапии, познакомитесь с принципами творческого развития ребенка, сможете многому научиться, вступить в диалог с автором и также поделиться своим опытом. И главное, Вы, мы уверены, станете гораздо лучше понимать своих детей, да и самих себя.


«Отражения» - цветовушки на двух листах разного цвета

Вполне оригинальный вариант использования симметричной цветовушки получил название «отражение». Сложенный вдвое лист бумаги дети разворачивают, и каждую его половинку закрашивают в другой цвет. Когда краска высыхает, поверх нее создается обыкновенная цветовушка, которую при раскрытии мы располагаем вертикально. Возникает чудесный эффект: верхняя часть цветовушки, расположенная, скажем, на желтом фоне, «отражается» в нижней части рисунка (синей, розовой или зеленой – не имеет значения). Все вместе неизменно воспринимается как пейзаж, которому фоновые закраски придают каждый раз новое настроение. Изготовление такой цветовушки можно упростить, не выкрашивая (и не высушивая) половинки согнутого листа, а просто склеив или соединив скотчем два куска цветного картона. При горизонтальном расположении цветовушки-«отражения» одна ее часть оказывается слева, вторая – справа. В этом случае персонажи рисунка «отражаются» не в «воде», а в «зеркале» (его оконтуриваите специальной рамой).


Поочередное рисование красками с последовательной сменой цветов

Сегодня выбираем не одну, а сразу три краски. Но и диапазон цветов увеличился: в комплекте – 12 баночек, там есть и оранжевая, и фиолетовая, и коричневая, и белила! За круглым столом – шестеро ребят. Сложность вот в чем: выбранными цветами будут рисовать все участники (семь оставшихся баночек я уберу со стола). Чтобы облегчить выбор и поскорее прийти к согласию, я предлагаю общую тему: -Помните, мы с вами рисовали чувства, - страх, и радость, и злость? Вы еще для них подходящие цвета выбирали? А сейчас попробуйте выбрать три цвета для слова «цирк»! (Я, конечно, знаю, что 2 дня назад ребят возили на цирковое представление. Для них это событие чрезвычайное, и впечатления от него наверняка не остыли). Оказалось, что испытывали радость, веселье, восторг, и цвет для всего этого подходит красный, или розовый, или, в крайнем случае, оранжевый. Розового у нас нет, т.к. для его составления нужны белила; а вот оранжевый – пожалуйста: достаточно смешать желтый и красный. Более того! – имеется черная краска. Можно весь зрительный зал вокруг арены закрасить оранжевым, а потом тонкой кисточкой набросать веселые лица. А можно поступить иначе: взять большую круглую кисть и нанести за пределами арены множество желтых, красных, оранжевых пятен. Это будут зрители, мы добавим им под конец волосы, глаза и улыбки! Оба мои предложения были приняты, - на окончательном выборе сказалось мнение мам. Когда на рисунках появились артисты – у кого слоны, у кого акробаты или клоуны, а Виты, разумеется, пантера, – выяснилось, что черная краска действительно нужна всем. С ее помощью маленькие художники смогли оконтурить фигурки артистов, нанести мелкие детали, изобразить барьер, отделяющий арену от зрителей. А когда Лёня пожелал нарисовать выступление медведей, мы смешали черную гуашь с красной и получили коричневую. Хватило нам трех красок, хватило! Правило: удачным следует считать занятие, в котором собственный опыт ребенка диктует весь ход урока, включая выбор приемов и материалов.


Сочинение сказки по коллективному рисунку (поочередное рисование мелками, фломастерами, красками).

Если предыдущее занятие мы начинали с сочинительства, то на этот раз источником текста становится само рисование. Сидя в кругу детей, я располагаю перед собой большой (А2 или А3) лист бумаги, беру в руку мелок (кисть, широкий фломастер) и спрашиваю: -Жил-был на свете… кто? Из всех поступивших ответов (слон, собака, дельфин, робот и пр.) выбираю один: -…мальчик Антон. Быстро и очень схематично рисую Антона. Обращаю общее внимание но то, что у него свитер синего цвета, - значит, это не просто мальчик, а тот самый Антон Мельник, что сидит со мною рядом. -Вышел он однажды на улицу, глядит, – а там… Передвигаю лист к Антону, передаю ему фломастер: -…кто? -Не знаю, - бормочет Антон, - пусть вот Костя скажет… Костя не колеблется: -Машина. Мерседес! Я помогаю парню набросать машину, а сам продолжаю: -И говорит ему Мерседес: «Угости меня бензином, я тебя за это покатаю!» Костя сбегал домой, принес бензин, а потом сел в машину. Мерседес спросил: «Куда тебя везти?»

Теперь бумага перемещается к маленькому Сереже, и тот решает ехать на море. Я протягиваю мальчику синий мелок, и море возникает стремительно, так что даже машину захлестывает. Дальше лист движется по кругу, и в море появляется дельфин, который привозит из Африки обезьянку, у которой полный рюкзачок семян, которые мы сажаем прямо под окнами, и вырастает роща заморских деревьев с плодами всевозможных цветов. Так, примерно, сказка завершается. Наш рисунок к этому моменту превратился в мешанину линий и цветных пятен, но это никого не огорчает.


«Цветовушки» симметричные с дорисовкой

Техника создания цветовушки проста: на чистый лист наносим одну или несколько красок, взбрызгиваем их водой, складываем бумагу вдвое и растираем сверху ладонью. Развернув затем лист, обнаруживаем красивое абстрактное изображение, напоминающее, в силу своей симметричности, мотылька, или птицу, или человеческую фигурку.

Варьируя размеры бумаги, можно создавать как индивидуальные, так и коллективные работы. Например, формат А2, сложенный вдвое, позволяет водить по листу сразу несколькими ладонями. А неожиданность и живописность красочных отпечатков – прекрасный стимул для эмоционального «раскрытия» и новых двигательных усилий. После «разгадывания» рисунков дорисовываем их черной краской, наносим контуры и мелкие детали. Все это сопровождается, как правило, «сказочным» текстом, поочередным произнесением простых слов и пр. Если наши маленькие авторы в состоянии пользоваться ножницами, дорисованных «бабочек» и «птичек» можно вырезать, согнуть, наклеить на живописный фон, создать аппликацию или пространственную композицию.