Алые паруса

899036802 e7f5eaeb6am.jpg

Адаптационное занятие для младших подростков

Задачи:

1. Способствовать осознанию сущности своего «Я» в едином пространстве «Мы».

2. Предоставить возможность пятиклассникам вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества.

3. Развитие коммуникативных, рефлексивных умений детей. Создание возможностей для формирования коллектива.

Предварительная подготовка и материалы

Это занятие — из адаптационной программы, перед началом которой и проводилась предварительная работа. Был приготовлен большой рисунок корабля с алыми парусами (парусов ровно столько, сколько детей в отряде), флаг с объединяющим всех девизом, таблички — названия клубов по интересам. Рисунок укрепили на ширме и задрапировали легкой ниспадающей алой тканью.

На одном из предыдущих занятий дети отыскивали самые лучшие качества своих ровесников и заносили их в специальную анкету (желательно, чтобы каждый ребенок сказал о каждом своем ровеснике хорошие слова). Анкеты были обработаны, именно эти качества затем занесены на отдельные карточки. В течение данного занятия ребята прикрепляли эти карточки с помощью скотча на паруса. Те же качества были написаны в посланиях каждому ребенку, скрученных в трубочку и спрятанных в пластиковую бутылку, обвешанную «водорослями».

Проведенная социометрия позволила более четко выбрать помощников ведущего при делении на группы. Разделиться помогли шоколадные конфеты: по три-четыре штучки разного сорта, чтобы хватило всем по одной. В течение занятий, да и в результате работы с классом в начальной школе, ребятами были освоены многие игры-упражнения, поэтому совершенно не понадобилось объяснять им правила — только название упражнения, и сразу действие.

Необходим музыкальный фрагмент, передающий шум моря.

Занятие проводится в большом свободном зале.

Было бы неплохо предварительно прочитать повесть А. Грина «Алые паруса». В нашем случае этого сделано не было.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ПРИВЕТСТВИЕ, РАЗМИНКА

Психолог приветствует участников, настраивает на положительный эмоциональный лад.

Игра «Ритмичные хлопки»

Все ребята встают в один общий круг.

Ведущий. Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошами какой-нибудь ритм, который ему нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем начнете различать ритмы своих соседей и, может быть, сумеете создать общий ритмичный рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядами. Будем играть до достижения цели.

Игра «Глаза в глаза»

Ведущий. А теперь пообщаемся друг с другом только при помощи взгляда.

Сейчас вы будете разведчиками. Вам нужно связаться друг с другом глаза в глаза. Сделать это нужно быстро, точно, скрытно: без слов, кивков, жестов. Сигнал № 1: «Связаться с разведчиком!» — контакт глаз. Сигнал № 2: «Встреча!» — встретиться, пожать друг другу руки, поменяться местами.

Ведущий благодарит детей за слаженную работу.

Упражнение «Ассоциации»

Ведущий. Переход в 5-й класс стал для вас началом новой школьной жизни. С чем можно сравнить учебу, жизнь в 5-м классе? Может быть, это путешествие? С препятствиями, с приключениями, с интересными открытиями, с трудностями и их преодолением? (Ответы детей.)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Рассказ

Ведущий. Писатель Александр Грин написал повесть «Алые паруса». Послушайте, о чем там рассказывается. Одной маленькой девочке по имени Ассоль, игравшей у лесного ручья яхтой с алыми парусами, которую смастерил ее отец, встретился волшебник Эгль. Он посмотрел внимательно в широко раскрытые глаза девочки и предсказал: «Не знаю, сколько пройдет лет... Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали, под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. Ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти в свое царство». И девочка по имени Ассоль поверила волшебнику, и ее жизнь показала, что мечты сбываются. С тех пор с легкой руки Александра Грина вера в исполнение мечты, вера в достижение цели ассоциируется у людей с яхтой с алыми парусами. Представьте себе, что у вас есть удивительная возможность путешествовать на этом корабле. Звучит музыка, слышен шум моря. Легкая накидка спадает с изображения яхты с алыми парусами.

Ведущий. Парусник легко качается на волнах. Мы стоим на палубе, и ветер странствий зовет нас в дальний путь, треплет наши волосы. Мы смотрим в морскую даль, такую манящую и загадочную. Над нами огромное синее небо, такое же безбрежное, как море. В путь? В путь! Осталось лишь закрепить паруса. Но как это сделать?

Музыка смолкает.

Упражнение «Наши лучшие качества»

Ведущий показывает детям бутылку с письмами.

Ведущий. Есть такой обычай: отправлять по морю письма в бутылках. Быть может, мы найдем ответ в этой бутылке, которая прибилась к нашему берегу?

Из бутылки извлекаются письма. Дети рассаживаются на расставленные полукругом стулья. Читают письма.

В процессе открывания бутылки, чтения имен адресатов очень хорошо сохранить интригу, поддержать возникающее у детей чувство удивления, помочь поверить в неожиданность. Если на занятии отсутствуют некоторые дети из класса, то можно задать вопрос: что же делать с посланиями к ним? В нашем случае такой вопрос оказался в некоторой степени провокационным. Среди вариантов ответов звучал и такой: «прочитать». Решением стала фраза Гали Ш.: «Чужие письма читать нельзя».

Ведущий. Какие же новости принесли вам волны?

В процессе разговора ведущий должен подвести детей к мысли, что содержание всех писем – это описание их (детей) человеческих качеств. Поскольку мне, как организатору, собственноручно пришлось обрабатывать детские анкеты и составлять письма, позволю себе привести некоторые письма (каждый ребенок называл одно-два качества своего товарища, поэтому какие-то качества повторяются).

Ира, ты добрая и красивая, отличница, хороший, добрый человек, добрая, красивая, умная, добрая, добрая, очень добрая, красивая, умная, хороший друг, красивая, тебе можно доверить секреты.

Твои одноклассники

Галя, ты очень красивая, веселая, добрая и умная, смешная, добрая, умная, добрая и красивая, доброжелательная, добрая, тихая, хорошая, умная и добрая, веселая, добрая, хорошая, добрая и хорошая подруга, красивая и добрая.

Твои одноклассники

Коля, ты большой и спокойный, смешной, большой, сильный парень, молодец, добрый, большой и сильный, умный, добрый.

Твои одноклассники

Денис, ты отличный спортсмен, большой спортсмен, умный, спортивный, храбрый, пятерочник, умный и красивый, сильный, быстрый и умный, смелый, быстрый, умный, добрый, смешной.

Твои одноклассники

Рефлексия

Что более всего удивило вас в посланиях, порадовало?

Как вы думаете, сколько парусов у этой яхты? (Их ровно столько, сколько детей в классе). Выберите самое сильное, как вы считаете, свое качество, названное в письме. Выберите карточку (приготовлены заранее) с названием этого качества и прикрепите к своему парусу вашей яхты.

Игра «Наши интересы»

Ведущий. Любой ветер не страшен нашим алым парусам, любые трудности можно преодолеть, опираясь на самые лучшие, самые сильные наши качества.

Итак, представьте себе, что наш парусник вышел в открытое море. Плавание проходит вполне спокойно. У экипажа есть время для своих собственных дел по интересам.

А какие же есть у экипажа 5-го класса интересы, пристрастия, желания, развлечения?

Дети делятся на тройки. Ведущий приглашает себе в помощь группу детей, которые являются в классе лидерами, и просит раздать остальным участникам пилюли от морской болезни. Это конфеты. Их количество подобрано по количеству детей, но каждого вида по три-четыре штуки. Помощники ведущего не имеют права угощать друг друга.

Ведущий. Пожалуйста, объединитесь в тройки по сорту конфет и, ответив на анкету, найдите, что вас объединяет, отметьте, какие есть различия (дети отвечают на анкету в образовавшихся группах).

1. Твое любимое животное.

2. Любимое занятие.

3. Любимый цвет.

4. Любимое блюдо.

5. Любимый фильм.

6. Твоя мечта — ...

Рефлексия: один человек из группы рассказывает, по каким вопросам более всего совпадений, а по каким есть различия.

Ведущий подводит итог: значит, в свободное время матросы на корабле могут собраться в кают-компаниях по интересам.

На иллюминаторы корабля прикрепляются таблички – названия клубов по интересам: любители кошек, меломаны, спорт, танц-клуб, мечтатели, кулинары, киноманы...

Игра «Поддержи друга» (модификация «Карусели»)

Дети должны встать в два концентрических круга.

Ведущий. Внимание! Внимание! На горизонте тигровая кошка – вестница кораблекрушения. Только наши слаженные действия помогут избежать беды. Разделитесь на две команды, одна команда образует внешний, другая внутренний круг. Стоящие во внутреннем круге должны повернуться лицом к тем, кто стоит в круге внешнем. Быстро!

По моей команде каждый круг сделает ровно столько шагов, сколько будет указано в команде. Внутренний круг влево, внешний вправо три шага: раз, два, три!

Держим друг друга ладонями!

(Затем ведущий говорит, сколько шагов надо сделать и каким способом поддерживать друг друга – под руку, коленями, спинами, мизинчиками.)

Молодцы! Никакой шторм не страшен таким дружным матросам!

Детям предлагается снова занять места в полукруге и послушать ведущего.

Игра «Превращения»

Ведущий. Среди моряков бытует поверье, что, встретив в плавании говорящую летучую рыбу и не послушав ее приказаний, можно сбиться с курса и навсегда сгинуть в морской пучине. Много и других опасностей подстерегает путешественников в морском плавании: пираты, русалки, привидения. Мы должны заранее подготовиться к такой опасности.

Разделитесь на пары по желанию. Решите, в какую вещь, предмет могли бы вы превратиться на время, чтобы избежать опасности. Вы можете это сделать вдвоем или по одному, лишь посоветовавшись с другом.

Дети пишут тайные записочки-превращения и прячут их на корабле (прикрепляют с помощью скотча).

Рефлексия: по желанию дети могут рассказать, в кого бы хотели превратиться и почему. Вот ответы ребят, которые решились поделиться с товарищами: цветок, дверь, сундук, кактус, парус, зеркало.

Выбор штурмана и девиза

Ведущий: Конечно, в нашем путешествии могут быть и непредвиденные трудности, с которыми придется бороться. Неплохо бы при этом иметь бывалого, знающего капитана, который бы крепко держал штурвал корабля.

Далее ведущий подводит детей к мысли, что рулевой на их корабле – классный руководитель. (К штурвалу прикрепляются инициалы классного руководителя.) Надо отметить, что предложения были неоднозначными: предлагали и лидеров в классе, что вполне объяснимо, и свою первую учительницу, которая присутствовала на занятии, и это понятно. Предложили и классного руководителя, что очень обнадеживает, поскольку это был еще конец первой четверти.

Ведущий. Корабль с алыми парусами стал поистине вашим кораблем, его паруса поддерживают ваши самые сильные качества, у каждого есть тайное местечко на корабле, спасающее его от опасностей, а штиль вы можете переждать в узком кругу друзей в приятном общении, Значит, на флаге яхты с алыми парусами должно быть начертано что-то одно, общее для всех. Какие у вас предложения?

Выбрать что-то наиболее подходящее. Флаг с девизом прикрепляется на самую высокую матчу.

РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ

Ведущий говорит о том, что в течение всей встречи ребята по-новому открывались друг другу.

Что тронуло вас во время занятия? Что понравилось, не понравилось?

Что порадовало, что огорчило? Что было приятно, неприятно?

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за путешествие!»