Алгоритм разработки стратегии летнего отдыха

777 1194m.jpg

Алгоритм представляет собой совокупность поступательных управленческих решений в процессе стратегического планирования, реализации стратегии и стратегического контроля. Уровень жизнеспособности стратегии определяется умением учитывать особенности функционирования оздоровительно-образовательного учреждения, способностью педагогического персонала творчески решать поставленные задачи, умело использовать нетрадиционные формы работы, а также последовательностью шагов в разработке и реализации стратегических направлений деятельности.


Первым шагом к разработке стратегии развития летнего отдыха детей становится стратегический анализ. На этом этапе важно установить устойчивые, повторяющиеся тенденции внутренней среды оздоровительно-воспитательного учреждения за последние три года, равно как и ситуативные составляющие, сопутствующие воспитательной и оздоровительной деятельности в летний период. Представленные аналитические данные должны содержать также сведения о характерных особенностях мотивации (см. схему) участников летней оздоровительной кампании (потенциальных воспитанников и воспитателей) для определения возможных перспектив взаимодействия в воспитательном процессе.


Анализ позволяет нам выявить общие тенденции развития летнего отдыха детей и перейти ко второму шагу, где становится возможным определить идеологическую доминанту развития летнего отдыха на основе целеполагания. Деятельность на этом этапе предполагает учёт специфических особенностей оздоровительно-образовательного учреждения. Существует множество классификаций и типологий лагерей: в последнее время появились различные формы оздоровительно-образовательных учреждений.


Можно выделить следующие типажи летних лагерей:

  1. Оздоровительный лагерь. Цели, задачи, структура деятельности подчинены оздоровлению ребёнка. Программы лагеря направлены на профилактику вредных привычек, привлечение детей к здоровому образу жизни. Специфика лагеря не предполагает грандиозных развлекательных программ. Главная роль в воспитательном процессе принадлежит валеологам и медикам.
  2. Творческий лагерь. Множество развлекательных мероприятий, напряжённый ритм досуговой деятельности. Главную роль в воспитательном процессе играют массовики-затейники, режиссёры, руководители кружков. В таком лагере нестабильна эмоциональная атмосфера, она характеризуется творческим подъёмом, затем (особенно к концу смены) наступает стремительный творческий спад. Дети полны впечатлений, но быстро устают от подобного ритма жизни.
  3. Лагерь психолого-педагогической коррекции. Главная роль в воспитательном процессе отведена психологам. В лагере создана атмосфера психологического комфорта, работа ведётся в микрогруппах под наблюдением психолога. Основные формы работы — психологические тренинги, успокаивающие беседы, прогулки, индивидуальные консультации, вечера у костра.
  4. Предметный лагерь. Это практико-ориентированный лагерь, цель которого — углубить знания, умения, навыки детей в предметных областях. Главная роль в учебно-воспитательном процессе у педагогов-предметников. Такой лагерь в зависимости от профилизации может быть экологическим, биологическим, археологическим и т.д.
  5. Трудовой лагерь, в котором отдых совмещается с производительным трудом. Наиболее успешны учреждения, исповедующие идеи А.С. Макаренко, где достигается наибольший эффект в воспитании и социализации подростков с помощью производительного труда (как правило, сельскохозяйственного). Такие лагеря часто создаются в летний период при сельских школах и их педагогическая ценность очень велика.
  6. И т.д. ...


Шаг третий: на основе стратегических приоритетов следует приступить к разработке стратегии воспитательного процесса, которая включает в себя ряд последовательных действий:

  • формулирование базовой стратегии воспитания, которая чаще всего имеет комплексный характер и выступает как основной курс действий по реализации приоритетных целей развития оздоровительно-воспитательного учреждения;
  • определение стратегических альтернатив как возможность учитывать изменения социального пространства и в соответствии с этим социального заказа.


Четвёртый шаг: определение сущности и содержательной направленности функциональных стратегий, ориентирован на создание стратегических линий, обеспечивающих эффективную реализацию базовой стратегии развития. К ним следует отнести:

  • стратегию развития личностного роста школьника (общие концептуальные положения траектории индивидуального развития);
  • стратегию автономного развития воспитательного (оздоровительного) компонента образовательной среды лагеря;
  • стратегию социального взаимодействия (партнёрства) в рамках воспитательного процесса, где взаимодействие субъектов рассматривается как элемент внутренней и внешней среды;
  • стратегию развития педагогического коллектива (отражение базовых установок организационной культуры).


Наконец, пятый шаг, который ориентирован на определение ключевых проектных линий, направленных на реализацию стратегии в рамках совместной деятельности участников воспитательного процесса за период летней смены, предполагает реализацию программы летнего отдыха на основе выбора системообразующей деятельности в рамках одной летней смены.

LagStr.jpg




Смотреть также