«Три кита» нашей надежды

Материал из Летний лагеря
Версия от 22:26, 26 мая 2010; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Где живет наша надежда? Может быть, это десятилетние мальчишки и девчонки, которые переворачивают булыжники и заглядывают под них, исследуют пещеры и бегают вдоль речушек, где форель скользит по колеблющейся водной глади? Может быть, это посиделки у костра по вечерам, когда дети и вожатые рассказывают друг другу захватывающие истории о проявленной храбрости или забавные эпизоды, произошедшие днем? Или, может быть, это пятнадцатилетние подростки, которые триумфально покорили вершину высотой 5500 метров? Лагерь растит надежду в самом непорочном месте — в детском сердце. Лагерный опыт укрепляет слабых, воодушевляет скромных и пробуждает дух авантюризма, который живет в каждом ребенке.

Сформулируем «три кита», на которых базируется надежда, и которые появляются в случае реализации качественных программ по развитию молодежи в лагере. Каждый ребенок в ценностно-ориентированном лагере сталкивается с тремя факторами:

  1. близость с природой,
  2. подлинные человеческие отношения
  3. физическая активность.

Эти «три кита» надежды обитают в лагере…


38e.jpg

Близость с природой

Связь с природой уравновешивает темп жизни детей в лагере. Современная жизнь мчится вперед, не оставляя времени на созерцание окружающей среды. Природа по сути, поддерживает нашу активность в естественном темпе. Это учит детей терпению. Существуют вещи, которые нельзя увидеть мгновенно, например, как распускается цветок, или как зяблик садится на дерево. Природа дает нам время — время на то, чтобы услышать наш внутренний диалог.

Налаживание контакта с природой в лагере на ежедневной основе — это простой процесс времяпрепровождения, получения знаний о природе во время почти каждого занятия на открытом воздухе. Рекомендуется изучать окружающую среду и разговаривать о ней во время занятий на улице. Уделите немного времени исследованиям. Изучение природы вовсе не должно быть учебной дисциплиной. Ребенок не обязан знать каждое животное или растение, просто необходимо сделать так, чтобы дети задавали вопросы и разбирались в окружающей среде.


Идеи программ

«Человек-Фотокамера».

Разделите детей на пары. Один ребенок осторожно ведет по тропинке товарища, у которого закрыты глаза. Ведущий партнер дотрагивается до плеча товарища. Это сигнал для него открыть глаза на пару секунд и затем снова закрыть, сделав мысленную фотографию того мимолетного образа природы, который он увидел. Это упражнение необходимо проделать несколько раз, а затем поменяться ролями. После выполнения этого задания соберите детей вместе и поговорите об их любимых «мысленных» фотографиях природы, которые они запечатлели. Что они увидели? На чем они сфокусировали свое внимание: на крошечном цветке или на дереве, а может быть, на листьях? Это упражнение заставляет ребят остановиться и присмотреться к окружающей природе.


«Микро-Экскурсия».

Раздайте ребятам по одной линейке или по веревке. И устройте небольшую прогулку. В определенный момент попросите ребят положить линейку/веревку на землю рядом с деревом или где угодно рядом с тропинкой. Спросите их, что они видят вокруг линейки… что-нибудь разлагающееся? Новое? Каких-нибудь насекомых? Гнезда? Такая микро-экскурсия помогает сфокусировать внимание детей на небольшом участке природы и внимательно изучить незаметные на первый взгляд детали.


05-1304m.jpg

Подлинные человеческие отношения

Преобразовательная сила лагеря начинается с построения межличностных отношений и моделирования ролей. Наставничество — это часть вожатской культуры. Желательно чтобы вожатые смогли проявить характер, лидерские качества и любовь к детям, чтобы далее они стали способны играть важную роль наставников в жизни детей в лагере.


Идеи программ

«Геометрия».

Принесите веревку длиной около 15 метров и попросите членов команды встать рядом друг с другом, держась за эту веревку. Попросите участников, стоящих по обоим концам веревки, завязать кончики узлом. Затем ведущий тренинга показывает одному из участников изображение геометрической фигуры. Далее его обязанность — организовать перемещение людей таким образом, чтобы построить эту фигуру при помощи веревки. После того, как фигура создана, проводится обсуждение техники и лидерских качеств участников.

После того, как несколько разных участников организовали построение фигур, покажите всей команде рисунок и попросите всех вместе воспроизвести контуры этого рисунка с помощью веревки.

Вы сможете понаблюдать за различными стилями лидерства, общения, делегирования полномочий и инструктирования. Также можно будет оценить каждого лидера с точки зрения эффективности и рациональности.


15fghfm.jpg

Физическая активность

Отдых в лагере воодушевляет детей и позволяет им уверенно двигаться вперед. В лагере необходимо проводить множество активных занятий. Здесь на выбор детей желательно представить все виды занятий, подходящих им по возрасту. Составьте расписание занятий в соответствии с пожеланиями детей. Тогда они будут очень активно вовлечены в процесс создания своего собственного отдыха, и это позволит им следовать своим принципам здоровой физической активности.

Ребенок, который не занимается спортом, вряд ли захочет поехать в специализированный спортивный лагерь. Однако, если у ребенка есть свобода выбора и он может сам составить программу своего пребывания в лагере, он выберет активные занятия на свежем воздухе. Поверьте, по окончании смены они будут в лучшей физической форме, и даже не будут знать, как это получилось, поскольку вы будете пропагандировать скрытые физические нагрузки. В лагере программа занятий адаптируется в соответствии с уровнем физической подготовки ребенка.

Естественные физические нагрузки — это великолепнейшая возможность для детей и подростков всех возрастов заниматься веселым делом на свежем воздухе без телевизоров и компьютеров. Один из способов сделать процесс обучения интересным — это позволить ребенку самому выбирать тот вид деятельности, который ему нравится. Когда дети контролируют свои ежедневные занятия, они более склонны наслаждаться запланированной физической активностью и остаются активными молодыми людьми по возвращении домой. И дети обязательно перенесут эти навыки и здоровые привычки в свои семьи по возвращению домой. Но они не могут сделать этого должным образом до тех пор, пока их не научат, им не расскажут и они не обретут свободу выбора. Лагерь — это удивительный инструмент, позволяющий развивать здоровые привычки и активный образ жизни в семье.


Идеи программ

«Сыщики ФСБ».

Во время следующей прогулки по лесу скажите детям, что они, как будто сыщики ФСБ, должны отыскать лесных вандалов. Затем дети начинают быстро шнырять среди деревьев в поисках «улик». Это может быть заброшенное беличье дупло, отодранная лосем кора дерева и т.д.


«Принципы здорового питания».

Согласно некоторым традициям, на столе необходимо держать кувшин с водой во время еды, чтобы во время еды дети могли выпить глоток воды. Прием пищи должен рассматриваться, прежде всего, как возможность для общения, а не просто утоление голода. Научите детей класть вилку в тарелку после каждого съеденного кусочка пищи. Придумайте специальный тихий знак, сигнализирующий о том, что ребенок ест слишком быстро (например, касание уха рукой может означать «Помедленнее!»).


Правила пользования водоемами

Пожалуйста, следуйте следующим правилам, прежде чем подпускать детей к водоему. Лучше всего разъяснить эти правила непосредственно у воды, чтобы можно было продемонстрировать, как пользоваться снаряжением и соблюдать границы.