Тренинг на взаимодействие 16

Материал из Летний лагеря
Версия от 19:55, 23 марта 2019; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
YOpjMy1Ckbcm.jpg

1. "Рисование лидера" (или любого заданного образа)

Участвуют несколько групп. Каждой группе выдается лист бумаги форматом А2, маркеры и фломастеры. Ведущий предлагает группе в течение 10 минут обсудить выполнение задания, при этом группа не касается материалов. Затем, следующие 10 минут рисует лидера, не произнося ни слова. По истечении этого времени группы представляют свои работы. В заключение ведущий с группой анализирует, что произошло в группе в момент работы: как себя чувствовал каждый, какую роль выполнял, почему взял на себя данную роль, была ли у него возможность высказаться, внести предложение, всех ли выслушали в процессе подготовки, была ли доброжелательность между членами группы, Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали? Чему вы научились в этом упражнении, какие уроки для себя извлекли на будущее?


2."Машина"

Вспомогательного материала нет. Машина "строится" из членов группы.

Ведущий: Вам нужно построить любой действующий механизм. 10 минут вы обсуждаете, как выполнить задание, 10 минут строите модель не произнося ни слова, затем представляете модель. После выполнения задания всем предлагается разойтись по малым группам и поговорить о том, что произошло.


3. "Плетень"

Группа вместе с ведущим встают лицом во внутрь круга и берутся за руки. Затем ведущий дает команду – повернуться всем на 180 градусов, не расцепляя рук. Необходимо зафиксировать это положение. Затем нужно по команде "раз" снова развернуться и встать в первоначальное положение, также не расцепляя рук.

Вывод: - упражнение проходит эмоционально;

- требует массу нестандартных изменений движений, что приводит к внутреннему раскрепощению.


4. "Бег ритма"

Участники встают по кругу и, начиная с ведущего, отбивают ритм хлопком в ладоши: та-та, та-та-та-та-та-та-та, та-та. Каждый играющий делает только ОДИН хлопок (11 человек – 11 хлопков). Должен сохраниться общий рисунок ритма. Кто сбился, с того начинают снова отбивать ритм. Упражнение повторяется до тех пор, пока не наладится четкий рисунок ритма.

Анализ: - вырабатывается: чувство ритма, чувство единства, сплоченность группы, способность слаженно, совместно действовать.

- развиваются способности: принимать во внимание чужое поведение и отвечать на едва заметные перемены в чужом поведении и в полученных знаниях, переходить из одной ситуации в другую, взаимодействуя с другими участниками.


5. "Улови взгляд"

Группа рассаживается по кругу таким образом, чтобы каждый участник друг друга видел. Ведущий одному из игроков "передает" взгляд. После того, как игрок - "приемник" почувствовал, что взгляд адресован ему, "передает" этот взгляд другому игроку на выбор, таким образом став "передатчиком", третий игрок "передает" взгляд другому и т.д. до тех пор, пока взгляд "затеряется". Остальные игроки должны внимательно следить за переходом взгляда. После того, как взгляд "затерялся", ведущий начинает расследование – кто кому передал взгляд, и где он затерялся. После этого подсчитывается количество "передатчиков" – "приемников". Упражнение повторяется 2-3 раза.

Анализ: Определяется степень внимательности группы; развивается у каждого участника наблюдательность; возрастает некоторая доверительность друг к другу; развивается умение чувствовать другого человека.


6. "Зеркало"

Участники разбиваются на пары, встают лицом друг к другу. Один из партнеров – "зеркало", и его лицо, следовательно, - отражение лица второго партнера, оно должно следовать всем его движениям. Пусть некоторое время они делают, что хотят. Возможно один будет смешить, и отражению будет трудно за ним следовать. Затем дайте им указание: "Смотрите в глаза своему партнеру и, используя периферическое зрение, следуйте его движениям. Делайте их достаточно медленно, в одном ритме; не старайтесь обмануть друг друга. Добейтесь того, чтобы нельзя было отличить, кто является "отражением". После определенных достижений в синхронности пар можно предложить кому-нибудь из других пар определить, кто ведущий, а кто его отражение. После того, как пары сработаются, предложите поменяться партнерами (возможно неоднократная смена партнеров).

Анализ: - упражнение развивает умение чувствовать партнера и схватывать логику его движения;

- это очень хорошее средство развития психологического контакта;

- упражнение развивает способность к перевоплощению, учит пытаться смотреть глазами другого человека на привычные вещи, на окружающих людей, на самого себя.


7. "Стыковка"

Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – "космические станции" – они вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков – свести концы указательных пальцев своих партнеров. Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою "мишень" – ладонь сидящего перед собой человека от преследующей его "ракеты" – указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо в целях безопасности – вне его пределов.

Анализ: польза от этого упражнения та же, что и от упражнения "Зеркало".


8. "Крики вволю"

Ведущий: прошу всех встать, сбросить с себя мышечные напряжения, расслабиться. Сейчас вам предстоит от души покричать. Кричим все, на разные голоса, кто как может, как можно громче. Вместе с криками сбрасываем с себя усталость, нервное напряжение, утомление. Итак, все выдохнули, набрали побольше воздуха и начали кричать как можно громче, на разные голоса, сбрасывая с себя усталость и напряжение. Начали. (…) Неплохо. Сейчас мы попробуем покричать еще разок, уже без оглядки, сопровождая свои крики спонтанными движениями, прыжками, раскачиваниями. Пусть это будет своеобразный крик вашего тела. Покричим подольше, останавливаться будем только по команде ведущего. Итак, снова начинаем кричать, но теперь сопровождаем свой крик спонтанными движениям тела. Пожалуйста. (…) Прекрасно. (По усмотрению ведущего упражнение выполняется несколько раз.) Заканчиваем. Оцените сами освежающий эффект этого замечательного упражнения!


9. "Прорыв"

Ведущий: Способны ли вы добиться своего, несмотря ни на какие препятствия? Способны ли вы защитить свои позиции, отстоять свое, несмотря на мощный натиск противника? Сейчас мы можем попробовать свои силы в этих двух направлениях. Давайте разделимся на две половины и образуем два круга – внутренний и внешний. По моему сигналу участники, стоящие во внутреннем круге начинают двигаться по часовой стрелке, а те, кто находится во внешнем круге – против часовой стрелки. По сигналу ведущего – хлопку – останавливайтесь. Образовались пары. Задача "внешнего партнера" любыми доступными ему средствами прорваться в центр (это могут быть слова, физическая сила (в пределах приличия), хитрость и т.п.) Задача "внутреннего партнера" не пустить ни за что. Он также применяет все имеющиеся у него на вооружении способы препятствия своему противнику. Итак, если задание понятно, то мы можем приступить к первому поединку. Игра повторяется несколько раз. В конце определяются самые настойчивые игроки.


10. "Моечная машина"

Цель: снятие комплекса тактильного контакта, раскрепощение участников. Участники разбиваются на пары и встают парами в колонну лицом друг к другу – это сама "Моечная машина". Одна пара разбивается и один человек встает в начале колонны – это "вещь", которую необходимо отмыть, а другой – в конце – это "сушилка". "Вещь" начинает медленно двигаться внутри колонны, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т.д., т.е. "моют". "Сушилка" принимает в свои объятья вымытую "вещь" и "сушит" ее крепко – крепко обнимая. Затем "вещь" и "сушилка" меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через "моечную машину" не пройдет каждый участник игры.


11. "Печатная машинка"

Ведущий: Можем ли мы слаженно работать в группе? Давайте проверим. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной вам песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве (Б-У-Р-Я М-Г-Л-О-Ю Н-Е-Б-О …). В конце слова – все встают, на знаке препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши. Еще одно условие игры: кто ошибется выходит из игры, покидает кресло. Начинаем по кругу. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания. По окончании игры можно оценить, кто у нас вышел в победители.


12. "Передача эмоций"

Участники игры садятся в круг. Первому предлагается накопить максимум отрицательных эмоций и в одной-двух фразах "выплеснуть" весь накопленный запас на своего соседа, постаравшись вложить максимум темперамента и эмоций. Второй же, не ответив никак первому, "вымещает" зло на следующем. Как это обычно бывает в жизни, он разряжается на первом попавшемся под руку. Игра проходит в один-два круга. Пока не иссякнет. Затем задание меняется. Первый пытается сбросить запас отрицательных эмоций и расшевелить все добрые и светлые силы души, одной-двумя приветливыми фразами, делится своим хорошим настроением с соседом. Второй, получив заряд положительных эмоций, передает его третьему и т.д. Можно воочию сравнить цепи отрицательных и положительных эмоций.


13. "Тренинг со стульями" ("Синхронность")

Количество стульев соответствует количеству участников. Стулья становятся кругом так, чтобы их можно было обойти. Ведущий: необходимо всей группе синхронно выполнить такое задание: всем сесть на стулья, встать за спинку. Поднять стул на уровень груди, опустить, пройти на исходную позицию и снова сесть на стул. Во время выполнения задания разговаривать нельзя. Если правила будут нарушены, прозвучит хлопок и нужно будет начинать сначала. Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет полной синхронности в движениях всех участников.


14. "Картина"

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к столу или к стене, на которой прикреплен большой лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать "картину". Ведущий сообщает ему, какой предмет необходимо изобразить (другие не слышат задания). Он рисует один из элементов рисунка. Приглашается второй игрок. Первый игрок объясняет второму мимикой, жестами, что ему нужно изобразить на листе бумаги и встает в конце линии, только после этого второй рисует. Приглашается третий игрок и так далее, пока все не примут участия в рисовании картины. Всем группам ведущий дает одинаковые задания, но группы об этом не знают. Каждая группа по истечении 10 минут представляет свою картину. Ведущий произносит вслух задание, и группы смотрят, что у них получилось. Это упражнение на умение передать информацию мимикой, жестами, на интуицию, на умение правильно, без искажений принять информацию.


15. "Лабиринт"

Эту игру лучше проводить на отрядном часе – на нее требуется достаточно много времени. Из стульев и веревок строится некое подобие лабиринта: на площадке 10х10 м хаотично расставляются стулья, между ними на разной высоте натягиваются веревки с таким расчетом, чтобы некоторые можно было переступить, а под некоторые – подлезть. На стульях можно разложить какие-нибудь маленькие предметы или открытки. Играющие делятся на пары. Один из них должен пройти с завязанными глазами по лабиринту, собирая лежащие на стульях предметы, а второй будет руководить его действиями. Делать это можно с помощью словесных инструкций, подсказывая, куда повернуться, что переступить или откуда взять предмет. Ведущий засекает время, которое требуется каждой паре для выполнения задания. Побеждает пара, справившаяся с заданием быстрее всего.