Отряд как малая группа

Материал из Летний лагеря
Версия от 08:47, 28 апреля 2019; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая страница: «right «В ЕДИНЕНИИ – СИЛА» (отряд как малая группа, динамика развития группы)…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
QyV75KoVMPg.jpg

«В ЕДИНЕНИИ – СИЛА» (отряд как малая группа, динамика развития группы)

Основной структурной единицей лагеря является отряд. Отряд как социальная группа имеет следующие характеристики:

- срок пребывания детей в лагере ограничен;
- состав группы не меняется;
- размер группы постоянен;
- разница между возрастами детей одной группы не превышает двух-трех лет;
- группа имеет постоянного руководителя (вожатый, воспитатель);
- каждая группа имеет условия для занятий (изолировано от других групп);
- имеет место групповая и межгрупповая деятельность соревновательного характера.


С точки зрения психологии, отряд детского лагеря можно считать малой группой с ее особенностями развития и функционирования. На знании закономерностей развития группы основывается грамотное построение работы. Любая группа постепенно развивается, но без умелого управления данным процессом развитие будет идти очень медленно либо группа распадется, не успев достичь сплоченности. Чем сплоченнее и развитее группа, тем большее влияние она оказывает на развитие личности в ней.

Отряд лагеря, как и малую группу, можно рассматривать и анализировать с нескольких позиций:

  • содержание деятельности – совокупность целей, задач, действий по достижению этих целей, мотивов данной деятельности (см. раздел «Организация совместной деятельности»);
  • формирование групповых структур - положение членов группы в системе отношений, образуемых по различным основаниям: лидерская, коммуникативная структуры группы, система эмоциональных отношений группы (см. раздел «Формирование структуры группы»);
  • групповые нормы - представления, выработанные членами группы в процессе жизнедеятельности, подобающие в данной группе способы поведения (см главу «Формирование групповых ценностей»);
  • течение групповых процессов, характеризующих малую группу в ее динамике: межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении (процессы развития, сплочения, нормативного давления и принятия групповых решений).


ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

Первоначально набранная группа является диффузной, разобщенной, дальнейшее ее функционирование определяется закономерностями развития малой группы. Истинным коллективом становится объединенная общими целями и задачами группа, сплачивающаяся в процессе социально значимой совместной деятельности.

На пути к коллективу группа проходит стадии:


Первая стадия развития группы: «Всякому мила своя сторона»:

  • Для построения отношений участники выбирают людей, которые нравятся или выгодны, такие отношения неустойчивы и быстро разрушаются.
  • Группа не готова к выделению лидеров и следованию за лидером, каждый в группе сам по себе. Участники группы незначительно влияют друг на друга. Влияние вожатых на группу определяется их формальным положением и эмоциональной привлекательностью для группы.
  • В группе нет доверия друг другу, участники личностно закрыты, отсюда напряженность, тревога. Низкий уровень социальной рефлексии: участники плохо чувствуют отношение к себе, не способны прогнозировать развитие отношений.
  • Сами ребята не проявляют интереса к совместной деятельности, участие в мероприятиях определяется формальными требованиями. Инициативу в общественных делах члены отряда проявляют, если им это лично выгодно или интересно. Постановка целей для группы внешняя, т.е. осуществляется вожатыми. Успешность групповой деятельности определяется эмоциональным отношением каждого к этой деятельности. Группа еще не может успешно выполнять деятельность, где действия участников зависят друг от друга.
  • В группе возникает мнимая сплоченность. Непривычная обстановка, новые люди, эмоциональная напряженность подталкивают участников группы к объединению, которое помогает обрести чувство защищенности. Объединение происходит благодаря наличию других групп, которым отряд противопоставляет себя (уровень отношений «МЫ – ОНИ»).
  • Участники группы адаптируются к новым условиям, темпу и методам работы, привыкают друг к другу и вожатым. Пока они не готовы изменить свое привычное поведение. Каждый из группы сосредоточен на себе, не придает ценности ни себе как части коллектива, ни другому. Большее значение имеют личные интересы вне группы.

Основные задачи вожатого на этапе:

  • Расслабление членов группы, снятие напряжения, создание атмосферы открытости, доверия, психологической безопасности, «мажорного» настроения участников. Приемы: Веселые «детские» игры в кругу, игры на тактильный контакт. Состояние неопределенности снимают через обмен информацией (о лагере, программе, друг о друге).
  • Создание условий для раскрытия ценности каждого участника в группе. Приемы: Игры на знакомство (как на запоминание имен, так и на раскрытие личности). Если в группе более 10 человек, целесообразно использовать бейджи с именами. Задача вожатого максимально обращать внимание участников друг на друга, создавать условия для их взаимодействия.
  • Создание ощущения целостности группы, единства с группой. Приемы: Совместное формирование образа идеальной группы, постановка групповых целей, игры на взаимодействие. Объединяют группу принятие законов группы, знаки отличия отряда, совместно пережитые эмоции.
  • Осуществление жесткого руководства группой: мнение вожатых имеет наибольшее значение для группы. Стиль руководства – авторитарный, так как если специально не организовывать людей, не руководить их деятельностью, группа развалится.

Технологии работы с группой: Для выполнения доступны задачи, легко разложимые на отдельные задания и не требующие взаимозависимой групповой деятельности. Контроль и управление процессом со стороны руководителя обязательны. Например, деятельность по оформлению отрядного уголка при раздаче индивидуальных заданий не требует сложных совместных действий и при грамотном руководстве будет результативна. Но в данном случае важно правильно выбрать мотивацию. Групповая мотивация еще не развита - участники заинтересуются только личной выгодой (поощрение, приз, желание победить в конкурсе) либо высокой эмоциональной привлекательностью деятельности. Ключевые направления работы: игры на тактильный контакт, игры на знакомство, вертушка, развлекательные конкурсные программы.


Вторая стадия развития группы: «Вместе тесно, да врозь скучно»:

  • Все большее значение для каждого члена группы принимает совместная деятельность. Теперь при выборе партнера для общения участники группы смотрят, как проявляет себя человек в деятельности, его отношение к людям и к делу, его жизненные ценности. Начинают вырабатываться общие для группы ценности. Общее дело объединяет ребят.
  • Начинается формирование лидерской структуры группы: каждый старается проявить себя, найти свое место в группе, идет борьба за лидерские позиции. Отношения в группе уровня «Я – ОНИ», где каждый как бы противопоставляет себя другим членам группы. Ценность имеет только личное мнение, личная деятельность, позиция других не рассматривается как заслуживающая внимания («вот я могу сделать это для отряда, а в их способностях я сомневаюсь»). Члены группы видят друг друга в черно-белом цвете: либо «хорошие», либо «плохие», либо «не мешающие мне».
  • Формируются устойчивые дружеские группировки, которые мало общаются между собой, характеризуются конфликтными отношениями. Участники группы не владеют конструктивными способами разрешения конфликтов.
  • Цели, задания для совместной деятельности задает вожатый. Участники под общим руководством уже способны самостоятельно выделить этапы деятельности, разбить на задачи. Для ребят важно достичь поставленной цели в данной конкретной деятельности (например, хорошо выступить, во что бы то ни стало пройти испытание).
  • Уровень активности в делах отряда очень неоднороден. Одни горят желанием и энергией, другие пассивны, проявляют безразличие. В деятельности ребята подталкивают друг друга.

Основные задачи вожатого на этапе:

  • Достижение сплоченности группы и осознание каждым участником своего единства с группой. Приемы: Создание таких ситуаций, которые заставили бы участников понять, что, только действуя командой, можно достичь успеха в деятельности (принятие групповых решений, игры-испытания, соревнования с «внешним соперником», дискуссии по проблемным ситуациям, творческие задания).
  • Постепенный переход к более гибкому стилю руководства с появлением лидеров, что позволяет группе накапливать опыт совместной деятельности.
  • Развитие умения видеть ценность в каждом члене отряда. Приемы: подробный анализ деятельности группы, вклада каждого в общее дело, рефлексия, выражение благодарности друг другу, поощрения.

Технологии работы с группой: Деятельность группы будет успешна при условии личной значимости групповой задачи. Важна возможность проявления себя в деятельности. Если принадлежность к группе важна ребенку, он с готовностью будет участвовать в деятельности группы. Ключевые направления работы: упражнения «Веревочного курса», игры на выявление лидерских способностей, игры на взаимодействие, выступления на сцене, конкурсы различных направлений.


Третья стадия развития группы: «Все за одного, один за всех»:

  • Участники готовы отказаться от личных интересов ради целей группы. Формируется ценностно-ориентационное единство группы (ориентация на цели и ценности группы в деятельности и поведении). Коллективная ответственность.
  • Возникает феномен группового давления, когда члены группы подчиняются мнению большинства, часто неосознанно, стараясь соответствовать групповым нормам, быть как все. Максимальное влияние группы на личность человека может приводить к утере творческого начала.
  • Происходит «взаимозаражение» эмоциональными состояниями, когда радость или огорчение охватывает всю группу, многократно усиливаясь.
  • Дружеские группировки постоянны, отношения между ними доброжелательные, заинтересованные. Конструктивное разрешение конфликтов. Члены группы отличаются высоким уровнем взаимопонимания, заинтересованы личностью друг друга, хорошо чувствуют отношение друг к другу, способны прогнозировать будущее группы, поведение ее отдельных членов.
  • Группа способна самостоятельно ставить цели, организовывать свой досуг, по собственному желанию заниматься социально значимой деятельностью. Достижение групповой цели важно для каждого члена группы. Группа слаженно работает, особенно эффективна взаимозависимая деятельность. Характеристики группы: высокая степень взаимоподдержки, взаимопомощи, сработанности, высокая совместимость членов группы в деятельности. Группа способна осуществлять конкретную деятельность без формального руководителя.
  • Все участники очень довольны своей группой, гордятся членством в группе. Группа воспринимается как лучшая по сравнению с другими группами, другие группы рассматриваются как соперники.
  • Участники группы проявляют свою яркость, нестандартность, открывают свой внутренний мир друг другу. Высокая степень доверия в группе, открытость, естественность, спонтанность поведения (отношения в группе уровня «Я – ТЫ»). Участники способны видеть и признавать ценность друг друга в связи с осуществлением совместной деятельности.

Основные задачи вожатого на этапе:

  • Развитие умений открытого, искреннего взаимодействия, развитие способностей к позитивному отношению к миру, другим людям, развитие готовности к диалогу в самых разнообразных ситуациях. Приемы: упражнения веревочного курса, упражнения на формирование доверия, разнообразная творческая деятельность.
  • При анализе упражнений проводите параллель с внешним миром, подчеркивая возможность и необходимость использования полученных навыков в жизни, развивайте творческое отношение участников к собственной жизни.
  • Необходимо настраивать группу на положительное отношение к другим группам, формировать позитивное мироощущение, желание и готовность менять свою жизнь к лучшему.

Технологии работы с группой: Все участники группы разделяют социально значимые цели де-ятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Истинный коллектив отличается именно доминированием общественно полезных целей над личными. Ключевые направления работы: упражнения на формирование доверия в группе, разработка и проведение КТД, формирование самоуправления.


Четвертый уровень развития в группе «Все в наших руках»:

Как правило, этот уровень недостижим для групп в условиях лагеря, однако, к нему можно стремиться, использовать как образец идеальных отношений.

  • Открывается путь участников к своему Я, и через него к Я других людей (отношения в группе уровня «Я – Я»). Отличительной чертой этого типа группы является способность к построению межгрупповых отношений. Это сообщество людей, готовых к искренним и открытым контактам со всеми, кто захочет этого, даже в случае невозможности совместной деятельности. Доминирует не деятельность, а общение. Групповое «МЫ» не рассматривается как единственно правильное или лучшее. Отношения характеризуются духовной близостью и креативностью. Коллектив способен на автономное существование.


Процессу развития, сплочения группы способствуют:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей членов группы;
  • достаточная возрастная однородность группы;
  • количество человек в группе не превышающее 20;
  • атмосфера психологической безопасности в группе;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всей группы; наличие специальных упражнений для формирования сплоченности;
  • личная привлекательность вожатых;
  • квалифицированность работы вожатых;
  • наличие других групп, воспринимаемых как соперники.


При работе с группой необходимо учитывать:

  • Отряды лучше всего формировать из мало знакомых друг с другом людей. Не связанные обязательствами и зависимостью друг от друга люди легче идут на контакт с новыми людьми, быстрее усваивают новые способы поведения, избавляются от сложившихся в прошлом шаблонов поведения. Вхождение в группу уже сложившихся мелких дружеских группировок сильно тормозит развитие групповой сплоченности, ведет к сокрытию от остальных какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга, отчуждению от группы.
  • Пресекайте попытки детей использовать когда-то кем-то придуманные сценарии, девизы, кричалки и пр. Только создание нового, и именно этим составом, развивает группу, даже если конечный продукт будет не лучшего качества.
  • Пропагандируйте искренность и открытость в отношениях - раскрытие своего Я другому есть признак сильной и здоровой личности. В такой атмосфере человек будет чувствовать себя уверенно, ему легче будет раскрывать свой внутренний мир перед другими.
  • Все, что говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы – естественное этическое требование, являющееся условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
  • Необходимо установить единую форму обращения в группе (лучше «ты», а не «вы»). Можно предложить ребятам по желанию представиться не настоящим, а игровым именем (ником, именем героя книги, кличкой и др.), в этом случае все участники группы должны будут использовать его при обращении.
  • Высказывания как ваши, так и детей, должны строиться только от первого лица: не «мы не хотим…», а «я не хочу…» – это учит ответственности за свои слова, помогает принимать себя таким, какой есть, раскрывать свою индивидуальность. Не разрешайте говорить о присутствующем человеке в третьем лице: не «Он сделал…», а «Ваня сделал…» или «Ты сделал…».
  • Проговорите с ребятами необходимость активного участия во всем происходящем в группе: в обсуждении проблем отряда, творческих мероприятиях (хотя бы в качестве болельщика) и др. У участников должно быть право отказаться говорить на рефлексии или отвечать на вопрос, а также участвовать в личностно-ориентированных тренингах и упражнениях, не объясняя своего отказа.