Как работать с микрофоном

Материал из Летний лагеря
Версия от 08:37, 6 сентября 2013; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right Итак, начнем с ситуации, когда микрофон у вас в руках. Как его держать, чтобы все по...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
QY5tUPCVFAsm.jpg

Итак, начнем с ситуации, когда микрофон у вас в руках. Как его держать, чтобы все подумали, что вы делаете это не в первый раз? Так, как держат вилку, а не как банан. Только кончиками пальцев, не пытаясь обхватить его всей ладонью. При этом все пальцы должны лежать на микрофоне. Особенно следите, чтобы мизинец кокетливо не оттопырился. Локоть при этом расслаблен и опущен. Им вы должны чувствовать ребра. Свои, разумеется. Типовая ошибка – задирание локтя почти на уровень подбородка: выступающий становится похож на репетирующего утреннюю зорьку горниста.

Микрофон следует удерживать на одинаковом расстоянии ото рта на протяжении всего выступления. Чтобы рассчитать оптимальное расстояние, приложите ребром ладонь с сомкнутыми пальцами к губам так, чтобы указательный палец касался губ. Безымянный палец в этом случае и будет там, где должен быть край микрофона. Если держать его дальше, голос будет звучать не так красиво, если ближе – при произнесении звука «п» микрофон будет издавать малоприятный звук. Не меняйте это расстояние в ходе выступления.

Наклоняясь, наклоняйте и микрофон. Поворачиваясь, поворачивайте и микрофон. Как вы знаете, земляне наблюдают один и тот же рисунок на поверхности Луны потому, что она вращается вокруг Земли, будучи обращена к ней одной и той же стороной. Символически это природное явление вы и должны отражать во время выступления с микрофоном: куда бы вы ни повернулись, микрофон поворачивается вместе с вами, причем оставаясь не только на одном и том же расстоянии, но и повернутым одной и той же стороной к вам. Лучший звук при этом получается, когда микрофон образует перпендикуляр с вертикальной линией вашего лица.

Перед выступлением проверьте, где находятся динамики системы звукоусиления. Если они находятся у вас за спиной, будьте особенно осторожны: когда мембрана микрофона и мембрана динамика направлены друг на друга, они вступают в резонанс и раздается тот адский, душераздирающий свист, который приводит в панику выступающего, заставляет всех присутствующих заткнуть уши, а звукооператора выругаться (это называется «микрофон фонит»). Если вы зарапортовались и допустили эту ошибку, не теряйтесь: все, что вам нужно сделать, это отвернуть микрофон от динамиков.

Конечно, при использовании микрофона вы несколько ограничены в возможностях жестикулирования. Рекомендуется держать микрофон в рабочей руке, то есть левшам – в левой, правшам – в правой. Для жестикуляции остаются другая рука и все тело. Придется быть активнее. Типовая ошибка – попытка жестикулировать и той рукой, в которой находится микрофон. Это оборачивается страшной пыткой для слушателей, так как звук плавает в диапазоне от затишья перед бурей до самой бури с периодом в несколько секунд. Впрочем, вы и сами много раз были в их положении. Правда?

Как быть, если вы выступаете с микрофоном, крепящимся непосредственно у рта? Это в прямом и переносном смысле развязывает вам руки. Однако есть и отрицательный фактор. Выключатель такого микрофона находится на передатчике, который, скорее всего, будет закреплен на вашем поясе сзади. Или на гарнитуре, которая крепит всю систему к голове. И отключить его невозможно даже на секунду.

Вспомните, пожалуйста, что Вы слышали, когда Вам шептали или тихо говорили что-нибудь на ухо с расстояния 3-5 сантиметров. Вероятно, что разобрать речь Вам мешало шипение воздуха и артикуляционные звуки (язык ворочается во рту у говорящего, слюна перемешивается), особенно неприятны звуки «п» и «б», при них происходит звуковой удар. Вот то же самое «слышит» микрофон, когда Вы поёте или говорите с малого расстояния. Поэтому надо петь (или говорить) достаточно громко. Оптимальное расстояние от Ваших губ до микрофона 20 — 25 сантиметров. Звуковые удары при произнесении звуков «п» и «б» звукооператоры называют «плевками». Есть три средства борьбы с ними. Во-первых, певец должен отработать свою дикцию так, чтобы эти звуки были мягче. Во-вторых, расстояние до микрофона, как сказано выше. И третье средство — мембрана между певцом и микрофоном, но это только в студии звукозаписи, а в зале её нет.

Есть ещё одна уловка, но о ней чуть позже. Микрофон и человеческое ухо воспринимают звук по-разному. Когда пение «в живую», певец может переходить от очень громкого пения до шёпота и при этом Вы всё слышите. У микрофона динамический диапазон другой, он не терпит резких перепадов громкости. Кроме того, если Вы поёте тихо, то чувствительность микрофона повышается за счёт автоматической регулировки усиления и шумы сравниваются по громкости с «полезным сигналом». Ведь «в живую» Вы слушаете песню с расстояния не менее полутора метров, а микрофон Вас «слушает» с расстояния в 10-20 раз меньшего.

Теперь об «уловке». Если Вы поёте тихо или микрофон слабый, то приблизьтесь к нему насколько можно, но при этом микрофон должен «смотреть» в угол Вашего рта. Ни в коем случае по центру! Таким образом, неприятных «плевков» можно избежать.


Что касается студийной работы с микрофоном, необходимо знать о таких вещах:

  • читать свой текст нужно строго в микрофон, а не мимо него. Запомните, микрофон - ваш главный слушатель. И как бы ваш текст не был хорошо написан, если вы читаете его мимо микрофона - считайте, что вы что-то рассказываете своему слушателю, например, повернувшись спиной.
  • при записи нужно выбрать оптимальное расстояние до микрофона - обычно это 10-20 см.
  • не следует пугаться странной штуки во время записи, которая называется поп-фильтром, а в народе именуется "плевательницей". Ее задача - убрать все взрывные звуки при начитке материала. Например, которые возникают в словах, где есть буквы "п" и"б".

Чтобы справится с излишним волнением перед записью, нужно "правильно продышаться" - сделать 8-10 медленных и глубоких вдохов-выдохов. Не забывайте о том, что дыхание должно быть брюшным, а не поверхностным грудным.

Ну и последнее. Для того, чтобы ваш голос звучал красиво во время записи, во-первых, следует помнить о том, что стоит избегать употребления некоторых продуктов непосредственно до начала записи. Голос звучит плохо после употребления орехов, семечек, шоколада, яблок, сильногазированных напитков. Не стоит также есть кислые фрукты или пить соки до записи, потому что обильное слюноотделение в таком случае неизбежно. И во-вторых, сделайте несколько упражнений на расслабление горла, для того, чтобы снять зажимы, которые мешают хорошему звучанию голоса - например хорошенько прозевайтесь. Пяти раз с закрытым ртом и пяти раз с открытым ртом вполне достаточно.