Я и моя роль в отряде

2399169046 26a26e3cd3m.jpg

Предлагаемый сценарий тренингового занятия предназначен для старших подростков. Данные занятия решают в первую очередь возрастные задачи. В этот период ребятам очень важно осознать ту систему отношений, в которую они включены. Причем такое осознание важно не только для тех, у кого есть объективные проблемы в общении, но и для высокостатусных членов группы. Для того чтобы разобраться в причинах этого явления, вспомним возрастную психологию.

Итак, в младшем подростковом возрасте индивидуального «Я» как бы не существует. Оно растворяется в групповом «Мы». Ребята воспринимают окружающий мир в основном глазами своей минигруппы.

Следующий возрастной этап (старший подростковый возраст) ставит перед подростками новые задачи, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Теперь точкой отсчета для ребенка становится собственная личность. Привычная «стайка» младших подростков распадается. Появляется группа, состоящая из неповторимых индивидуальностей, которым теперь предстоит выстроить отношения на новых основаниях. И для начала каждому необходимо понять свое место в структуре отряда, оценить, насколько его устраивает занимаемая позиция.

В ходе занятия «Я и моя роль в отряде» подростку предоставляется возможность для анализа сложившейся структуры отношений и распределения ролей в отряде. При этом каждый участник имеет право продемонстрировать свое личное отношение к ситуации.

Положительный коррекционный эффект достигается за счет того, что все анализируемые в ходе занятия ролевые позиции преподносятся ведущим как необходимые и очень важные в коллективном взаимодействии.

Вожатый обычно включается в тренинг в качестве участника, наравне с остальными. Для нас это является обязательным условием проведения. Данное занятие ограничено во времени, но оно запускает процессы, которые в полном объеме разворачиваются потом, в обычной повседневной жизни отряда. Для того чтобы понимать происходящее, вожатый должен прожить с детьми этот отрезок времени. Исключением являются случаи, когда ребята не доверяют своему педагогу. И если в работе, предшествующей этому тренингу, отношения детей с одним из вожатых наладить не удается, занятие проводится без него.

Занятие состоит из двух частей: первая посвящена анализу структуры сложившихся отношений, вторая — анализу ролевых позиций. Время проведения — 1 час 15 минут, с 10-минутным перерывом.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Все участники сидят в кругу. Ведущий знакомит их с задачами, которые будут решаться в ходе этой встречи.

Далее участники выполняют первое упражнение.


«Я в центре»

Одному из участников предлагается встать в центр круга. Этот человек становится «ядром», вокруг которого располагаются все остальные. Задача водящего — расставить всех подростков отряда на каком-либо расстоянии от себя. Он руководствуется только собственным чувством близости к каждому члену отряда.

Обсуждение на этом этапе недопустимо. Наиболее близкие займут место ближе к центру, те, с кем отношения более отстраненные, — место на периферии.

Когда все без исключения дети будут стоять на своих местах, ведущий просит их замереть на некоторое время. Водящий должен оценить, действительно ли так для себя он видит структуру отряда. В случае необходимости вносятся изменения, а затем все участники возвращаются на свои места, в центр круга становится следующий ребенок.

Эта процедура продолжительна по времени. Поэтому «ядром» могут стать только 3–4 человека. Для того чтобы каждый имел возможность выстроить собственный «атом» отношений, участникам дается лист бумаги формата А3, с кругом посередине. В центре этого круга написана буква «Я». Ведущий просит участников проделать ту же самую процедуру, но уже на бумаге, то есть расположить вокруг себя своих ровесников. Основные условия — все работы должны быть подписаны, а местоположение каждого человека должно быть обозначено понятным для всех участников образом.

Хочется сказать несколько слов о том, что на этом занятии мы несколько нарушаем традиционную структуру тренинга. У нас здесь нет разминки. Первое же упражнение является очень серьезным, личностно значимым практически для каждого участника. И именно значимость этого действия позволяет быстро включить всех в процесс.

В некоторых случаях, когда мы не уверены, что ребята сразу сумеют настроиться на серьезную работу, мы просим в качестве первого «ядра» выйти вожатого. Вообще, выбор первых участников очень важен, ведь именно они задают тон всему тренинговому процессу. Мы всегда в начале упражнения приглашаем в центр уважаемых всеми, серьезных, думающих ребят.

Как только ребята закончат работу на бумаге, ведущий просит разложить их свои листы на полу так, чтобы у каждого была возможность подойти и ознакомиться с тем, что получилось у других.

Участники получают по два фломастера: один — зеленый, второй — черный. Задача каждого — найти себя на каждом листе бумаге, и в том случае, если местоположение относительно центра его устраивает и ничего не хочется менять, обвести свою фамилию зеленым цветом. Если данная позиция не устраивает — черным. Таким образом и ведущие, и сами участники получают информацию о том, насколько благополучен эмоциональный климат в коллективе. Чем больше черного на бумаге, тем тревожнее ситуация, и наоборот.


«Мое место»

Завершающим этапом первой части тренингового занятия становится построение структуры отряда, в которой каждый находит для себя личностно привлекательное место.

Для этого ведущий просит всех участников расположиться в пространстве таким образом, чтобы всем было удобно. Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый не скажет, что его устраивает собственное местоположение. После того как все найдут себе место, ведущий просит участников замереть на некоторое время, а сам на листе бумаги формата А3 быстро рисует схему расположения участников. Работа с этим материалом будет проведена в конце тренинга.

Иногда не удается прийти к такому счастливому концу, особенно если на предыдущем этапе на рисунках было много черного цвета. Ведущему надо быть готовым к этому. Продолжительные по времени, но не приводящие к положительному результату попытки провоцируют участников на агрессию. В этом случае ведущий останавливает процедуру и подводит итог: он говорит, что пока не удается найти такое положение, которое устраивало бы всех.

На этом первая часть занятия завершается, и участники уходят на перерыв.


Во время перерыва ведущий готовит зал для дальнейшей работы. Во второй части понадобятся стенд и плакаты «Основные этапы подготовки и проведения коллективного творческого дела (КТД)», «Лидеры».

При проведении этого занятия понятия «роль» и «лидер» используются нами как синонимы. Конечно, это грубая ошибка с точки зрения научного подхода. Но для реализации практических задач нам удобно оперировать данными терминами как взаимозаменяемыми. Это дает возможность подчеркнуть значимость каждого члена детского коллектива.


«Лидер в деле»

По окончании перерыва участники входят в зал и садятся полукругом.

На стенде висят плакаты «Основные этапы подготовки и проведения КТД» (см. приложение 1), «Лидеры» (см. приложение 2).

Ведущий говорит о том, что дети отряда составляют единый коллектив. Часто вожатому приходится брать на себя ответственность за что-либо. Так происходит, например, при проведении общелагерных мероприятий, когда отряду поручается подготовить какую-то часть общего действия. Для того чтобы успешно справиться с заданием, процесс подготовки должен быть построен в соответствии с технологией КТД.

Эта технология включает в себя несколько этапов (участники внимательно смотрят на соответствующий плакат).

Но результат применения технологии КТД во многом зависит от лидеров класса. Лидер — это человек, готовый принять на себя ответственность за ту или иную часть коллективного дела. Можно выделить несколько лидерских позиций (участники внимательно смотрят на соответствующий плакат).

Плакаты должны находиться в поле зрения участников на всем протяжении этого этапа.

Для того чтобы ребята усвоили полученную информацию, им предлагается поработать с ней. Класс делится на несколько групп. Им дается общее для всех задание: подумать и написать, на каком этапе КТД роль какого лидера становится главенствующей. Время этой работы ограничено. Затем идет общее обсуждение, результаты которого фиксируются на плакате «Этапы КТД». Здесь напротив каждого этапа делается соответствующая запись.


«Моя роль»

Далее каждый ребенок получает чистую карточку, на одной стороне которой ему нужно написать, какую роль, по его мнению, он чаще всего принимает в отряде в ходе совместной деятельности, а на другой — свое имя большими буквами.

Участникам предстоит оценить своих ровесников. Для этого каждая лидерская позиция обозначается каким-либо цветом: например, лидера-исполнителя — зеленым, лидера-организатора — розовым и т.д. Ведущий раздает каждому участнику конвертик, в котором находятся квадратики тех цветов, которыми обозначены роли (размер квадратиков — 1 см2).

Все участники встают, а на свой стул кладут карточку той стороной, на которой написано имя. Задача каждого — обойти всех и положить на стул каждого участника один квадратик какого-либо цвета. Этот цвет должен соответствовать той роли, которую чаще всего занимает этот человек в коллективных делах.

Далее участники возвращаются на свои места и анализируют, совпало ли их собственное представление о своей роли с оценкой отряда, единодушно ли было мнение ровесников и т.п.


«Глазами других»

От анализа собственной позиции происходит переход к анализу ситуации в отряде. Ведущий просит участников еще раз вернуться к плакату «Этапы проведения КТД». Теперь им предстоит ответить на вопрос, достаточно ли в классе различных лидеров, готовых брать на себя ответственность за проведение того или иного этапа? Если некоторые этапы не подкреплены наличием лидеров, что можно сделать в этой ситуации?

Таким образом участники переходят к этапу рефлексии. Содержание дальнейших вопросов зависит от актуального состояния участников.

Подводя итоги занятия, ведущий предлагает вниманию ребят схематичный рисунок, сделанный в конце первой части занятия.

Психолог просит каждого найти себя на этом листе бумаги и рядом написать ту роль, в которой чаще всего его видят ровесники (то есть написать результат предыдущего этапа). Участникам нужно также оценить, насколько эта лидерская позиция является для них лично привлекательной. Для этого всем раздаются зеленый и черный фломастеры. Если роль устраивает, то ее нужно обвести зеленым. Если нет, то черным. Этот рисунок, как правило, вывешивается в холле отряда, и уже вожатый проводит дальнейшую работу с этим материалом.

На этом занятие завершается. В случае необходимости можно еще раз вернуться к обсуждению и дать возможность каждому еще раз высказаться.

Результаты занятия в обязательном порядке обсуждаются с вожатыми отряда, даже в том случае, если один из них не был включен в занятие.


Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА

Мозговой штурм. На этом этапе участники «набрасывают» идеи. Главное условие этого этапа заключается в том, что все идеи, без исключения, принимаются без критики.

Принятие решения. Взвесив и обсудив каждую идею, необходимо выбрать лучшую. Главное условие этого этапа — тактичность и доброжелательность.

Распределение обязанностей. Теперь, когда все знают, что надо делать, выясняется, кто это будет делать. Главное условие — наличие людей, готовых принимать на себя ответственность за выполнение.

Выполнение принятой программы. Успешность реализации зависит от выполнения такого условия, как умение сотрудничать и четко выполнять необходимые действия.

Анализ результата. Завершив работу, необходимо оценить результаты. Главное условие — умение критически оценить собственную работу.


Приложение 2

ЛИДЕР

Эмоциональный лидер — умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.

Лидер-критик — умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.

Лидер-интеллектуал — умеет продуцировать разные позитивные идеи.

Лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.

Лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.