Я-концепция, в согласии с собой

08040edcdcc789dff82f1aa5a243cf7fm.jpg

Я-концепция — это одна из мощнейших систем убеждений, установок и представлений человека о себе и ситуации вокруг него. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «богатый» — в соответствии с известными ему стандартами поведения «богатого». Я-концепция может играть роль фильтра, организующего восприятие и оценку опыта. Как формируется Я-концепция и как ее можно усовершенствовать?

Я-концепция — это одна из мощнейших систем убеждений, установок и представлений человека о себе и ситуации вокруг него. Она опосредует стимулы из окружающего мира, предопределяет образ действий людей и является ключевой причиной ощущения ими своей жизни как счастливой или трагичной. Я-концепция выполняет важные функции в жизни человека.


Она выполняет ряд функций.

1.Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфорт. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью.

2.Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной «призмой», через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя «неспособным», может объяснить свой успех случайностью, а «способный» — проявлением своего таланта; «непривлекательный» расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а «привлекательный» как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной — как насмешку.

3.Я-концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу: «Я, как обычно, провалюсь» или «У меня все получится». Она позволяет ему предвидеть свои реакции: «Я испугаюсь», «Я расплачусь», «Я отнесусь к этому спокойно». Я-концепция навязывает человеку прогноз по поводу отношения и поведения людей в его адрес: «Меня никто не полюбит», «Надо мной будут смеяться», «Меня оценят высоко». Такой прогноз обладает свойством самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (или вызывающе) и тем самым действительно вызывает критику в свой адрес. Вместо того чтобы пассивно реагировать на окружающую среду, Я-концепция начинает изменять ее и подкреплять себя, не столько прогнозируя последствия, сколько провоцируя их.

Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «богатый» — в соответствии с известными ему стандартами поведения «богатого»; «неуспевающий» будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким образом, Я-концепция во многом определяет поведение.


Описывая себя, человек использует суждения, которые отражают некоторые устойчивые тенденции в его поведении. Как правило, эти суждения являются ответами на вопросы:

  • Кто я? (ролевые, статусные характеристики).
  • Какой я? (физические и психологические черты, характеристики).
  • Что я хочу? (мотивация, ценности, интересы).
  • Что я могу? (представления о собственных способностях).
  • Что мне принадлежит? (описание идеальных и материальных ценностей, обладание которыми значимо для него).

Все эти характеристики входят в Я-концепцию с различным «удельным весом»: одни представляются более значимыми, другие — менее; значимость отдельных суждений может меняться в различном контексте, в разных жизненных ситуациях, в различные периоды жизни.

Данные Я-концепции организованы иерархически: есть более общие суждения, включающие в себя более частные. Например, «Я не люблю поэзию», «У меня сильная воля» и «Я — рационально мыслящий человек» могут быть следствиями установки «Я никогда не должен проявлять своих чувств». По мнению основателя сценарного анализа Эрика Берна, некоторые из таких решений могут лежать в основе плана жизни, который мы принимаем в раннем возрасте.


Ранние решения

Родительские фигуры, другие люди, да и сама жизнь снабжают ребенка данными о том, кто он такой, кто — другие люди и что представляет собой мир, куда он попал. Эти сообщения выглядят как своеобразные «послания», которые ребенок периодически принимает. Особенно чутко он относится к родительским посланиям, поскольку интуитивно чувствует, что его жизнь и благополучие зависят от них.

Некоторые послания на самом деле имеют характер вербального сообщения, адресованного ребенку или подслушанного им; иногда — это поступки или эмоциональные реакции. Но бывает и так, что ребенок, в силу эгоцентричности мышления, может счесть посланием событие своей жизни, реально сообщением не являющееся . Надо сказать, что значение имеет не то, что намеревался передать родитель, а то, каким смыслом наделил послание ребенок.

Анализируя психологические сценарии своих пациентов, обратившихся за терапевтической помощью, Берн пришел к выводу, что в их основе лежат неконструктивные решения, которые приняты под влиянием особых родительских посланий, имеющих негативное, разрушительное содержание. Их передают некоторые родители по причине каких-то собственных отклонений. Такие предписания подобны заклинаниям, которые околдовывают ребенка.

Среди словесно передаваемых негативных предписаний можно выделить

  • Заклятья — негативные определения; «Ты — грязнуля! Болван! Тупица!» и т.д. «Ты — ужасный ребенок», «Ты — уродина».
  • Проклятья — пожелания ущерба, имеющие характер прямого приказания: «Чтоб ты провалился!..», «Нам было бы намного лучше без тебя», «Почему ты не можешь быть человеком!».
  • Негативные пророчества — ребенку сообщают, что его ждет в будущем: «Из тебя ничего толкового не выйдет!.. Тюрьма по тебе плачет!..», «Ты никогда ничего не достигнешь».
  • Стопперы — сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: «Не умничай! Не думай о...! Не сердись!.. Не трогай, у тебя не получится; дай, лучше я!».

Предписания могут передаваться и невербально. Ребенок придумывает, фантазирует и неправильно интерпретирует события и таким способом сам дает себе предписания.

Например, после смерти отца ребенок дает себе предписание: «Не сближайся с людьми» — если никого не любить, то и не придется расстраиваться из-за потерь. Мальчик, решительное поведение которого каждый раз пресекается, может заключить: «Не надо быть мужчиной». Ребенок, чувства которого критикуют, может решить: «Не надо показывать свои чувства». Ребенок, которого наказывают за проявление несогласия со старшими, может заключить: «Не надо думать».

Маленький ребенок не в состоянии объективно оценить себя, и родительские фигуры становятся для него своеобразными «зеркалами», по которым он может судить о том, кто он такой и кем являются окружающие люди. Если значимые другие признают его, он считает себя стоящим человеком, а «Я» становится приемлемым. Однако если эти другие обходятся с ним как с плохим и вредным, он воспринимает себя как вредного и считает, что эта вредность живет у него внутри. Ребенок слишком мал и неопытен, чтобы понимать, что эти «зеркала» могут быть кривыми. Ребенок, которого ударили, не может заключить: «Я не плохой ребенок. Мама шлепнула меня, потому что она истерическая личность, переживающая, что не находится больше в центре внимания». Он скорее подумает, что проблема именно в нем, а не в его матери.

В описанных выше ситуациях ребенок может не слышать прямых вербальных указаний, но под воздействием сильных впечатлений принимает решение и следует ему.


Предписания могут быть позитивные или нейтральные.

Определения и оценки: «Мальчик, в тебе что-то есть... Молодец!.. Золотые руки!..». Пророчества: «Очень надеемся, что ты получишь высшее образование», «Однажды ты станешь знаменитым...», «Прямо создан быть музыкантом». Разрешения: указывают, что можно делать, но не заставляют.

Следует заметить, что предписания не «вживляются» в ребенка подобно электроду. Он властен принять их, проигнорировать или обратить в противоположность. Однако, если на основе предписания принято решение, его очень тяжело нарушить. Это решение определяет совокупность центральных убеждений о том, кто он такой, кто — окружающие его люди, что представляет собой этот мир и как в нем следует себя вести. Таким образом, сценарное решение — это глубокое и фундаментальное когнитивное образование, для подтверждения и оправдания которого человек может обращаться к отдельным иррациональным верованиям. Ранние решения становятся своеобразным фильтром, влияющим на все мировосприятие.


Экзистенциальная позиция

Человек выбирает сценарные темы в соответствии с решениями, принятыми им в глубоком детстве, и наиболее фундаментальные из этих тем — ощущения собственной ценности и благополучия. Берн обратил внимание, что жизненная позиция человека складывается из совокупности отношений к себе (Я — ОК или Я — не ОК) и совокупности отношений к партнеру по взаимодействию (Ты — ОК или Ты — не ОК). ОК в терминологии Берна может обозначать: «хороший», «ценный», «благополучный», «в ладу с самим собой». Сочетание этих установок определяет четыре основные экзистенциальные позиции:

1. Я — ОК (+); Ты — ОК (+).
2. Я — ОК (+); Ты — не ОК (-).
3. Я — не ОК (-); Ты — ОК (+).
4. Я — не ОК (-); Ты — не ОК (-).

Когда ребенок принимает одну из этих позиций, ранние решения, а затем и весь свой сценарий он подстраивает под нее.

Все дети начинают жизнь с позиции «Я+, Ты+». Когда младенец чувствует, что он живет в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним, эта позиция становится фундаментом для его решений. Меняет позицию ребенок лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как она это делала ранее. В ответ на эти неудобства ребенок может решить, что он — не ОК или что другие люди не ОК, и перейти из состояния «базового доверия» в состояние принципиального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представлением о себе и окружающих ребенок начинает писать собственный сценарий.

Каждый взрослый человек не находится в избранной позиции все время, мы можем менять эти жизненные позиции в различных ситуациях. Однако у каждого из нас есть принятая нами в детстве излюбленная экзистенциальная позиция, в которую мы входим, испытывая фрустрацию. Каждая из четырех экзистенциальных позиций характеризуется определенным набором эмоций.

  • Позиция «Я+; Ты+» является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в решении жизненных проблем. Находясь в ней, мы действуем с целью достичь желаемых результатов, и эта позиция — единственная, основанная на реальности.
  • Позиция «Я+; Ты-» — оборонительная. Находясь здесь, человек старается возвыситься над другими людьми. При этом окружающие будут воспринимать его как подавляющего других,нечувствительного и агрессивного человека. Эта позиция характеризуется набором агрессивных эмоций и стремлением к избавлению от оппонента.
  • Позиция «Я-; Ты+» заставляет чувствовать себя ниже других людей. В ней человек скорее всего переживает неприятные чувства депрессивного характера и стремится удалиться от «хороших» людей, общества которых он «недостоин».
  • Позицию «Я-; Ты-» называют бесплодной. Человек убежден, что весь мир и все люди в нем плохи, как, впрочем, и он сам. Он чувствует себя уставшим и подавленным. Тема основного действия — выжидание.

Убеждения человека, оказывающие влияние на его эмоциональные проблемы, обычно содержат в себе множество слоев.

Наиболее ранним и глубоким является решение относительно собственного благополучия и доверия — экзистенциальная позиция. Она может играть роль фильтра, организующего восприятие и оценку опыта.Для ее оправдания и подтверждения под воздействием родительских предписаний принимается раннее решение относительно себя, людей и жизни, которое может стать центральным убеждением. Это убеждение, в свою очередь, влияет на мировосприятие, формирует частные убеждения относительно конкретных жизненных обстоятельств и совокупность установок.


Практикум

Следующее упражнение поможет вам узнать больше о себе и своих эмоциональных реакциях, а также о роли Я-концепции и системы убеждений в формировании ваших эмоциональных реакций.

1.Выберите инициирующее событие, вызвавшее у вас разрушающие переживания. Вспомните, что произошло. Можете закрыть глаза. Воспроизведите ту ситуацию как можно полнее: представьте, что у вас есть видеозапись той сцены, и вы просматриваете ее. Когда вы увидите себя и других людей в той сцене, помните, что вы сейчас зритель и видите происходящее, глядя на экран. Сейчас вас там реально нет, вам ничто не может причинить вреда! Вы видите себя и ваших оппонентов со стороны: что вы говорили и что говорили вам? Что вы чувствовали тогда? Запомните это и «выключите телевизор».

2.Возьмите лист бумаги и напишите двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?» так, чтобы ваши описания отражали ваши представления о себе, когда вы были в той ситуации. Стремитесь к тому, чтобы это были такие ваши представления о себе, какими они были в той ситуации, а не теперь. Помните, что вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте описания в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности.

3.Теперь дайте двадцать характеристик вашему оппоненту: опишите, каким вы восприняли его в этой сцене; «кем» он(а) был(а)?

4.Оцените каждое суждение, характеризующее вас. Если оно отражает интенцию «Я считаю, что Я — в порядке по отношению к самому себе», то отметьте его знаком «+». Если интенция: «Я не в порядке по отношению к себе», отметьте его «-». Если интенция не ясна — поставьте «О».

5.Обсудите ваши определения оппонента. Если интенция в оценке «Он не ОК по отношению ко мне» — поставьте «-». Поставьте «+» или «О» если интенция, соответственно, «Он не ОК по отношению ко мне» или нейтральна.

6.Определите экзистенциальную позицию, в которой происходило ваше взаимодействие. Изменялась ли она в той ситуации? Если да, то как? Есть ли у вас «излюбленная» позиция?

7.Какие чувства вы испытывали и какие тенденции в вашем поведении характеризовали их?

8.Какие из выявленных убеждений по отношению к партнеру и самому себе способствовали развитию разрушающих переживаний?

9.К чему вы стремились, в какую позицию вы пытались «поместить» оппонента? Удачно? Что можно было бы изменить сейчас, чтобы ситуация была завершена более успешно?

10.Отметьте выраженность каждой позиции в вашем поведении. Для этого сделайте отметки, отражающие вашу интуитивную оценку времени, которое вы проводите в каждой из позиций.


Развитие Я-концепции

Такие термины, как эго, идентичность и самореализация стали общеупотребительными; стоящие за ними понятия отражают значимые личные установки человека по отношению к самому себе. Что способствует появлению этих установок? Как они сохраняются? На этот счет существует множество сложных теорий. Мы не станем здесь заниматься их изучением, а только проследим развитие самосознания на разных этапах человеческой жизни.

Поначалу младенцы неспособны провести грань между собой и окружающим миром. Однако постепенно они развивают свое телесное Я или, иначе, начинают все больше сознавать свое собственное тело, убеждаясь, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит только им. Большая часть младенческого периода уходит у ребенка на это разграничение. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками. Они узнают, что они младше своих старших братьев и сестер, что у них более темные или светлые волосы, что они более упитанные или более худощавые. Они могут демонстрировать свои способности, а также заявлять о своих предпочтениях и правах на личную собственность. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целый ряд оценок собственных качеств. Пятиклассник может характеризовать себя, как пользующегося любовью и уважением сверстников, всегда готового помочь, хорошо успевающего в школе и спортивного. Эти самоатрибуции логически обоснованы и организованы в непротиворечивую в целом систему.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.

С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность — целостное, связное представление о себе. На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе. На рисунке приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте (не говоря уж о взрослом периоде жизни) должны быть согласованными (не противоречащими друг другу), иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное «я» — наши представления о том, каковы мы на самом деле, и о том, какими бы нам следовало быть. Человек, воспринимающий эти два «я» как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное «я» намного ниже «я» идеального.

Как социальное окружение содействует формированию Я-концепции индивидуума, так и Я-концепция, в свою очередь, влияет на социализацию. Мы склонны изучать свое поведение и свои установки и следить за тем, чтобы они соответствовали нашим представлениям о самих себе. Если нам кажется, что какая-то установка или ценность им отвечают, мы с готовностью ее принимаем. Если же она идет в разрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр», независимо от того, какие выгоды приносит нам эта неприемлемая установка и насколько сильны и притягательны воплощающие ее ролевые модели. Когда мы отфильтровываем навязываемые культурой модели поведения, несовместимые с нашим Я-образом, происходит процесс интеграции. Другими словами, когда Я-концепция укореняется настолько, что начинает определять наше поведение, тогда она становится фактором социализации в той же мере, что и ее продуктом.

Я-концепция может выполнять как функцию самообвинения, так и функцию самопоощрения. Когда поведение человека согласуется с его Я-образом, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Например, мальчику, считающему себя хорошим спортсменом, будет приятно услышать слова похвалы от своих ровесников после удачно проведенной игры, но он будет удовлетворен результатами, соответствующими его представлению о собственных возможностях, даже в том случае, когда он всего лишь тренируется один. Я-концепция может нести в себе самообвинительные тенденции. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия по исправлению ситуации, с тем чтобы сохранить прежний образ. Резкая перемена образа — даже в лучшую сторону — может восприниматься человеком очень болезненно. Ребенок, у которого были искривленные зубы, после удаления ортодонтических пластинок может испытать сильное психологическое потрясение, несмотря на то что его внешний вид заметно улучшился. Отражение в зеркале больше не соответствует привычному образу, в результате чего ребенку приходится вновь вести борьбу за идентичность.



Самооценка: сделай сам

Однажды в порядке эксперимента мне пришлось знакомить школьников с азами социологии. Речь зашла о социальных ролях, набор которых есть у каждого из нас: роль матери, дочери, ученика, жителя города, посетителя музея.

Но одного вредного подростка сильно раздражало то, что общество ему навязывает какие бы то ни было социальные роли. Поэтому наш с ним диалог потек в исключительно позитивном ключе: как их минимизировать. Дошли, наконец, до вопроса: «А если я буду отшельник в пустыне, без родителей, без гражданства, без друзей, без собственности и вообще?». Ответ оказался неутешителен: «В любом случае, куда бы ты ни забрался, ты останешься жителем планеты Земля». Улетать в космос ради того, чтобы перестать исполнять земные социальные роли, школьник был явно не готов. С другой стороны, внезапно обнаружились детали, на которые он явно не обращал внимания, формулируя для себя, кто же он такой.

Теория собственного «я»

Каждый из нас хоть как-нибудь, да описывает себе самого себя. Например, «я инженер на сотню рублей и больше я не получу». В это описание, как в коробочку, складывается огромное количество разномастных индивидуальных признаков: социальный статус, наши таланты или неудачи, сойдет даже обладание долгожданными желтыми ботинками. Но есть одна неувязочка: мало кто в состоянии сложить в свою «коробочку» описание себя, учитывающее максимум возможных параметров. Ни времени на такую работу, ни столь высокого уровня рефлексии мы не имеем. А потому – описываем себя по самым важным для себя или по наиболее значимым для окружающих критериям.

Бывало, представляет себя человек умным, в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил, тогда как для других он оказывается просто хулиганом с моторчиком. Порой для нас какие-то аспекты собственной личности, которым мы не придавали значения, оказываются значимы в глазах окружающих. Стоит уехать в Центральную Африку, чтобы осознать: местное население воспринимает тебя прежде всего как белого человека и иностранца. А все прочие твои достоинства в виде коммуникативных навыков или профессии находятся на них глубоко на заднем плане.

И настроение твое улучшилось

Подобная смена ракурсов обычно оживляет картину собственного я: допустим, воспринимаешь себя как успешного фрилансера и прогрессивного человека – до тех пор, пока не явишься в ОВИР оформлять новый загранпаспорт. А там на тебя смотрят как на безработного или домохозяйку. А может получиться и наоборот: коришь себя за неудавшуюся жизнь – и вдруг представляется случай откачать потерявшего сознание на улице человека.

«Теория собственного я» называется я-концепцией. Это не реестр всех сведений о себе. Считается, что если попросить человека охарактеризовать себя десятком слов (он выберет, разумеется, наиболее значимые для него качества) – то это и будет основное ядро его я-концепции. Другое дело, откуда она берется?

Раз: социальное сравнение. Голых фактов и объективной информации в мире по-прежнему немного. А уж если дело доходит до оценки личных качеств, здесь вообще караул. Даже высокие показатели теста на IQ свидетельствуют не столько о том, что вы умный, сколько о том, что вы умеете решать тесты на IQ. Иначе говоря, единственный способ, выяснить о себе, сильный ты или слабый, ценный сотрудник или не очень – это сравнить себя с окружающими. Помните поговорку про то, что лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе? Это и есть результаты социального сравнения.

Два: свидетельства очевидцев. Отзывы, которые мы получаем от окружающих на свой счет, тоже делают свое дело. Особенно, когда эти окружающие – родители. Фраза «не стоит с такими кривыми ногами носить мини-юбки» может повлиять на биографию ничуть не меньше, чем победа в городской Олимпиаде по математике.

Три: как я выгляжу. Еще один штрих к собственной я-концепции – это оценка своей внешности. И снова объективным быть сложно: уж сколько раз твердили миру об анорексичках, которые, лежа на больничной койке, шепчут посиневшими губами: «Я толстая, какая же я толстая».

Четыре: оглянемся на достижения. И, наконец, хорошая новость: в я-концепцию все-таки входят объективные элементы: например, наши предыдущие достижения. Главное – не забывать про них и не приуменьшать их значимость.

Впрочем, оказалось просто бы не по-человечески собирать о себе информацию просто так, никак ее не оценивая. Но мы этого и не делаем: я-концепция и все те необъективные сведения, которые в нее входят, являются основой для самооценки.

Говоря о самооценке, понимаешь, что в жизни есть немного вещей, на которые можно положиться. Мало того, что параметры, по которым человек оценивает себя сам, и по которым его оценивают окружающие, могут быть радикально различаться, так еще и самооценка – величина переменная. Помимо завышенной и заниженной, самооценка может оказаться неустойчивой – особенно это характерно для периодов бурного развития. На самооценку также сильно влияет уровень притязаний – то, как мы представляем идеального себя, и насколько нам до него далеко.

Вам смешно, а мне с этим жить

Можно, конечно, горевать по поводу того, что мир несовершенен, а объективных сведений о себе не сыскать. А можно – извлечь из этого пользу и немного упростить себе существование.

1. Не бывает ненужных людей, бывают неправильные тусовки. Не стоит перед бывшими одноклассниками, предел карьерных мечтаний которых – держать ларек на рынке, хвастаться защищенной диссертацией. Понимания не возникнет. Объединившись с людьми, чьи ценности сходны с нашими, появится гораздо больше шансов почувствовать, что жизнь прекрасна.

2. Не существует ненужных навыков и интересов, важно только найти подходящую под них ситуацию.

3. Самооценка – это не приговор, а временная отметка на карте для дальнейшего ориентирования. Сложнее всего, когда самооценка излишне гибкая или, наоборот, окаменела навсегда. В первом случае любое нелестное чужое мнение будет обладать страшной силой, способной разрушить хрупкую гармонию. Во втором случае – охрана сложившейся самооценки будет для человека важнейшей потребностью, пусть даже достигаемой ценой отрыва от реальности.

4. Самооценка – нечто вроде графика, кривая которого создается из множества ситуаций, где мы бываем успешными и неуспешными, смешными и великими. Почему бы нам для поднятия самооценки не сосредоточиться на вершинах этого графика, доказывающих, что мы можем, способны, и у нас получается?