Эффективный спортивный лидер в лагере

Id3541 art7680.jpg

ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЛИДЕР В ЛАГЕРЕ

В этой главе мы будем говорить о личности самого спортинструктора, о его положении в лагере и о характере, который необходим, чтобы занимать это положение достойно и приносить в нем плоды. Прежде всего, давай попробуем определить, кем является спортинструктор в лагере. Не старайся вывести степень значимости тех навыков, о которых мы будем сейчас говорить из их последовательности. Каждый из них необходим, но не достаточен сам по себе для эффективного спортинструктора.

Для того, чтобы быть эффективным спортивным лидером, необходимо иметь следующие навыки и качества:

Навыки:

  • организатора;
  • учителя;
  • тренера;
  • судьи;
  • блюстителя порядка.

Качества:

  • посвященность;
  • ответственность;
  • самодисциплина;
  • пунктуальность;
  • коммуникабельность;
  • гибкость;
  • физические данные.


НАВЫКИ СПОРТИНСТРУКТОРА

ОРГАНИЗАТОР

Итак, эффективный спортинструктор – это хороший организатор. Любая организованная деятельность выдвигает два основных требования, которые, в некоторой степени, противоположны друг другу: разделение труда на отдельные задачи и координация действий по выполнению этих задач в единый процесс. Иными словами, весь объем работы, с которым следует справиться твоей команде спртинструкторов в лагере, следует разделить между отдельными членами команды, а затем, добиться того, чтобы работа происходила согласованно, и поставленные цели достигались. Справиться с этим возможно только грамотному организатору.

Начинать в этом нелегком процессе следует с определения целей деятельности всей команды спортинструкторов. Более подробно о схеме целеполагания мы поговорим в главе, посвященной планированию, а пока возьмем, например, одну из целей спорта в лагере – организация активного и разностороннего отдыха участников лагеря.

Тебе придется немало потрудиться со своей командой сотрудников, чтобы определить, прежде всего, возможности, которые помогут сделать отдых по-настоящему активным и максимально его разнообразить. Вы выделяете виды спортивной и игровой деятельности, которыми сможете заниматься. При этом, важное значение имеет имеющийся в вашем распоряжении инвентарь и место проведения лагеря. Более подробно бы будем говорить об этом в рамках темы посвященной планированию, а сейчас мы преследуем несколько иную цель. Итак, вы определили, чем вы можете заниматься. Теперь тебе следует распределить членов твоей команды по видам спорта на каждый день таким образом, чтобы не было «пустых» площадок. При этом тебе следует руководствоваться способностями каждого твоего сотрудника быть ответственным за тот или иной вид спорта. Следует иметь в виду, что некоторые способности твоих подопечных могут быть развиты в них в течение достаточно короткого времени, но есть и такие, которые невозможно быстро развить или восполнить. Например, в твоих силах заранее обучить сотрудников твоей команды правилам поведения на всех игровых площадках, и технике безопасности. С тем, чтобы, находясь на площадке, они были уверенны и компетентны во всех спорных вопросах. Но существуют ограничения, которые не позволяют тебе поставить на ту или иную площадку определенного человека. Самый типичный пример: человек не уверенно держится на воде, или совсем не умеет плавать. Его ни в коем случае нельзя ставить на пляж, даже в паре с превосходным пловцом.

При распределении по площадкам сотрудников следует также позаботиться о том, чтобы они переходили с площадки на площадку через какое-то время. Это обуславливается несколькими причинами. Во-первых, на разных площадках существует разная физическая и психологическая нагрузка на инструктора. Чтобы равномерно распределить ее внутри команды, следует менять инструкторов. Во-вторых, перемены разнообразят занятия самих инструкторов и помогут им сохранять интерес в их деятельности. И, в-третьих, смена занятий помогает поддерживать на высоком уровне внимание и сосредоточенность. Однообразие притупляет наше внимание, в то время как новые условия мобилизируют его.

Ну, вот, мы примерно разобрались с первой частью ответственности организатора: разделение труда на отдельные задачи. Теперь давай остановимся на следующей части: координации действий отдельных участков в единый процесс. Эта задача немного сложнее, чем первая, потому что требует более глубокой работы с каждым сотрудником твоей команды. Чтобы все площадки функционировали эффективно при любом инструкторе, который находится на ней, помимо четкой структуры, внутри команды должно быть взаимопонимание и взаимопомощь. На тебе, как на лидере команды, лежит ответственность, чтобы развивать и стимулировать эти качества среди твоих сотрудников. И это тоже относится к разряду необходимых навыков, но к этому мы вернемся позже в соответствующей главе. А пока давай вернемся к твоим организаторским обязанностям.

Итак, первое, что необходимо – конкретное расписание начала и окончания всех мероприятий на площадках. Это организует и сотрудников, и детей. Эффективным представляется деление всего времени, отведенного на спорт в вашем лагере, на 40-50 минутные блоки с небольшими перерывами между ними. Это поможет организованно производить смены площадок, как для детей, так и для инструкторов, когда это потребуется. Кроме того, это внесет необходимое разнообразие в занятия детей.

Каждый инструктор должен четко знать в какое время и на какой площадке он должен находиться. Это можно решить, раздавая на утренней планерке каждому сотруднику спортивной команды небольшой листок с соответствующей информацией. Но расписание это только часть дела. Необходимо достичь соответствующего уровня самоорганизации каждого сотрудника. Если происходит смена площадок, то каждый спортинструктор должен прилагать все усилия к тому, чтобы в срок заканчивать игры на своей площадке и вовремя приходить на следующую. Покидая площадку, инструктор должен оставить ее в состоянии полной готовности для следующей группы.

При смене инструкторов на площадках может возникнуть вопрос личных симпатий группы к тому или иному инструктору. В этой ситуации от каждого инструктора зависит поддержание авторитета всей команды. Безусловно, некоторые инструкторы, на определенных площадках будут более эффективными. Но при этом они должны заботиться о том, чтобы отношение воспитанников к остальным инструкторам не было негативным. Это требует кропотливой работы с каждым сотрудником и с командой вцелом, как с целью повышения профессионального уровня, так и для укрепления внутренних связей в команде. Совместные встречи, обсуждение текущего положения, трудностей и путей их разрешения, совместная молитва всех членов команды помогут в решении этой задачи. Но не только это. Тебе следует внимательно отнестись к процессу формирования команды, к подбору сотрудников. Об этом ты подробнее прочтешь в соответствующей главе.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что навык организатора сводится к способности грамотно спланировать спортивную программу и так же грамотно ее реализовать, т.е. достигать тех целей, которые ставились перед программой.


УЧИТЕЛЬ

Следующий важный навык, необходимый для эффективного спортинструктора – это навык учительства. В летнее время, в период каникул для детей, наверное, самое нежеланное слово – это именно «учитель». Но когда мы говорим, что ты должен быть учителем, мы имеем в виду не твое положение перед детьми, а именно навыки, которые помогут тебе достигать цели, поставленные перед спортивной программой в лагере. В ходе лагеря тебе придется очень многому научить воспитанников. Поэтому важно овладеть принципами эффективного обучения.

Итак, самое первое и главное в этом вопросе – предмет обучения. Все, чему ты будешь учить детей на спортивной площадке или вне ее, должно быть частью тебя самого. Ты сам должен пройти через это, пережить и, что еще более важно, – любить «свой предмет». Кто-то сказал замечательные слова: «Настоящий учитель не столько преподает истину, сколько учит любить истину». Это в высшей степени относится к деятельности в детских лагерях.

В общем виде, предмет обучения можно разделить на две основные сферы:

  • Теоретические и практические навыки игр. Прежде всего, ты сам должен знать то, чему собираешься учить, т.е. хотя бы один раз проиграть каждую игру самостоятельно, досконально знать все правила и технику безопасности.
  • Нравственные навыки. Звучит очень значительно, но ты должен понимать, что сюда входят и такие привычные качества, которые, тем не менее, мы часто игнорируем, как честность, нелицеприятие, сочувствие, искренняя радость. Этим и другим качествам ты будешь учить детей без слов, своим собственным поведением и отношением к ним, другим сотрудникам и самому себе. И эти уроки будут наиболее важными на протяжении всей смены и после нее.

Следующий момент – взаимодействие с обучаемыми или, собственно, сам процесс обучения. Твоё положение несколько отличается от положения учителя в классе, ты и сам это понимаешь. Ты находишься на открытом воздухе с большой группой детей, которой не терпится скорее начать игру. И в этой ситуации тебе необходимо объяснить правила и условия игры, поделить на команды и начать игру. Как это сделать?


Принципы эффективного объяснения.

Заинтересуй. Как ты сам понимаешь, интерес играет главную роль в желании детей участвовать в игре. Обрати внимание, на тот поток рекламы, с которым ты сталкиваешься каждый день. Мы все уже от нее устали, но следует признать, что некоторые рекламные акции действительно привлекают наше внимание и заинтересовывают. Это происходит потому, что производителям рекламы удается правильно угадать наше желание и привлечь наше внимание и интерес. То же самое следует сделать тебе. Для этого у тебя есть возможность еще до игры привлекать их внимание различными способами: вывешивать различные интригующие объявления или делать небольшие рекламки на утренних и вечерник собраниях. Используй свою фантазию, не поленись придумать оригинальный текст для объявления или найти привлекающий внимание костюм…. Не достаточно просто красиво представить игру. Чтобы игра нашла отклик в сердцах участников, они должны увидеть в ней возможность для реализации своих возможностей, своего рода вызов их способностям и талантам. Если тебе удастся задеть эти струны в их сердцах, то интерес участников тебе обеспечен.

Объясни. Дети собрались на площадке и сейчас тебе необходимо в максимально короткое время объяснить цель игры, условия победы, основные правила игры и безопасности. Помимо краткости твоя речь должна обладать такими бесценными качествами, как доступность и внятность. Чтобы сохранять интерес у детей на этом этапе, придерживайся того стиля, который ты использовал при рекламе игры. Если ты приглашал их на простой футбол, но называл это «интерактивным многоборьем по удержанию мяча», то в процессе объяснения не переходи на термин «футбол», а постарайся следовать «легенде».

Покажи. Во время объяснения игры у тебя под рукой должен быть весь необходимый для нее инвентарь. Очень важно показать, как им пользоваться в этой игре, или каких именно действий ты ожидаешь от участников. Особенно важно делать это когда ты объясняешь эстафеты. В крупномасштабных играх тебе следует позаботиться о том, чтобы были четко обозначены и поняты территориальные границы, исходное местоположение команд и другие «ключевые места», если такие имеются в этой игре.

Дай возможность попробовать. На этой стадии ты сможешь понять, насколько правильно поняли твои объяснения и при необходимости внести корректировки. Конечно, следует понимать, что если ты объясняешь очередной этап эстафеты, то не стоит давать каждому участнику возможность попробовать прежде, чем будет дан старт, достаточно одного или двух человек. Но если ты готовишься к бейсбольному матчу, то каждый участник должен попрактиковаться и отбивать мяч, и ловить его. На этом этапе ты можешь задать несколько проверочных вопросов, чтобы понять, как тебя поняли. Например, по бейсболу ты можешь спросить: «Какие будут ваши действия, после того, как вы отобьете мяч в поле?» или «Что вы должны будете делать, находясь в защите, когда к вам попадет мяч?». По ответам на эти или другие вопросы ты сможешь понять, насколько участники ориентируются в правилах игры и в своих обязанностях на поле.


ТРЕНЕР

Во-третьих, эффективный спортинструктор – это умелый тренер. Давай, прежде всего, определимся с терминами. Мы много слышим о тренерах в связи с какими-то соревнованиями, выступлениями спортсменов. И этот термин ассоциируется у нас с человеком, который работает со спортсменом и постепенно формирует из него чемпиона. Тренировать – обучая, упражнять в каком-нибудь деле. Тренировка – занятие, упражнение, служащее для совершенствования навыков, умения. (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка)

В наших с тобой условиях важно определить, в чем мы должны тренировать воспитанников и как это делать. С одной стороны, конечно, мы учим их тем видам спорта, которые предлагаем, учим их правилам и поведению на спортивных площадках. Но перед нами стоит еще одна важная цель – сформировать в наших подопечных нравственные навыки. Звучит, наверное, немного сложно, но, в общем виде, это сводится к тому, что мы должны научить детей и на спортивной площадке действовать, руководствуясь правильными принципами и знаниями. Знаниями о том, что каждый человек уникален и ценен в глазах остальных, что обман – это плохо, что наша любовь к этому ребенку не зависит от нашего успеха в жизни (и на спортивной площадке) и многими другими. И в этом мы тоже должны тренировать детей.

Каким образом это достигается? Мы должны поощрять честное и благоразумное поведение на спортивной площадке и пресекать обман и грубость по отношению к другим игрокам.

Главное отличие тренера от учителя в том, что он не только способен грамотно объяснить правила игры и принципы поведения на спортивной площадке, но и через многократное повторение этого материала на практике формирует у игроков привычку к определенному образу поведения на площадке. Это является центральным элементом тренерской деятельности. Если мы ставим перед собой цель воспитать характер наших воспитанников через занятия спортом, то следует внимательнее отнестись к тому, как мы будем это делать. Помни, что характер формируется через поступки, т.е. практические действия людей, а не только их слышание о тех или иных качествах.


Немаловажное значение в процессе тренировок имеет позиция самого тренера, его отношение к игре и игрокам. Существуют два типа тренеров:

Тренер, который способен пожертвовать людьми ради победы. И тренер, который способен пожертвовать победой ради людей. Не сложно понять, какой из этих двух типов является примером для подражания. Как мы уже говорили, в лагере необходимы соревнования, а значит, будут и выигравшие и проигравшие. Но победа не должна становиться главной целью тренера. Твоя задача, как тренера, сформировать характер твоих подопечных и развить в них практические, спортивные навыки. На этой задаче тебе необходимо сконцентрировать максимальное внимание и именно такую цель ставить перед своими подопечными, не исключая, конечно же, стремление к победе. Победа дает детям признание, которое необходимо каждому из нас, но она должна быть заслужена в честном состязании с равным по силам соперником. Поставив изначально перед воспитанниками такую цель, у тебя появляется прекрасная возможность работать над их характером, потому что теперь честность и уважение к сопернику становится таким же важным и необходимым навыком, как умение вести мяч, прыгать и совершать остальные спортивные упражнения.

Возможно, именно как тренер, спортинструктор может оказать наибольшее влияние на жизнь воспитанников. У него есть возможность оказывать влияние на характер воспитанника, его здоровье, отношение к дисциплине, ответственности, уважению других, на его способность к командной работе. Это влияние будет оказываться при наличии двух факторов: твоего авторитета и твоего постоянства. Давай вкратце остановимся на этих двух вещах.


Авторитет. Авторитет может быть определен, как уровень возможностей тренера и сфера его влияния. У авторитета есть две важные стороны. Первая – правовая или профессиональная. Это прежде всего твое положение, как «начальника» на спортивной площадке и твоя компетентность в играх. С этой стороной авторитета обычно не бывает сложности, потому что ты изначально поставлен над воспитанниками по своей должности. Вторая сторона авторитета – нравственная. К ней относится, прежде всего, уважение, которое можно заслужить у членов твоей команды. Эта сторона авторитета дается с большим трудом, но и результаты приносит большие. С учетом сроков проведения лагеря сложно говорить о глубоком уважении со стороны детей по отношению к тебе, как тренеру, даже если ты самый лучший в этом деле. Но мы вправе говорить о расположенности. Твоя задача расположить к себе детей. Если они желают приходить к тебе, общаться с тобой, то можно говорить, что ты заслужил авторитет в их глазах.

Следующие качества помогут тебе в этом деле:

  1. Искренне желание послужить детям.
  2. Доброжелательность.
  3. Чувство юмора.


Постоянство. Чтобы быть эффективным тренером тебе требуется постоянство в нескольких делах. Во-первых, постоянство в желании работать с детьми. Если ты посвятил себя на время лагеря служению, то с этой частью у тебя проблем не будет. Стоит только постоянно в мыслях утверждаться в своем посвящении. Во-вторых, постоянство в тех принципах, которым ты учишь своих подопечных. Это относится не только к твоим словам, но и к твоим собственным поступкам. И, в-третьих, постоянство в хорошем отношении к своим подопечным. На твоих занятиях они, возможно, будут очень часто ошибаться, нарушать основные принципы поведения на спортивной площадке. Твоя задача в этой ситуации продолжать любить их и продолжать настойчиво вести заданным курсом. Возможно, плоды этого проявятся значительно позже, после лагеря, а может быть даже через несколько лет, но будь уверен, что твой труд не будет напрасным.

Тренер должен прикладывать усилия к тому, чтобы максимально раскрыть потенциал каждого участника команды. В этом процессе для тебя важно овладеть навыками мотивации игроков. С мотивацией тесно связан чрезвычайно важный фактор, который следует осознать – любая общность людей имеет свою «душу», свою уникальную сущность. Душа спортивной команды связана, прежде всего, с самой игрой. Победы, награды, достижения, безусловно, стимулируют игроков к дальнейшим выступлениям, но все эти стимулы должны быть сами основаны на главном – любви к самой игре. Утратив эту любовь, игрок может продолжать выступать, но не сможет уже полностью раскрыть свой потенциал. Поэтому первостепенная задача тренера – привить у игроков любовь к игре.

Вторая задача – внести в команду объединяющий момент. Посмотри на большой спорт, все команды привязаны либо к какому-то городу, либо к спортивному клубу. В данном случае, город или клуб, являются тем самым связующим элементом. Игроки отстаивают честь города (клуба), отождествляют себя с ним. В нашей ситуации может помочь предложение каждой команде разработать свое название, эмблему, девиз, форму или просто отличительный знак. Это объединит команду и, в тоже время, обособит ее от остальных команд. Придаст ей элемент уникальности. В главе посвященной общелагерным мероприятиям мы поговорим отдельно про турниры и крупные соревнования внутри лагеря. Там мы подробнее остановимся на механизме деления на команды, сейчас мы хотим лишь показать тебе возможность влиять на отношение воспитанников к спорту. Принадлежность участника к команде, обладающей рядом уникальных признаков и качеств, способна вдохновлять его на полную самоотдачу в игре под флагом своей команды. Чувство ответственности за командный результат, а не только за свой личный, способно в значительной мере мобилизовать усилия игрока на спортивной площадке.

И последний момент, о котором хотелось бы упомянуть в вопросе о мотивации игроков. Мы уже говорили с тобой о том, что твой главный ориентир в тренерской деятельности – не победа, а развитие навыков и характера твоих подопечных. Не теряй этого из вида во время соревнований. Радуйся и хвали своих игроков каждый раз, когда они демонстрируют хороший уровень игры и приверженность принципам, которым ты их учишь, даже если в результате этих действий не был забит гол или набрано очко. Если ты будешь радоваться и хвалить их только после забитых голов, то твои подопечные очень скоро усомнятся в искренности тех принципов, которым ты их учишь. Через два-три дня после начала работы с командой, ты уже будешь иметь определенное представление у какого игрока, с чем имеются проблемы. Будь внимателен, наблюдай и отмечай его любые достижения в этой области. Не стесняйся хвалить его вслух. Такое внимание придаст уверенности игроку и побудит к новым достижениям. Только не старайся придумывать успехи игроков. Эту фальшь они очень скоро поймут. Если игрок не достигает видимых успехов – подбадривай его сам и привлекай к этому остальных участников команды.


СУДЬЯ.

Следующий навык, необходимый спортинструктору – это навык судейства. Хороший судья может возбудить интерес и азарт в ходе игры, а также создать добрую атмосферу на площадке через стиль своего руководства игрой. В то время, как плохое судейство, вероятнее всего, приведет к всеобщему унынию, нежеланию играть и взаимным обидам.


Итак, хороший судья должен:

1. Знать правила игры. К правилам относятся:

  • цель игры, или условие победы в игре;
  • правила поведения на площадке во время игры;
  • запрещенные действия на площадке и меры пресечения и наказания игроков, нарушивших правила;

Все эти пункты должны быть оговорены до начала игры. Только выполнение этого условия поможет тебе избежать споров и претензий со стороны команд.

Например, игра волейбол. Цель игры – выиграть встречу, набрав 15 очков. Игра проводится на волейбольной площадке. Команды выбирают поля и становятся на площадке лицом друг к другу. Перед началом игры жеребьевка определяется, кто будет подавать первым. Подача осуществляется из-за лицевой линии площадки ударом по мячу с тем, чтобы он перелетев через сетку, упал на площадке соперника. В игре допускаются удары по мячу только руками. Каждая команда имеет право на розыгрыш мяча не более, чем в три касания. Если команда, разыгрывая мяч, касается его более трех раз, или кто-либо из игроков касается мяча дважды подряд, или мяч касается земли, или кто-либо из игроков касается сетки любой частью тела, то эта команда теряет право подачи. При успешной подаче игра продолжается либо до потери подачи (подающая команда совершает ошибку), либо до тех пора пока не будет заработано очко (ошибается принимающая команда). Заработать очко может только команда, выполнявшая подачу. Команда первая набравшая 15 очков побеждает. Если две команды одновременно набрали по 14 очков, то игра продолжается до разницы в счете в 2 очка.

В данном описании есть упущенные моменты, но в таком случае, тебе следует осуществлять судейство только по тем правилам, которые были озвучены. Например, не было сказано о заступе игрока за среднюю линию на сторону соперника, - значит, тебе не следует останавливать игру по этому нарушению. Многие смогут возразить, что в настоящее время можно играть ногой, но если ты не назвал это правило, то игроки не должны прибегать к этому способу. Заостри их внимание на том, что игра осуществляется именно по тем правилам, которые были названы тобой, а не по которым они играли на улице, в другом лагере или в школе. Это очень важный момент!

2. Уметь грамотно объяснить их участникам. В этом вопросе тебе помогут навыки учительства, о которых мы уже говорили чуть раньше.

3. Быть ответственным. Ответственность подразумевает полную самоотдачу тому делу, которое ты совершаешь. Без этого качества невозможно добиться объективного и справедливого судейства. Не забывай, какая ответственность лежит на тебе во время матча. Любая невнимательность или некомпетентность может настроить против тебя команды. Хотя не это самое страшное. Страшнее может быть то, что команды потеряют интерес к игре и дальнейшим соревнованиям, решив, что нет смысла прилагать старание и мастерство, если судья не способен к объективной оценке происходящего на площадке.

4. Быть справедливым и нелицеприятным. Вполне возможно, что возникнут такие ситуации, когда тебе будет необходимо быть судьей на встрече команд, находящихся в разных условиях. Поясним, что мы имеем ввиду: одна команда может лидировать в общем зачете, а вторая быть аутсайдером; одну команду тренировал и готовил ты, а вторую другой спортинструктор (хотя тренеру желательно не выступать судьей в матче, где участвует его команда). Могут быть и другие факторы, которые будут влиять на твои личные симпатии. Иногда хочется помочь отстающей команде набрать очки, но это не должно делаться в обход правил и в ущерб другой команде. Ты должен быть справедлив.

5. Быть твердым в своих решениях. При выполнении предыдущих условий у тебя не должно возникать сомнений относительно выносимых решений. При этом команды должны понимать, что это решение окончательное и обжалованию не подлежит. Особое внимание удели вожатым. Чаще всего недовольство среди воспитанников провоцируют слова или действия самих вожатых, не контролирующих свои эмоции. Это происходит примерно так. В пылу азарта вожатый забывает обо всём (включая своё положение и роль) и может бурно прореагировать на, скажем, решение судьи по какому-либо спорному вопросу (а таких обычно возникает очень много в ходе напряжённой игры). При этом вожатый забывает, что на него смотрят воспитанники и вмиг „перенимают” его отношение и настроение. Ты должен до начала лагеря обговорить этот момент с вожатыми. Они должны всеми силами контролировать себя, чтобы подавать детям положительный примем, а также поддерживать твой авторитет, а не подрывать его, оспаривая твое решение.

6. Уметь вдохновлять игроков в течение игры. Тебе следует поддерживать атмосферу спортивного состязания, но при этом не склоняться на сторону одной или другой команды. Помнишь, когда мы говорили о принципах эффективного обучения, в первом пункте – «заинтересуй» – мы заострили твое внимание на необходимости заинтересовать участников предстоящей игрой. Какой бы ты рычаг для этого ни выбрал, будет очень здорово, если в ходе игры ты сможешь искусно нажимать на этот рычажок. Это можно удачно делать, если ты пригласишь на игру отдельного человека спортинструктора или другого сотрудника, который будет выполнять функцию комментатора В его задачу будет входить не только освещение происходящего на площадке, но и мотивация игроков. Например, в ходе волейбольной встречи, после того как команда «А» забила гол команде «Б», можно представить такую реплику комментатора: «Замечательный гол, какая техника и точность удара у игрока …(команды «А»)! Вот что значит олимпийские резервы. Сможет ли теперь … (команда «Б») справиться с волнением и ответить мастерством на мастерство? Сможет ли мобилизовать свои силы и продолжать матч в той же великолепной технике, в которой проводила его до этого момента?» Подобные комментарии достигают несколько целей: отмечают достижения первой команды; поддерживают и «бросают вызов» второй команде; разряжают напряженную атмосферу доброй шуткой.


БЛЮСТИТЕЛЬ ПОРЯДКА.

Эта обязанность и навыки, сопряженные с ней, неразрывно связаны с предыдущей – судейством. Но, тем не менее, мы хотели бы выделить ее в отдельную область. В ходе всех спортивных мероприятий в лагере на спортинструкторе лежит ответственность за соблюдение порядка, и в этом вопросе ему так же необходимо обладать определенными навыками. Прежде всего, следует четко уяснить для себя самого, что на спортивной площадке именно ты – главный. Но эта власть дана тебе, как инструмент для поддержания дисциплины и порядка. Не должно складываться ситуаций, что вместо тебя поведение на площадке, или вне нее, определяют наставники или, что еще хуже, - воспитанники. Ты, как никто другой знаешь, как следует себя вести на спортивной площадке. Как тренер, ты знаешь, как относиться к сопернику, к игре, к победе и поражению – твоя задача научить этому участников игры и стремиться к соблюдению ими этих правил. Как судья, ты определяешь все запрещенные приемы и действия на площадке и меры их пресечения.

Твоя функция, как «блюстителя порядка» неразрывно связана со всей программой лагеря. Приучая воспитанников (и наставников) к дисциплине в спорте, ты влияешь на их отношение и к остальным мероприятиям в лагере. Есть заблуждение, что не каждое мероприятие требует дисциплинированности. Даже если вы запланировали совершенно «дикую» игру, в ней есть правила, а значит, они должны соблюдаться.

Решительность и твердость незаменимы для тебя в решении этих вопросов. На любой неправомерный поступок ты должен реагировать незамедлительно. Но при этом следует позаботиться и о гибкости, точнее о тактичности. Тебе требуется восстановить порядок, если он был нарушен, но и при этом ты остаешься и учителем, и тренером. Ты можешь использовать и этот момент для того, чтобы продемонстрировать любовь и мудрость, помочь участникам конфликта вынести определенный урок из сложившейся ситуации и призвать их избегать ее повторного возникновения. Иногда у тебя будут складываться такие ситуации, которые будут просто возмущать тебя до глубины души, но даже в таких случаях тебе следует сохранять «холодную» голову. Любые меры пресечения или наказания должны быть, по возможности, определены до момента их свершения. Не следует выбирать меру пресечения после совершения нарушения, когда и ты, и участники конфликта возмущены и возбуждены. Скажем, неуважительное отношение к противоположной команде во время игры должно быть наказуемо (например, удалением на 2 минуты провинившегося игрока), и об этом следует объявить перед началом игры. В этом случае, у тебя не будет дилеммы, как поступить, если, например, Коля начинает оскорблять Петю, играющего за противоположную команду, и ты сможешь, не колеблясь, остановить игру и удалить Колю на штрафную скамейку.

Конечно, не все ситуации можно предвидеть и обговорить заранее. В таких случаях тебе следует руководствоваться своими принципами и принятой в лагере моралью. Но в любом случае, не забывай объяснять причины того или иного своего решения. Это поможет участникам сопоставлять нарушение и наказание, и учиться на этом.


КАЧЕСТВА СПОРТИНСТРУКТОРА

Мы поговорили о навыках эффективного спортинструктора, следует отметить, что все они относились к области профессиональной квалификации. Теперь же мы поговорим о внутренних качествах, которые спротинструктора эффективным служителем. Поговорим о спортинструкторе, как о человеке, и более того, как о достойном человеке.

Как ты помнишь, мы говорили о том, что у спортинструктора есть возможность учить детей не используя при этом слова, то есть своим поведением, своими поступками. Отдать ты можешь только то, что у тебя самого есть. В связи с этим нам важно остановиться поподробнее на внутренних качествах, которые необходимы спортинструктору, чтобы эффективно выполнять свое служение. Мы будем говорить о характере спортинструктора. Кто-то сказал однажды: «Характер – упрямая вещь!» И действительно, с одной стороны, в нас присутствуют черты, которые сформировались в нас за долгое время, с которыми мы свыклись, и которые, возможно, уже не замечаем в себе. С другой стороны, в нас много и положительного. Иногда этот факт заслоняет от нас те черты характера, которые лежат глубже поверхностного взгляда, и которые еще нуждаются в чистке и обновлении. Эти черты характера часто незаметно для нас самих определяют наши поступки, наше отношение к людям и окружающей нас действительности. Если мы пропогандируем в лагере любовь к ближнему, а в играх пробегаем мимо упавшего игрока и не пытаемся оказать ему помощь, потому что не привыкли в повседневной жизни уделять большого внимания заботе о других людях, то дети, окружающие нас, заметят это, и у них возникнет внутренний конфликт: чему верить, их словам или их поступкам? В большинстве, случаев выбор делается в пользу поступков.

Сейчас мы поговорим о качествах характера эффективного спортинструктора с тем, чтобы ты смог сравнить этот портрет с собственным. Не отчаивайся, если при внимательном взгляде на себя, ты обнаружишь еще многие несоответствия с образцом. У тебя есть возможность и способность меняться! Итак, приступим.


ПОСВЯЩЕННОСТЬ.

Эффективный сортинструктор – это посвященный человек. Посвященность – это состояние любви, любви к подопечным и готовность откликнуться на любой их призыв.

Что отличает посвященного человека от непосвященного? Прежде всего - шкала ценностей. У посвященного человека на первом месте стоит поступок и то, к чему Он призывает человека. Не посвященный человек, в большинстве вопросов, ориентируется на собственное мнение и желания. Следует отметить, что не посвященность не означает не возрожденность. Человек может быть возрожден к новой жизни, но продолжать жить, руководствуясь старыми методами. Мы не говорим о плохом, но о старых критериях оценки предполагаемых поступков, о старой системе ценностей, о старых привычках. Так, например, если мы не можем простить обиды, нанесенные нам, волей или не волей, другими сотрудниками лагеря или воспитанниками, значит, мы более озабочены нашим собственным имиджем и комфортом, нежели служением детям. Если нас просят в свободное время помочь и присмотреть за детьми, а в нашем сердце возникает протест и разочарование, значит, мы не посвятили себя самого и свое время своему делу.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ответственность подразумевает бережное и внимательное отношение к тому, что тебе вверено. Это относится не только к инвентарю или другим физическим вещам, но и к выполнению обязанностей, к взаимоотношениям с другими сотрудниками и воспитанниками. Поразмышляй, что люди вверяют тебе, направляя своих детей в лагерь. Возможно, ответ: «Судьбы детей», - не будет слишком уж невероятным. В твоих руках безопасность этих ребят, их настроение, отчасти их будущее, поскольку многое ты должен донести до них будет определять их последующую жизнь.

Важно понять, что же делает этот лагерь возможным. Что располагает многих людей тратить деньги на его организацию и проведение. Что направляет людей для служения в этом лагере. Что собирает в этот лагерь детей и подростков, и, наконец, Он дает эти несколько дней для построения взаимоотношений с детьми. Что так необходимо для того, чтобы лагерь состоялся и что от нас ожидается полной самоотдачи. В таком положении нам следует очень внимательно относиться к тому времени, которое мы проводим в лагере, к тому, на что мы тратим это время. В этом мы дадим отчет себе.

Еще один важный момент в вопросе твоей ответственности – это умения и таланты, которыми судьба наделила тебя. Возможно, иногда ты стесняешься проявлять свой актерский талант на спортивной площадке, чтобы развеселить детей. Подумай об этом с позиции эффективности твоей деятельности. Если твоя робость ограничивает эффективность, то есть основания пересмотреть свое отношение к этому.


САМОДИСЦИПЛИНА

Успешные люди имеют привычку делать то, что неудачники делать не любят. Не то, чтобы этим людям нравится делать это. Но их антипатия к этим делам подчинена стремлению к главной цели. Дисциплина происходит из приверженности, верности: приверженности идее, приверженности принципам и системе ценностей, приверженности целям своего служения или своей жизни. Это качество позволяет человеку самостоятельно двигаться к намеченной цели. На этом пути, как и отмечалось в приведенной выше цитате, не всегда нам будут предстоять приятные действия и решения, но нам должно хватать силы воли, чтобы подчинять свои чувства, эмоции, настроение более важным вещам, например выполнению поставленной задачи. Сила воли дает способность человеку действовать даже тогда, когда мы не испытываем большого желания выполнять этого делать, и действовать на основании своего призвания даже охотнее на основании своих желаний и увлечений. В этом отношении самодисциплина тесно связана с двумя предыдущими качествами, рассмотренными нами, посвященностью и ответственностью, поскольку в дисциплине важную роль играет цель, стимул, к которому мы стремимся. Без этого фактора дисциплина превращается в бессмысленные самоограничения и ритуалы.

Дисциплинированность помогает ставить наиболее важные дела на первое место, а второстепенные отодвигать на второй план. Когда ты приступишь к созиданию своей команды, к самоподготовке к предстоящему лагерю, к планированию спортивных мероприятий на смену, когда ты будешь приступать к любому делу, определяй важность каждого отдельного этапа твоей работы или отдельной цели твоего служения. В будущем ты сможешь руководствоваться этим критерием, когда встанет вопрос приоритета, вопрос выбора между двумя делами.

Все дела и задачи, которые будут вставать перед тобой в течение каждого дня можно оценивать по двум критериям: срочность и важность. Разные дела могут обладать разным сочетанием этих критериев. Дело может быть срочным, но не важным, или важным и срочным, или не срочным, но важным, или и не важным и не срочным. Срочные дела более видимы для нас. Они обрушиваются неожиданно, и нам кажется, что самое главное сейчас решить именно эту проблему, но все-таки главный критерий – это важность. Например, утром, когда весь лагерь занят уборкой территории, а ты со своей командой спортинструкторов собрался на утреннюю встречу, чтобы распределить обязанности на предстоящий день, к тебе подбегает взволнованный наставник и просит сейчас же пойти и поговорить с его (или ее) воспитанником, потому что последний не желает участвовать в спортивных мероприятиях. Наставник может приводить аргументы, что сейчас единственно возможное время для такой беседы и т.д., но ВАЖНЫМ для тебя в этот момент является встреча со своими сотрудниками и именно этому ты должен отдать предпочтение.


ПУНКТУАЛЬНОСТЬ

(Пунктуальный – очень точный, аккуратный/ Современный толковый словарь русского языка). Следующее важное качество необходимое эффективному спортинструктору. Не забывай, что мы говорим о внутренних качествах. Иногда нам кажется, что достаточно просто прийти вовремя на встречу, и мы уже можем считать себя пунктуальным человеком. Однако нам следует стремиться к пунктуальности во всех сферах жизни и постоянно. Тебе следует развивать привычку не только приходить вовремя, но и делать все в свое время и именно то, что требуется. Если необходимо в 22 часа собрать инвентарь и убрать его на ночь, то позаботься, чтобы это было сделано в срок. Пунктуальность подразумевает способность человека точно и аккуратно выполнять возложенные на него обязанности. Выполнение программы во многом зависит от пунктуальности. Тебе следует самому всегда и везде быть вовремя, установить такое правило для своих сотрудников и научить этому детей.

Наша пунктуальность свидетельствует о верном понимании ценности времени, как своего, так и других людей. «Дорожите временем», - это призыв к нам ко всем. Пунктуальность выражает наше уважение к другим людям, если это касается наших обязательств перед другими людьми.


КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Это качество позволяет спортинструктору эффективно работать в команде и достигать через совместный труд наилучших результатов. Не так просто работать в команде, как это может показаться на первый взгляд. Вот лишь некоторые трудности, с которыми сталкиваются члены одной команды в совместном труде: несовпадение взглядов на решение проблем, непонимание мотивов и поступков других членов команды, одиночество.

Коммуникабельность не стоит понимать лишь как способность к общению, умение начинать и поддерживать разговор. Это качество означает способность достигать определенных целей через общение. Во взаимоотношениях важно не только вовремя доносить до другого человека какую-либо информацию, но и удостовериться, что эта информация принята и понята соответствующим образом. После чего важно уметь самому принимать ответную информацию.

Коммуникацию, в упрощенном виде, можно определить, как обмен информацией. И не стоит ограничиваться в этом определении лишь докладами и отчетами, или разговорами на деловые темы. Мы обмениваемся информацией с другими людьми постоянно. Средствами для такого обмена служат наши слова, наш внешний вид, выражение нашего лица, наши движения, наши поступки – практически все, что мы делаем. Если ты входишь в спортивный офис на встречу с командой спортинструкторов с хмурым или задумчивым лицом, ты передаешь твоим сотрудникам информацию, которая будет побуждать их задумываться над причинами твоей хмурости и, навряд ли, придаст им радости и оптимизма. И, наоборот, твоя улыбка и твердый голос способны придать им уверенности и вдохновить на предстоящую работу, даже если ты не скажешь им ни одного ободряющего слова. Если ты замечаешь, что внутри команды становится все меньше веселых шуток,– это может говорить об усталости твоих сотрудников.

Все, что происходит внутри твоей команды, имеет для тебя огромную важность. Подобно тому, как опытные люди способны, например, предвидеть начало бури по поведению птиц, по появившемуся на небе облаку или по множеству других незначительных, на первый взгляд, признаков, ты должен анализировать атмосферу внутри твоей команды. Важно научиться принимать необходимую информацию из всех возможных источников. Это позволит тебе наилучшим образом контролировать ситуацию с тем, чтобы вовремя реагировать на опасные отклонения и прийти на помощь к тому, кто в ней нуждается.


ГИБКОСТЬ

Спланировать программу, расписав ее по минутам, и реализовать ее в таком виде – это из области фантастики. В каждой программе случаются непредвиденные ситуации, открываются новые возможности и обстоятельства, которые просто невозможно было предвидеть и спланировать заранее. Поэтому очень важно уметь быстро реагировать на любые изменения и при этом не впадать в отчаяние или тревогу. Может случиться так, что во время смены у вас установилась очень жаркая погода. Не стоит такие дни загружать высокоактивными мероприятиями на спортивных площадках. У детей не только не будет большого желания бегать на солнцепеке, но это еще и может быть опасно для их здоровья и самочувствия. В такой ситуации следует пересмотреть план мероприятий и склониться в сторону игр на пляже и купания (не упуская из вида меры предупреждения солнечных и тепловых ударов и технику безопасности).

Помимо погодных условий, в твою программу могут вмешаться и другие факторы и потребовать некоторых изменений. Будь готов к необходимому экспромту. Например, в лагере сложилась ситуация, что дети, несмотря на все предупреждения, нещадно обрывают еще зеленые яблоки с единственной яблони в лагере. Директор и координатор просят тебя со спорт. командой помочь решении этой проблемы. Так как ты являешься, во-первых, учителем, а уже затем охранником, ты решаешь наглядно показать детям ценность послушания и проводишь на следующий день незапланированную, но необходимую в этот момент игру «День Искушений». Если тебе не знакома суть этой игра, то, вкратце, она такова: в течение дня сотрудники и инструкторы стараются ненавязчиво склонять детей к заведомо запрещенным поступкам (залезть, посидеть на дерево, пойти прогуляться за территорию лагеря, попинать волейбольный мяч, и т.д.) а в конце дня, на вечернем собрании призы получают те, кто устоял перед , и делается обобщение этой темы и выводится мораль.

Для того, чтобы развивать в себе способность к такой реакции на неожиданные обстоятельства тебе следует:

  • Расширять свой кругозор идей на разные ситуации в лагере;
  • Поддерживать тесный контакт с сотрудниками лагеря, наставниками и детьми, чтобы вовремя реагировать на возникающие проблемы.
  • Учиться мудрости для адекватной реакции на эти проблемы или изменения.


СЕРДЦЕ СЛУГИ

В русском языке слово «слуга» звучит не очень привлекательно, что ж давай будем называться иностранным словом «министр» («minister» - англ. служитель, слуга). К сожалению, многие лидеры считают, что если они будут служить своим последователям, то прослывут слабыми и бесхарактерными людьми. Это в корне неправильное мнение. Иногда нам хочется использовать нашу должность или положение в лагере для утверждения собственного авторитета, который не удается завоевать иным путем, но это не то, к чему следует нам стремиться. Если мы начинаем служить себе, своим амбициям и целям, а не другим людям, то мы на опасном пути. Так нам и следует поступать.

Истинного слугу отличают следующие критерии:

  • отсутствие собственных амбиций, настоящее отсутствие, а не показное;
  • отсутствие лени, но наоборот трудолюбие;
  • радость от того, что делаешь добро другим.

Помочь нам приблизиться к этому образцу могут только собственное желание. В ходе лагеря ты как никогда будешь нуждаться в этих взаимоотношениям, поэтому, прежде всего, выдели в течение дня время для самоанализа своих действий.


ФИЗИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

В данной статье умышленно поставлен этот пункт или это качество последним, чтобы подчеркнуть его не исключительную важность. В это качество мы включаем вовсе не внешние физические данные, такие как объем бицепсов или грудной клетки. Спортинструктору необходимо, прежде всего, любить спорт, получать удовольствие от занятий спортом, и уметь самому участвовать в тех видах спорта, которые он предлагает в лагере. Важно для спортинструктора научиться играть так, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. Ты и твои сотрудники будут превосходить детей в мастерстве по многим видам спорта. Но помни, что ты находишься в лагере, чтобы служить детям и развивать их мастерство и умение, а не выставлять напоказ себя-любимого, используя детей лишь как ассистентов в своих тренировках.