Эстафета 45

Foto549.jpg
Foto550.jpg
Foto552.jpg

Немало оригинальных упражнений для занятий в помещении и на местности также позволяет отрабатывать технические и тактические приемы, воспитывать физические качества в непринужденной обстановке.

Наиболее распространенный метод воспитания быстроты заключается в повторном, возможно, более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации. Особенно ценны в этом отношении спортивные и подвижные игры: "Встречная эстафета", "Эстафета с мячом", "Гонка мячей", "Минное поле", "Возьми кегли", "Подхвати палку", "Меж двух огней", "Эстафета футболистов", "Эстафета баскетболистов".

"Меж двух огней". Игра проводится на волейбольной площадке (без сетки). Капитаны становятся за лицевыми линиями площадки, а игроки их команд - на противоположной ее половине. Таким образом, каждая команда находится как бы меж двух огней.

По жребию один из капитанов вводит мяч (волейбольный) в игру, передавая его игрокам своей команды. Они должны выбрать удачный момент и осалить мячом игрока команды соперника так, чтобы он не поймал мяч. Игрок, в которого попали мячом, покидает площадку, но продолжает играть рядом со своим капитаном за лицевой линией. Он, как и капитан, имеет право ловить мяч, передавать его, выбивать соперника. Задача владеющих мячом - осалить им игроков команды соперника. Остальные участники должны увернуться от мяча и поймать его, чтобы передать своей команде. Игра продолжается установленное время. Выигрывает команда, осалившая большее число игроков команды соперника.

"Встречная эстафета". Каждая команда поделена на две подгруппы, выстроенные в колонну по одному на расстояние 10-30 м (в зависимости от возраста участников и размеров площадки). В руках у направляющих эстафетная палочка. По сигналу первый участник бежит на противоположную сторону площадки, обегает вторую подгруппу и передает эстафету ее направляющему, после чего становится в конец колонны. То же повторяет второй участник, обегает первую подгруппу и становится на ее левом фланге и т. д. Эстафета считается законченной, когда последний участник лидирующей команды, обежав противоположную колонну, становится уже впереди и поднимает вверх эстафетную палочку.

"Эстафета с мячом". Команды построены в колонну по одному, в руках у направляющих большие мячи (баскетбольные, футбольные, волейбольные). По сигналу участники выполняют поочередно серию заданий, пробегая с мячом указанное расстояние (5-10 м) вперед и обратно. Способы передвижения с мячом: держа мяч на ладони; ударяя им о пол и ловя двумя руками; подбрасывая мяч вверх и ловя (обусловленное количество раз); ведя мяч одной рукой; ведя мяч ногами.

Воспитанию ловкости при подготовке школьников к занятиям туризмом способствуют игры: "Тоннель", "Переправа", "Гонка обручей", "Сквозь обруч", "Через скакалку всей командой", "Живая змейка", "Удержи равновесие", "Вездеход".

"Тоннель". Команды построены в колонну по два, дистанция и интервал между участниками - два шага. Каждая пара держит между собой обруч, который вместе с остальными образует "тоннель". По сигналу участники одной из колонн отпускают обручи и вслед за направляющим быстро пробегают по ".тоннелю" и возвращаются на свои места. Как только игроки этой колонны подхватывают свои обручи, движение начинает вторая колонна, повторяя то же задание. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

"Гонка обручей". Игроки строятся в шеренги в двух шагах друг от друга. У правофлангового каждой команды по 10 обручей. По сигналу участники переправляют их в противоположный конец шеренги. Прежде чем передать соседу обруч, необходимо надеть его на себя (сверху вниз или снизу вверх). Надевать сразу несколько обручей не разрешается. Последний в игре надевает на себя все обручи.

"Удержи равновесие". Играющие становятся на бревно (бум) лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Каждый пытается нарушить равновесие соперника ударом по ладоням или плечу. Проигрывает тот, кто спрыгнет раньше с бревна.

Общая задача воспитания силы - всестороннее развитие ее, обеспечение высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности. Этой задаче способствуют игры: "Эстафета", "Тачка", "Эстафета с лазаньем по канату", "Сильная схватка", "Турнир атлетов", "Бой петухов", "Вытолкни из круга", "Борьба ногами", "Борьба всадников", "Перетягивание каната", "Шнурбол", "Силачи", "Бой на переправе", "Воздушный мост".

"Эстафета "Тачка". Команды построены в колонны по одному, направляющий и второй в исходном положении: первый - в упоре лежа ноги врозь, которые держит второй. По сигналу первая пара быстро передвигается до финишной черты (4-10 м). Пройдя ее, первый остается на противоположной стороне площадки. Второй бежит обратно, принимает положение упора лежа, а его ноги поддерживает третий и т. д.

"Бой петухов". Двое соперников становятся друг против друга - каждый на одной ноге (другую поддерживает рукой за голень сзади). По сигналу они начинают прыгать и толкать друг друга плечом, заставляя стать на обе ноги или выйти из круга. Проигрывает тот, кто коснется пола обеими ногами или окажется за кругом.

"Вытолкни из круга". Поединок проводится в круге диаметром 4-5 м. Двое играющих, стоя в круге, берутся с обеих сторон за трехметровую палку (шест). По сигналу каждый старается вытолкнуть соперника из круга. Проигрывает тот, у кого ноги окажутся за кругом или кто выпустит шест из рук. Играющим нельзя касаться друг друга.

Для обучения умениям и навыкам в ориентировании на местности, пользовании картой и компасом, для воспитания наблюдательности, выносливости, находчивости, инициативности, смелости целесообразны игры: "Компас", "Кто наблюдательнее", "По азимутам", "Определить расстояние", "По карте, следам и приметам", "Изучить след", "Поиск пропавшей группы", "По неизвестному маршруту", "Встречный бой", "Прорыв обороны и бой в глубине", "Обнаружить мины", "Задержать нарушителя", "По грибы", "Запомнить позы", "Орленок", "Зарница". Игры на воспитание наблюдательности и памяти помогают развить глубокое мышление.

"Компас". На земле рисуют круг диаметром 2-3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга пишут, согласно направлению сторон горизонта, буквы С, Ю, 3, В. Играющие становятся спиной к центру круга. По команде руководителя "Север!" все должны повернуться в сторону севера. Тот, кто ошибся, получает штрафной балл. Побеждает набравший наименьшее число баллов.

"Кто наблюдательнее". Ребята получают задание определенный отрезок пути идти молча, внимательно смотреть по сторонам, стараясь все увидеть и запомнить. Побеждает тот, кому удалось запомнить больше всего деталей, подробностей, ориентиров.

"Определить расстояние". Играющим предлагается определить расстояние до видимого ориентира: дерева, дома, столба. Затем расстояние измеряется. Побеждает тот, кто точнее указал величину.

"Поиски пропавшей группы". Игра проводится на лесистой пересеченной местности размером примерно 2Х1,5 км. Играющие делятся на три группы. Участники одной группы заранее прячутся в наиболее удобном месте (скрываясь, маскируясь как на земле, так и на деревьях) на участке не более 100 м2. В 1,5-2 км от места укрытия выбирается место старта. Руководитель готовит два маршрута по азимуту от места старта к месту укрытия ушедшей группы. Маршруты должны быть разными по характеру, но одинаковыми по протяженности и сложности.

Через 20-30 мин. после ухода первой группы руководитель вручает пакеты с заданиями по поиску "пропавших". Каждая группа, имея компас, маршрут с азимутами и указаниями расстояния в метрах (для каждого направления), отправляется на поиски.

Побеждает группа, быстрее обнаружившая укрывшихся. Если в течение установленного времени (40-60 мин.) первую группу обнаружить не удается, она побеждает.

Необходимые в туристском походе умения и навыки по установке бивака, разжиганию костра, преодолению рва, оказанию первой медицинской помощи осваиваются в играх: "Полоса препятствий", "Подготовка к походу", "Не попадись часовому", "Удочка", "Эстафета с прыжками в длину", "С кочки на кочку", "Транспортировка пострадавшего", "Знатоки медицины", "Кольцевая туристская эстафета".

"Полоса препятствий". Команды построены в колонны по одному за линией старта. По сигналу первые номера пробегают установленную дистанцию, преодолевая на пути естественные или искусственные препятствия: канаву (прыжком), "водную преграду" (по бревну, навесной переправе), барьеры, заборы, склоны различной крутизны.

На первых порах игру можно проводить в виде упрощенной эстафеты, где участники, распределившись по дистанции, преодолевают только одно препятствие.

"С кочки на кочку". Команды построены за 1-2 м перед стартовой линией, за которой обозначено "болото" - полоса шириной 6-10 м, на которой нарисованы (выложены шишками или песком) круги диаметром до 40 см - "кочки", расположенные от "берега до берега" в шахматном порядке. Расстояние между кочками" 80-120 см, в зависимости от возраста участников. По сигналу каждый участник поочередно преодолевает "болото" прыжками по "кочкам" 2 раза и становится в конец своей колонны. Выигрывает команда, первой и с наименьшим числом заступов выполнившая задание.

"Подготовка к походу". Команды построены за стартовой линией, в руках у направляющих, капитанов команд, рюкзаки. На противоположной стороне площадки сложены вещи для похода: спальник, куртка, штормовка, спортивные брюки, свитер, миска, кружка, ложка, туалетные принадлежности, запасная обувь (кеды или кроссовки). По сигналу первый участник вместе с капитаном укладывает в рюкзак один из принесенных предметов. Затем то же делает второй, третий и т. д. Выигрывает команда, первой подготовившая рюкзак капитана в поход.

Для усложнения заданий можно установить несколько препятствий на пути участников (пройти по бревну, перепрыгнуть канаву и т. п.).

"Транспортировка пострадавшего". Команда построена в колонну по два перед стартовой линией за своими направляющими, которые стоят отдельно перед строем. По сигналу первая пара берет своего направляющего и переносит обусловленным способом на противоположную сторону площадки. Два участника ("пострадавший" и один из носильщиков) остаются за чертой, а третий бегом возвращается к команде, перенося и средства транспортировки. Затем то же повторяет вторая пара, транспортируя вернувшегося, и т. д. Выигрывает команда, первой и с наименьшим числом нарушений выполнившая задание.

Способы переноски "поcтрадавшего": на руках: а) поддерживая плечи и ноги, б) сцепив руки в замок и посадив на них "пострадавшего"; с помощью шестов и штормовок (как на носилках); с помощью рюкзака; с помощью веревки. При игровом методе сильное возбуждение зоны двигательных центров коры головного мозга ведет к углублению торможения в утомленных учебной работой участках нервных клеток и более быстрому их восстановлению.

Дозировка нагрузки с учетом подготовленности занимающихся может осуществляться за счет изменения размеров площадки, длительности игры, количества играющих, числа повторений, интервалов отдыха между ними.