Элементы Души Реального Лагеря
«Летом в лагерь!» — сколько людей эту фразу услышат, столько разных реакций мы, скорее всего, получим. Потому что лагерный опыт у каждого индивидуальный, точно так же и лагеря все разные. Но у тех лагерей, куда люди возвращаются, приезжают из поколения в поколение, есть нечто общее — у них есть Душа. А теперь к Душе лагеря, и из чего она состоит.
1. Традиции
Вы часто встречаете отели с пионерскими кострами, вожатыми, гитарами? Лагерь - это не номер и шведский стол, это нечто иное! Это традиции! Стремитесь попасть в те лагеря, где есть традиции! Возможно, вы уже опытный вожатый и сейчас в поисках творческого роста, хотите усилить свой педагогический арсенал. Тогда и во всех остальных случаях: создавайте традиции!
Традиционный пример: очень хочется, чтобы Отряд перед сном чистил зубки. Дружно, быстро и честно. Придумайте интересную традицию.
- Создаётся флаг «Зубры»
- Самый белозубый пионер (или зубастый – причём, сами решайте, в каком смысле) держит Флаг «Зубров», Отряд издаёт единый Зубровый (или Зубрячий) Рёв или Гимн, или вы включаете нечто «зубриное» на колоночке.
- Отправляетесь чистить зубы вместе с Отрядом, и сами чистите Зубрее всех.
- Кто качественнее всех чистил зубы – тот и самый зубастый, завтра будет держать флаг. А вообще Флага нужно два: для девушек и для юношей, чистят зубы они на разных этажах.
И вот подобными традициями и играми наполняется Душа Лагеря. Хорошие традиции живут своей жизнью. Задача Вожатого их развивать, принимая и поддерживая идеи, которые будет предлагать ваш Отряд!
Вот в нашем лагере есть Легендарные традиции: это традиционные (почти не меняющиеся с 2013 года) названия Отрядов, традиции создания Флагов, Приветствий и Кричалок, традиции Посвящений в Отряды.
Всё это в целом - традиция создавать традиции.
2. Дела
А сейчас о главных – ради кого, собственно, лагеря и поднимают флаги. О ребятах, которые этим летом поедут в лагеря. Ваши Дела — это ваши визитные карточки! Ваши аватары! В нашем понимании (нашей команды разработчиков Реального Лагеря) Дело — это процесс создания Коллектива — Отряда. Именно в Отряде, а не в кружках ребята проводят большую часть времени, если точнее – они живут в Отрядах! Всё самое интересное, важное и полезное происходит внутри Отряда. А Отряд ещё нужно создать.
Отряд создаётся, когда ребята под руководством Вожатого делают что-либо вместе. Мы называем данный процесс Отрядное Дело (сокращённо ОДэ). Оно может продолжаться минут пятнадцать, а может и полтора часа, в зависимости от возраста пионеров и от того, что вы делаете. Отрядное дело является важной частью жизни отряда. От того, как вы его пропишете и проведете, зависит многое! Когда до лета осталось совсем чуть-чуть, тематики смен во многих лагерях известны. Сядьте, подумайте заранее, что бы вы хотели провести своим ребятам. Не забывай: если к тебе пришли на отрядное дело, вспомни, что ты актёр, ты лучший вожатый. А так же самый счастливый человек на свете, который дарит тепло детям.
Простейший вариант — искать по лагерю зашифрованные послания с помощью карты. Немного усложним: эту карту лагеря сначала нарисуем с завязанными глазами и в полной тишине.
Мы в Реальном Лагере проводим два или три Отрядных Дела в каждом Отряде каждый день.
3. События
Событие — это когда участвует весь Лагерь! Если все девять Отрядов Реального Лагеря вместе играют в одну игру — это Событие. Форматов и идей для таких игр столько же, сколько звёзд на небе.
Всегда найдутся те, для кого лучшее Событие — это Дискотека.
А для кого-то – «Зарница с зомби», где зомби — это младшие Отряды. Они бессмертны, бегают внутри Зараженной зоны и ловят заплутавших Выживших, превращая их в зомби. Выжившие — это старшие отряды. Четыре команды. Они срывают с противников погоны и пытаются захватить с их баз флаги. Зараженная Зона каждые десять минут увеличивается, а за минуту до конца Зарницы зомби вырываются на свободу. Это всегда Событие! Как только зомби прорвут периметр главная задача всех выживших — следить чтоб зомби после игры пришли на ужин! И помыли руки.
А ещё бывают танцевальные батлы и концерты с живой музыкой. И всё это можно стримить в Инстаграм, чтобы родители и друзья смотрели. В Реальном Лагере каждый день происходит минимум два полноценных События.
4. Коллектив = Отряд
Многие согласятся, что на самом деле и администрация, и вожатые, и воспитанники выбирают на Лето не лагерь, они выбирают Коллектив = Отряд.
В Реальном Лагере у каждого Отряда есть своя История и Традиции, Флаги и Символика. Песни и множество танцев. Свой стиль. Свои Страшилки, легенды, глупости и локальные мемы. Все эти элементы поэтапно формировались, бережно сохранялись и передавались будущим поколениям.
Жизненно важно, чтобы коллективу вожатых тоже было очень интересно работать в Лагере! И тогда, смотря на Вожатых, Пионеры тоже захотят стать Вожатыми. А вам всего-то и нужно что ИМ НЕ ПОМЕШАТЬ, а сохранить и приумножить общий интерес. «Воспитание в коллективе и через коллектив»! Однозначно, если в лагере есть Коллектив, в Лагере есть Душа.
5. Самореализация
Самое интересное в лагере – это руководить происходящим вокруг! Ну, ещё интересно проявить себя на сцене и многое другое тоже... Но если при этом как-то влиять на жизнь всего Лагеря, то ещё интереснее. Например, можно самому или с друзьями, непременно при поддержке Вожатых, создать своё Событие. И в итоге стать соавтором большой игры, в которой участвовали три сотни человек!
В Реальном Лагере есть традиция тематических дней, которые организуют Отряды. Например, есть День Лета, День Сна (вожатые его обожают), День Еды. День Лета организует Первый Отряд. И готовится он к этому Событию почти всю смену. В День Лета все они ненадолго становятся вожатыми. А некоторые надолго!
6. Эстетика детского лагеря
Закройте глаза. Скажите себе "детский лагерь". Что вы видите? Может заброшенные здания? Жутковатые, поросшие зеленью, похожие на окрестности Припяти. Или обжитые места. В самом центре их территорий стоят флагштоки, возле которых гордые пионеры в коротких шортиках должны были салютовать ежедневному поднятию советского флага. Красиво! Но советской страны больше нет. Флаг не актуален. Пионеров в шортиках отменили 30 лет назад, и время феноменально изменилось. Флагштоки остались, а кое-где возле них по-прежнему собирают ребят каждое утро.
Кое-где в столовых со стен на вас смотрят нарисованные мальчики и девочки, в лица которых лучше не вглядываться. Веселые медвежата и зайчики со шприцами в медпункте и, конечно, надпись на въездных воротах: "приветствуем отдыхающих". Бетонные ступеньки с покрашенными в вишневый цвет краями. Скрипящие двухъярусные кровати из железа. Общие уборные с рядом раковин без зеркал. Безвкусная ура-музыка из динамиков по всей территории. Вы всё это могли видеть своими глазами, если были в детском лагере хотя бы раз за последние сто лет.
Организация лагеря – трудоёмкий непростой процесс, в котором приоритет всегда за безопасностью, мед. сопровождением, организацией питания, квалифицированными педагогами.
На такие мелочи, как цвет стен и лестниц, часто не обращают внимания ни организаторы отдыха, ни родители, ни дети.
Однако это важно!
В мозгу есть механизмы реакции вообще на прекрасное. Не на прекрасное, которое в рамочке и написано «прекрасное», а на красоту как таковую.
Допустим в лагере есть комнаты, 16 душей, 6 туалетов, зона для отдыха, даже три зоны для отдыха. Почему же там меньше комфорта и веселья? В пустом корпусе нет атмосферы, вектора развития, пространство нейтральное, оно как вареное яйцо, оно полезное... И на этом всё. На отдыхе мы ищем классное общение, досуг и немного обязательных удобств.
Есть темы, которые как бы вне дискуссий: чистота и порядок, уборка, сан. обходы детских комнат, уютная мебель в комнатах. Но при массовом заселении от однообразия всё равно не уйти.
Важен диалог с пространством. Приспособления пространства к идее детской программы. Ради этого возможно заехать в лагерь на 2 дня раньше ребят и развернуть монтажные работы: создаём свой "Хогвартс, постапокалиптический мир, звездолёт или эльфийский Лориен". Конечно, мы не меняем архитектуру здания, но через сценографию игр мы запускаем процесс творчества и игрового погружения, беря часто безликие однообразные пространства себе в союзники.
Благодаря работе с пространством ребенок оказывается перед нашей историей "открытым", не знающим, что его ждёт, как это будет. Ехал в лагерь, а приехал вообще не туда. Даже если был в этом лагере до этого - сейчас он его не узнает.
C пространством можно вступать в разные другие диалоги. Важно, чтобы они происходили, и ещё важно, чтобы у нас как у организаторов отдыха хватало внимания на значимость эстетического аспекта. Конечно, эту функцию часто берёт на себя природа с её исконной красотой, но все равно остаются жилые пространства, в которых ребята проводят большую часть времени. Здесь, правда, еще начинается тема вкуса – потому что «прекрасное» у каждого может быть чем-то своим. Но это уже совсем другая тема.