Школа Робинзона

Foto iz lagerej pohodov kanikul 055m.jpg
X f17494cbm.jpg

Для начала, давайте разберемся с ошибками. Они кроются в известных нам сценариях поведения взрослых по отношению к изменениям, происходящим в ребенке.

Сценарий первый – «неприступная скала». Взрослые не понимают, что происходит с ребенком. Он продолжает быть для них малышом, нуждающимся в постоянной заботе и контроле. Взрослые сопротивляются любому проявлению самостоятельности. Они стремятся оградить ребенка от забот, выполнить за него все жизненные задачи. Дети у таких взрослых могут попытаться либо «взять высоту», открыто конфликтуя со взрослыми, либо обойти возникшую преграду, тайком осваивая «запретные» области.

Сценарий второй – «тихая река». Взрослые, живущие по такому сценарию, как и в первом случае, не понимают важности происходящих с ребенком изменений. Но они и не сопротивляются появляющимся свойствам мышления и поведения ребенка, пуская все «на самотек». В этом случае взрослые теряют свой авторитет, а ребенок приучается решать все вопросы самостоятельно, и не всегда с пользой для самого себя.

Сценарий третий – «лесная чаща». Взрослые понимают, что важно поощрять ребенка к любым проявлениям самостоятельности и независимости. Они даже видят несколько вариантов решения возникающих вопросов – множество тропинок в лесной чаще. Но внутреннее неприятие процесса взросления, желание окружить ребенка своей заботой, оградить его от опасностей взрослого мира, заставляет взрослых строить всевозможные преграды на пути к его свободе. В чаще внимания и заботы легко заблудиться. И вот уже дети не проявляют ни малейшего желания ни бороться, ни приспосабливаться ко взрослой жизни, застревая в своем развитии.

Сценарий четвертый – «прямая дорога». Взрослые, выбирающие для себя подобный сценарий поведения, понимают и принимают взросление ребенка. Они открывают ему все дороги к изменениям, предоставляя ему право выбирать маршрут и осуществлять движение к самому себе. Но даже здесь кроются опасности, не позволяющие стать полноправным спутником ребенка, помощником в становлении взрослого человека. Эти опасности проявляются в недостаточности предоставляемой свободы, неумении научить «быть взрослым», невнимательности к мелочам, отсутствии «задушевных разговоров», позволяющих понять происходящее.

Избежать подобных ошибок поможет знакомство с опытом сопровождения взросления детей на программе «Школа Робинзона»


«Школа Робинзона»- это летний туристический лагерь для детей 9-11 лет (как вариант, 6-17 лет), располагающийся на берегу небольшой реки. Главное событие лагерной смены – «Остров» - проживание участника(или нескольких участников) программы в течение 24 и более часов на отдельной территории, лишенной благ цивилизации. Безопасность участника обеспечивается рядом правил и договоренностей. Быт обустраивается самим участником в соответствии с его потребностями, возможностями и желаниями. Изготовление укрытия от непогоды и насекомых, приготовление пищи на костре, обустройство места обитания, занятие своего свободного времени – эти естественные трудности, с которыми сталкивается ребенок на «Острове» и позволяют ему научиться быть взрослым.

Быть взрослым – значит иметь свое мнение и уметь отстоять свою точку зрения. Программа «Школа Робинзона» - это программа, где ребенку не предлагаются правильные ответы на возникающие вопросы. И все потому, что единственно верных решений просто не существует в условиях туристического выхода. «Что мы будем сегодня готовить?» - спрашивают дети на занятии. «А что бы вы хотели научиться готовить: суп, кашу, рис, макароны?» - отвечает вопросом на вопрос инструктор. Право выбора остается за участником. «Как развести костер?» - вслух задумывается курносый мальчишка. «Есть несколько способов…» - начинает занятие инструктор. А какой вариант выберет юный пожарник, предугадать невозможно, это его решение. Такой стиль взаимодействия приводит к желаемому результату: дети перестают стеснительно молчать, или робко спрашивать, они уверенно заявляют о своих интересах и желаниях. Как это отражается на «островах»? Собираясь на «Остров», ребенок задумывается о своем времяпровождении. Кроме обязательного минимума вещей (туристический коврик, спальник, веревка, нож, спички, аптечка, часы, сигнальные флаги, фонарик) можно взять и другие предметы. Ими могут стать игрушка, интересная книга, удочка, и многое другое. Чтобы взять необходимое, ребенку важно понять, что он будет делать в предстоящие сутки и обосновать свой выбор. Все это позволяет сформировать у ребенка свободное изложение мыслей, научить его открыто заявлять о своих желаниях, отличать главное от второстепенного и объяснять свой выбор.

Быть взрослым – значит уметь понимать свои желания, оценивать собственные возможности и самостоятельно принимать решения и брать ответственность за все, что происходит рядом с тобой. Какие желания возникают у маленького Робинзона? Это и утоление естественных потребностей (в еде, тепле, отдыхе), и исследование окружающего мира, и экспериментирование с имеющимися подручными средствами. Хочется расширить границы своего мира – и вот уже маленький исследователь отправляется в лес на разведку местности. Хочется попробовать сделать то, чего еще никогда не делал – теперь уже маленький исследователь разжигает огонь с помощью увеличительного стекла или строит шалаш на дереве. Можно ли 6-7 летнему ребенку предоставлять такую свободу? Несомненно, если при этом вы твердо уверены, что его безопасность обеспечена. На «Школе Робинзона» жизнь и здоровье ребенка сохраняется не только благодаря оперативности квалифицированной медицинской помощи, регулярному посещению «островов» инструкторами (раз в 2-4 часа). Этому способствуют занятия по технике безопасности, уроки по формированию туристических навыков (строительство шалаша, вязание узлов, разжигание костра, приготовление пищи на огне, поиск съедобных растений и приготовление блюд из них). Подготовка к «островам» помогает суметь выжить в одиночку, то есть полагаться только на себя, и не бежать за помощью при каждом удобном случае. А опыт самостоятельной жизни на «Острове» позволяет научиться самому решать, что делать и как действовать.

Быть взрослым – значит отвечать за последствия своих решений. Высадка на «Остров» в ясную погоду располагает к отдыху. Так хочется расстелить покрывало и полежать под теплыми лучами солнца. Но следует помнить, что наступит вечер и от реки потянет холодом, прилетят комары, возможно, начнет накрапывать дождь. И если не побеспокоиться об укрытии заранее, придется всю ночь провести под открытым небом, кутаясь в мокрый спальник. От одной такой ночевки здоровья не убавится, но вот научиться смотреть в ближайшее будущее и принимать на себя последствия собственных оплошностей ребенок, несомненно, сможет. Как ему в этом помочь? Надо дать ему шанс испытать трудности, связанные с собственными просчетами. Показать, что его собственное благополучие зависит от его собственных действий, а на помощь со стороны рассчитывать приходится не всегда. Продемонстрировать на полученном опыте «выживания» необходимость умения оценить обстановку, спрогнозировать возможные трудности и предупредить их.

Если попробовать вычленить главный вопрос – то это наверно каким образом за короткое время сложить детско-взрослое сообщество, в котором интересы каждого будут учтены и максимально реализованы в этом общем пространстве. Сложность в том, что работа идет с временным коллективом, который существует в таком виде всего 2 недели. Ребята приезжают сюда очень разные. Принципиально важно чтобы каждый участник программы смог каждый день прожить максимально так, как бы ему хотелось и, при этом реализуя свое «хочу», он как минимум не нарушал права и свободы другого, а как максимум, чтобы в этом пространстве, которое взрослые учатся с ребятами складывать, шло взаимообогащение и взаимоподдержка. Какими же средствами этого добиваться?

Прежде всего важно, чтобы ребёнок понимал – чего же он хочет. Причём это «хочу» начинается с малости – Чем ты хочешь сейчас заняться? Что ты будешь кушать? - и продолжается в каких-то смыслополагающих вопросах – Что ты хочешь от программы? Что ты хочешь от жизни? Конечно, глубина зависит и от способности ребёнка осознавать себя и от готовности наших педагогов понять ребёнка и помочь ему сформулировать это. Такая работа по прояснению желаний требует времени и умелости взрослых поддерживать этот диалог. Именно поэтому взрослых на программе так много по сравнению с обычными лагерями отдыха. И взрослые эти проходят специальную подготовку. Именно поэтому довольно много времени уделяется индивидуальным разговорам с участниками и прояснению их интересов. После того, как эти «хочу» прояснены – задача взрослых поддержать ребенка в их реализации. В принципе на программе разрешено все, что вписывается в 5 правил проживания (см. ниже) и в правила техники безопасности, а возможно многое казалось бы даже невозможное в походно-полевых условиях.

То же касается и программы занятий на день. Ее ребята и взрослые придумывают каждый день утром, состыковывая свои желания, а вечером подводят итог – насколько удались планы. И как только ребята начинают чувствовать вкус такой жизни – заявлять о том, чего тебе на самом деле хочется, и воплощать свои желания, состыковывая свои интересы с интересами других, как только они видят, что это на самом деле возможно, у них пробуждается огромный интерес к жизни, доверие и уважение к взрослым и одновременно с этим – чувство собственного достоинства. Именно на этой почве удивительно быстро взрастает в ребятах та самая ответственность и самостоятельность.

Бывает, что ребята едут, точно зная, что они будут делать на программе, особенно если они не новички. Это может быть, например – строительство плота и возвращение на нем в лагерь с острова, 3-х дневный сплав на самодельном плоте, многодневная «робинзонада» (рекорд – 5 суток одиночного проживания на острове), робинзонада с добыванием огня трением, шалаш-гнездо на дереве, двухэтажный шалаш, заплыв через озеро, установка «верстового столба» на самой высокой точке местности и многие-многие другие.

А бывает так, что понимание того, что ему хочется приходит к ребёнку на самой программе и для этого нужен понимающий взрослый и пространство уважительного отношения к каждому участнику. Причём ситуация когда все можно и нужно самоопределиться в этом пространстве возможностей для части ребят очень неуютна и они требуют от взрослых определить их: «Скажите, что мне делать? Что сегодня будет?», возвращая ребятам ответственность за то, какими событиями будет наполнен его час или день, «Давай подумаем, что бы тебе хотелось? А чего точно не должно быть? Какие из предложений других тебе наиболее интересны?» давая ему возможность понять, что у него есть право жить так, как ему нравится и делать то, что хочется (одновременно с этим правом – он реально чувствует ответственность за свой выбор). Чтобы все ребячьи «хочу» не стали лишь несбыточной мечтой или беспочвенной декларацией, а действительно были реализованы, причём реализованы самими ребятами – важен следующий шаг. Это помощь ребятам в осознании того, какие условия и ресурсы им необходимы для воплощения своих желаний. Ведь зачастую бывает что, столкнувшись с первыми трудностями на пути воплощения своих желаний, ребёнок теряет энтузиазм и забрасывает начатое, каким бы привлекательным ни казался ему результат. Поэтому вторая линия, которую выдерживаем в работе с ребятами – это работа с «личным вызовом».

Каждая ситуация затруднения – это вызов. Вопросы, которые обсуждаем с ребятами: принять или не принять этот вызов? Если принять, то во имя чего и откуда брать силы, когда трудность запредельна? Если отказаться то, что теряешь, каковы последствия для тебя лично и насколько ты готов принять их? Будешь ли ты учиться их преодолению и как? Из этих разговоров вырастает линия «индивидуальных испытаний», когда ребята пробуют себя в сложных ситуациях режиме сопровождения взрослым. Наша задача – помочь подобрать ребёнку именно такое испытание, которое точно сработает на его задачу, помочь ему пережить этот опыт и извлечь уроки. Личные испытания могут появиться из обычных жизненных трудностей: не смог договориться с ребятами и поссорился, не хватило внимательности и еда подгорела. Тогда они могут быть предложены взрослым: «Смотри, у тебя это не получается, давай попробуем прорваться?». Либо же сам участник обращается за помощью и учится выходить победителем из тех сложностей, которые ему подбросила лагерная жизнь. А бывает, что те испытания, которые выбирают для себя ребята, не вписываются в прагматическую логику: испытание молчанием, испытание заботой о другом, испытание одиночеством, неподвижностью и т. д. Да и само 2-х дневное автономное проживание на острове без взрослых – ключевое событие программы – это тоже для многих ребят именно большое испытание, а не просто увлекательное приключение. Какие уроки извлекают ребята, проходя этот опыт? Сдаётся, что в такого рода пробах через опыт поражений и побед у ребят нарабатывается своеобразный «душевный мускул», необходимый для того, чтобы подвигнуть себя на самые смелые и трудные мечты.

И третья линия, которую удерживаем на программе – это совместное планирование событий на программе. Есть определённая канва – ключевые дела, которые происходят на каждой программе – 2-х дневные «Острова» и подготовка к ним, приезд-отъезд. Все остальное – это творчество участников программы. С кем поселиться в палатке, каким будет меню, как готовить еду – только на себя или объединиться в группу, какими будут «Острова» - одиночные, или кто-то пойдёт робинзонить с друзьями, как пройдёт подготовка – расслабленно или с напряжением, какие приключения будут на программе, пойдём ли за черникой, будет ли байдарочный поход и когда, сколько человек встанет на ночную рыбалку, как будем праздновать день рождения? Все это – предмет обсуждения и принятия решения на самой программе. Какие-то решения ребенок принимает сам, а какие-то нужно принять группой. Опыт постоянного совместного гибкого планирования, которое откликается на любые изменения – будь то погода или настроение или внезапно пришедшие гости – это хорошая практика, дающая всем ощущение свободы, лёгкости и радости от совместного проживания. Важно, что для состыковки планов есть определённое время и место – это вечерний и утренний общий сбор обязательный для всех. Тут можно сделать предложение в план на завтра или скорректировать сегодняшний, заявить своё несогласие с чем-то, увидеть с кем на сегодня твои планы совпали и договориться о времени. Вечером подводятся итоги прошедшего дня, обсуждается все ли сделали, как хотели, а если не все – то что нам помешало и что нужно учесть назавтра.

Стоит поподробнее коснуться темы «договор с ребёнком». Ведь, по сути, вся программа – это ещё и обучение договорным отношениям. Все взаимодействие с ребятами строится в жанре договора как равноправные партнёры. Манипуляция, то есть управление ребёнком при помощи скрытого шантажа, угроз или эмоционального подкупа, здесь недопустима. Прямые указания и требования со стороны взрослых возможны, но только в ЧП ситуации или когда идёт режим обучения, тогда взрослый может занять позицию руководителя и эксперта. Правда, как правило, этот договор на принятие такой формы взаимоотношений прежде должен состояться между ребёнком и взрослым. У каждого договора есть и прямое следствие: что будет, когда договор нарушается какой-либо из сторон.

Спрашивайте ребенка об его ожиданиях на эти две недели. Особенно это касается тех ребят, кто едет не в первый раз. Поощряйте такие темы и старайтесь как можно раньше узнать, что за состав ребят попадёт на программу.

Прямые вопросы ребёнку, проясняющие его интересы, – практикуется на программе постоянно и в форме индивидуальных разговоров и во время разговоров в мини-группах и на общем кругу. Отношения очень быстро складываются довольно открытые и даже замкнутые ребята вполне быстро осваиваются и не стесняются таких вопросов. Где-то к середине программы предложите ребятам подумать об острове своей мечты (иногда ребята рисуют эти мечты) и написать заявку, в которой они описывают то, каким образом они собираются провести свои «острова» на программе. В этой заявке они напишут - с кем они пойдут робинзонить, какое место для робинзонады предпочитают, что возьмут с собой из снаряжения и продуктов, сколько времени будет продолжаться их приключение, какие испытания во время этого они бы хотели пройти. Работа с этими заявками – это очень ответственный этап для команды инструкторов, и постарайтесь как можно точнее прояснить в них все нюансы. Подписанная участником и его инструктором заявка, состыкованная с заявками других участников – это ещё и коллективный договор, который принимает на себя команда взрослых, обеспечивающая безопасность и надёжность ключевого события программы.

Чтобы измениться и осознать это, нужно было проделать этот путь. И для него этот пройденный путь большая ценность. Действительно, если ребёнок не приучен прислушиваться к себе и доверять своим побуждениям, то прежде чем он на самом деле научится этому, он может воплотить немало чужих намерений, того что ему предписали значимые люди и окружение. И дайте ребёнку шанс свериться – пусть почувствует разницу между своим истинным желанием и теми ожиданиями, которым он должен соответствовать. Есть и те, кому важно поисследовать нюансы своих «хочу», чтобы потом из многих вариантов выбрать наиболее соответствующее.

Привлекайте его внимание к этой смене намерений и наша задача вместе с ним выяснить причину этих перемен. То ли он вначале назвал не то, что хотел, и тогда вопрос «Почему?» То ли не разобрался в себе, то ли просто сказал, чтобы его оставили в покое и не приставали с вопросами, то ли пошёл за компанию с кем-то, а потом ему это не понравилось, то ли трудности, которые встретились, оказались ему не по плечу и, он, поэтому отказался от своих намерений. Это нормальная ситуация для нас, рабочая ситуация. Именно в такие моменты находиться с ребёнком в диалоге, помогать ему и себе восстановить ясность и, либо передоговориться, либо помочь ему преодолеть трудности, либо, если смена его намерений нарушает чьи-то права, то восстановить справедливость, вплоть до того, что привлечь его к оговорённой ответственности за нарушение взятых на себя обязательств

Не старайтесь сделать на программе какой-то идеальный мир, где все не так, как в жизни. И это не тренинг. Программа очень жизненная и естественная, а в чем-то даже более суровая, чем привычный мир ребят. И как раз эти дети не часто согласовывают с кем-то свои действия, им привычнее, что их желаниям потакают и все приносят в готовом виде, что они не несут никакой ощутимой для них ответственности за свои договора с другими, они, бывает, не любят брать на себя обязательства и знают, что если что-то не могут сделать сами, то им это сделает кто-то. Такая же школа жизни, которую они получают на программе, дает им возможность увидеть то, как устроены реальные договорные отношения среди людей, не связанных родственными узами. Учите их строить достойные отношения. Они учатся преодолевать трудности самостоятельно и открывают в себе свою собственную силу.

Какой ребенок не мечтал о своем собственном необитаемом острове, так - пожалуйста! Но только чтобы стать хозяином острова, нужно стать и хозяином положения, и хозяином самому себе.

Ведь это только на первый взгляд кажется, что двое-трое суток на острове без взрослых - это здорово! КЛАССНО!! КРУТО!!! ПОЛНЫЙ ОТПАД!!!!! МЕЧТА!!!!!!!! Оказывается, к осуществлению мечты нужно еще быть готовым. Глотнув пьянящей свободы, через какое-то время вдруг тоскливо признаешься себе, что неплохо было бы глотнуть и чего-нибудь посущественнее, хотя бы чаю попить... И совсем некстати вдруг начинается дождь, костер не разжигается, становится холодно и неуютно. А тут еще в тебя вгрызаются целые полчища летучих тварей, скользкие лупоглазые лягушки взяли в плен, окружив со всех сторон. В голову лезут мрачные мысли и грустные воспоминания... Какой уж тут отдых! Хорошо, что на "необитаемом" острове можно выкинуть белый флаг и ждать инструкторов, чтобы покончить с этой нелепой затеей - пожить совсем одному. Но такой финал - большая редкость, потому что вся неделя, предшествующая высадке на "остров", - это серьезная подготовка и понимание того, "чего же желает твоя душа"

Почти такой вопрос (А какую жизнь, какое приключение ты бы хотел на "необитаемом острове"?) и еще десяток-другой уточняющих зададут инструктора лагеря "Робинзонада" мальчишкам и девчонкам

  • Что тебе хочется попробовать?
  • В какую игру хочешь сыграть?
  • Пойдешь в одиночку или с кем-то? Почему?
  • Хочешь опасностей, неожиданностей?
  • Хочешь "стихийных бедствий"?
  • А готов ли ты к этому?
  • Что нужно, чтобы быть готовым?
  • Что ты уже сейчас можешь, в чем нужна помощь?
  • Что можно сейчас предпринять, чтобы подготовиться?
  • А что тебе для этого надо?
  • А чему тебе стоило бы поучиться?
  • А как ты будешь это делать?...

Это не прямой допрос с пристрастием. Вопросы звучат как бы между делом. Они и не могут не возникнуть в той атмосфере, которая поддерживается в лагере.


Правила игры:

В принципе - в палаточном лагере возможно все, кроме нарушения "Правил проживания". Их всего шесть и они соблюдаются и участниками, и инструкторами, поскольку они вполне обоснованы и являются условием безопасности жизни, достаточно однозначны, легко поддерживаются и усваиваются. Из "Правил...": "Если не уверен в правильности своего поступка - посоветуйся с инструктором, особенно, если есть угроза безопасности, твоей и твоих товарищей. Лагерь - территория, свободная от вредных привычек! О плохом самочувствии немедленно сообщи своему инструктору. Покидай территорию лагеря только по договоренности со своим инструктором, строго соблюдай контрольные сроки возвращения". Еще два правила - о сохранении экологической чистоты и правила купания. Вот и все! Дальше - полная свобода! Нет заранее утвержденных мероприятий, плана работы, режима дня. Но не стоит думать, что в лагере царит полная анархия и хаос. Как раз наоборот - ощущение легкости и порядка. Это пространство свободы выбора, полной ответственности за него и соблюдения договоренностей. Все решения относительно себя ребенок принимает сам, и ответственность за последствия своих решений - тоже.


А если правила нарушены?

Инструктора рассказывают: "Был однажды на Программе 14-летний парнишка - активный такой, во всем участвует, всем помогает. Только совершенно забывает о существующих правилах и договоренностях. Нужна ему вода для питья, - схватит котелок, садится в байдарку и - вперед! А спас-жилет не надет. А по правилам лагеря плавать на байдарке можно только в спас-жилете. Его возвращают, напоминают о правилах, но в следующий раз он снова забывает об этом... Это стало темой обсуждения на одном из вечерних сборов инструкторов, и выход был найден. После очередного нарушения правил состоялся разговор Инструктора с Участником:

И - Что поможет тебе всегда помнить о правилах?
У - Если я сделаю что-то, что делать не люблю и не хочу...
И - А что это может быть? Что ты не любишь?
У - Ну... мыть посуду... Вот если я вымою посуду после обеда всего лагеря...Ни за что больше не забуду...

Результаты переговоров были объявлены самим пареньком на общем сборе. После обеда был торжественный процесс - "помывки" посуды... После этого случая уже не только он, но и никто другой не забывал одевать спас-жилет..."


У инструктора пять подопечных - его рабочая группа. В его задачи входит создание доверительных отношений с ребенком и поддержка его желаний, намерений, помощь в осознании своих "хочу" и выборе способов их достижения, обучение необходимым для этого умениям. На программу приезжают ребята, которые хотят попасть на "необитаемый" остров на двое суток. Это кульминация программы. Это желание поддерживается и ежедневно идет обсуждение: через 10... 7... 5... 2 дня высадка на острова. Готовы ли? Каждое утро в рабочей группе идет разговор: кто чем хочет заняться сегодня и какое испытание выбирает - "Столовую Робинзона" или "Регату", "Рай в шалаше" или "Добывание огня", "Кухню Робинзона" или еще что-то, что можешь придумать и предложить сам. Испытание - это возможность проверить себя, узнать что-то новое, поделиться опытом друг с другом. Как правило, на одно испытание отводится один день. Но если хочется, можно за один день пройти несколько или несколько дней посвятить одному: построить разные шалаши, пойти ночевать в лес в разную погоду.


Проходя школу разнообразных испытаний, юные "Робинзоны" учатся:

  • оборудовать укрытия в лесу - шалаши и навесы, "гнезда" и "норы", - и ночевать в них в любую погоду;
  • жить на "подножном корме", делая шашлыки из мидий, голубцы из крапивы, сахарные ивовые палочки и лепешки из корней;
  • добывать, разводить и поддерживать огонь в любую погоду;
  • готовить пищу в полевых условиях, делая необходимые предметы из подручного материала, (Среди столовых приборов "Робинзонов" изобилие деревянной, берестяной, пластиковой, глиняной и жестяной посуды - ложки, миски, чашки и даже сковородки и кофейники! А если "налетевший ураган" унесет всю посуду, то всегда можно поесть из мисочки - ямки, в которую положен полиэтилен, а чай вскипятить в пакетике из фольги.);
  • не теряться в экстремальных ситуациях, реально оценивать свои силы и приходить на помощь друг другу в трудную минуту.


"Как группе из пяти человек не остаться голодной?", - можно решить по-разному:

  • чтобы есть три раза в сутки, нужно приготовить еду три раза, то есть три раза развести костер, а готовит на пятерых человек каждый по очереди;
  • костер не разжигаем, питаемся бутербродами;
  • в группе распределяются постоянные поручения - повар, костровой, посудомойка, и пр. и каждый отвечает за свою работу;
  • готовит тот, кто самый голодный или кому захочется это сделать;
  • каждый готовит сам для себя столько раз, сколько ему надо.

Каждый выбирает свой путь, и сам решает как ему жить 15 дней. Любой вариант приемлем, если при этом не нарушены главные 6 правил.


«Школа Робинзона» - это всего лишь школа жизни, где ребенок всего лишь учиться принимать решения, учиться быть собой и следовать своему пути. Он имеет право на ошибку, от совершения которой зависит не так уж и много. Помощь взрослых заключается на программе в создании определенной степени свободы действий для ребенка и стимулировании его собственной активности. По мере необходимости инструктор выступает для младшего школьника родителем, другом, учителем, помощником. И так важно слышать в завершение летней смены слова участников: «Я смог это сделать! Я победил!», - или их родных: «Какой он стал взрослый!».


Компиляция статей с сайта active-camp.ru