Чувствоведы

Asdf457.jpg

Описанный ниже конкурс может быть встроен в систему тренингов для младших подростков в форме отдельного занятия, посвященного работе с эмоциональной сферой.

Основные задачи этого занятия следующие: во-первых, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств; во-вторых, развитие навыков невербальной коммуникации через отражение и узнавание внешних эмоциональных проявлений.

Можно провести настоящее состязание между командами с выставлением баллов за каждый конкурс (например, по шестибалльной системе, при этом бланк учета результатов по ходу игры заполняется на доске или на планшете), а можно обойтись выполнением заданий командами без оценивания. Ведущий поступает по собственному усмотрению. В любом случае предварительно необходимо разбить группу на две или три подгруппы по пять—шесть человек в каждой.


ПЕРВЫЙ КОНКУРС «ЗНАТОКИ ЧУВСТВ»

Команды располагаются по кругу. Задача, поставленная ведущим, такова: поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек.

Этот конкурс можно организовать по-разному. Если в каждой команде равное число игроков, то какую-либо эмоцию должен назвать каждый член команды, затем ход передается другой команде. В случае неспособности кого-то в течение десяти секунд назвать нужное слово всей команде записывается штрафной балл. Другие члены команды должны молчать, а называть эмоцию обязан тот, до кого дошла очередь.

Этот вариант конкурса довольно труден, поскольку требует обязательного включения всех участников, даже тех, кто не очень быстро соображает. Если же число игроков в командах неравное или если ведущий не желает ставить ребят в слишком жесткие условия, можно ограничиться называнием по одной эмоции от каждой команды. При этом совершается по крайней мере с десяток кругов. Ведущий внимательно следит за тем, чтобы названия чувств и эмоций не повторялись и чтобы вместо них не назывались качества характера.

Неплохо, если ведущий успевает фиксировать все названные эмоции на классной доске или планшете (на последующих этапах занятия эти записи могут пригодиться).


ВТОРОЙ КОНКУРС «ОБЪЯСНЯЮ — ПОНИМАЙ!»

Каждая команда задумывает какое-нибудь слово, связанное с эмоциональной сферой. Это может быть название какого-то переживания, а может быть понятие, означающее форму переживаний, например «стресс», «аффект» или «страсть» (конечно, если на предыдущих занятиях участники группы уже знакомились с этими понятиями). Нужно объяснить соперникам, что означает это слово, раскрыть его содержание, но само слово при этом не называть. В случае конкретного переживания не возбраняется кратко и четко описать ситуацию, в которой это переживание может возникнуть. Соперники после тридцатисекундного размышления должны определить, что это за слово.

Если команд три, то возможность для ответа предоставляется той команде, представитель которой быстрее поднял руку. При правильном ответе именно этой команде дается право загадать свое слово. Если нет — пытаются другие.

В этом конкурсе ведущему следует оценивать не только ответы, но и сами задания — определения соответствующих слов: они должны быть ясными, полными, корректными. Можно ограничиться одним понятием со стороны каждой команды, но если позволяет время, то неплохо было бы задумать по три слова.


ТРЕТИЙ КОНКУРС «ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ»

Команды выстраиваются в колонны (вот тут уже обязательно, чтобы в каждой из них количество игроков было равным; в противном случае «лишнего» участника ведущий просит быть своим ассистентом, в обязанности которого входит следить за соблюдением правил проведения конкурса). Необходимо заранее приготовить карточки с названиями эмоций. Примерный набор: радость, вина, обида, грусть, удивление, интерес, гнев, спокойствие, отвращение, страх, презрение, стыд, горе. Указанный список может быть дополнен, в частности из того списка, который получился после проведения первого конкурса.

Процедура «Передачи чувств» состоит в следующем.

Участники, оказавшиеся в колоннах последними, поворачиваются к ведущему и вытягивают одну карточку из стопки. Подумав требуемое время над тем, как можно невербально изобразить указанную в карточке эмоцию, они дотрагиваются до плеча стоящего перед ними участника.

Он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой первого игрока.

Далее эмоция невербально передается по цепочке.

Когда эта «эмоциональная информация» достигнет впереди стоящего игрока, он быстро возвращается в хвост колонны.

После того как все «правофланговые» окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них (в соответствии со временем «финиширования») изобразить эмоцию, которую они получили, а затем назвать ее. Ответ сопоставляется с надписью на карточке.

В случае очевидной синонимичности (скажем, на карточке написано слово «грусть», а называется «печаль») не следует снижать оценку. Процедура повторяется еще дважды. При этом тот игрок, который в первой серии был первым, оказывается замыкающим в колонне, и именно ему предстоит теперь вытягивать карточку.

При подведении итогов конкурса учитывается и скорость «передачи» эмоции по цепочке, и правильность ее определения (можно ставить две оценки).


ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»

В этом конкурсе также три серии. В первой серии каждая из команд задумывает какую-либо эмоцию из списка, заранее заготовленного ведущим (в него могут войти эмоции из набора, указанного в третьем конкурсе). После этого команда отправляет своего представителя к команде-сопернице (если команд больше двух, то можно просто «делегировать своего человека» по часовой стрелке). Задача «делегата» — молча выслушать слово, задуманное соперниками, которое те сообщают ему «на ушко». «Делегаты» возвращаются к своим командам и после двухминутной подготовки невербально изображают своим соратникам задуманное слово. У каждой команды есть три попытки для угадывания.

Во второй серии конкурса командам предлагается задумать не только эмоции из ограниченного списка, но и вообще любое переживание (в остальном игра проводится аналогично).

В третьей серии команды имеют право задумать вообще любое слово, имеющее отношение к эмоциональной сфере (в этом случае ведущему лучше подстраховаться и попросить сообщить ему задуманные слова, чтобы не допустить некорректности).


ПЯТЫЙ КОНКУРС «ЧУВСТВА ЖИВОТНЫХ»

Если в командах шесть человек, то они (команды) образуют две тройки. Если пять, то выдвигают одну тройку. В тройках участники договариваются, кто станет первым игроком, кто — вторым, кто — третьим. Только на этом этапе они получают инструкцию ведущего. Первый игрок должен задумать любое животное, третий — любую эмоцию. После этого они «на ушко» сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Соперникам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает. В этом конкурсе оценивается качество исполнения.


ШЕСТОЙ КОНКУРС «СИТУАЦИИ С ЭМОЦИЯМИ»

Ведущий дает каждой команде карточку, на которой описана та или иная ситуация. Действующими лицами этой ситуации практически всегда являются животные. Жирным шрифтом в карточке указаны две эмоции, которые переживают персонажи. Командам после пятиминутной подготовки необходимо инсценировать описанную в карточке ситуацию, не используя человеческой речи (издавать «животные» звуки не воспрещается). Соперники должны определить и животных, и по два для каждой ситуации эмоциональных переживания (набор карточек см. в приложении). Если позволяет время, можно предложить каждой команде разыграть по две или даже по три ситуации.


СЕДЬМОЙ КОНКУРС «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЛИЦА»

Для проведения этого конкурса ведущему необходимо заготовить картинки (или специальные карты) с изображением людей, испытывающих сильные чувства. Оказалось удобным воспользоваться набором карт, выпущенных в Саратове, на которых изображены персонажи фильма о Гарри Поттере. Лица героев на этих картах очень выразительны, их мимика и позы эмоционально насыщены.

Ведущий раздает каждой команде по пять карт (надо позаботиться о том, чтобы все изображенные на них персонажи были разными) и предупреждает, что делает это не в целях рекламы фильма. Он предлагает тем, кто уже видел фильм, вообще забыть, кто изображен на картах, и попытаться взглянуть на них свежим взглядом.

Задание таково: придумать сказочную историю, в которой действовали бы эти персонажи, испытывая те самые эмоциональные переживания, которые отражены на их лицах. Нужно дать им новые имена и вводить в сюжет сказочной истории последовательно — по необходимости.

Десяти минут на подготовку вполне достаточно. Команды рассказывают свои истории, по ходу действия предъявляя нужные карточки. Ведущий оценивает качество коллективного произведения и соответствие эмоций персонажей на карточках и в придуманной истории.


Завершается занятие подведением итогов «конкурса чувствоведов» и поздравлением победителей. Если задания не оценивались, то можно просто обсудить результаты занятия.


ПРИЛОЖЕНИЕ

  • Волк погнался за зайцем, но не догнал его и остался голодным. Волк переживает горе, а заяц радуется.
  • Два ежика шли по лесу и увидели потерянные кем-то часы. Сначала они испугались тиканья, а потом с опаской подошли поближе и стали рассматривать находку, не понимая, что это такое. Эмоции - страх и интерес.
  • Две белочки решили добраться до соседнего леса, где никогда не были, но забыли позвать с собой третью подружку. Их тянет в лес любопытство, а третья белочка испытывает обиду.
  • Медведь случайно наступил на ежа и уколол лапу. Медведь гневается на ежика, а тот чувствует себя виноватым.
  • Щенок убежал гулять без разрешения и радуется свободе, а его родители — взрослые собаки — за него тревожатся.
  • Утки и гуси с презрением относятся к гадкому утенку, а он не может понять за что и очень удивляется.
  • Кукушонок, подброшенный в чужое гнездо, очень обижается на свою маму-кукушку, а та абсолютно равнодушна.
  • Котенок попробовал новую еду, но она ему не понравилась и даже вызвала отвращение. А попугай грустит, что его вообще не накормили.